Р.5.1. На рис. 20 проведем нумерацию грузовых участков слева-направо.
Из условия статического равновесия стержня (рис. 20, а) нормальные силы на первом и втором участках соответственно равны
. Нормальное напряжение
,
. Максимальное напряжение на втором участке.
Нормальные силы и нормальное напряжение в стержне, представленном на рис. 20, б, равны
,
,
;
,
,
. Максимальное напряжение на третьем участке.
Нормальные силы и нормальное напряжение в стержне, представленном на рис. 20, б, равны
,
,
;
,
,
. Максимальное напряжение на втором участке.
| а |
|
| б |
|
| Рис. 49. Схемы нагруженного стержня и эпюра нормальных напряжений |
Р.5.2. Определим величину опорной реакции в стержне (рис. 49, а). Из условия статического равновесия
Определим значения нормальных сил на границах грузовых участков и построим эпюр нормальных сил в соответствии с законами изменения
на грузовых участках и значениями
на границе грузовых участков (рис. 49, б).
Величина экстремального напряжения равна 
Р.5.3. Определим величину опорной реакции в стержне (рис. 50, а). Из условия статического равновесия
По результатам проведенных вычислений нормальных сил на грузовых участках строим эпюры нормальных (рис. 50, б). Величина экстремального напряжения равна 
Р.5.4 . Определим величину опорной реакции в стержне (рис. 51, а). Из условия статического равновесия
По результатам проведенных вычислений нормальных сил на грузовых участках строим эпюр нормальных сил в соответствии с законами изменения
на грузовых участках и значениями
на границе грузовых участков (рис. 51, б). Величина экстремального напряжения равна

| а | а |
|
|
| б | б |
|
|
| Рис. 50. Схемы нагруженного стержня и эпюра нормальных напряжений | Рис. 51. Схемы нагруженного стержня и эпюра нормальных напряжений |
Р.5.5. Опорные реакции при плоском поперечном изгибе стержня (рис. 52, а)
определим рассматривая два условия статического равновесия:
По результатам вычислений
и
на границах грузовых участков построены эпюры поперечных сил
и изгибающих моментов
(рис. 52, б).
Экстремальное значение напряжения равно
(
– момент сопротивления круглого сечения при изгибе).
Р.5.6. Определим опорные реакции
в стержне (рис. 53, а):
. По результатам вычислений
и
на границах грузовых участков на рис. 53, в приведена эпюра изгибающих моментов. Экстремальное значение нормального напряжения равно
(
- момент сопротивления круглого сечения при изгибе).
| а | а |
|
|
| б | б |
|
Рис. 53. Схема стержня и эпюра изгибающих моментов |
| в | |
| |
| Рис. 52. Схема стержня и эпюры поперечных сил и изгибающих моментов |
Р.5.7. Определим опорные реакции
в стержне (рис. 54, а):
По результатам вычислений
и
на границах грузовых участков на рис. 54, в приведена эпюра изгибающих моментов. Экстремальное значение нормального напряжения равно
(
- момент сопротивления круглого сечения при изгибе.
Р.5.8. Определим опорные реакции
в стержне (рис. 55, а):
На рис. 55 по результатам вычислений
и
на границах грузовых участков приведены эпюры поперечных сил
(рис. 55, б) и изгибающих моментов
(рис. 55, в). Экстремальное значение напряжения равно
(
– момент сопротивления прямоугольного сечения при изгибе).
| а | а |
|
|
| б | б |
|
|
| в | в |
|
|
| Рис. 54. Схема стержня и эпюры поперечных сил и изгибающих моментов | Рис. 55. Схема стержня и эпюры поперечных сил и изгибающих моментов |
Р.5.9. Из условия статического равновесия стержня определим опорный момент
в стержне, представленном на рис. 56, а:
На рис. 56, б приведена эпюра
, построенная по результатам вычислений значений крутящего момента
на границах грузовых участков. Экстремальное значение напряжения равно
(
– момент сопротивления при кручении).
Р.5.10. Из условия статического равновесия стержня определим опорный момент
в стержне, представленном на рис. 57, а:
На рис. 57, б приведена эпюра
, построенная по результатам вычислений значений крутящего момента
на границах грузовых участков. Экстремальное значение напряжения равно
(
– момент сопротивления при кручении).
Р.5.11. Из условия статического равновесия стержня определим опорный момент
в стержне, представленном на рис. 58, а:
На рис. 58, в приведена эпюра
, построенная по результатам вычислений значений крутящего момента
на границах грузовых участков.
| а | а |
|
|
| б | б |
|
|
| Рис. 56. Схема стержня и эпюра крутящих моментов | Рис. 57. Схема стержня и эпюра крутящих моментов |
Экстремальное значение напряжения равно
(
– момент сопротивления при кручении).
| а | а |
|
|
| б | б |
|
|
| Рис. 58. Схема стержня и эпюра крутящих моментов | Рис. 59. Схема стержня и эпюра крутящих моментов |
Р.5.12. Из условия статического равновесия стержня определим опорный момент
в стержне, представленном на рис. 59, а: 
На рис. 59, б приведена эпюра
, построенная по результатам вычислений значений крутящего момента
на границах грузовых участков. Экстремальное значение напряжения равно
(
– момент сопротивления при кручении).
Расчет перемещений
Р.6.1. В соответствии с формулами, определяющими перемещения при деформации стержней, представленных на рис. 24, при увеличении длины стержня в два раза перемещение u в точке С увеличится в:а) два раза, т. к.
б) три раза, т. к.
в) четыре раза, т. к.
г) два раза, т. к.
Р.6.2. В соответствии с формулами, определяющими перемещения при деформации стержней, представленных на рис. 25: 1) при увеличении модуля нормальной упругости в два раза перемещение в точке С уменьшатся в два раза;2) при увеличении радиуса круглого поперечного сечения в два раза: а) перемещение
уменьшится в 4 раза, т. к.
б) перемещение
уменьшится в 16 раза, т. к.
Р.6.3. Перемещение при плоском поперечном изгибе стержня (рис. 25), нагруженного в плоскости xOz, обратно пропорционально осевому моменту
поперечного сечения стержня. Осевой момент инерции
прямоугольного поперечного сечения высотой h и шириной b равен
. Увеличение высоты h сечения в два раза увеличивает
в восемь раз. Значит, в восемь раз уменьшается перемещение. Увеличение ширины поперечного сечения в два раза увеличивает
в два раза. Значит, в два раза уменьшится перемещение.
Р.6.4. В соответствии с формулой, определяющей угол поворота
при кручении стержня, представленного на рис. 26,
(
– выражение для крутящего момента на i–ом грузовом участке; M – внешний момент, приложенный в сечении, где определяется перемещение;
– модуль нормальной упругости;
– полярный момент инерции;
– радиус поперечного сечения).
При увеличении модуля упругости при сдвиге
в два раза, угол поворота уменьшится в два раза. При увеличении радиуса поперечного сечения в два раза, полярный момент инерции
увеличивается в 16 раз. Значит угол поворота уменьшится в 16 раз.
Р.6.5. Перемещение при плоском поперечном изгибе стержня, нагруженного в плоскости xOz, обратно пропорционально осевому моменту инерции
. Осевой момент инерции
круглого поперечного сечения типа представленного на рис. 27 определяется по формуле
При увеличении внутреннего радиуса
в 1,2 раза, осевой момент инерции уменьшится в 1,07 раза. Значит, перемещение увеличится в 1,07 раза. При увеличении наружного радиуса
в 1,2 раза, осевой момент инерции увеличится в 2,15 раз. Значит, перемещение уменьшится в 2,15 раз.
Р.6.6. Выражение для осевого момента инерции
поперечного сечения стержня, представленного на рис. 28, принимает вид
При
и
При увеличении
в 1,2 раза
Осевой момент инерции увеличился в 1,8 раз. Значит, перемещение уменьшилось в 1,8 раз. При увеличении
в 1,2 раза 
Осевой момент инерции увеличился в 1,21 раз. Значит, перемещение уменьшилось в 1,21 раз. При увеличении
в 1,2 раза
Перемещение увеличилось в 1,2 раза. При увеличении
в 1,2 раза
Перемещение увеличилось в 1,01 раз.
Р.6.7. Из условия статического равновесия при симметричном нагружении стержня (рис. 60)
. Уравнение изогнутой линии стержня принимает вид
Постоянные
и
определим из граничных условий: При
перемещение
; При
перемещение также равно нулю.
Перемещение
и, следовательно,
. Угол поворота в точке А
Рис. 60. Симметрично нагруженный стержень
|
Перемещение в точке С при
равно
Величина
при
равна
Рис. 61. Стержень, испытывающий плоско-поперечный изгиб
|

Р.6.8. Из условий равновесия возникающие в заделке стержня (рис. 61) опорная реакция и момент соответственно равны 
В начале отсчета (точка А) в заделке запрещено перемещение и поворот:
.
Уравнения упругой линии и углов поворота принимают вид:


Параметр
при
равен
Угол поворота поперечной плоскости, проходящей через точку В

Рис. 62. Нагруженный стержень
|
Граничные условия: при
в заделке перемещение и угол поворота запрещены:

Р.6.10. В стержнях, представленных на рис. 30, на каждый стержень накладывается по четыре связи, а условий статического равновесия, при нагружении стержня в плоскости всего три. Статическую неопределимость можно раскрыть, задав по одному условию, запрещающему перемещение или угол поворота в точке опоры или заделке. Для стержня, представленного на рис. 30, перемещения в точке С или точке В, направленных по оси z , равны нулю:
либо
. Перемещение по направлению оси z (рис. 30, б) в точке А
, либо угол поворота относительно оси y в плоскости, проходящей через точку В
.
Р.6.11. Раскроем статическую неопределимость (рис. 63, а) методом уравнивания перемещений: 1. Выбираем основную систему (рис. 63, б), которую получаем из заданного стержня с нагрузкой, путем отбрасывания одной лишней связи (связи в точке В); 2. Нагружаем основную систему заданной нагрузкой (рис. 63, в) и определяем перемещение в сечении, где была лишняя связь
3. Загружаем основную систему реакцией лишней связи (рис. 63, г) и определяем перемещение в том же сечении
4. Составляем уравнение совместности перемещений 
| а | д |
|
|
| б | е |
| |
| в | |
| |
| г | |
| |
| Рис. 63. Решение статически неопределимой задачи методом уравнения перемещений | |
5. Из условий статического равновесия в системе (рис. 63, д)
определяем опорные реакции
и строим эпюры
и
(рис. 63, е).
Дата: 2019-02-25, просмотров: 341.