П5. Расчет напряжений и анализ прочности стержней
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рассмотрим поперечное сечение стержня, находящегося в состоянии равновесия.

Выделим на нем элементарную площадку и покажем действующие напряжения и внутренние силы (рис. П5.1).

Связь между напряжениями и внутренними силами в сечениях стержней характеризуют следующие интегралы:

Выражения для напряжений, возникающих в поперечном сечении стержня, нагруженном по торцам, имеют следующий вид:

где F – площадь поперечного сечения,  – осевые моменты инерции сечения относительно осей y и z .

Рис. П5.1. Внутренние силы в поперечном сечении стержня и напряжения на элементарных площадках

Полное касательное напряжение в круглом поперечном сечении в окрестности точки на площадке с нормалью х

где  – текущий радиус,  – полярный момент инерции.

При осевом растяжении (сжатии) стержня нормальное напряжение

В стержне линейное напряженное состояние. В поперечном сечении напряжения распределены равномерно, если по торцам приложена равномерно распределенная нагрузка и нет резкого изменения сечения тела.

Наличие местных ослаблений (отверстий, выточек) существенно сказывается на напряженно-деформированном состоянии тела. Распределение напряжений в сечениях, близких к месту расположения ослаблений, становится неравномерным (рис. П5.2).

Рис. П5.2. Нормальные напряжения при растяжении стержня с концентрациями напряжений

По мере удаления от сечений, проходящих через центр отверстия и выточек, эта неравномерность постепенно сглаживается (в пределах расстояния, примерно равного наибольшему поперечному размеру стержня). Около отверстия и выточек имеет место концентрация напряжений. Эти местные напряжения можно вычислить так:

где  – местные напряжения;  – коэффициент концентрации напряжений.

Чтобы стержень под действием нагрузок не разрушается, необходимо соблюдать условие

Значение  – допустимого нормального напряжения для данного материала – устанавливают в каждом конкретном случае на основании опытных данных о прочности материала с учетом условий работы объекта. Опасное напряжение  зависит от состояния материала: для пластичного состояния за  принимают , для хрупкого состояния – временное сопротивление . Эти механические характеристики материала определяют по диаграмме условных напряжений материала, полученной в результате испытаний.

Рассмотрим кручение призматического стержня с круглым поперечным сечением. При таком характере деформации . В поперечном сечении стержня возникают касательные напряжения

Кубическое уравнение принимает вид

и главные напряжения равны , . При кручении в окрестности точек поперечного сечения возникает плоское напряженное состояние – чистый сдвиг.

Полное касательное напряжение возникающее в окрестности точки поперечного сечения

Для круглого поперечного сечения выражение для полярного момента инерции принимает вид

где R – наружный радиус поперечного сечения.

Касательное напряжение  изменяется по линейному закону и принимает экстремальное значение в точках наружного контура.

При кручении принимают следующее условие прочности:

где  – допускаемое касательное напряжение.

При чистом изгибе (рис. П5.3) , и напряжение

В плоскости хО y напряжение равно 0. Такую плоскость называют нейтральной. След нейтральной плоскости на чертеже – нейтральная линия. В окрестности точек поперечного сечения стержня реализуется линейное напряженное состояние, так как  ниже нейтральной линии и  выше нейтральной линии. Условие прочности имеет вид

где  – допускаемое нормальное напряжение,  – момент сопротивления при изгибе относительно оси y для круглого поперечного сечения

а б

Рис. П5.3. Чистый изгиб стержня: а – схема стержня, б – распределение нормального напряжения sx в поперечном сечении стержня

для прямоугольного

При плоском поперечном изгибе стержня . В инженерной практике для расчета нормальных напряжений  используют выражение полученное при чистом изгибе  и вводят допущения, что касательные напряжения  вдоль любой прямой, параллельной оси y распределение равномерно.

где  – статический момент площадки  относительно оси y;  – ширина стержня на расстоянии z от его оси.

Для круглого и прямоугольного сечения формула для  принимает вид: для прямоугольного сечения высотой h и шириной b

для круглого сечения наружного радиуса R

При расчете на прочность при растяжении-сжатии стержней можно связать их разрушение, или возникающие пластические деформации с экстремальными значениями единственного, отличного от нуля главного напряжения (  или )

При растяжении, на опасном участке , а при сжатии . Для хрупкого напряженного состояния , для пластичного напряженного состояния .

В случае плоского и объемного напряженного состояний необходимо учитывать два или три главных напряжений. На возникающие пластические деформации и на разрушение влияют не только эти главные напряжения, но и соотношение между ними.

Высказано несколько предположений о причинах разрушения материала или возникающих пластических деформациях в элементах конструкций:

1. В гипотезе наибольших нормальных напряжений предполагают, что разрушение хрупкого материала происходит в результате того, что самое большое нормальное напряжение в элементе конструкции превышает предельное значение:

2. В гипотезе наибольших касательных напряжений предполагают, что недопустимые пластические деформации наступают при условии, что .

3. В последнее время в инженерной практике для оценки пластического состояния материала наибольшее применение находит теория энергоформообразования:

Пример П5.1. Определить опасное сечение и величину экстремального значения напряжения в стержнях круглого поперечного сечения радиуса a, нагруженных в соответствии с рис. П5.4.

Рис. П.5.4. Схема стержня, нагруженного вдоль его оси

Решение:

1. Определим опорную реакцию в стержне (рис. П5.5, а). Из условия статического равновесия.

2. Закон изменения нормальной силы определим из условия статического равновесия (рис. П5.5, б)

3. Строим эпюр нормальных сил в соответствии с значениями  на границе грузовых участков (рис. П5.5, в).

Экстремальное значение

а
б
в
Рис. П5.5. Опорная реакция A н (а), нормальная сила N (б) и эпюра нормальной силы в стержне (в) (рис. П.5.4.)

Пример П5.2. Определить величину экстремального значения напряжения в стержне круглого поперечного сечения радиуса r, представленного на рис. П5.6.

Решение:

1. Опорные реакции при плоском поперечном изгибе  определим рассматривая два условия статического равновесия (рис. П5.6, а):

2. На каждом из грузовых участков для определения закона изменения поперечной силы  и изгибающего момента  также рассматриваем два условия статического равновесия (рис. П5.6, б).

2.1.

2.2.

а
б
в
Рис. П5.6. Опорные реакции AV , MA (а), поперечные силы и изгибающие моменты Qz , My (б) на грузовых участках и эпюры поперечных сил и изгибающих моментов (в) в стержне, испытывающем плоский поперечный изгиб

3. По результатам вычислений  и  на границах грузовых участков построены эпюры поперечных сил  и изгибающих моментов               (рис. П5.6, в). Экстремальное значение напряжения равно

где  – момент сопротивления круглого сечения при изгибе.

Пример П5.3. Определить опасное сечение и величину экстремального значения напряжения в стержне круглого поперечного сечения радиуса r, нагруженного в соответствии с рис. П5.7

Рис. П5.7. Схема стержня, испытывающего кручение

Решение:

1. Из условия статического равновесия стержня определим опорный момент  в стержне, представленном на рис. П5.8, а:

2. Определим значения крутящего момента  на границах грузовых участков (рис. П5.8, б).

2.1.

2.2.

а
б
в
Рис. П5.8. Опорный момент MA (а), крутящие моменты Mx (б) на грузовых участках и эпюра крутящих моментов (в) в стержне, испытывающем кручение

3. На рис. П5.8, в приведена эпюра , построенная по результатам вычислений значений крутящего момента  на границах грузовых участков. Экстремальное значение напряжения равно

где  – момент сопротивления при кручении.

 

 

П6. Расчет перемещений

При инженерных расчетах перемещений в стержне с постоянной изгибной жесткостью  и одним грузовым участком используют полученное при чистом изгибе ( ) приближенное дифференциальное уравнение изогнутой оси стержня

где  – перемещение по направлению оси z в окрестности точки, через которую проходит поперечное сечение, нагруженное изгибающим моментом .

При кручении стержня с постоянной жесткостью  (G – модуль упругости при сдвиге,  – полярный момент инерции), угол поворота определяют используя дифференциальное уравнение угла закручивания поперечного сечения стержня

Формула угла закручивания  для стержня, имеющего n участков с различными механическими характеристиками материала на каждом i-м участке, при постоянных, в пределах каждого участка, значениях момента , имеет следующий вид:

Условие жесткости при кручении стержня характеризуется выражением

где  – наибольший по модулю на эпюре  крутящий момент;  – расчетная длина, на которой определяют угол закручивания;  – допустимый на данной длине угол закручивания.

Для упрощения вычислений перемещений разработано несколько методов.

Метод начальных параметров.

Предположим, стержень (рис. П6.1, а) нагружен сосредоточенным моментом М, приложенным на расстоянии а от левого конца стержня, силой Р на расстоянии b и распределенной нагрузкой q на расстоянии с от начала отсчета. Чтобы обеспечить равенство всех постоянных интегрирования на границах грузовых участков, при составлении дифференциальных уравнений упругой линии и их интегрировании соблюдают следующие правила:

а
б
в
Рис. П6.1. Схема стержня, нагруженного в плоскости xOz

1) начало координат выбирают в крайней левой точке стержня;

2) выражение для изгибающего момента  составляют применительно к левой отсеченной части стержня;

3) сосредоточенный момент М домножают на , что равно единице;

4) распределенную нагрузку продлевают до конца рассматриваемого сечения, а чтобы общий характер внешнего воздействия не изменился, прикладывают «компенсирующую» нагрузку обратного направления      (рис. П6.1, б);

5) уравнения для всех участков интегрируют, не раскрывая скобок.

Если на стержень действуют несколько сосредоточенных моментов, сил и распределенных нагрузок, выражения для перемещений и углов поворота в произвольном сечении можно представить в следующем виде:

 

 

Эти выражения называют универсальными уравнениями упругой линии стержня.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 212.