Известны работы (R. M. Malina, 1983), в которых позднее наступление менархе у девушек связывается с их высокой предрасположенностью к спортивной деятельности. Предполагают также (J. M. Stager, D. Robertshaw, E. Miescher, 1984), что позднее наступление менархе у спортсменов может быть обусловлено значительными и длительными предпубертатными тренировками. Доказательство наследуемости наступления менархе в определенном возрасте позволит считать данный функциональный признак женщины информативным в системе спортивного отбора.
Изучению наследуемости наступления менархе у женщин посвятили свою работу американцы Стейгер и Хатлер (1998). Ими определено сходство в сроках наступления первой менструации у 140 пар сестер-спортсменок (пловчих, участвующих в межуниверситетских или национальных соревнованиях) и у 43 пар сестер контрольной группы, не занимающихся спортом. Результаты, приведенные в табл. 20, показывают, что взаимосвязь наступления первой менструации у тренирующихся и нетренирующихся сестер отсутствует. Средние возрастные различия наступления менархе у сестер – от 1,5 до 2 лет. На основе данных результатов авторы пришли к выводу, что наследственный компонент более значим в наступлении менархе, чем тренировка, предшествующая первой менструации.
Таблица 20 - Корреляционная связь и средние различия в возрасте наступления менархе
у сестер
Группы | n | Коэффициент корреляции | Средние различия в возрасте наступления менархе, лет |
Контрольная / все сестры | 43 / 57 | 0,34* | 1,19 |
Контрольная / Нетренирующиеся сестры | 31 / 42 | 0,54* | 0,98 |
Контрольная / Тренирующиеся сестры | 12 / 15 | 0,13 | 1,77 |
Спортсменки / Все сестры | 140 / 193 | 0,37* | 1,32 |
Спортсменки / Нетренирующиеся сестры | 20 / 47 | 0,06 | 1,48 |
Спортсменки / Тренирующиеся сестры | 103 / 144 | 0,43* | 1,29 |
Примечание. * Значения р<0,05. |
У здоровых девочек менархе появляется не ранее 11 лет и не позднее 15 лет, в среднем в 12 лет 5-7 месяцев (С. Б. Тихвинский, С. В. Хрущев, 1991). У гимнасток, фигуристок и прыгунов в воду отмечается более позднее начало месячных: в 15-17 лет (В. Н. Дубровский, 1998). Данные ориентировочные сроки позволяют прогнозировать перспективность спортивной деятельности девушек.
ОРГАНИЗАЦИОННО МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СПОРТИВНОГО ОТБОРА
Система спортивного отбора (включает базовый спортивный отбор, спортивную организацию, комплектование команды, спортивную селекцию) взаимосвязана с различными этапами спортивного совершенствования. Невозможно в детском возрасте точно определить предрасположенность человека к значительному развитию двигательных способностей, тем более, выявить спортивный талант (т.е. ограничиться одномоментной процедурой отбора). Определено (J. Brown, 2001), что только у 20-40% мальчиков и 40-60% девочек спортивный талант проявляется еще в раннем детстве. У остальных детей фенотипическое формирование двигательных способностей наступает в более позднем (подростковом и взрослом) возрасте. Даже значительная генетическая предрасположенность к определенному виду двигательной деятельности является лишь основой развития больших способностей. Двигательные способности формируются лишь в процессе деятельности (обучения и воспитания). Поэтому оправданным является подход определенных авторов (В. М. Волков, В. П. Филин, 1983; К. П. Сахновский, 1996; В. П. Платонов, 1997; Л. П. Сергиенко, 1998), выделяющих в качестве организационно-методических основ спортивный отбор – этапы спортивного отбора.
Общая характеристика этапов спортивного отбора
Сравним системы этапов спортивного отбора, предложенные различными авторами.
Так, В. М. Волков, В. П. Филин (1983) выделяют 4 этапа спортивного отбора (табл. 21).
Таблица 21 - Этапы и задачи спортивного отбора
Спортивный отбор
На первом этапе спортивного отбора основной задачей является отбор моторно-одаренных детей, выявление их психомоторного статуса. Здесь широко развертывается работа по агитации и пропаганде спорта. Проводится наблюдение за детьми, занимающимися в секциях общеобразовательных школ. На уроках физической культуры и в ходе секционных занятий выявляется интерес детей к спортивному совершенствованию, освоению двигательных умений и навыков. По желанию учащихся привлекают к занятиям в летних спортивных лагерях. Предварительно определяется контингент детей для зачисления в детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ).
Основной задачей второго этапа спортивного отбора, полагают авторы, является процесс определения пригодности детей и подростков для совершенствования в определенном виде спорта. Длительность этапа – 3-6 месяцев. В течение этого времени тренер ДЮСШ должен сделать оценку развития двигательных способностей и психофизиологических признаков. В процессе психофизиологических исследований особое внимание уделяется выявлению у юных спортсменов активности и упорства в спортивной борьбе, решительности, самостоятельности, целеустремленности, способности мобилизоваться во время соревнований и т.п. Медико-биологические критерии отбора должны, по мнению авторов, характеризовать состояние здоровья спортсмена, его биологический возраст, морфофункциональные признаки, состояние функциональных и сенсорных систем организма, индивидуальные особенности развития высшей нервной деятельности. На этом этапе, ориентируясь на темпы роста результатов в тестовых испытаниях, окончательно принимается решение о зачислении детей в спортивные школы.
На третьем этапе отбора (этапе спортивной ориентации), который длится ряд лет (авторы не могут назвать точный срок длительности этого этапа), у юного спортсмена окончательно определяется узкая спортивная специализация. Как и на предыдущих этапах, здесь осуществляются педагогические наблюдения, тестирование развития двигательных способностей, медико-биологические, психологические и социологические исследования.
На четвертом этапе отбора продолжается всестороннее изучение развития двигательных способностей и оценивается степень спортивного мастерства. Основной задачей здесь является отбор и комплектование юношеских и молодежных команд добровольных спортивных обществ (ДСО), ведомств, республик.
К. П. Сахновский (1996) рассматривает три этапа спортивного отбора (табл. 22). На первом этапе требуется лишь оценка состояния здоровья у желающих заниматься, чей возраст не очень отличается от оптимального для начала подготовки в избранном виде спорта. А уровень задатков, профильных для данного вида способностей, соответствие морфотипа требованиям вида спорта, состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, нервно-мышечной систем, генетическую предрасположенность к спортивной деятельности, мотивацию к занятиям спортом оценивают после двух-трех месяцев (на второй ступени первого этапа отбора) начального обучения.
В результате промежуточного отбора должен быть сформирован контингент для последующих целенаправленных занятий спортом. Здесь осуществляется оценка перспективности юного спортсмена в избранном виде спорта, изучаются темпы прироста показателей двигательных способностей. На этом этапе организовывается разносторонняя система соревнований для детей и подростков, которая позволила бы объективно оценить перспективность юных спортсменов.
Таблица 22 - Основные положения многолетнего спортивного отбора
Этапы отбора | Принципы осуществления | Критерии перспективности |
Начальный отбор. Первая ступень, предшествующая начальному обучению. Вторая ступень, следующая за 2-3-месячным этапом начального обучения. | Учет спортивных интересов ребенка. Отбор детей благоприятного для начала занятий возраста. Ориентация на биологический возраст. Оценка задатков качеств и способностей, обусловливающих успех в избранном виде спорта. Ориентация на консервативные в развитии признаки. Комплексная оценка перспективности. Учет неравнозначности различных критериев перспективности. | Желание заниматься спортом. Отсутствие медицинских противопоказаний к занятиям спортом. Достаточное соответствие морфотипа требованиям вида спорта. Хорошее состояние основных систем организма. Должный (с учетом возраста) уровень профильных для вида спорта и генетически детерминированных двигательных способностей. Достаточная (применительно к требованиям вида спорта) эффективность энергообеспечения организма. Высокий уровень специализированных восприятий. Хорошая «обучаемость». Усердие и желание заслужить похвалу. Хорошая спортивная наследственность и позитивное отношение к спорту в семье. Хорошие интеллектуальные способности и успеваемость в школе. |
Промежуточный отбор. | Сохраняется значимость всех принципов второй ступени начального отбора и, кроме того, приобретает значимость реализация следующих: оценка перспективности не только в избранном виде спорта, но и в его отдельных дисциплинах; учет не только абсолютного уровня тех или иных составляющих мастерства, сколько темпа их прироста; учет невысокой прогностической значимости результата выполнения соревновательных упражнений; ориентация на морфофункциональные характеристики с учетом допустимых от них отклонений. | Сохраняется значимость всех принципов второй ступени начального отбора и, кроме того, приобретают значение следующие: выраженная мотивация к целенаправленной спортивной подготовке; состояние здоровья, не препятствующее успешному спортивному совершенствованию; уровень спортивного результата, примерно соответствующий характерному для сильнейших представителей соответствующего вида спорта в соответствующем возрасте и «обеспеченный» без форсирования подготовленности и при отсутствии акселерации; соответствие личностно-психологических качеств требованиям вида спорта; трудолюбие и целеустремленность. |
Заключительный спортивный отбор. | Особая значимость биологической и психологической надежности спортсмена. Комплексная оценка перспективности. Ориентация на модельные характеристики, но с учетом допустимых от них отклонений. | Отсутствие заболеваний и травм, препятствующих достижению вершин мастерства и риска их появления. Устойчивая мотивация к достижению вершин мастерства. Высокая психологическая надежность. Высокая эффективность соревновательной деятельности и уровня специальной подготовленности. Динамика становления мастерства, характерная для сильнейших в мире и обеспеченная без форсирования подготовленности. |
Заключительный отбор предшествует началу этапа максимальной реализации индивидуальных возможностей. Здесь предполагается выявление у спортсменов наличия или отсутствия заболеваний (травм), препятствующих достижению высоких спортивных результатов, выявление соответствующей мотивации, психологической надежности, эффективности соревновательной деятельности и уровня специальной подготовленности, соответствия динамики становления мастерства, характерной для сильнейших в мире представителей их спортивной специализации.
В. Н. Платонов (1997) расширяет представление о многоэтапности спортивного отбора (выделяет 5 этапов), связывая их с этапами многолетней подготовки спортсменов (табл. 23). Для каждого из приведенных этапов отбора характерны свои методы и критерии (В. Н. Платонов, 2000).
Таблица 23 - Связь спортивного отбора с этапами многолетней подготовки
Спортивный отбор |
Этап многолетней подготовки | ||||
Этап | Задача | ||||
Первичный. Предварительный. Промежуточный. Основной. Заключительный. | Установление целесообразности спортивного совершенствования в данном виде спорта. Выявление способностей к эффективному спортивному совершенствованию. Выявление способностей к достижению высоких спортивных результатов, перенесению высоких тренировочных и соревновательных нагрузок. Установление способностей к достижению результатов международного класса. Выявление способностей к сохранению достигнутых результатов и их повышению. | Начальный. Предварительный базовый. Специализированный базовый. Максимальной реализации индивидуальных возможностей. Сохранения достижений. |
Первичный отбор. Задачей этого этапа отбора является определение для ребенка вида спорта, в котором ему целесообразно совершенствоваться. Основные критерии здесь следующие:
- возраст, наиболее благоприятный для занятий определенным видом спорта;
- отсутствие серьезных отклонений в состоянии здоровья и предрасположенности к заболеваниям;
- соответствие антропометрических и конституционных особенностей виду спорта;
- соответствие уровня развития двигательных способностей требованиям вида спорта.
Например, к начальному обучению плаванию и первичному отбору допускаются все дети, не имеющие серьезных отклонений в состоянии здоровья и с достаточным уровнем физического развития (их около 80%). После первого этапа отбора к последующей подготовке привлекается 10-12% наиболее способных детей.
Предварительный отбор. Задача этапа – оценка способных юных спортсменов к дальнейшему совершенствованию. Основными критериями здесь являются:
- отсутствие противопоказаний в состоянии здоровья при адаптации организма к физическим нагрузкам;
- соответствие потенциальных возможностей различных систем (мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, анализаторной, психомоторной) организма требованиям соответствующего вида спорта;
- степень изменчивости функциональных систем под влиянием оптимальной тренировки.
В результате предварительного отбора должно остаться 15-20% детей, прошедших начальную подготовку.
Промежуточный отбор. Здесь задачей является выявление способностей к достижению высоких тренировочных и соревновательных нагрузок. Основные критерии:
- устойчивая мотивация высокого спортивного мастерства;
- психологическая и функциональная готовность к перенесению больших тренировочных и соревновательных нагрузок;
- выявление резервов к дальнейшему совершенствованию двигательных способностей и функциональных систем организма спортсменов.
После промежуточного отбора к специализированной базовой подготовке допускается 15-20% тех, кто был привлечен к предварительной базовой подготовке.
Основной отбор. Задача этапа – определение перспектив спортсмена к достижению результатов международного класса. Основные критерии:
- способность к максимальной реализации двигательных способностей в условиях крупных соревнований, достижение на них личных рекордов;
- психологическая и функциональная подготовленность к перенесению тренировочных и соревновательных нагрузок в различных условиях;
- способность к адекватному восприятию соревновательной ситуации и приспособление к ней различных компонентов подготовки.
После основного отбора должно остаться 10-12% прежнего континента. Обычно это 2-3 спортсмена, из которых впоследствии обычно лишь один добивается успеха на Олимпийских играх и чемпионатах мира.
Заключительный отбор. Задачей последнего отбора является выявление у спортсмена способностей к сохранению достигнутых высоких результатов и высокого мастерства. Основными критериями здесь, как полагает В. Н. Платонов, являются:
- наличие соответствующей мотивации и отсутствие отклонений в состоянии здоровья;
- возраст спортсмена, позволяющий поддерживать соответствующий уровень подготовленности;
- наличие резервных возможностей организма, позволяющих поддерживать высокий уровень спортивной формы;
- соответствующие социальные и материальные факторы, позволяющие продолжать занятия спортом высших достижений.
Нами (Л. П. Сергиенко, 1998) с несколько иных концептуальных позиций выделяется также пять этапов спортивного отбора (табл. 24).
Таблица 24 - Организационно-методические основы спортивного отбора
Этапы | Задачи спортивного отбора | Организации, куда отбирают спортсменов | Количество отобранных (%) |
Базового отбора. | 1. Оценка состояния здоровья. 2. Определение мотивации к занятиям спортом. 3. Ориентация на возраст, наиболее благоприятный для занятий спортом. | Секции общеобразовательных школ ДЮСШ: группы общей физической подготовки. | 80 |
Отбора двигательно способных детей (генетического отбора). | 1. Оценка двигательных способностей ребенка. 2. Индивидуальный прогноз развития морфофункциональных показателей и двигательных способностей ребенка. 3. Сопоставление паспортного и биологического возраста. 4. Определение устойчивости к заболеваниям и подверженности травмам. | ДЮСШ: группы начальной подготовки. | 31 |
Отбора одаренных спортсменов (отбор для совершенствования в определенном виде спорта). | 1. Оценка общих способностей и свойств ребенка. 2. Оценка соответствия морфотипа определенному виду спорта. 3. Оценка соответствия развития двигательных способностей и функциональных возможностей определенному виду спорта. 4. Изучение способности к обучаемости и темпов прироста показателей в батарее контрольных тестов. 5. Определение мотивации для совершенствования в определенных видах спорта. | Специализированные ДЮСШ. ДЮСШ: группы спортивного совершенствования. Школы-интернаты спортивного профиля. | 7 |
Отбора талантливых спортсменов. | 1. Оценка соответствия спортсмена модельным характеристикам. 2. Прогноз предрасположенности к высоким спортивным результатам. 3. Определение эффективности соревновательной деятельности. 4. Оценка психологической надежности к перенесению тренировочных и соревновательных нагрузок. 5. Комплектование спортивных команд. | Школа-интернат спортивного профиля. ШВСМ, вузы. | 0,13 |
Отбора спортивной элиты. | 1. Комплексная оценка перспективности спортсмена. 2. Сравнение динамики спортивного мастерства с динамикой сильнейших спортсменов мира. 3. Комплектование сборных команд. 4. Определение соревновательной надежности и готовности к конкретным соревнованиям. | ШВСМ, вузы, национальные сборные. | 0,001 |
Первый этап. Любой вид деятельности человека требует определенных психофизиологических предпосылок. Так, например, ребенок, который хочет стать художником, должен иметь аналитический ум, пространственное воображение, хорошее зрительное восприятие и т.п. Ребенок, который стремится быть музыкантом, должен иметь хороший слух, обладать чувством времени, иметь психологическую устойчивость и т.п. Аналогично вышеприведенному ребенок, который стремится к спортивной деятельности, должен иметь определенный комплекс морфологических и психологических особенностей, функциональных и двигательных показателей. Поэтому на данном этапе принципиально определяется, может ли ребенок в дальнейшем заниматься спортом или нет. Важнейшим здесь является отсутствие медицинских противопоказаний к занятиям спортом. Учитывается желание заниматься спортом и т.п. Длительность данного этапа – несколько недель. В результате отсеивается около 20% детей.
Второй этап. Данный этап, который правомерно назвать этапом «генетического отбора», необходим для определения у ребенка генетических предпосылок в развитии морфологических показателей, двигательных способностей и функциональных возможностей организма. Наиболее общие представления о наследуемости морфофункциональных признаков и двигательных способностей человека (по результатам различных авторов) приведены выше. Высокие показатели генетически обусловленных в развитии признаков говорят о перспективности ребенка при занятиях группой видов спорта: скоростно-силовых, координационно сложных, требующих преимущественного проявления выносливости, игровых видов и единоборств. На данном этапе важным является подбор тестов, позволяющих определить генетически обусловленные в развитии способности, а также дать правильную оценку полученных результатов. Важным является также решение проблемы индивидуального прогноза морфофункциональных показателей и двигательных способностей ребенка. Для некоторых групп видов спорта длительность этапа может увеличиваться. От первоначальной выборки остается 31% двигательно способных детей.
Поэтому с организационной стороны оправданным является существование комплексных детско-юношеских спортивных школ, а не только школ с узкой специализацией. К тому же очевидным становится введение в штатное расписание ДЮСШ тренера-селекционера.
Третий этап. На данном этапе осуществляется выбор вида спорта, в котором юный спортсмен будет иметь наибольшие перспективы. Оценивается перспективность не только к избранному виду спорта в целом, но и применительно к его отдельным дисциплинам. По сути, происходит спортивная ориентация (выбор узкой спортивной специализации) в данном виде спорта. Данный этап длится 1,5-2 года. Из первоначальной выборки детей в результате реализации данного этапа спортивного отбора остается 7% юных спортсменов, которые имеют значительные и очень высокие двигательные способности.
Четвертый этап. Следующий этап многолетнего отбора необходим для поиска спортивных талантов, то есть осуществляется поиск такого сочетания морфофункциональных показателей и двигательных способностей в одном человеке, которое позволило бы спортсмену достичь спортивного норматива мастера спорта. Важной здесь становится ориентация на модельные характеристики спортсменов высокого класса. Критериями перспективности являются: высокая эффективность соревновательной деятельности, уровень специальной подготовленности и высокая психологическая надежность. Длительность данного этапа индивидуальна и отлична для представителей различных видов спорта, но в среднем это 3-4 года. Чем талантливее спортсмен, тем он быстрее выполняет норматив мастера спорта. Талантливых спортсменов из первоначальной выборки остается 0,13%.
Пятый этап. На данном этапе происходит выявление спортивной элиты, то есть осуществляется отбор спортсменов, которые будут входить в состав сборной команды страны (например, в национальную олимпийскую команду), выступать на крупных спортивных соревнованиях. Критерием отбора здесь служит комплексная оценка перспективности данного спортсмена, динамика становления мастерства, характерная для сильнейших спортсменов мира, и т.п. Фактически таких спортсменов можно найти одного из тысячи. Длительность этапа – в среднем 5 лет.
Самый последний вариант организационно-методической системы спортивного отбора предлагает В. Староста (2003). Обобщив практику спортивного отбора европейских стран, он выделяет три этапа:
- начальный отбор для занятий спортом. Его цель – определение уровня двигательной подготовленности и особенностей строения тела всех детей, желающих заниматься спортом. Занятия, проводимые в рамках реализации данного этапа, должны быть направлены на всестороннее развитие всех двигательных способностей, улучшение здоровья и ограничение или устранение отклонений от нормы;
- второй этап собственно спортивного отбора связан с выбором группы дисциплин (например, единоборств), которыми будет заниматься ребенок;
- на третьем этапе специализированного отбора происходит выбор конкретного вида спорта. Здесь сравниваются потенциальные способности с модельными характеристиками чемпионов.
И еще один аспект (психологический) организации спортивного отбора. Как считают С. Д. Неверкович, У. Ш. Сундетова (2003), перспективными в системе психологического отбора являются три направления:
- отбор по спортивной перспективности;
- отбор по спортивной надежности;
- отбор по спортивной готовности.
Отбор по спортивной перспективности базируется на диагностике психологических и психофизиологических индивидуальных особенностей человека, контролируемых в развитии наследственными факторами.
Вместе с тем высокий класс спортсмена еще не гарантирует высоких результатов на конкретных значимых соревнованиях (например, чемпионатах мира или Олимпийских играх). Селекция спортсменов, как полагают авторы, может идти по спортивной надежности. Критерием надежности являются стабильно высокие результаты, показанные на крупных соревнованиях (соревновательный опыт).
Возможен также и отбор к конкретному соревнованию на основе диагностики функциональных и психологических возможностей спортсмена в данный момент.
Сравнивая различные организационно-методические системы спортивного отбора, можно наблюдать большее их сходство, чем различие. Отличаются лишь детали различных систем.
Базовый спортивный отбор
Первой задачей базового спортивного отбора является оценка состояния здоровья детей и подростков при их допуске к занятиям спортом. Показателями здоровья детей при медицинских осмотрах должны служить (Г. Д. Алексанянц, Г. А. Макарова, В. А. Якобашвили, 1999): а) отсутствие заболеваний; б) нормальное состояние основных функций; в) своевременное и гармоническое развитие; г) высокая реактивность организма.
Первое, с чего желательно начинать, это с анкеты здоровья ребенка (Дж. Д. Мак-Дугалл, Г. Э. Уэнгер, Г. Дж. Грин, 1998). Она должна заполняться врачом совместно с ребенком, желающим заниматься спортом, и его родителями.
Во-вторых, проводится обследование состояния здоровья ребенка: оценивается состояние кожи, центральной нервной системы, глаз, ушей, носа, горла, органов дыхания, функциональной деятельности сердечно-сосудистой системы, состояние костно-мышечной системы и подвижности суставов.
Кожа. Определяется наличие сыпи, которая может быть симптомом основной болезни. Обнаруживаются потенциально возможные инфекционные поражения кожи.
Центральная нервная система. Осуществляется в соответствии со стандартами, принятыми в медицинской практике. Определяется сила выраженности рефлекторной деятельности ребенка.
Глаза, уши, нос и горло. По стандартной медицинской методике изучается качество зрения, состояние горла ребенка. Проверку подвижности барабанной перепонки проводят посредством опыта Вальсальвы. При обследовании носа главным образом определяется наличие соответствующего носоглоточного воздуховода.
Дыхательная система. Изучается жизненная емкость легких и другие стандартные показатели органов дыхания.
Сердечно-сосудистая система. Изучают артериальное давление и частоту пульса. Если эти показатели устойчиво выше нормы, необходимо провести углубленное обследование.
Костно-мышечная система. Определяется амплитуда движений, патология, опухоли, устойчивость и болезненность в области спины (шеи, грудного и поясничного отдела позвоночного столба, крестцово-копчиковой области), тазовом и крестцово-подвздошном сочленениях. Считается нормальным наклон головы приблизительно на 70°. При этом подбородок касается груди. Разгибание в норме возможно до 50°. Наклон в сторону (без движения плеч) в пределах 40°. Вращение головы на 60° в любом направлении.
Обследование грудного и поясничного отделов позвоночного столба должно выявить возможность развития остеохондрического кифоза, анкилозирующего спондилоартрита и сколиоза. Обследование копчика необходимо только в случаях возникновения болевых ощущений.
Изменение нормального положения таза может указывать на сколиоз или явное несоответствие в длине ног.
Суставы. При медицинском обследовании детей определяется норма и патология движений в различных суставах. Нужно помнить, что движения в суставах при полной амплитуде должны быть безболезненными.
В плечевых суставах сгибание вперед и отведение менее чем на 180° считается патологией. Вращение вовнутрь должно выполняться под углом 90°, то есть ребенок должен уметь положить руки на свою поясницу. Вращение руки наружу в сторону под углом менее 40° считается патологией.
При сгибании руки в локтевом суставе пальцы должны касаться верхушки плеча. Считается патологией сгибание под углом менее 135°, а разгибание плеча – до угла менее 0°. Должно быть зарегистрировано также переразгибание. При разведении рук в сторону дети должны уметь вывернуть руки ладонями вверх (супинация под углом 90°) и вниз (пронация под углом 90°).
Для запястья считаются патологией следующие амплитуды движений: разгибание под углом менее 60°, сгибание под углом менее 30°, радикальное отклонение под углом менее 15°.
Функциональные движения кисти для спортивной практики имеют большое значение. Способность выполнять захват предмета всеми пальцами, сжать кулак и отвести большой палец кисти до угла 50° считается нормой.
В тазобедренном суставе сгибание при согнутом колене до угла 152° (или когда колено касается живота) считается нормой. При разгибании определяется отсутствие контрактуры. Обычная амплитуда внутрь и наружу составляет не менее 45°. Болевые ощущения при вращении ноги являются симптомом туберкулезного коксита. Отведение под углом менее чем на 40° считается аномальным. Приведение под углом менее чем на 20° также считается аномальным.
Сгибание колена под углом менее чем 120° считается аномальным. Ребенок должен уметь опуститься до касания пяток ягодицами.
Аномальным считается также сгибание в голеностопном суставе менее чем 40°. Сгибание стопы назад при разогнутом колене менее чем на 10° считается аномальным. Когда колено согнуто, стопа должна сгибаться назад до угла 15°.
Одним из значимых критериев здоровья детей и подростков является физическое развитие. Длину и массу тела считают наиболее существенными медико-социальными и санитарно-гигиеническими показателями. При рассмотрении физического развития выделяют три группы детей: гармонического антропометрического статуса, дисгармонического и резко дисгармонического.
Дети гармонического антропометрического статуса – это дети со средней длиной и массой тела. Дети с дисгармоническим и резко дисгармоническим антропометрическим статусом имеют следующие вариации длины и массы тела (Ю. В. Высочин, В. Н. Шарошникова, 1999) – табл. 25.
Таблица 25 - Длина и масса тела у детей с дисгармоническим и резко дисгармоническим антропометрическим статусом (АС)
Длина тела | Масса тела |
Дисгармонический АС
Резко дисгармонический АС
При спортивном отборе дети с дисгармоническим и резко дисгармоническим антропометрическим статусом (например, высокорослые с различной вариацией массы тела) могут получить допуск к спортивным занятиям у врача. Однако в дальнейшем тренеру необходимо учитывать, что у подобных детей может быть повышенная предрасположенность к нарушению здоровья и травмам.
В заключение отметим, что при первоначальном медицинском обследовании детей с целью допуска к занятиям спортом функция спортивного врача следующая:
- определить состояние здоровья ребенка;
- изучить степень вероятности скрытой патологии;
- определить степень вероятности возникновения патологии в процессе напряженной мышечной деятельности (для определенных категорий детей врач может рекомендовать временные ограничения по определенному виду нагрузок в начале тренировочного процесса).
Отсутствие оценки состояния здоровья ребенка, то есть пропуск первого этапа и начало спортивного отбора со второго этапа (отбор двигательно способных детей), как это иногда наблюдается в практике спорта, является грубой организационно-методической ошибкой (В. Староста, 2003).
Второй задачей базового спортивного отбора является определение мотивации детей к занятиям спортом. Тренер может на основании опроса и педагогического наблюдения выяснить критерии мотивации к занятиям спортом (табл. 26).
Таблица 26 - Критерии мотивации детей к занятиям спортом (Р. С. Уэйнберг, Д. Гоулд, 1998)
Категория 1. Общественное одобрение
Одобрение родителей.
Одобрение сверстников.
Одобрение тренера.
Категория 2. Соревнования
Со временем.
Против товарищей по команде.
Против команд соперников.
Категория 3. Самосовершенствование
Достижение контроля разума над телом.
Более выраженный контроль движений тела.
Овладение новыми умениями и навыками.
Категория 4. Образ жизни
Привычка.
Отсутствие чего-то лучшего.
Начал заниматься с раннего возраста.
Начал заниматься по инициативе родителей.
Категория 5. Страх неудачи
Критические замечания со стороны.
Самокритика.
Категория 6. Физическая подготовленность и здоровье
Чувствовать себя здоровым.
Повышение тонуса мышц.
Поддержание хорошей формы.
Увеличение силы.
Категория 7. Дружба и личные ассоциации
Друзья по команде.
Спортсмены, занимающиеся другими видами спорта.
Известные спортсмены.
Категория 8. Успехи достижения
Участие в важных соревнованиях.
Достижения на тренировочных занятиях.
Достижение личных целей.
Категория 9. Ощутимое вознаграждение
Спортивная стипендия.
Поездки (путешествия).
Дополнительное внимание.
Категория 10. Признание
Сверстников.
Общественное.
Более молодых людей.
Пожилых людей.
Особых категорий.
Категория 11. Запугивание / контроль
Тренер, который на вас сердится.
Тренер, руководящий вашими тренировками.
Категория 12. Гетеросексуальность
Более привлекателен для противоположного пола.
Назначают свидания, поскольку вы спортсмен.
Категория 13. Соревновательные условия – публика
Выступление перед большим числом поклонников.
Рассматривают как фаворита.
Выступление под неистовый шум зрителей и звуки фанфар.
Категория 14. Независимость / индивидуальность
Сам планирует расписание тренировок.
Тренируется один.
Помогает тренеру составить программу тренировочных занятий.
Рассматривается как личность.
Категория 15. Семья
Товарищи по команде заменяют семью.
Доверие к тренерам и товарищам по команде.
Установление близких отношений с тренерами, друзьями по команде и соперниками.
Категория 16. Эмоциональное облегчение
Соревновательная деятельность приносит ощущение спокойствия.
Получение определенной разрядки.
Ощущение бодрости.
Категория17. Статус
Рассматривают как важную персону.
Уважительное отношение со стороны окружающих.
Ощущение собственной значимости.
Категория 18. Самонаправленность / осознание
Определение цели в жизни.
Достижение большей степени уверенности в себе.
Лучше относишься к себе как к личности.
Ощущение своей особенности.
Категория 19. Понимание причин
Знание причин изменения определенной техники.
Понимание причин упорядочения тренировочных занятий.
Обращение к тренеру за разъяснением по поводу направленности занятий.
На данном этапе спортивного отбора наиболее существенными могут быть мотивы, указанные в категории 1, 7, 10, 12, 17. На последующих этапах спортивного отбора мотивы других категорий могут быть определяющими, то есть мотивы в процессе многоэтапного отбора могут изменяться.
Третьей задачей данного этапа спортивного отбора является учет возраста, наиболее благоприятного для занятий предполагаемым в будущем видом спорта (табл. 27).
В отдельных случаях, как полагает В. Н. Платонов (1997), нельзя отказать детям заниматься спортом, если их возраст превышает установленные границы. Так, например, выдающаяся лыжница Г. Кулакова начала заниматься спортом в возрасте 20 лет, олимпийская чемпионка в скоростном беге на коньках Г. Степанская – в 17 лет, известные велосипедисты Н. Горелов, В. Каминский, А. Чуканов – в возрасте 17-19 лет.
Практика показывает, что отбор детей в более ранние сроки, так называемое искусственное «омоложение», приводит к нарушению закономерностей многолетнего спортивного совершенствования. Например, В. И. Чудинов (1976) показал, что только в 13% случаев «директивный» возраст совпадает с фактическим возрастом начала занятий спортом у выдающихся спортсменов. В большинстве видов спорта фактический возраст начала занятий сильнейших спортсменов на 3-5 лет больше «директивного». Так, В. А. Миронов, В. К. Кузнецов (1972) при исследовании 120 мастеров спорта сборной команды бывшего СССР по лыжному спорту обнаружили, что большая часть спортсменов начала заниматься избранным видом спорта от 14 до 19 лет.
Таблица 27 - Возраст начала занятий, специализированной подготовки и наивысшие достижения в различных видах спорта (лет) (Т.О. Bompa , 2000)
Вид спорта | Возраст начала занятий | Возраст специализированной подготовки | Возраст достижений высоких результатов |
Легкая атлетика: - спринт; - бег на средние дистанции; - бег на длинные дистанции; - прыжки в высоту; - тройной прыжок; - прыжки в длину; - метания; Тяжелая атлетика. Прыжки в воду: - женщины; - мужчины. Фигурное катание. Гимнастика: - женщины; - мужчины. Парусный спорт. Синхронное плавание. Пулевая стрельба. Стрельба из лука. Футбол. Баскетбол. Волейбол. Гандбол. Бадминтон. Водное поло. Регби. Теннис: - женщины; -мужчины. Настольный теннис. Сквош. Соккер. Бейсбол. Хоккей на льду. Хоккей на траве. Фехтование. Дзюдо. Борьба. Бокс. Плавание: - женщины; - мужчины. Академическая гребля. Гребля на каноэ. Велоспорт. Лыжный спорт: - бег до 30 км; - бег более 30 км. Прыжки на лыжах. Конькобежный спорт. Биатлон. Бобслей. Современное пятиборье. Конный спорт. | 10-12 13-14 14-16 12-14 12-14 12-14 14-15 14-15 6-8 8-10 7-9 6-8 8-9 10-12 6-8 12-15 12-14 12-14 10-12 10-12 10-12 10-12 10-12 13-14 7-8 7-8 8-9 10-12 10-12 10-12 6-8 11-13 10-12 8-10 11-13 13-15 7-9 7-8 11-14 12-14 12-15 12-14 10-12 - 10-12 10-13 12-14 11-13 10-12 | 14-16 16-17 17-19 16-18 17-19 17-19 17-19 17-18 9-11 9-11 11-13 9-10 14-15 14-16 12-14 17-18 16-18 16-18 14-16 15-16 14-16 14-16 16-17 16-17 11-13 12-14 13-14 15-17 14-16 15-16 13-14 14-16 14-16 15-16 17-19 16-17 11-13 13-15 16-18 15-17 16-18 16-18 17-19 14-15 15-16 16-17 17-18 14-16 14-16 | 22-26 22-26 25-28 22-25 23-26 23-26 23-27 23-27 14-18 18-22 18-25 14-18 22-25 22-30 19-23 24-30 23-30 23-27 22-28 22-26 22-26 20-25 23-26 22-26 17-25 22-27 22-25 23-27 22-26 22-28 22-28 20-25 20-25 22-26 24-27 22-26 18-22 20-24 22-25 22-26 22-28 23-28 24-28 22-26 22-26 23-26 22-26 21-25 22-28 |
Справедливо отмечает В. Н. Платонов (1997), что раннее (в 6-7 лет) привлечение детей к занятиям спортом приводит к двум обстоятельствам:
Во-первых, к сложности прогнозирования развития двигательных способностей.
Во-вторых, к трудностям, обусловленным высокими требованиями, предъявляемыми к организму юного спортсмена современной спортивной тренировкой. Наблюдения показывают, что дети, приступившие к занятиям в 6-8-летнем возрасте, часто прекращают занятия спортом в 15-17 лет, не достигнув оптимального возраста достижения наивысших результатов.
Целесообразность начала занятия спортом в оптимальном возрасте демонстрирует на примерах В. Староста (2003). Так, ведущие спортсмены Польши, занимающиеся художественной гимнастикой с 8 лет, потратили 5,4 года для выполнения I спортивного разряда, а начавшие заниматься с 11-12 лет – только 3 года.
Организационной основой отбора, как полагают практики спорта, должна стать государственная система поиска спортивных талантов. Реализация такой системы предусматривает решение нескольких задач (О. Шинкарук, 2004):
- организация региональных центров поиска перспективных спортсменов, в которых на базе ЭВМ накапливается информационно-справочная база данных;
- организация мероприятий мониторинга развития общих и специальных способностей спортсменов с целью оценки их дальнейшей перспективности и подготовки рекомендаций в отношении ориентации тренировочного процесса с учетом индивидуальных особенностей развития.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 584.