Р.5.1. На рис. 20 проведем нумерацию грузовых участков слева-направо.
Из условия статического равновесия стержня (рис. 20, а) нормальные силы на первом и втором участках соответственно равны . Нормальное напряжение , . Максимальное напряжение на втором участке.
Нормальные силы и нормальное напряжение в стержне, представленном на рис. 20, б, равны , , ; , , . Максимальное напряжение на третьем участке.
Нормальные силы и нормальное напряжение в стержне, представленном на рис. 20, б, равны , , ; , , . Максимальное напряжение на втором участке.
а |
б |
Рис. 49. Схемы нагруженного стержня и эпюра нормальных напряжений |
Р.5.2. Определим величину опорной реакции в стержне (рис. 49, а). Из условия статического равновесия Определим значения нормальных сил на границах грузовых участков и построим эпюр нормальных сил в соответствии с законами изменения на грузовых участках и значениями на границе грузовых участков (рис. 49, б).
Величина экстремального напряжения равна
Р.5.3. Определим величину опорной реакции в стержне (рис. 50, а). Из условия статического равновесия По результатам проведенных вычислений нормальных сил на грузовых участках строим эпюры нормальных (рис. 50, б). Величина экстремального напряжения равна
Р.5.4 . Определим величину опорной реакции в стержне (рис. 51, а). Из условия статического равновесия По результатам проведенных вычислений нормальных сил на грузовых участках строим эпюр нормальных сил в соответствии с законами изменения на грузовых участках и значениями на границе грузовых участков (рис. 51, б). Величина экстремального напряжения равна
а | а |
б | б |
Рис. 50. Схемы нагруженного стержня и эпюра нормальных напряжений | Рис. 51. Схемы нагруженного стержня и эпюра нормальных напряжений |
Р.5.5. Опорные реакции при плоском поперечном изгибе стержня (рис. 52, а) определим рассматривая два условия статического равновесия: По результатам вычислений и на границах грузовых участков построены эпюры поперечных сил и изгибающих моментов (рис. 52, б).
Экстремальное значение напряжения равно ( – момент сопротивления круглого сечения при изгибе).
Р.5.6. Определим опорные реакции в стержне (рис. 53, а): . По результатам вычислений и на границах грузовых участков на рис. 53, в приведена эпюра изгибающих моментов. Экстремальное значение нормального напряжения равно ( - момент сопротивления круглого сечения при изгибе).
а | а |
б | б |
Рис. 53. Схема стержня и эпюра изгибающих моментов | |
в | |
Рис. 52. Схема стержня и эпюры поперечных сил и изгибающих моментов |
Р.5.7. Определим опорные реакции в стержне (рис. 54, а): По результатам вычислений и на границах грузовых участков на рис. 54, в приведена эпюра изгибающих моментов. Экстремальное значение нормального напряжения равно ( - момент сопротивления круглого сечения при изгибе.
Р.5.8. Определим опорные реакции в стержне (рис. 55, а): На рис. 55 по результатам вычислений и на границах грузовых участков приведены эпюры поперечных сил (рис. 55, б) и изгибающих моментов (рис. 55, в). Экстремальное значение напряжения равно ( – момент сопротивления прямоугольного сечения при изгибе).
а | а |
б | б |
в | в |
Рис. 54. Схема стержня и эпюры поперечных сил и изгибающих моментов | Рис. 55. Схема стержня и эпюры поперечных сил и изгибающих моментов |
Р.5.9. Из условия статического равновесия стержня определим опорный момент в стержне, представленном на рис. 56, а: На рис. 56, б приведена эпюра , построенная по результатам вычислений значений крутящего момента на границах грузовых участков. Экстремальное значение напряжения равно ( – момент сопротивления при кручении).
Р.5.10. Из условия статического равновесия стержня определим опорный момент в стержне, представленном на рис. 57, а: На рис. 57, б приведена эпюра , построенная по результатам вычислений значений крутящего момента на границах грузовых участков. Экстремальное значение напряжения равно ( – момент сопротивления при кручении).
Р.5.11. Из условия статического равновесия стержня определим опорный момент в стержне, представленном на рис. 58, а: На рис. 58, в приведена эпюра , построенная по результатам вычислений значений крутящего момента на границах грузовых участков.
а | а |
б | б |
Рис. 56. Схема стержня и эпюра крутящих моментов | Рис. 57. Схема стержня и эпюра крутящих моментов |
Экстремальное значение напряжения равно ( – момент сопротивления при кручении).
а | а |
б | б |
Рис. 58. Схема стержня и эпюра крутящих моментов | Рис. 59. Схема стержня и эпюра крутящих моментов |
Р.5.12. Из условия статического равновесия стержня определим опорный момент в стержне, представленном на рис. 59, а:
На рис. 59, б приведена эпюра , построенная по результатам вычислений значений крутящего момента на границах грузовых участков. Экстремальное значение напряжения равно ( – момент сопротивления при кручении).
Расчет перемещений
Р.6.1. В соответствии с формулами, определяющими перемещения при деформации стержней, представленных на рис. 24, при увеличении длины стержня в два раза перемещение u в точке С увеличится в:а) два раза, т. к. б) три раза, т. к. в) четыре раза, т. к. г) два раза, т. к.
Р.6.2. В соответствии с формулами, определяющими перемещения при деформации стержней, представленных на рис. 25: 1) при увеличении модуля нормальной упругости в два раза перемещение в точке С уменьшатся в два раза;2) при увеличении радиуса круглого поперечного сечения в два раза: а) перемещение уменьшится в 4 раза, т. к. б) перемещение уменьшится в 16 раза, т. к.
Р.6.3. Перемещение при плоском поперечном изгибе стержня (рис. 25), нагруженного в плоскости xOz, обратно пропорционально осевому моменту поперечного сечения стержня. Осевой момент инерции прямоугольного поперечного сечения высотой h и шириной b равен . Увеличение высоты h сечения в два раза увеличивает в восемь раз. Значит, в восемь раз уменьшается перемещение. Увеличение ширины поперечного сечения в два раза увеличивает в два раза. Значит, в два раза уменьшится перемещение.
Р.6.4. В соответствии с формулой, определяющей угол поворота при кручении стержня, представленного на рис. 26, ( – выражение для крутящего момента на i–ом грузовом участке; M – внешний момент, приложенный в сечении, где определяется перемещение; – модуль нормальной упругости; – полярный момент инерции; – радиус поперечного сечения).
При увеличении модуля упругости при сдвиге в два раза, угол поворота уменьшится в два раза. При увеличении радиуса поперечного сечения в два раза, полярный момент инерции увеличивается в 16 раз. Значит угол поворота уменьшится в 16 раз.
Р.6.5. Перемещение при плоском поперечном изгибе стержня, нагруженного в плоскости xOz, обратно пропорционально осевому моменту инерции . Осевой момент инерции круглого поперечного сечения типа представленного на рис. 27 определяется по формуле При увеличении внутреннего радиуса в 1,2 раза, осевой момент инерции уменьшится в 1,07 раза. Значит, перемещение увеличится в 1,07 раза. При увеличении наружного радиуса в 1,2 раза, осевой момент инерции увеличится в 2,15 раз. Значит, перемещение уменьшится в 2,15 раз.
Р.6.6. Выражение для осевого момента инерции поперечного сечения стержня, представленного на рис. 28, принимает вид При и При увеличении в 1,2 раза Осевой момент инерции увеличился в 1,8 раз. Значит, перемещение уменьшилось в 1,8 раз. При увеличении в 1,2 раза
Осевой момент инерции увеличился в 1,21 раз. Значит, перемещение уменьшилось в 1,21 раз. При увеличении в 1,2 раза Перемещение увеличилось в 1,2 раза. При увеличении в 1,2 раза Перемещение увеличилось в 1,01 раз.
Р.6.7. Из условия статического равновесия при симметричном нагружении стержня (рис. 60) . Уравнение изогнутой линии стержня принимает вид Постоянные и определим из граничных условий: При перемещение ; При перемещение также равно нулю.
Перемещение и, следовательно, . Угол поворота в точке А
Рис. 60. Симметрично нагруженный стержень |
Рис. 61. Стержень, испытывающий плоско-поперечный изгиб |
Р.6.8. Из условий равновесия возникающие в заделке стержня (рис. 61) опорная реакция и момент соответственно равны
В начале отсчета (точка А) в заделке запрещено перемещение и поворот: .
Уравнения упругой линии и углов поворота принимают вид:
Параметр при равен Угол поворота поперечной плоскости, проходящей через точку В
Рис. 62. Нагруженный стержень |
Граничные условия: при в заделке перемещение и угол поворота запрещены:
Р.6.10. В стержнях, представленных на рис. 30, на каждый стержень накладывается по четыре связи, а условий статического равновесия, при нагружении стержня в плоскости всего три. Статическую неопределимость можно раскрыть, задав по одному условию, запрещающему перемещение или угол поворота в точке опоры или заделке. Для стержня, представленного на рис. 30, перемещения в точке С или точке В, направленных по оси z , равны нулю: либо . Перемещение по направлению оси z (рис. 30, б) в точке А , либо угол поворота относительно оси y в плоскости, проходящей через точку В .
Р.6.11. Раскроем статическую неопределимость (рис. 63, а) методом уравнивания перемещений: 1. Выбираем основную систему (рис. 63, б), которую получаем из заданного стержня с нагрузкой, путем отбрасывания одной лишней связи (связи в точке В); 2. Нагружаем основную систему заданной нагрузкой (рис. 63, в) и определяем перемещение в сечении, где была лишняя связь 3. Загружаем основную систему реакцией лишней связи (рис. 63, г) и определяем перемещение в том же сечении 4. Составляем уравнение совместности перемещений
а | д |
б | е
|
в | |
г | |
Рис. 63. Решение статически неопределимой задачи методом уравнения перемещений |
5. Из условий статического равновесия в системе (рис. 63, д) определяем опорные реакции и строим эпюры и (рис. 63, е).
Дата: 2019-02-25, просмотров: 252.