СУТЬ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ И СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
Спортивная тренировка в узком смысле слова означает применение физических нагрузок, осуществляемое посредством физических упражнений, с целью обеспечения успешного участия в соревнованиях. Тренировочный процесс и участие в соревнованиях тесно взаимосвязаны. Тренировка, сфокусированная на выполнении соревновательного упражнения, с одной стороны, и сами соревнования, являющиеся частью общей подготовки, с другой, служат для подготовки спортсменов к тому, что называют главным или целевым соревнованием. У спортсменов высокой квалификации обычно одно или два целевых соревнования в год и 8-12 других соревнований, включенных в годичную программу их подготовки. Кроме соревнования и тренировок чрезвычайно важным является процесс восстановления. Процесс восстановления в его широком значении включает специально спланированные восстанавливающие тренировки и упражнения, а также другие средства типа массажа, физиотерапии, водных процедур, лечения, правильного питания, ментальной релаксации и использования естественных климатических факторов. Эти три компонента – тренировка, соревнование и восстановление – формируют содержание спортивной подготовки.
Спортивная подготовка содержит множество существенных, специально направленных составляющих, которые должны решить фундаментальные проблемы, связанные с физическими способностями, техникой, тактикой, психологическим состоянием, специфическими по виду спорта знаниями и способами мышления (табл. 76).
Таблица 76 - Основные составляющие спортивной подготовки
Составляющая спортивной подготовки | Задача |
Физическая подготовка. | Улучшить физические (двигательные) способности и увеличить физиологический потенциал спортсменов. |
Техническая подготовка. | Приобрести когнитивные технические навыки и достичь желательного уровня технического мастерства. |
Тактическая подготовка. | Приобрести когнитивные специфические по виду спорта тактические навыки, которые позволяют наиболее эффективно использовать двигательные и технические способности спортсменов на соревнованиях. |
Психологическая (умственная) подготовка. | Развить личность спортсмена так, чтобы она стала гармоничной, высокомотивированной и нравственно устойчивой. Привить спортсменам навыки когнитивной саморегуляции эмоционального состояния для содействия максимальной реализации их психофизиологического потенциала. |
Интеллектуальная подготовка. | Обогатить общие и специфические по виду спорта знания спортсменов для эффективного выполнения их тренировочной и соревновательной программ. |
Рассмотрим важнейшую часть спортивной подготовки – физическую подготовку, ее самый обширный и всеобъемлющий элемент. Он состоит из физических упражнений и направлен на улучшение физических (двигательных) способностей: силы, выносливости, скорости, гибкости и ловкости. Эти двигательные способности базируются на соответствующих физиологических предпосылках, требующих совершенствования. В целом этот тип подготовки посвящен улучшению физических кондиций спортсменов, поэтому его иногда называют кондиционной тренировкой.
Техническая подготовка включает физические упражнения и другие виды деятельности (демонстрацию, объяснение, устные и визуальные корректировки и т.д.), направленные на обучение и улучшение определенных технических навыков. В конечном счете, результатом этого процесса должно стать достижение спортсменом наиболее высокого уровня технической подготовленности, который называется техническим мастерством.
Тактическая подготовка касается мер (специально организованных физических упражнений, испытаний, ментальных упражнений, моделирования и т.д.), направленных на выработку когнитивной соревновательной тактики. Это позволяет спортсменам наиболее эффективно использовать свои двигательные и технические способности на соревнованиях. Очень часто термин «стратегия» используется как синоним термина «тактика». Строго говоря, стратегия имеет отношение к долгосрочному планированию и управлению большими физическими, техническими, тактическими и материальными средствами и возможностями.
Психологическая подготовка включает различные способы работы в двух главных направлениях: 1) формирование личности спортсмена с целью ее гармонизации, придания высокой мотивированной и нравственной устойчивости; 2) приобретение и совершенствование познавательных навыков для обеспечения спортсменов эффективными инструментами для саморегуляции эмоционального и психологического состояния. Таким образом, психологическая подготовка предназначена для содействия максимальной реализации способностей спортсмена в специфических по виду спорта действиях и, в конечном счете, при выполнении максимальной нагрузки.
Интеллектуальная подготовка охватывает все, что относится к пониманию самого спорта в целом и профессионально важных деталей, связанных с тренировками, соревнованиями, судейством, оборудованием, спортивными СМИ и т.д. Специфические по виду спорта знания имеют первостепенное значение. Они включают:
- основы выбранного вида спорта: его дисциплины, технические и тактические основы, цели и условия тренировки, нормы поведения (товарищество, основные этические нормы);
- основы соревновательной деятельности: правила, программу, оборудование, права и обязанности спортсменов, понятие о «честной игре»;
- основы методологии тренировки: цели, средства и методы, информация о нагрузках и восстановлении, знания о человеческом теле и самоконтроле.
Это знание передается спортсмену через беседы, лекции, семинары, профессиональную литературу и т.д. В частности, обычный тренировочный процесс, сопровождаемый краткими инструкциями и объяснениями, вносит вклад в интеллектуальное образование спортсменов. Нет корреляции между уровнем интеллектуальной подготовки и спортивными достижениями, однако очевидно, что спортсмены мирового класса намного более информированы и образованы в сфере своего вида спорта, чем спортсмены среднего класса.
Из вышеизложенного следует, что физические упражнения используются для решения проблем физической, технической, тактической и, частично, психологической подготовки. Особенно важными являются упражнения, которые комбинируют работу над двигательными способностями и техническими навыками, техническими навыками и тактикой, тактикой и психологической устойчивостью в условиях эмоционального стресса. Такие упражнения, называемые упражнениями сопряженного воздействия, широко используются в спортивной практике.
Рис. 22 показывает содержание и единство компонентов и основных составляющих спортивной подготовки. В верхней части рисунка тренировочный процесс и соревнования определяют сущность спортивной подготовки и формируют ее содержание. В нижней части – главное содержание (тренировочная и соревновательная активность) реализуется через существенные составляющие спортивной подготовки: физическую подготовку, техническую подготовку и т.д.
Рисунок 22 - Содержание (верхняя часть рисунка)
и главные составляющие (нижняя часть) спортивной подготовки
Еще одно замечание касается соотношения между тренировкой и подготовкой. Очень часто термин «тренировка» используется вместо подготовки. Это подчеркивает важность тренировки как ведущего компонента спортивной подготовки.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 539.