Цели и задачи тренировочного процесса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Спортивная тренировка – целенаправленный процесс, в котором спортсмены в соответствии со своими желаниями и амбициями стремятся достичь своих целей и решить свои задачи. Все виды спорта имеют одну общую специфическую цель – достижение мастерства в избранном виде спорта. Эта направленность тренировки на высокий результат отличает ее от других видов спортивной деятельности типа общего фитнеса, школьной физкультуры или профессионально ориентированной физической подготовки военных, моряков, полицейских и т.д. Эта общая цель может быть обозначена более специфически в пределах определенного сезона подготовки или нескольких лет подготовки. В видах спорта, где скорости, дистанции и другие показатели регистрируются, она может быть выражена в определенном результате, для достижения которого тренируются спортсмены; в других видах спорта это может быть положение в мировом рейтинге и т.д.

Иерархия целей может быть представлена как пирамида, в которой вершина выражает общую задачу достижения спортивного мастерства (рис. 23).

 

 

Рисунок 23 - Иерархия целей в подготовке спортсменов

Очевидно, что основные цели определяют долгосрочную мотивацию спортсменов, образ их жизни, привычки и поведение. Средний уровень пирамиды на рисунке показывает цели тренировки, а именно: развитие двигательных способностей, технического мастерства, знаний тактики и стратегии, поддержание здоровья, приобретение специфических по виду спорта знаний. Конечно, каждый вид спорта требует собственного набора целей, которые должны быть адаптированы к его специфическим условиям. Общеизвестно, что содержание и особенности тактических навыков в игровых видах спорта значительно отличаются от таковых в силовых видах или видах спорта на выносливость.

Основание пирамиды целей сформировано целями тренировки, которые соответствуют конкретным задачам отдельных тренировок или упражнений. Например, целью жима лежа с субмаксимальным весом является развитие максимальной силы мышц верхней части тела. Другими словами, цели тренировки – это самые простые и ясные задачи, влияющие на содержание и величину нагрузки специфических тренировок. Цели тренировки касаются развития двигательных способностей (силы, выносливости, быстроты, ловкости), технических навыков или элементов, тактических способностей и/или познавательных процессов. Обычно для одной тренировки выбирается не более двух или трех целей. В дальнейшем физические и технические качества, выбранные для целенаправленного развития в отдельном занятии или тренировочном цикле, обозначаются как качества-мишени.

Определение цели имеет огромное значение для подготовки спортсменов высокой квалификации и требует особого внимания и компетентности тренера. Как уже было отмечено, лучшим вариантом здесь является максимально (насколько это возможно) точная постановка главной задачи. Это означает, что тренер должен проанализировать имеющиеся возможности спортсмена и сделать реалистичный прогноз на будущее. Этот прогноз может меняться на основании двух факторов: достигнутых спортсменом результатов и скорости, с которой спортсмен прогрессирует. Очень важно, чтобы основные цели были амбициозными, хорошо обоснованными и признанными спортсменом как чрезвычайно важные и достижимые.

Постановка целей – обязательная часть планирования тренировки. Обычно постановка целей тренировки редко создает трудности; они могут начаться при составлении адекватной тренировочной программы.

3.1.2 Основные термины спортивной тренировки

 

Основные термины методологии тренировки были исторически сформированы в ответ на запросы практики: цели тренировки, содержание тренировки, средства тренировки и методы тренировки. Табл. 77 показывает эти термины (для облегчения понимания сути сначала задается вопрос, а затем дается ответ).

Таблица 77 - Основные термины спортивной тренировки с кратким объяснением

Термин Вопросы, на которые надо ответить Краткие ответы
Цели тренировки Что должно быть достигнуто? Основные цели. Цели тренировки. Цели выполнения тренировочных упражнений.
Содержание тренировки Что должно быть выполнено? Долгосрочный план тренировочного процесса. Среднесрочный тренировочный план. Краткосрочный тренировочный план.
Средства тренировки Какие упражнения, оборудование и вспомогательные устройства должны быть привлечены? Упражнения: соревновательные, специфические по виду спорта (специальные) и общеподготовительные. Технические средства тренировки: тренажеры, устройства и разнообразное оборудование.
Методы тренировки Каким образом упражнение должно быть выполнено? Непрерывно равномерно. Непрерывно переменно. Интервально с заданным интервалом отдыха. Интервально с неограниченными интервалами отдыха. В игровой форме.

 

Список терминов начинается с «целей тренировки», которые уже были рассмотрены. Следующий базовый термин – «содержание тренировки». Все действия, обычно выполняемые в тренировочном процессе, должны быть систематизированы согласно долгосрочному, среднесрочному и краткосрочному планам. Эти планы прописывают все существенные акты и детали предстоящей тренировки и, фактически, полностью характеризуют содержание тренировки, то есть участие в соревнованиях и испытаниях, доминирующие методы тренировки (по временным периодам), объем, интенсивность и набор упражнений, тренировочные сборы, различные тестирования.

Термин «средства тренировки» относится ко всем упражнениям, включенным в программу. Они подразделяются на соревновательные и общеподготовительные упражнения. Соревновательные упражнения очень похожи, подобны основным техническим действиям и значимым компонентам соревновательной программы; они выполняются в соревновательных условиях (на стандартном оборудовании, при соблюдении правил соревнований и т.д.). Специфические по виду спорта (специальные) упражнения включают любые упражнения, при выполнении которых соревновательные условия изменяются, чтобы выделить определенные требования и детали (для этой цели, например, увеличивается или уменьшается сопротивление, упрощается или изменяется техника движения, применяется внутреннее или внешнее воздействие, привлекаются дополнительные устройства или приспособления и т.д.). Общеподготовительные упражнения составляют значительную часть набора тренировочных средств и помогают увеличить уровень общего физического развития. Обычно эти упражнения не похожи на соревновательные; при их выполнении используются различные устройства, оборудование, а также применяется широкий спектр естественных и искусственных условий. Типичными примерами таких упражнений является бег или плавание для спортсменов, специализирующихся в единоборствах и игровых видах; силовые упражнения на различных тренажерах для представителей любого вида спорта; игры с мячом для гребцов и пловцов и т.д.

Дополнительный набор тренировочных средств – это различные тренажеры и устройства; более или менее специализированное оборудование, используемое для выполнения любого вида упражнений. Эти тренировочные средства называются «техническими средствами тренировки». В последние годы набор этих средств был увеличен за счет разнообразных электронных измерительных систем и устройств (таких, как компьютеризированные тренажеры; оптоэлектронные, видео- и другие системы).

«Методы тренировки» касаются того, как именно упражнения должны быть выполнены.

 

Методы тренировки

 

Методы тренировки имеют первостепенное значение и для теории тренировки, и для тренерской практики. Несмотря на огромное разнообразие возможных комбинаций упражнений, доступные методы тренировки могут быть классифицированы и подразделены на пять главных групп (табл. 78).

Таблица 78 - Методические принципы и особенности методов тренировки

Методический принцип Условия нагрузки и отдыха Наименование метода тренировки

Длительное упражнение.

Равномерная работа Непрерывный равномерный.
Переменная работа (включает периодические ускорения) Непрерывный переменный. Фартлек.

Интервальное упражнение.

Соотношение нагрузки и отдыха строго предписано, интервал отдыха обозначен. Интервальный (длинного, среднего и короткого интервала).
Продолжительность нагрузки предопределена, интервал отдыха строго не обозначен (до полного или почти полного восстановления). Повторный.
Игровое упражнение. Согласно сценарию игры. Игровой.

 

Непрерывные упражнения могут выполняться равномерно (по скорости, по мощности или темпу движения) или переменно (с изменением параметров упражнения). Соответственно, методы тренировки – это непрерывный равномерный или непрерывный переменный. Самый популярный вариант непрерывного переменного метода – фартлек – шведский термин, который может быть переведен как «игра скорости». Этот метод, первоначально предложенный для тренировки бегунов, предполагал, что группа периодически спуртует, чтобы заменить ведущего бегуна. Обычно это упражнение выполнялось на пересеченной местности так, чтобы спурты сочетались с подъемами или спусками на трассе. Когда этот метод был применен впервые, содержание упражнения не было строго фиксировано. Несколько позже чередование ускорений и отрезков с низкой интенсивностью стало точно запрограммированным. Вариант перестал быть первоначальным «фартлеком», но термин остался, и он описывает широкий спектр неоднородных упражнений.

Интервальные упражнения более сложно организованы, чем непрерывные. Интервалы отдыха, количество повторений, характер отдыха (сидя, лежа, бегая трусцой, свободно плавая, активно расслабляясь и т.д.) обычно строго запрограммированы. Различие между двумя основными интервальными методами базировалось на способе восстановления. Повторный метод предполагает выполнение упражнений с интервалами отдыха, достаточными для полного (или почти полного) восстановления, и такой режим позволяет спортсменам выполнять упражнения, требующие проявления более значительных усилий. Следовательно, этот метод является подходящим для различных видов испытаний и моделирования соревновательных нагрузок. Выполнение интервальной работы со строго предписанными интервалами отдыха известно, как интервальный метод, который подразделяется на три вида (табл. 79).

Таблица 79 - Модификация интервального метода (по Харре [Harre], 1982, собственная редакция)

 

Название метода Продолжительность отдельного интервала нагрузки Уровень интенсивности
Метод короткого интервала. Менее 1,5 мин От максимального до высокого.
Метод среднего интервала. 1,5-6 мин От высокого до среднего.
Метод длинного интервала. 6-20 мин От среднего до умеренного.

 

Метод короткого интервала нагрузки обычно используется для выполнения тренировочных заданий от максимальной до высокой интенсивности; интервал отдыха зависит от различных факторов и длится от 15 с до 3 мин. Метод среднего интервала относится ко времени выполнения нагрузки от 1,5 до 6 мин с относительно сниженной интенсивностью и с интервалами отдыха приблизительно от 1 до 4 мин. Метод длинного интервала – это интервал нагрузки от 6 до 20 мин с интенсивностью, сниженной до умеренного уровня, и отдых продолжительностью приблизительно от 2 до 6 мин. Следовательно, чистое время выполнения тренировочных нагрузок при использовании этих методов в отдельной тренировке изменяется от 3 мин (тренировка спринтера) до 2,5 ч (тренировка марафона).

Игровой метод использует традиционные подходы, где главный фактор нагрузки – сценарий игры, который может значительно отличаться от классических правил определенных игр. Мини-игры и упражнения, использующие игровые действия, очень популярны почти во всех видах спорта, как для юношей, так и для взрослых спортсменов. Конечно, уровень нагрузки во время таких тренировок может значительно меняться. Тем не менее, он может эффективно регулироваться за счет определенных двигательных заданий и самой игры.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 615.