Условные обозначения: 0 – нет влияния, 1 – незначительное влияние, 2 – среднее влияние, 3 – значительное влияние.
Как полагает М. М. Бриль с соавторами (1982), при проведении конкурсного отбора в школы-интернаты спортивного профиля необходимо оценивать:
- перспективность спортивного совершенствования кандидата;
- общую и специальную физическую подготовленность;
- наличие медицинских показателей к освоению высоких тренировочных нагрузок и достижению высоких спортивных результатов.
При выборе спортивной специализации В. Н. Цветков, В. И. Шапошникова (2001) рекомендуют учитывать месяц рождения ребенка. Известно, что в первые шесть месяцев от даты рождения (кроме второго месяца от даты рождения) заболевания детей и юных спортсменов бывают достоверно реже, чем во вторые шесть месяцев. Период первых шести месяцев характеризуется высокими адаптационными возможностями. Данный период считается наиболее жизнестойким, особенно первый месяц от даты рождения. Анализ годовой динамики личных рекордов выявил, что первый месяц от даты рождения наиболее результативный. Тенденция к увеличению числа личных рекордов прослеживается в пятом и шестом месяцах от даты рождения (В. И. Шапошникова, 2002).
Следовательно, спортсменам зимних видов спорта (лыжникам, конькобежцам и т.п.), родившимся осенью или в начале зимы, первые, более благоприятные месяцы индивидуального роста (год, исчисляемый от даты рождения) позволяют лучше проявить свои двигательные способности и противостоять неблагоприятным условиям среды.
Важной составляющей данного этапа спортивного отбора является определение степени обучаемости спортсменов и темпа прироста у них показателей двигательных способностей. Так, Х. Кратцер (1991) предлагает определять у юных спортсменов способность к обучаемости по следующим критериям (табл. 36).
Таблица 36 - Критерии способностей юных спортсменов к обучаемости
Положительные | Отрицательные |
Быстро усваивает объяснение тренера. | Не всегда понимает пояснения тренера, не может сразу выполнить конкретное указание. |
В сравнительно короткий срок усваивает азы технической подготовки. | Несмотря на интенсивную подготовку, техническими элементами овладевает с трудом. |
Быстро и правильно исправляет допущенные ошибки после замечания тренера. | Не учитывает указания тренера, допускает одни и те же ошибки. |
Неудачно выполненное упражнение осознается и несет обучающий эффект. | Неудачно выполненное упражнение не осознается и тормозит процесс обучения. |
Сам видит ошибки и пытается их самостоятельно исправить. | Не замечает собственных ошибок. |
Опираясь на собственный опыт, способен самостоятельно выполнять задания. | Не может сделать выводов по выполненной работе. |
Имеет хорошую двигательную память. | Запоминает сложнокоординационные движения плохо, быстро их забывает. |
Хорошо дифференцирует временные интервалы выполняемого движения, пространственные и динамические параметры движений. | Плохо дифференцирует различные параметры собственных движений. |
Формируются специализированные чувства восприятия: чувство воды у пловцов, снега – у лыжников, чувство льда у конькобежцев. | Не формируются специализированные восприятия. |
Одаренные спортсмены характеризуются высокими темпами прироста общих и специальных способностей, а также результатов в избранном виде спорта. На данном этапе спортивного отбора целесообразно использовать батарею тестов, которая позволила бы всесторонне наблюдать за развитием двигательных способностей и функциональных возможностей юных спортсменов в течение 1,5-2 лет (длительности данного этапа).
Контроль над темпами прироста двигательных способностей, как полагает П. Херм (1990), целесообразно проводить ежемесячно. Наиболее удачно педагогический контроль осуществляется в положительную фазу физического биоритма, в одно и то же время дня с интервалами 28 дней (полный цикл данного мезоцикла).
Исследование многолетней динамики спортивных результатов сильнейших спортсменов мира позволило В. Н. Шапошниковой (2002) установить интересный факт: периодическая скачкообразность в приросте результатов – один из признаков одаренности спортсменов.
На третьем этапе спортивного отбора увеличивается значение личностных психологических качеств юных спортсменов. Формируются новые мотивы спортивной деятельности: стремление к совершенству, стремление к стрессу (например, на соревнованиях) и преодоление его, повышение своего статуса и престижа в обществе (классе, школе), потребность быть членом коллектива, получать различные материальные поощрения (спортивную форму, значки, дипломы, медали и т.п.), стремление быть мужественным, стремление быть лидером. При оценке соответствия юного спортсмена требованиям, которые предъявляются спортсменам высокого класса, внимание нужно обращать на трудолюбие, устойчивость к стрессовым ситуациям, желание тренироваться и соревноваться и т.п.
По мнению В. Н. Платонова (1997), на данном этапе спортивного отбора важным является всесторонний анализ предшествующей тренировки. Предпочтение следует отдавать тем юным спортсменам, кто достиг относительно высокого уровня тренированности и спортивных результатов за счет незначительного объема тренировочной работы (отсутствия многоразовых тренировок в день), небольшой соревновательной практики, правильно поставленной школы движений.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 595.