демократизации
Гуманизации
плюрализма
историзма
Форма социальной активности, проявляющая себя в предметных и познавательных действиях
игровая деятельность
учебная деятельность
трудовая деятельность
речевая деятельность
Профессиональный контакт преподавателя с учащимися:
педагогические способности
педагогическое мастерство
педагогическое мировоззрение
Педагогическое общение
Итоговая оценка результатов обучения:
1 – «отлично» («Высокий уровень – компетенция освоена полностью»);
2 – «хорошо» («Повышенный уровень – компетенция в основном освоена»);
3 – «удовлетворительно» («Пороговый уровень – компетенция освоена»);
4 – «неудовлетворительно» («компетенция не освоена»).
ТРЕБОВАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ И ЛИ ЗАЧЕТУ
Итоговая аттестация студентов по учебной дисциплине «Введение в педагогическую деятельность» предусматривает проведение зачета с оценкой. Для аттестации требуется от студентов создание портфолио, включающего материалы по СРС, творческие работы, тесты достижений, личностные планы по самообразованию и др. Кроме этого для контроля успеваемости студентов по дисциплине «Введение в педагогическую деятельность» можно рекомендовать различные варианты тестов (АПИМ). Изучаемые вопросы по данной дисциплине «Введение в педагогическую деятельность» входят в общие вопросы к экзамену по модулю «Педагогика».
К итоговой аттестации, экзамену (зачету) по модулю «Педагогика» допускается студент, прошедший обучение и все виды текущей аттестации в соответствии с учебным планом. В противном случае, преподаватель не имеет права принимать у студента экзамен (зачет), предусмотренный учебным планом по данной дисциплине. Экзамен (зачет) проводится по экзаменационному билету в письменной или устной форме. Комплект билетов ежегодно обновляется, обсуждается и утверждается на заседании кафедры. Экзаменационные билеты, подписанные заведующим кафедрой, должны храниться в распечатанном виде на кафедре. Билет должен содержать не более трех вопросов, включая практическое задание. Результаты экзамена определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Преподаватель и студент должны быть взаимно корректны, уважительно относиться друг к другу. Экзамены и зачеты проводятся только в помещении университета согласно расписанию. Устный экзамен, как правило, проводится преподавателем, читающим лекции. В аудитории должно находиться не более 6 студентов, каждому из которых для подготовки дается не более 25 мин. К письменному экзамену, длительность которого не должна превышать 1,5 астрономических часа, могут привлекаться несколько экзаменаторов. При оценке результатов экзамена дополнительно учитываются стиль изложения и грамотность студента. Результаты письменного экзамена заносятся в экзаменационную ведомость, направление в день сдачи экзамена. Экзамен с применением ПК проводится на базе специальных программных средств, обеспечивающих простое взаимодействие студента с компьютером. В аудитории может находиться число студентов, соответствующее числу ПК в компьютерном зале. Для подготовки к ответу студенту дается не более 45 минут.
Явка на экзамен и зачет согласно расписанию обязательна.
3. 3 . КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
"5" - за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором студент легко ориентируется, понятийным аппаратом, за умение связывать теорию с практикой, решать практические задачи, высказывать и обосновывать свои суждения. Отличная отметка предполагает грамотное, логическое изложение ответа (как в устной, так и в письменной форме), качественное внешнее оформление;
"4" - если студент полно освоил учебный материал, владеет понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет знания для решения практических задач, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности;
"3" - если студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, в применении знаний для решения практических задач, не умеет доказательно обосновать свои суждения;
"2" - если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, не может применять знания для решения практических задач.
3. 4 . АТТЕСТАЦИЯ СТУДЕНТОВ В ФОРМЕ ЗАЧЕТА С ОЦЕНКОЙ
По данной дисциплине предусмотрена аттестация студентов в форме зачета с оценкой. Для аттестации требуется от студентов создание портфолио, включающего материалы по СРС, творческие работы, тесты достижений, личностные планы по самообразованию и др. Кроме этого для контроля успеваемости студентов по дисциплине «Введение в педагогическую деятельность» можно рекомендовать различные варианты тестов
Примерный перечень вопросов к зачету
1. Педагогическая профессия, ее назначение в обществе.
2. Сущность педагогической деятельности.
3. Структура педагогической деятельности.
4. Учитель как субъект педагогической деятельности.
5. Гуманистическая природа педагогической профессии. Педагоги-гуманисты.
6. Педагогическая культура как сущностная характеристика личности педагога.
7. Педагогическое творчество.
8. Педагогический такт как важнейший принцип профессиональной этики.
9. Основные этические нормы и правила поведения учителя.
10. Профессиональная компетентность и ее структура.
11. Теоретическая и практическая готовность современного учителя.
12. Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности.
13. Слагаемые педагогического мастерства учителя.
14. Соотношение педагогического мастерства и творчества.
15. Профессиограмма учителя как модель личности педагога.
16. Профессионально-педагогическая направленность личности учителя.
17. Состояние и тенденции развития системы образования в России.
18. Характеристика современной системы образования. Типы образовательных учреждений.
19. Структура педагогического образования. Многоуровневая система подготовки педагогических кадров.
20. Основные направления модернизации образования в РФ.
21. Самовоспитание учителя и его основные компоненты.
22. Самопознание и рефлексия учителя.
23. Педагогическое самообразование.
24. Педагогическое призвание и кредо.
25. Ученик как субъект воспитания.
ТЕСТОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
ПРИМЕРНЫЕ ТЕСТОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ДИСЦИПЛИНА «ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование
всех профилей (программ)
квалификации (степени) выпускника – бакалавр
Разработчик: доцент, к.п.н. Манько Н.Н.
1. Высший уровень профессиональной пригодности педагога является:
наличие общих способностей
педагогическое призвание
наличие специальных способностей
наличие у педагога профессионально-педагогических намерений, интереса к профессии
2. Вид трудовой деятельности, содержанием и целью которой является создание условий для становления и развития личности другого человека, называется:
образовательной деятельностью
педагогической квалификацией
педагогической профессией
образованием
3. Вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку определенных ролей в обществе:
воспитательная работа
профессиональная деятельность
преподавательская деятельность
педагогическая деятельность
4. Целью педагогической профессии является:
подготовка человека к самостоятельной деятельности
построение отношений «человек-человек»
управление эмоциональным развитием
формирование мировоззрения личности
5. Особенностью педагогической профессии является:
ее гуманистический характер
предмет труда – другой человек
руководство эмоциональным развитием
руководство физическим развитием
6. О педагогической направленности личности будущего педагога свидетельствуют:
желание управлять другими
доминирование
сознание высокой миссии учителя
Авторитетность
7. Преподавание - это педагогическая деятельность, направленная на:
решение задач формирования у учащихся отношений к природе, к предметам и явлениям окружающего мира, к себе
организацию воспитательной среды и управление различными видами деятельности воспитанников
управление познавательной деятельностью учащихся
решение задач формирования у учащихся отношений к обществу, к труду, людям, учению
8. Одним из стилей педагогической деятельности является:
общение-устрашение
общение-дистанция
авторитарный стиль
администрирование
9. «Я-концепция» человека (учителя) интерпретируется как:
система многогранных отношений к миру и (педагогической) действительности +система убеждений, установок и представлений человека о себе и ситуации вокруг него
представление о значимых для человека идеальных и материальных ценностях
поведение человека (учителя), НЕ противоречащее его представлениям о самом себе
10. Социально-профессиональная направленность личности учителя характеризуется:
ориентацией педагога на развитие рефлексии, эмпатии и познавательных способностей
ориентацией педагога на ценности педагогической деятельности и гуманистические социально-профессиональные установки
ориентацией педагога на человека как на цель, а не на средство достижения результатов профессиональной деятельности
продуктивностью общения и успешность взаимодействия с обучающимися в учебно-воспитательном процессе
11. Деятельность педагога, связанная с изучением учащихся и установлением уровня их развития, воспитанности:
коммуникативно-стимулирующая
диагностическая
проектировочная
организаторская
12. Деятельность педагога, которая выражается в умении учителя определять направление предстоящей воспитательной деятельности, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы:
организаторская
ориентационно-прогностическая
информационная
коммуникативно-стимулирующая
13. Деятельность педагога, направленная на вовлечение учащихся в намеченную работу и стимулирование ее активности:
организаторская
объяснительная
информационно-объяснительная
исследовательская
конструктивная
14. Деятельность педагога, оказывающая большое влияние учителя на учеников благодаря его личному обаянию, нравственной культура, умение устанавливать и поддерживать с ними доброжелательные отношения:
организаторская
аналитико-оценочная
коммуникативно-стимулирующая
конструктивная
информационно-объяснительная
15. В структуру педагогического образования входит:
общее образование
общее высшее образование
дополнительное образование
педагогическая подготовка
16. Профессиограмма учителя означает:
совокупность психических, психофизологических особенностей человека, необходимых для достижения успеха в выбранной профессии
специальные знания, умения и способы, необходимые учителю для работы с учащимися
паспорт-описание, включающее социальные, психологические и иные требования к личности и профессиональной компетентности учителя
система специальных знаний, социальных отношений и профессиональных качеств личности
17. Профессиональная компетентность педагога интерпретируется следующим образом:
содержание подготовки педагога к управлению учебно-познавательной деятельностью учащихся
потенциальная способность осуществлять педагогическую деятельность при наличии знаний, опыта и готовности к решению педагогических задач
теоретическая готовность педагога к осуществлению педагогической деятельности
личные возможности должностного лица, его квалификация (знания, опыт), позволяющие эффективно решать профессиональные задачи
18. Педагогическое мастерство представляет собой:
комплекс специальных знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств личности для эффективного педагогического взаимодействия учащимися
способность организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей
высокий уровень владения способами передачи знаний и умений, формирования опыта деятельности
единство теоретической и практической готовности учителя к педагогической деятельности
19. Педагогическая этика - это:
сознательный выбор личностью собственной позиции, целей и средств самореализации в конкретных обстоятельствах жизни
отрасль философии, дающая определение добра и зла, изучающая нравственные проблемы жизни человека, межличностных отношений в педагогическом процессе
способы ориентации на безусловное уважение человеческого достоинства каждого ученика
методы утверждения гуманности, уважение к личности воспитанника
степень освоения культурного опыта человечества отдельной личностью и развития ее духовных сил и способностей
20. Педагогический такт определяется как:
понятие морального сознания, выражающее должный порядок человеческих взаимоотношений в педагогической деятельности
ориентация на безусловное уважение человеческого достоинства каждого участника педагогического процесса, утверждение гуманности, уважение к личности воспитанника
чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами
осознание, разработка и реализация задач по оказанию педагогической помощи воспитанникам в их индивидуально-личностном развитии и становлении
21. Гуманистическая направленность личности учителя характеризуется:
наличием профессиональных и личностных качеств, необходимых для решения педагогических задач
осознанием необходимости разработки и реализации задач по оказанию педагогической помощи воспитанникам в их развитии
наличием у педагога морального и ценностного потенциала для формирования и развития подрастающего поколения
демократический стиль общения, дружелюбие и доброжелательное общение с воспитанниками
22. Познавательная направленность личности учителя характеризуется наличием у педагога:
творческих сил и способностей человека, выраженных в создаваемых им материальных и духовных ценностях
интереса к профессии учителя, педагогического призвания, профессионально-педагогических намерений и склонностей
идейной убежденности, гражданской ответственности, социальной позиции, системы морально-ценностной ориентации
духовных потребностей, познавательных интересов и активности в познании нового
23. Педагогическое творчество характеризуется:
владением основами педагогической техники
владением коммуникативными умениями
разработкой и внедрением новых элементов педагогических технологий
воспроизведением готовых рекомендаций в педагогической деятельности
24. Теоретическая готовность предполагает наличие у педагога:
коммуникативных умений
аналитических умений
организаторских умений
экспериментальных умений
25. Практическая готовность предполагает наличие у педагога:
прогностических умений
аналитических умений
организаторских умений
рефлексивных умений
26. Педагогическая техника представляет собой:
умения определять, к какому типу личности и темперамента относится человек
умения эффективно использовать ТСО на уроке
совокупность умений и навыков, необходимых для активизации учащихся
средства обучения, применяемые в учебном процессе
27. В структуру педагогической деятельности входит:
интеллектуальная деятельность
организаторская деятельность
трудовая деятельность
оформительская деятельность
28. Одним из стилей педагогической деятельности является:
индивидуальный стиль
либеральный стиль
общение-заигрывание
устрашение
29. Педагогическим мастерством считается:
способность на основе знаний, умений и навыков выполнять определенные виды педагогической деятельности
высокий уровень овладения педагогической деятельностью
процесс формирования системы знаний и опыта деятельности
совокупность профессионально значимых качеств, необходимых учителю
30. Система философских, научных, нравственных взглядов и убеждений человека, отражающих в его сознании картину мира, называется:
культурой
характером
мировоззрением
системой общечеловеческих ценностей
31. Одна из главных задач общеобразовательного учреждения:
организация взаимодействия учителей и учащихся
создание благоприятных условий для разностороннего развития учащихся
получение образования на родном языке
подготовка учащихся для поступления в вузы
32. Человек, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности:
социальная роль
личность
индивидуальность
индивид
33. Комплекс международно-правовых стандартов в отношении защиты и обеспечения благополучия детей содержится в:
конституции РФ
Конвенции ООН о правах ребенка
Декларации «Мир пригодный для жизни детей»
Закон РФ «Об образовании»
34. Согласно всеобщей декларации прав человека универсальной ценностью является:
вера
свобода
любовь
честность
35. Процесс получения человеком знаний посредством собственных устремлений и самостоятельно выбранных средств:
самоанализом
самосознанием
самообучением
самовоспитанием
36. К доминантному профессионально значимому качеству учителя относится:
артистизм
педагогический оптимизм
аккуратность
педагогический талант
37. Педагогическое мастерство проявляется на уровне:
продуктивной деятельности
репродуктивной деятельности
креативной деятельности
исследовательской деятельности
38. Результатом субъективного осмысления учителем педагогической ситуации является педагогическая (ое):
задача
технология
теория
теоретическое положение
39. Один из основных элементов педагогического процесса как системы:
учебник
учебный материал
педагогический прием
конспект учителя
40. В компонентную (содержательную) структуру педагогической деятельности входит:
позиция педагога
духовные ценности
объект-субъект деятельности
логика деятельности
41. В состав динамической (функциональной) структуры педагогической деятельности входит:
этап организации учебно-воспитательного процесса
изучение результатов воспитания
этап разработки решения педагогической задачи
технология проектирования изучаемого объекта
42. Признание самоценности личности, реализация внутренней и внешней свободы – это принцип…
непрерывности
гуманизма
демократизации
целостности
43. Воспитанием в педагогике называется:
морально-нравственное воздействие общества на личность в целом
процесс и результат усвоения профессиональных знаний, умений и навыков
создание условий для развития и саморазвития человека, освоения им социального опыта, культуры, ценностей и норм общества
целенаправленная деятельность по формированию социально приемлемых взглядов и качеств личности
44. Педагогическим творчеством НЕ является…
предвосхищение желаемых и предотвращение нежелательных результатов в развитии личности
внесение в образовательный процесс качественно новых элементов
искусство воспитания подрастающего поколения
решение учебно-воспитательных задач в изменяющихся обстоятельствах
45. Умение осуществлять самоанализ педагогической деятельности связано с … умениями
коммуникативными
проективными
Рефлексивными
мобилизационными
46. Профессиональная ориентация есть система таких трех взаимосвязанных компонентов, как…_____________
профдиагностика
самообразование
профессиональное просвещение
профессиональный отбор
47. Если педагог приспосабливает свое общение к особенностям аудитории, то его деятельность можно отнести к _____ уровню
творческому
адаптивному
локально-моделирующему
продуктивному
48. Форма профессиональной ориентации, предполагающая оказание помощи учащимся в выборе профессии, называется...
просвещением
консультацией
собеседованием
диагностикой
49. Три вида педагогической деятельности, выделенные в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
учебно-воспитательная
коммуникативно-рефлексивная
социально-педагогическая
научно- методическая
50. Профессия учитель относится к системе…
человек-техника
человек-человек
человек-природа
человек-знаковая система
51. Три умения, которые входят в группу общепедагогических умений …
конструктивные
организаторские
общеучебные
коммуникативные
52. Профессиональная направленность личности учителя включает в себя…
педагогическое призвание
общеучебные умения и навыки
коммуникативные возможности
интерес к профессии учителя
53. Уровень обученности и подготовленности к выполнению определенного вида деятельности по полученному направлению подготовки или специальности называется ….
профессией
квалификацией
специальностью
конкурентоспособностью
54. Описание системы признаков, характеризующих ту или иную профессию, перечень норм и требований к работнику называется ….
технологией
профессиограммой
должностной инструкцией
государственным образовательным стандартом
55. Профессиональная готовность к педагогической деятельности делится на ______ готовность …
культурную
практическую
социально-экономическую
психологическую
научно-теоретическую
56. Род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий называется…
профессией
творчеством
специализацией
мастерством
57. В подростковом возрасте ведущей является деятельность:
учебная
интимно-личностная
учебно-профессиональная
предметно-манипулятивная
58. Стиль педагогического общения, при котором педагог единолично определяет цели взаимодействия и субъективно оценивает взаимодействия и субъективно оценивает результаты достижения учения, называется:
демократическим
попустительским
авторитарным
игнорирующим
59. Образовательная технология:
высокий уровень освоения педагогической деятельности
алгоритм (предписание) педагогических действий с учетом целей, содержания, методов и средств
упорядоченный способ взаимодействия учителя и учащихся, направленный на решение задач образования, развития, воспитания
четкая организация работы учащихся по усвоению знаний, умений, навыков
60. Познавательное универсальное учебное действие:
разрешение конфликтов
саморегуляция
структурирование знаний
нравственно – этическая ориентация
61. Педагогическая инновация:
изменения, направленные на изменение педагогической системы
замена некоторых элементов педагогической системы новыми, дающими больший эффект
нововведение учебно-воспитательного процесса с целью повышения его эффективности
высокое и постоянно совершенствуемое искусство обучения и воспитания
62. Система ЗУН, которыми необходимо овладеть обучаемым, относится к:
содержанию образования
методам обучения
процессу обучения
принципам обучения
63. К интерактивным формам обучения НЕ относится:
тренинг
лекция
круглый стол
мозговой штурм
64. Профессиограмма учителя понимается как:
памятка учителя
педагогическое мастерство
педагогическое творчество
характеристика профессии
65. Качество деятельности учителя выражено в понятии:
воспитуемость
результативность
эффективность
ответственность
66. Факторы развития личности:
интерес к учебе, уровень достижений
наследственность, среда, воспитание, самовоспитание
статусное положение личности в коллективе
уровень знаний по учебным дисциплинам
67. Педагогический такт:
мера воспитательного воздействия
взаимодействие взрослых и детей
внешнее проявление внутреннего мира человека
активная форма взаимодействия со средой
68. Фундаментом педагогического мастерства является…
педагогические способности и любовь к детям
высокая общая и профессиональная культура и эрудиция учителя
владение приемами и способами коммуникации
владение технологией и искусством педагогической деятельности
69. Категория детей, имеющая, по определению Конвенции ООН о правах ребенка, право на особую защиту …
одаренные дети;
девиантные подростки
все ответы правильные
дети с ограниченными возможностями
70. Гуманистическая педагогика:
стремится изменить воспитанника
исходит из приоритетности знаний педагога
принимает воспитанника таким, каков он есть
исходит из целевой установки учебного заведения
71. Главная цель воспитания:
всестороннее и гармоническое развитие личности
гуманизация воспитания
индивидуализация воспитания
демократизация воспитания
72. Кому принадлежат слова: «Ребенок – это чистая доска и на ней можно писать все, что угодно»?
Д.Локк
Р.Оуэн
Ж.Ж.Руссо
Джон Дьюи
73. Текст обзора литературных источников по одной определенной проблеме, с обобщением и выводами
тезисы
статья
реферат
аннотация
74. Профессиональный контакт преподавателя с учащимися, направленный на создание благоприятного психологического климата
педагогические способности
Педагогическое общение
педагогическое мастерство
педагогическое мировоззрение
Дата: 2019-02-25, просмотров: 477.