Вопросы для обсуждения:
1. Педагогическая деятельность: сущность и ценностные характеристики педагогической деятельности.
2. Компонентная структура педагогической деятельности.
3. Функционально-поэтапная структура педагогической деятельности учителя.
Основные понятия: педагогическая профессия, деятельность, педагогическая деятельность, педагогическая ситуация, педагогическая задача.
Практические задания и вопросы :
1. Блиц-опрос на актуализацию знаний по теме «Деятельность» из курса школьной дисциплины «Обществознание»:
- в чем отличие деятельности - активности человека от активности животного?
- всегда ли при выполнении деятельности человек ставит цели?
- что будет, если не ставить цели при выполнении каких-либо работ?
- как и почему возникла необходимость в педагогической деятельности и профессии?
- почему структура педагогической деятельности делится на компонентную и функционально-поэтапную?
2. Рассмотрение понятия о проектной деятельности учителя и моделировании педагогического процесса в соответствии с компонентной и функционально-поэтапной структурой педагогической деятельности и необходимостью проектировать и планировать каждый этап работы учителя (см. содержание лекции по данному разделу).
3. Кейс-задача «И зучение технологии проектирования знаний» (1997; В.Э. Штейнберг, Н.Н. Манько).
Цель: формирование проектно-технологических компетенций: готовность проектировать дидактические наглядные средства – логико-смысловые модели знаний (ЛСМ) на примере материала учебной темы «Учитель как субъект педагогической деятельности» для решения задач систематизации содержания изучаемой дисциплины и формирования субъектной позиции студента.
Проектно-технологическая готовность (компетенция) студента означает, что он способен:
1- спроектировать логико-смысловую модель, характеризуемую высоким качеством;
2- владеть способами проектирования логико-смысловой модели;
3- владеть способами представления логико-смысловой модели (ЛСМ).
Более подробно проектно-технологическая готовность будет отражена в критериях оценивания уровня проектно-технологической компетенции студента рассмотрена на этапе презентации и оценивания проекта.
Таким образом, изучения технологии проектирования знаний происходит распределено на нескольких практических занятиях (в зависимости от уровня подготовки студентов). Такая пролонгированная распределенность требует составления точного плана выполнения кейс-задачи на практических занятиях с учетом итоговой презентации продукта кейс-задачи – логико-смысловой модели и рефлексивно-оценочной работы педагога и группы студентов.
На данном занятии рекомендуется пройти и изучить только первый уровень кейс-задачи (теоретический).
Обобщенная формулировка задачи: На современном этапе профессиональной подготовки будущего учителя приобретает особую актуальность проблема формирования технологической компетентности педагога и развития опережающей способности проектировать и моделировать изучаемые объекты, процессы и явления (их структуру, свойства и функции). Овладение способами проектирования логико-смысловых моделей позволит не только систематизировать знания по данной теме – представление о феномене учителя как субъекта педагогической деятельности, но также моделировать качества и свойства личности, профессиональные функции и позицию педагога в связи с решаемыми педагогическими задачами.
Первый уровень кейс-задачи (теоретический) – изучить средства и способы конструирования главного компонента логико-смысловой модели знаний (ЛСМ), определяющего структуру и логику содержания модели - каркаса. Каркас – это не модель, а её основа, стержень.
Первый этап (аудиторная работа в интерактивном режиме ) – студенты изучают и фиксируют под запись:
- структуру, форму каркаса ЛСМ и расположение его на листе бумаги (что необходимо для достаточного уровня читабельности);
- способы (приемы) и последовательность расположения узловых элементов;
- приемы обозначения и нумерации координат и узловых элементов (а также способы четкой фиксации для лёгкого восприятия текстового материала в виде ключевых слов);
- направления расположения текста;
- использование других визуальных обозначений (символов, схем, графиков, пиктограмм).
Второй этап (аудиторная работа в интерактивном режиме ).
Задание – изучить способы (приемы) логической переработки знаний, информации для последующего расположения элементов знания в модели:
- выделить главные и второстепенные элементы знания (которые не всегда используются в готовой формулировке, а требуется подбор терминов, научных понятий);
- группирование (предполагающее сортировку элементов) второстепенных элементов знания вокруг главных элементов, которые называются основания (названия будущих координат);
- определить последовательность и систематизировать элементы знания (например, по происхождению, какой-либо классификации; какому-либо принципу, например, «причина – следствие»; по фактору влияния, степени значимости, по составу, величине, долготе и др.).
Далее – на втором уровне кейс-задачи студенты реализуют теорию на практике тоже в два этапа работы.
Методические рекомендации: данная тема способствует раскрытию сущности педагогической деятельности, ее структуры, ценностные характеристики педагогической деятельности. Необходимо рассмотреть понятие «проектно-технологическая компетентность» с целью более детального понимания студентами ее специфики, а также раскрыть и обсудить ценностные характеристики педагогической работы с позиции проектной деятельности. Важно дать сущностную характеристику деятельности как системы и ее структуры. Студенты должны понять связь «учительства и ученичества» как универсальной возможности совместной продуктивной деятельности, направленной на преобразование изучаемого объекта, его свойств и качеств путем технологии проектирования и моделирования знаний.
Литература .
1. Асадуллин Р.М. Человек в зеркале образования: монография / Р. М. Асадуллин. – М.: Наука, 2013. - 247 с.
2. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др.; Под ред. А.С. Роботовой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 208с. – С. 39-45.
3. Манько Н.Н. Эволюция дидактического принципа наглядности : проективная визуализация педагогических объектов [Текст] : моногр. / Н.Н. Манько ; ред. Е.Н. Дементьева. – Уфа : Изд-во БГПУ, 2013. – С. 116-160.
4. Мижериков, В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Пед общество России, 2002. – 268 с. – С. 66-102.
5. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: Учеб. Пособие для студ.высш. учеб.заведений / Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская.- М.- Издательский центр «Академия», 2008.- 224с. – С. 8-13; 22-36.
6. Педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.П. Тряпициной. – СПб.: Питер, 2017. 304 с. – С. 51-52; 59-65.
7. Педагогика: Учебное пособие для студ. педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – 3-е изд. – М.: школа-Пресс, 2000 – 512. – С. 24-40.
8. Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные инструменты: Теория, методика, практика. М.: Народное образование, 202. 304 с. – С. 46-50; 68-80.
Образовательные интернет-ресурсы:
1. Учитель как субъект педагогической деятельности http://www.bibliotekar.ru/pedagogika-3/29.htm
2. Учитель как субъект педагогической деятельности // Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/02.php
3. Педагог – субъект образования и педагогической деятельности http://studme.org/145605244751/psihologiya/pedagog_subekt_obrazovaniya_pedagogicheskoy_deyatelnosti#646
4. Педагогическая деятельность учителя
http://www.p-lib.ru/pedagogika/psihologiya-truda-uchitelya/pedagogicheskaya-deyatelnost-uchitelya.html
5. Лаборатория Штейнберга В.Э. Сайт Научной лаборатории дидактического дизайна БГПУ имени М. Акмуллы - http://www.oprb.ru/template/guest/partner/index.php?id=6
Практическое занятие № 3 .
Дата: 2019-02-25, просмотров: 331.