Отбор двигательно способных детей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

На этом этапе осуществляется отбор детей в ДЮСШ. Как отмечалось ранее, здесь определяется предрасположенность ребенка к занятиям определенной группой видов спорта, например, спортивно-силовых, координационно сложных, требующих преимущественно проявления выносливости или комплексного проявления двигательных качеств в изменяющихся ситуациях (игры, единоборства) и т.п.

Первой задачей этапа отбора двигательно способных детей является первоначальная оценка их двигательных способностей. Известно несколько систем, рекомендованных для массового просмотра контингента детей в возрасте 9-14 лет. Так, в России, по данным лаборатории спортивного отбора ВНИИФК, выделены две группы значимых факторов: физическое развитие и общая физическая подготовленность. Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов (2001) предлагают показатели и должные нормативные оценки для различного возраста. Анализируя показатели физического развития и тесты, дающие возможность судить об уровне развития двигательных способностей детей, на наш взгляд, незначительную прогностическую информативность в системе отбора имеют сила сгибателей кисти, «средний» уровень информативности теста «бросок набивного мяча двумя руками из-за головы сидя» и ЖЕЛ. Как определено ранее (Л. П. Сергиенко, 1990), влияние наследственных факторов в развитии силы сгибателей кисти незначительно, а развитие скоростной силы, проявляемой в метательных тестах, и функциональная изменчивость ЖЕЛ определяется взаимным и во многом сходным влиянием наследственности и среды.

Интегральную оценку перспективности ребенка по физическому развитию и развитию двигательных способностей можно рассчитывать по соответствующим формулам:

 

где Пфр – индекс перспективности по физическому развитию; Прс – индекс перспективности по развитию двигательных способностей; П1… П7 – баллы по каждому из показателей (тестам).

 

Перспективность ребенка по каждому из блоков показателей и в целом можно определить по общей сумме баллов (табл. 28).

Таблица 28 - Интегральная оценка перспективности юных спортсменов

Качественная оценка

Способностей

Количественная оценка способностей, баллы

Физическое развитие Развитие двигательных способностей Общая Высокие Средние Низкие 27-30 22-26 21 и ниже 31-35 26-30 25 и ниже 58-65 48-57 47 и ниже

 

В Германии сотрудниками Лейпцигской академии спорта, проводившими эксперимент по отбору способной молодежи, сделан главный вывод, что критерии отбора в раннем возрасте ни в коем случае нельзя «привязывать» к специфике определенного вида спорта. Ими предложен комплекс тестов для детей, ранее не принимавших участия в систематических тренировках. Он включает:

1. Бег на 30 м с высокого старта.

2. Тройной прыжок на двух ногах вправо и влево.

3. Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы.

4. Бег на 10 м с огибанием препятствий в виде мячей или картонных ящиков.

5. Лазание по 4-метровому шесту на скорость.

6. Наклоны туловища вперед с касанием руками пола (10 раз на скорость).

7. Бег на 1000 м.

Результаты выполнения данных тестов оцениваются по 30-бальной шкале (табл. 29-31). Полученные баллы переносятся на круговую диаграмму (рис. 21). Чем ближе периметр «многоугольника» к линии окружности, тем более двигательно способен юный спортсмен. Недостаток системы в том, что нет нормативов оценки тестов для детей различного возраста.


Таблица 29 - Нормативы оценки в тестах бег на 30 м и тройной прыжок на двух ногах

 у мальчиков и девочек при определении их двигательных способностей

Оценка, баллы

Тесты

       

Бег на 30 м, с

Тройной прыжок, см

       
Мальчики Девочки Мальчики Девочки

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 6,00 5,95 5,90 5,85 5,80 5,74 5,69 5,64 5,59 5,54 5,48 5,43 5,38 5,33 5,28 5,22 5,17 5,12 5,07 5,02 4,96 4,91 4,86 4,81 4,76 4,70 4,65 4,60 4,55 4,50 6,30 6,25 6,20 6,14 6,08 6,02 5,96 5,90 5,84 5,78 5,72 5,66 5,60 5,54 5,48 5,42 5,38 5,32 5,26 5,20 5,14 5,08 5,02 4,96 4,90 4,84 4,78 4,72 4,66 4,60 350 359 368 377 385 394 403 412 420 429 438 447 455 464 473 482 490 599 508 517 525 534 543 552 560 568 576 584 592 600 330 339 348 357 366 375 384 393 402 411 420 429 438 447 456 465 474 483 492 501 510 519 528 537 546 555 564 573 582 590


Таблица 30 - Нормативные оценки в тестах броски набивного мяча двумя руками из-за головы и бег с препятствием, бег 30 м и тройной прыжок у мальчиков и девочек при определении их двигательных способностей


Оценка,

Баллы

Тесты

Бросок набивного мяча, см

Бег с препятствием, с

       
Мальчики

Девочки

Мальчики Девочки

1 2 3 4 270 284 297 311

240

254

267

281

12,90 12,56 12,22 11,84 14,40 14,01 13,62 13,23

Оценка, баллы

Тесты

Бег на 30 м, с

Тройной прыжок, см

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

324

338

351

365

378

392

405

419

432

446

459

472

486

499

313

326

540

553

567

581

594

608

621

634

648

660

294 308 321 335 348 362 375 389 402 416 429 443 456 470 483 497 510 524 537 551 564 577 591 604 617 630

11,53

11,18

11,84

10,49

10,15

9,80

9,46

9,11

8,77

8,42

8,08

7,73

7,39

7,04

6,70

6,35

6,01

5,66

5,32

4,97

4,63

4,28

3,94

3,59

3,25

2,90

12,84 12,45 12,06 11,67 11,28 10,89 10,50 10,11 9,72 9,33 8,94 8,55 8,16 7,7 7,38 6,99 6,60 6,21 5,82 5,43 504 4,65 4,26 3,87 3,49 3,10

                       

Таблица 31 - Нормативы оценки в тестах лазанье по шесту, наклон туловища

и бег на 1000 м у мальчиков и девочек при определении их двигательных способностей

Оценка, баллы

Тесты

Лазание по шесту, с

Наклон туловища, см

Бег на 1000 м, мин

Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 21,70 21,35 21,00 20,65 20,30 19,95 19,60 19,25 18,90 18,55 18,20 17,85 17,50 17,15 16,80 16,44 16,08 15,72 15,36 15,00 14,64 14,28 13,92 13,56 13,20 12,84 12,48 12,12 11,76 11,40 24,60 24,16 23,72 23,28 22,64 22,40 21,96 21,52 21,08 20,64 20,20 19,76 19,32 18,88 18,44 18,00 17,55 17,10 16,65 16,20 15,75 15,30 14,85 14,40 13,95 13,50 13,05 12,60 12,15 11,70 23,90 23,63 23,36 23,09 22,81 22,54 22,27 22,00 21,72 21,45 21,18 20,91 20,63 20,36 20,09 19,82 19,54 19,27 19,00 18,73 18,45 18,18 17,91 17,64 17,36 17,09 16,82 16,55 16,27 16,00 25,10 24,79 24,49 24,18 23,88 23,58 23,27 22,97 22,67 22,36 22,06 21,76 21,45 21,15 20,85 20,54 20,24 19,94 19,63 19,33 19,03 18,72 18,42 18,12 17,81 17,51 17,21 16,90 16,60 16,30 5.44 5.36 5.28 5.20 5.12 5.04 4.96 4.88 4.81 4.73 4.65 4.57 4.49 4.41 4.33 4.25 4.18 4.10 4.02 3.94 3.86 3.78 3.70 3.62 3.55 3.47 3.39 3.31 3.23 3.15 6.15 6.05 5.95 5.85 5.75 5.65 5.55 5.45 5.35 5.25 5.16 5.06 4.96 4.86 4.76 4.66 4.56 4.46 4.36 4.26 4.17 4.07 3.97 3.87 3.77 3.67 3.57 3.47 3.37 3.27

 

 

Рисунок 21 - Характеристика двигательных способностей юных спортсменов

при спортивном отбое: а – девочка-гимнастка; б – мальчик-легкоатлет

В США двигательные способности детей при спортивном отборе определяют при помощи следующих тестов (J. Brown, 2001):

- подъем туловища из положения лежа за 1 мин (выполнение: руки скрещены на груди, ноги согнуты в коленях до угла 90°, при подъеме локти касаются бедер);

- неполный подъем туловища из положения лежа (выполнение: руки вытянуты вперед, ноги согнуты в коленях до угла 90°, подъем туловища до касания кончиками пальцев коленей, опускание головы на руки партнера, с частотой выполнения: один подъем за 3 с; выполняется максимальное количество раз).

- челночный бег 4*30 футов (один фут 30,48 см * 30 = 9 м 14 см; переноска двух брусков размерами 2 * 2 * 4 дюйма – один дюйм 2,54 см);

- подтягивание на перекладине (фиксируется попытка при подтягивании до уровня подбородка);

- сгибание и разгибание рук в упоре лежа (выполнение: сгибание рук до угла 90° между плечом и предплечьем, для ориентира партнер удерживает руку, которой грудью касается тестируемый; темп – одно сгибание-разгибание рук за 3 с);

- наклон туловища вперед из положения сидя (фиксируется лучший результат из 4 попыток);

- бег на 50 ярдов (один ярд 91,44 см * 50 = 45,72 м).

Данный комплекс частично адаптирован к батарее американских президентских тестов. С технологией их выполнения и нормативами можно познакомиться в нашем учебном пособии (Л. П. Сергиенко, 2001). Нормативы по приведенным выше тестам для мальчиков и девочек в возрасте 8-14 лет представлены в табл. 4.20. Исходя из приведенных данных, наиболее перспективными являются дети, которые попадают в число 30 или 10% наилучших популяционных результатов.

На основе величины комплексных оценок каждого блока показателей авторы предлагают рассчитывать показатель индивидуальной одаренности ребенка к кратковременной и длительной работе следующим образом:

И.П. = (П * К1) + (С * К2) + (Ф * К3),

 

где И.П. – интегральный показатель, баллы; П – комплексная оценка показателей двигательных способностей, баллы; С – комплексная оценка психофизиологических показателей, баллы; Ф – комплексная оценка функциональных показателей, баллы; К1, К2, К3 – весовые коэффициенты каждого блока показателей (К1+К2+К3=1).

 

Для определения значимости каждого блока в интегральном показателе одаренности используют весовые коэффициенты, которые приведены в табл. 32.

Итоговая оценка уровня двигательной одаренности мальчиков 7-10 лет определяется по данным табл. 33.


Таблица 32 - Весовые коэффициенты показателей индивидуальных способностей

мальчиков в возрасте 7-10 лет

Показатели

Характер работы

Кратковременная Длительная
Двигательные способности. 0,42 0,41
Психофизиологические показатели. 0,29 0,30
Функциональные показатели. 0,29 0,29
1 1

Таблица 33 - Шкала оценки уровня двигательной одаренности мальчиков в возрасте 7-10 лет

Оценка, баллы Уровень одаренности
8-10 6-8 4-6 2-4 0-2 Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий

 

Порядок индивидуального расчета следующий. Вначале полученные результаты переводят в баллы. Для этого используют весовые коэффициенты, приведенные в табл. 4.21 (см. учебное пособие Л. П. Сергиенко, 2013). Потом отдельно для кратковременной и длительной работы определяют сумму баллов по каждому из трех блоков показателей. Полученное каждое цифровое значение умножают на соответствующий для конкретного блока весовой коэффициент (они представлены в табл. 32). После этого сравнивают интегральный показатель двигательной одаренности к кратковременной или длительной работе с данными табл. 33. В результате даются рекомендации ребенку заниматься упражнениями анаэробного характера (скоростно-силовыми видами спорта) или аэробного (видами спорта циклического характера, в основном связанными с развитием способностей к выносливости). При сходных значениях интегральных показателей к кратковременной и длительной работе следует рекомендовать ребенку заниматься упражнениями смешанного характера (например, многоборьями).

Ограниченность представленной системы оценки двигательной одаренности в том, что нет рекомендаций для девочек, а для мальчиков прогноз возможен только в возрасте 7-10 лет. Последний недостаток устраняет Т. В. Маланюк (2001), давая рекомендации по оценке моторной одаренности мальчиков в возрасте 10-13 лет.

Мы для отбора двигательно способных детей предлагаем использовать нормативные оценки некоторых испытаний батареи международных тестов и нормативные оценки по шкале Т (100-бальной шкале); они приведены в польской (J. Drabik, 1992; S. Pilicz, R. Przeweda, R. Trzesniowski, 1993) и отечественной (Л.П. Сергиенко, 2001) литературе и рассчитаны для детей европейской популяции. На наш взгляд, для детей 7-15 лет можно предложить следующие тесты:

- бег на 50 м (с высокого старта);

- прыжок в длину с места;

- бег на 600 м для детей в возрасте 7-11 лет, 800 м для девочек 12-15 лет и 1000 м для мальчиков 12-15 лет;

- вис на согнутых руках;

- челночный бег 4*10 м;

- поднимание туловища за 30 с;

- наклон туловища вниз.

При диагностике развития двигательных способностей детей важно учитывать их биоритмическую фазу (по физическому ритму) в момент тестирования. На важность подобной корреляции при спортивном отборе указывает В. П. Озеров (2002).

Второй задачей этапа отбора двигательно способных детей является индивидуальный прогноз развития морфологических показателей и двигательных способностей ребенка.

Третьей задачей данного этапа спортивного отбора является сопоставление паспортного и биологического возраста ребенка. Под биологическим возрастом понимают достигнутый отдельным индивидуумом уровень развития морфологических структур и связанных с ними функциональных явлений жизнедеятельности организма, соответствующий среднему для всей популяции уровню, характерному для данного и хронологического возраста (В. Г. Властовский, 1976). Наблюдения показали, что часто при спортивном отборе ориентируются на детей с ускоренным биологическим развитием (акселератов). Однако в дальнейшем они быстро теряют свои преимущества и рано оставляют занятия спортом. Значительно больших успехов в течение многолетнего спортивного совершенствования добиваются дети с нормальным созреванием или имеющие замедленное биологическое развитие (таких детей называют ретардантами). У ретардантов в возрасте 16-17 лет отмечается резкое возрастание функциональных возможностей различных органов и систем организма, в то время как у акселератов отмечается стабилизация или даже их снижение (В. Н. Платонов, 1997).

В исследованиях Т. С. Тимаковой (1985) показано, что среди мальчиков-пловцов, победителей юношеских первенств страны, к раннему типу полового созревания в возрасте 13 лет были отнесены 100%, в 14 лет – вполовину меньше – 47%, в 15 лет – 17%, в 16 лет – 13%. Среди пловцов 17 лет только 4,5% имели балл биологической зрелости, соответствующий более взрослым пловцам, а с признаками отставания полового развития было 42%. В мировой практике высшие результаты чаще показывают спортсмены с поздним биологическим созреванием и крайне редко – с ранним.

Ранним половым созреванием у девочек считается возраст 8-9 лет, а у мальчиков – 6-10 лет. К нормальному варианту темпа полового созревания у девочек относится начало появления первых его признаков в 10-11 лет при общей продолжительности этого процесса в среднем 5-6 лет; у мальчиков начало процесса относится к 12-13, а завершение – к 18 годам. Позднее половое созревание характеризуется появлением первых его признаков у девочек в 13 лет, а у мальчиков – в 15 лет.

Четвертой задачей второго этапа спортивного отбора является определение устойчивости юного спортсмена к заболеваниям и подверженности травмам. Многолетние наблюдения свидетельствуют о том, что отдельные подростки чаще других подвергаются различным заболеваниям. Некоторые неустойчивы к заболеваниям простудного характера, другие устойчивы к любым заболеваниям и редко пропускают тренировки по болезни. Некоторые юные спортсмены редко подвергаются травмам. Восстановление временно утраченных функций после травм происходит также индивидуально: одни излечиваются быстро, а у других период реабилитации затягивается. Все это подтверждено существованием индивидуальных различий (по-видимому, контролируемых генетически) в подверженности заболеваниям, травмам и срокам восстановления временно утраченных функций.

Поэтому при определении перспективности спортсменов целесообразно регистрировать количество заболеваний и сроки излечения. Аналогичным образом регистрируются травмы. Подводя периодически итоги и делая окончательный вывод о потенциальных способностях ребенка к двигательной деятельности, возможно данные показатели выразить, как предлагает П. В. Осташев (1982), в баллах. Юный спортсмен, у которого отсутствуют болезни и травмы, получает 100 баллов, а у тех, кто болеет (получают травмы), за каждые три дня болезни (реабилитации травмы) вычитается из 100 баллов по одному баллу. Итоговая оценка сравнивается у всех участников данного этапа спортивного отбора.

 

Отбор одаренных спортсменов

 

На третьем этапе спортивного отбора осуществляется оценка общих способностей и свойств ребенка (интеллектуальных способностей, памяти, внимания, мышления, типологических свойств нервной системы, психологической надежности).

Интеллект – это способность человека воспринимать и перерабатывать информацию. Немецкий психолог К. Павлик выделил следующие независимые друг от друга области интеллекта (Х. Зиверт, 1998):

- факторы пространственного восприятия: наглядность, пространственные связи, пространственная ориентация;

- факторы языкового понимания и математического счета;

- факторы речевой беглости и выразительности;

- факторы гибкости мышления;

- факторы логического мышления.

Значимость всех перечисленных факторов в спортивной деятельности очевидна. Одаренные и талантливые спортсмены – в основном высокоинтеллектуальные личности. Например, выдающиеся профессиональные боксеры Виталий и Владимир Кличко в расцвете своей спортивной карьеры защитили кандидатские диссертации.

Показателем интеллектуальных способностей является коэффициент IQ. Спортсмены с низким IQ не могут достичь значительных успехов. С интеллектуальными способностями связана теоретическая, техническая, тактическая и другие виды подготовки спортсмена. Интеллект является предпосылкой спортивного успеха, но сам по себе (без значительного проявления других способностей) не гарантирует успех. Без сомнения, различные виды спорта предъявляют различные требования к развитию интеллектуальных способностей (например, шахматы, сложнокоординационные и циклические виды спорта).

От развития другой общей способности спортсмена – памяти – зависит его успех в познавательной деятельности. Особое значение для спортивной практики имеет двигательная, словесно-логическая и образная память. Благодаря памяти спортсмен получает возможность оперировать достижениями своего мышления. Существуют количественные критерии определения уровня развития памяти детей и подростков. Средние и высокие значения по тестам памяти являются ориентирами при спортивном отборе.

Составляющей одаренности спортсмена является развитие его внимания. Устойчивость и лабильность внимания важны для спортивной практики. Иногда качественное проявление внимания спортсмена может компенсировать другие, не столь высоко развитые способности. Например, теннисистка Крис Эверт никогда не отличалась исключительными физическими способностями; вместе с тем, никто не мог с ней сравниться в способности сохранять сосредоточенность внимания на протяжении всего матча. На нее практически не действовало внешнее окружение: шум толпы, плохое судейство, пропущенные легкие мячи и т.п. Благодаря своей высокой концентрации внимания она смогла стать выдающейся спортсменкой.

Еще одним психологическим компонентом спортивной одаренности является мышление. С помощью мышления спортсмен способен познавать и настоящее, и прошлое, и будущее. Средствами, с помощью которых человек мыслит, являются представление, воображение, понятие, суждение, умозаключение.

Представления – это конкретные или обобщенные образы объектов или явлений, которые человек воспринимал в прошлом (Е. П. Ильин, 2000). Например, представление спортсменом (с закрытыми глазами) только что показанного физического упражнения. Представление – это не только инструмент мышления, но и эталон, руководствуясь которым, спортсмен управляет движениями.

Воображение – мысленное представление того, что человек никогда не воспринимал. Воображение позволяет спортсмену воссоздать результат деятельности еще до ее начала, как бы «прокрутить» в уме ту или иную тренировочную или соревновательную ситуацию. Воссоздающее воображение, например, особенно важно при занятиях спортивным ориентированием, когда по условным обозначениям на карте спортсмены должны воссоздать в уме реальную местность.

Понятия представляют собой обобщенные знания о существенных признаках предметов и явлений, закрепленные в слова. При обучении спортсменов оперируют множеством понятий: умения, навыки, быстрота, сила, выносливость и т.п. Важно, чтобы спортсмен и тренер вкладывали в одно и то же понятие одинаковый смысл.

Суждение – это мнение человека о чем-либо, высказанное в словесной форме. В суждениях раскрываются причинно-следственные связи между предметами и явлениями, например, между дальностью полета снаряда (ядра, диска, копья) и углом его выпуска.

Умозаключение – это новое суждение, логически вытекающее из истинных суждений, которые уже известны человеку (спортсмену). Умозаключения основываются на правилах логики и формируются тремя способами: индуктивным, дедуктивным и по аналогии.

При комплексной оценке общих способностей и свойств ребенка на третьем этапе спортивного отбора важным является определение темперамента юного спортсмена. Предрасположенность к различной двигательной деятельности характеризуется различными типологическими свойствами нервной системы. Такой компонент скоростных способностей, как время простой двигательной реакции, зависит от лабильности нервной системы, подвижности возбуждения и торможения, преобладания возбуждения по «внешнему» балансу (Е. П. Ильин, 2001). Максимальная частота движений выше у лиц со слабой нервной системой и уравновешенностью по «внешнему» балансу. Важное качество спринтеров – способность к быстрому расслаблению мышц – связано с инертностью торможения и преобладанием торможения по обоим видам баланса («внешнему» и «внутреннему»).

Способность к выносливости человека имеет также многочисленные связи с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы. Высокий предел развития аэробной выносливости свойственен для людей с сильной нервной системой. Спортсмены со слабой нервной системой не достигают высоких значений максимального потребления кислорода (П. З. Сирис, П. М. Гайдарска, К. И. Рачев, 1983). Важность информации о свойствах нервной системы очевидна при выборе спортивной специализации (в процессе спортивной ориентации).

В процессе тренировочной и соревновательной деятельности определяется психологическая надежность юного спортсмена. Одаренные спортсмены, как полагает Браун (J. Brown, 2001), должны быть эмоционально устойчивыми.

Важной задачей третьего этапа спортивного отбора является оценка соответствия морфотипа определенному виду спорта. Фактически мы сравниваем генетически предрасположенный соматотип ребенка с модельными характеристиками соматотипа спортсмена высокого класса определенного вида спорта.

Единой классификации типов конституции человека не существует. При оценке соматотипа взрослых спортсменов (для юных спортсменов можно использовать с 14 лет) предпочтение отдают методу Хит-Картера, который учитывает степень развития мускулатуры и жироотложения, рост и массу тела, особенности строения скелета (Д. Д. Мак-Дугалл, Г. Э. Грин, 1998). В данной классификации выделяют три типа конституции:

- эндоморфный тип характеризуется выпуклой грудной клеткой, мягкими округлыми формами вследствие развития подкожной основы, относительно короткими конечностями, короткими и широкими кистями и стопами, большим количеством подкожного жира;

- мезоморфный тип имеет трапециевидную форму туловища, узкий таз, мощный плечевой пояс, хорошо развитую мускулатуру грубое строение костей;

- эктоморфный тип имеет плоскую и длинную грудную клетку, относительно широкий таз, худое тело и слабое развитие подкожной основы, длинные тонкие конечности, узкие стопы и кисти, минимальное количество подкожного жира.

Для оценки конституции детей и подростков рекомендуется применять модифицированную схему В. Г. Штефко, А. Д. Островского (С. С. Дарская, 1975). В классификации учитывается развитие и соотношение таких признаков, как форма спины, грудной клетки, живота, ног, степени развития костной, мышечной и жировой ткани.

Выделяют четыре типа конституции:

- астеноидный тип характеризуется удлиненными конечностями и тонкими костями. Грудная клетка уплощена, вытянута, часто сужена книзу. Спина, как правило, сутулая, с резко выступающими лопатками. Живот впалый или прямой. Мускулатура развита слабо, тонус ее вялый. Подкожный слой крайне незначителен, хорошо виден костный рельеф – кости плечевого пояса и ребра. Форма ног чаще о-образная. Могут быть и нормальные, прямые ноги, но с несмыканием в области бедер;

- торакальный тип – это относительно узко сложенный тип. Костный компонент оценивается в 1-1,5 балла (по трехбалльной системе оценивается массивность скелета как незначительная). Грудная клетка цилиндрическая, реже – слегка уплощенная. Спина прямая, иногда с выступающими лопатками. Живот прямой. Мышечный и жировой компоненты развиты умеренно (жировой компонент может быть мал). Тонус мышц достаточно высок. Ноги чаще прямые, но встречаются также о- и x-образная форма;

- мышечный тип имеет массивный скелет с четко выраженными эпифизами, особенно в предплечьях и коленном суставе. Грудная клетка цилиндрическая, округлая, одинакового диаметра по всей длине. Спина прямая, с нормально выраженными изгибами. Живот прямой, с хорошо развитой мускулатурой. Значительный объем мышц, как и их тонус. Жироотложение умеренное, костный рельеф сглажен. Форма ног прямая, но возможна о- или х-образная;

- дигестивный тип наиболее прост в определении. Он характеризуется обильным жироотложением. Форма грудной клетки коническая, короткая и расширенная книзу. Живот выпуклый, округлый, обычно с жировыми складками, особенно над лобком. Спина прямая или уплощенная. Костный компонент развит хорошо, скелет крупный, массивный. Мышечная масса обильна и имеет хороший тонус. Подкожножировой слой образует складки на животе, на спине, на боках. Костный рельеф не просматривается. Ноги обычно Х-образные или нормальные, о-образная форма встречается крайне редко.

Спортсмены различных специализаций существенно отличаются по типу телосложения. Например, у бегунов на длинные дистанции, по сравнению со спринтерами, отмечается снижение значимости мезоморфного типа и увеличение эктоморфного. Метатели и тяжелоатлеты, напротив, отличаются очень высоким уровнем мезоморфного типа и низким – эктоморфного. У борцов, по сравнению с тяжелоатлетами и метателями, наблюдается некоторое снижение рейтинга мезоморфного типа и повышение – эктоморфного.

Существенной задачей третьего этапа спортивного отбора является определение конкретной специализации в виде спорта. Например, спортсмены, специализирующиеся в плавании, могут быть разделены на пять относительно самостоятельных групп (оценивается комплекс показателей, отражающих предрасположенность юных спортсменов к спринтерской или стайерской работе):

- первая – спортсмены с ярко выраженными спринтерскими способностями (спринтеры);

- вторая – спортсмены, отличающиеся смешанными способностями, с преобладанием предрасположенности к спринтерской работе (миксты с предрасположенностью к спринтерской работе);

- третья – спортсмены со смешанными способностями при относительно равномерном уровне их развития;

- четвертая – спортсмены, отличающиеся смешанными способностями, с преобладанием предрасположенности к стайерской работе (миксты с предрасположенностью к стайерской работе);

- пятая – спортсмены с ярко выраженными стайерскими способностями (стайеры; М. М. Булатова, 1997).

Особенно важно выбрать игровое амплуа юным спортсменам в спортивных играх, так как последующая спортивная подготовка будет ориентирована на эту узкую специализацию.

Принимать во внимание нужно и то, что различные виды спорта предъявляют неодинаковые требования не только к телосложению, но и к функциональным возможностям и двигательным способностям юных спортсменов. Данные табл. 34 и 35 дают некоторые представления о функциональных возможностях и двигательных способностях перспективных спортсменов.

Таблица 34 - Аэробные возможности у перспективных спортсменов в возрасте 16-17 лет

Специализация

Показатели

      Жизненная емкость легких, мл Максимальное потребление кислорода, мл/кг/мин Максимальное потребление кислорода, л/мин

Лыжники Велосипедисты (шоссе) Пловцы (200, 400 м) 4500-5000   4500-5000   4700-5200 55-60   54-58   52-56 3,4-4,4   3,5-4,4   3,6-4,5

Таблица 35 - Влияние двигательных способностей и морфологических показателей на результативность в некоторых видах спорта

Вид спорта




Дата: 2019-02-19, просмотров: 749.