Становление современного учителя
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы для обсуждения:

1. Профессионально-личностное самоопределение и саморазвитие в становлении личности будущего педагога.

2. Способы самопознания и саморазвития.

3. Формирование культуры педагогического общения.

4. Формирование имиджа педагога.

Основные понятия: образование, система образования, профессия, специальность, квалификация, педагогическое образование, самообразование, саморазвитие, самореализация, профессиональное самовоспитание, самопознание, саморегуляция.

Практические задания и вопросы :

1. Провести среди членов вашей учебной группы микроисследование на тему «Правильно ли я выбрал профессию учителя?».

2. Заполнить таблицу, при заполнении которой можно выбрать один или сразу несколько указанных качеств.

 

№ № Признаки Ваше мнение Мнение членов группы
1 Чем привлекает вас избранная вами профессия учителя: - возможностью общения с детьми; - возможностью учить и воспитывать; - интересом к предмету преподавания; - творческим характером учительского труда; - возможностью передавать знания;    
2 В чем ваша «сила» как будущего учителя: - в умении ладить с детьми; - в хорошем характере и чувстве юмора; - в хорошей теоретической подготовке; - в любви к детям;    
3 В чем ваша «слабость» как будущего учителя: - в отсутствии практического опыта ведения уроков; - в неумении наладить общение с детьми, особенно старшего возраста; - в недостатке терпения; - в слабой теоретической базе;    
4 В чем вы видите основную цель работы учителя: - вооружить учащихся знаниями; - привить им любовь к своему предмету; - научить самостоятельно мыслить и работать; - развить в учениках стремление к постоянному самосовершенст­вованию;    
5 Должен ли учитель иметь специальные педагогические способности: -да; -нет    
6 Если должен, то какие это способности: - коммуникативные; - организаторские; - умственные; - умение владеть собой; - наблюдательность; - эмоциональная устойчивость; - умение управлять другими; - способность к творчеству; - динамизм.    

 

3. Составить отчет. Форма отчета – выступление на практическом занятии с сооб­щением о полученных результатах правильности выбора профессии учителя.

4. Вопросы:

- Для чего, на ваш взгляд, разрабатываются профессиограммы?

- Каково соотношение мастерства и профессионализма учителя?

- Приведите трактовки педагогического мастерства. Какая трактовка ближе вам и почему?

- Каковы слагаемые педагогического мастерства?

- Каково соотношение мастерства и компетентности учителя?

- Может ли выпускник педагогического вуза –  молодой учитель быть педагогом-мастером? Свое рассуждение кратко изложите в  письменной форме.

5. Задания:

1)  Задание на  самодиагностику личностных качеств будущего учителя по методике Зверевой В.И. Сопоставление результатов с результатами диагностики на первом практическом занятии (см. Портфолио студента) и/ или провести следующее задание «Оцени себя».

2) Задание на самооценку качеств личности. Заполнить анкету «Оцени себя»:

Анкета «Оцени себя» . Оценить себя объективно трудно. Перед вами две колонки: в первой перечислены положительные качества личности, черты характера, во второй – отрицательные. Поставьте себе баллы – от 0 до 5 – в зависимости от того, насколько эти качества в тебе сформированы. Сложите баллы в каждой из таблиц. Их разница подскажет, насколько объективно вы себя оцениваете.

       Аккуратность                              Ворчливость

       Внимательность                          Грубость

       Дисциплинированность        Жадность

       Дружелюбие                           Завистливость

       Жизнерадостность                Замкнутость

       Настойчивость                            Злопамятность

       Общительность                           Бестактность

       Ответственность                         Капризность

       Отзывчивость                         Мстительность

       Принципиальность                Нерешительность

       Скромность                            Несдержанность

       Уверенность в себе                Обидчивость

3) Представить развернутое рассуждение о призвании учителя, опираясь на  собственный опыт обучения в школе.

4) Задание на анализ выражений и высказываний. Дополнить педагогическую копилку.

а) Народная мудрость:

- Родители дали тебе жизнь – волю воспитай сам.

- Недоучка хуже ученого.

- Понуканье – не воспитанье.

- Воспитывай лаской, а не таской.

б) Афоризмы:

- Аристотель: Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет.

- Козьма Прутков: Наука изощряет ум, ученье вострит память.

- Николай Рерих: Как бы человек ни пытался забыть о ней, психическая энергия напомнит о себе. И дело просвещения – научить человечество обращаться с этим сокровищем.

- Конфуций: Побороть дурные привычки сегодня легче, чем завтра.

Методические рекомендации: важно при рассмотрении понятий самовоспитания и самообразования остановиться на вопросах проектирования траектории индивидуального развития, при этом необходимо не только понимание процесса самообразования, но и интроекция студента (включение в структуру «Я» элементов внешнего мира), т.е. проявление активности субъектной позиции студентов, проявляющееся в непрерывном процессе самосовершенствования, саморазвития.

Рекомендуется студентам подготовить мини-доклады, презентации о педагогах-новаторах или провести защиту проектов по темам «Профессионально значимые качества учителя, ценностные ориентации», «Образовательный путь от студента до учителя».

Литература .

1. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др.; Под ред. А.С. Роботовой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 208с. – С. 175-185.

2. Мижериков, В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Пед общество России, 2002. – 268 с. ­– С. 174-180.

3. Никитина, Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность. Теория и практика: учеб. пособие для студ. вузов / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 224 с. – С. 88-104, 158-171.

4. Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором средней школы / В. А. Сухомлинский. - Минск: Университетское, 1988. - 241 с.

5. Сухомлинский В. А. Сто советов учителю / В. А. Сухомлинский. - Киев: Рад. школа, 1984. - 254 с.

6. Педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.П. Тряпициной. – СПб.: Питер, 2017. 304 с. – С. 260-280.

Образовательные интернет-ресурсы:

1. Определение профессиональной пригодности педагога: http://studbooks.net/1929456/pedagogika/lichnostnye_kachestva_pedagoga

2. Никитина, Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность. Теория и практика (1328.5 kb.)

http://nashaucheba.ru/v36504/никитина_н.н.,_кислинская_н.в._введение_в_педагогическую_деятельность_теория_и_практика?page=6

 

Практическое занятие № 10.

Развитие учителя в современных условиях отечественного образования.

Вопросы для обсуждения:

1. Педагогические инновации в современной школе.

2. Педагогическое творчество.

3. Карьера педагога.

Основные понятия: педагогическая профессия, модернизация образования, тенденции развития образования, профессиональные задачи, педагогическое творчество.

Круглый стол (интерактивное задание): «Драйверы профессиональной успешности учителя: Инновации – Творчество – Карьера».

Готовность к работе проверяется наличием и оформлением отчетов по проделанной работе и ответов на вопросы, которые также должны быть представлены в  краткой письменной форме.

1) Задание : подготовить выступление о передовом опыте педагогов-новаторов (2-3х), отражая следующие сведения: фамилия, имя, отчество педагога, краткие биографические сведения, инновации, основные труды.

2) Обсуждение вопросов:

- Педагогические инновации в современной школе.

- Возможности педагогического творчества.

- Проблема карьеры молодого учителя.

- Может ли выпускник педагогического вуза – молодой учитель быть педагогом-новатором?

- Как соотносятся в педагогической работе технология и творчество?

- Что вас больше всего привлекает в работе учителя?

       Выводы по вопросам Круглого стола.

3) Презентация портфолио студента.

4) Подведение итого Круглого стола.

Методические рекомендации: при изучении данных вопросов важно раскрыть понятия педагогические инновации, педагогическое творчество и остановиться на вопросах проектирования траектории индивидуального развития, проявления активной субъектной позиции на этапе обучения студентов в вузе.

При подготовке к круглому столу студенты продумывают вопросы и записывают ответы. Для определения типа установки на будущую профессию студент выбирает один из вариантов ответа на вопрос: Что вас больше всего привлекает в работе учителя?

1 – интерес к школе, педагогической деятельности, к обще­нию и работе с детьми;

2 – желание заниматься любимыми предметами, все время узнавать что-то новое;

3 – возможность получить высшее образование, общественная ценность и сложность профессии;

4 – желание сохранить круг друзей, привлекательность жизни в студенческом коллективе.

Ключ. Каждому из вариантов ответа соответствует определен­ный тип установки на педагогическую профессию: 1 – профессио­нально-деловой; 2 – познавательный; 3 – социально значимый; 4 – ситуативный (случайный).

Из этих типов наиболее предпочтительными для профессии учителя являются познавательный и профессионально-деловой. Приемлемым является социально значимый тип, хотя и с оговор­ками. Однако если у вас сформирован ситуативный тип, необхо­димо серьезно проанализировать свое представление о выбран­ной вами профессии.

С целью профессионального продвижения и построения собственного студентами профессионального маршрута следует сделать акцент на самоорганизацию, саморегулирование, рефлексию студентов уже во время обучения в вузе, оценить портфолио студента.

Литература:

1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. - 3-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2006. - 608 с.

2. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. – М., 2007. – С. 120-126; 158-171.

3. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др.; Под ред. А.С. Роботовой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 208с. – С. 119-127; 157-163; 185-195.

4. Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Введение в педагогическую деятельность : Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М., 2005. – С. 193-201.

5. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: Учеб. Пособие для студ.высш. учеб.заведений / Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. – 4-е изд., стер.  – М.- Издательский центр «Академия», 2008. - 224с. – С. 213-216.

6. Педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.П. Тряпициной. – СПб.: Питер, 2017. 304 с. – С. 284-285.

7. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин В.А., И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 3-е изд. – М.: Школа Пресс, 2000 – 512 с. – С. 492-510.

Образовательные интернет-ресурсы:

1. Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. Введение в педагогическую деятельность. Карьера педагога http://nashaucheba.ru/v38804/роботова_а.с.,_леонтьева_т.в.,_шапошникова_и.г._и_др._введение_в_педагогическую_деятельность?page=8

2. Сластенин В.А., И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. Инновационные процессы в образовании

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/25.php

3. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность

http://www.nashaucheba.ru/v36504/никитина_н.н.,_кислинская_н.в._введение_в_педагогическую_деятельность_теория_и_практика?page=9

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ

К ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» -

Лабораторный практикум  – не предусмотрен

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ

К ПРОВЕДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

 

Самостоятельная работа студентов по данной дисциплине имеет важное значение поскольку усвоение ряда учебных тем требует не только углубления и расширения теоретических знаний, изложенных на лекционных занятиях, но апробирования, закрепления практически учебных действий, без которых дальнейшая аудиторная работа будет малоэффективной. Это касается в первую очередь внеаудиторной самостоятельной работы, которая выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

В процессе внеаудиторной самостоятельной работы студентам рекомендуется использовать лекционный материал, дополнительную литературу, образовательные интернет-ресурсы, которые помогут успешнее и эффективнее решать поставленные задачи, а также развивать активность, самостоятельность, исследовательские и познавательные способности.

По данной дисциплине внеаудиторная самостоятельная работа является обязательной для каждого студента и включает такие виды работы, как:

– анализ материалов из учебной литературы  и из электронных информационных ресурсов и ресурсов Internet; и дальнейшая систематизация теоретических знаний по теме практического задания, которые требуют достаточного времени на их выполнение;

– составление тезисов по материалам научных источников для обеспечения готовности к участию в разных формах аудиторн ой работы (дискуссии, анализ, диагностика, сравнение и оценивание результатов и др.);

– для формирования проектно-технологических компетенций: отработка способов разработки – проектирования логико-смысловых моделей как этап выполнения кейс-задачи по учебной теме «Учитель как субъект педагогической деятельности» (Практические занятия № 2, 3, 4);

– отработка способов представления логико-смысловой модели для презентации и рефлексивно-оценочной работы на аудиторном занятии с педагогом и группой студентов (Практические занятия № 4, 5);

– подготовка презентаций результатов внеаудиторной самостоятельный работы: оформление отчетного материала, схем, моделей, проектов педагогических заповедей, дополнительных комментариев в соответствии с заданными преподавателем требованиями.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ

К ПРОВЕДЕНИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

 

Организационными формами НИРС по дисциплине «ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» могут являться:

- учебно-исследовательская работа студентов в рамках выполнения учебных заданий по дисциплине, особенно связанных с проектной деятельностью, построением логико-смысловых моделей учебных тем;

- индивидуальные научно-исследовательские работы студентов по проблемам, изучаемым в рамках дисциплины; участие в разработке определенной проблемы под руководством научного руководителя из числа профессорско-преподавательского состава, в том числе и в рамках курсовых работ;

- участие студентов в научных мероприятиях различного уровня (кафедральные, институтские, межвузовские, городские, региональные), стимулирующих индивидуальное научное творчество бакалавров.

 

 

2.3. Календарно-тематическое планирование

ДИСЦИПЛИНЫ «ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

 

2.3.1. Календарно-тематическое планирование

ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

 

Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование

всех профилей (программ) квалификации (степени) выпускника – бакалавр

 

Курс 1 семестр 1

Преподаватель Манько Н.Н.

Дневное отделение

№ п\п Дата Тема занятия Кол-во часов
1. 13.09 Общая характеристика педагогической профессии 2
2. 20.09 Особенности педагогической профессии  2
3. 27.09 Педагогическая деятельность: феномен и сущность 2
4. 04.10 Учитель как субъект педагогической деятельности   2
5. 11.10 Личность современного учителя   2
6. 18.10 Профессиональная компетентность учителя   2
7. 25.10 Современная система отечественного образования   2
8. 01.11 Профессионально-личностное становление учителя 2
  Итого:   16

 

Заочное отделение

№ п\п Дата / сессия Тема занятия Кол-во часов
1. установочная Педагогическая деятельность: ее сущность и ценностные характеристики. 2
3. установочная Личность учителя (как субъекта педагогической деятельности) 2
    Итого:   4

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование

всех профилей (программ) квалификации (степени) выпускника – бакалавр

 

Курс 1 семестр 1

Преподаватель Манько Н.Н.

Дневное отделение

№ п\п Дата Тема занятия

Кол-во

Часов

1. 3 нед. Общая характеристика педагогической профессии 2   2. 4 нед. Педагогическая деятельность: феномен и сущность 2   3. 5 нед. Учитель как субъект педагогической деятельности 2   4. 6 нед. Личность современного учителя 2   5. 7 нед. Гуманистическая природа педагогической деятельности и культура педагога 2   6. 8 нед. Педагогическая культура учителя 2   7. 9 нед. Профессиональная компетентность учителя – профессиональная готовность к педагогической деятельности 2   8. 10 нед. Современная система отечественного образования 2   9. 11 нед. Профессионально-личностное становление учителя 2   10. 12 нед. Развитие учителя в современных условиях отечественного образования 2     Итого: 20  

Заочное отделение

№ п\п Дата / сессия Тема занятия

Кол-во

Часов

1. зимняя Педагогическая профессия и педагогическая деятельность: феномен и сущность 2   2. зимняя Личность современного учителя как субъекта педагогической деятельности. 2   3. зимняя Педагогическая культура и профессиональная компетентность учителя 2     Итого: 6  

ПЛАН-ГРАФИК СРС

ДИСЦИПЛИНЫ «ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование

всех профилей (программ) квалификации (степени) выпускника – бакалавр

 

Курс 1 семестр 1

Преподаватель Манько Н.Н.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 233.