1. Познакомьтесь с решением педагогической задачи, вытекающей из предшествующей педагогической ситуации (см. Задание 1):
Директор школы, который вел уроки истории у Вадика и поэтому хорошо его знал, в начале II четверти вызвал мальчика к себе в кабинет и положил перед ним путевку в знаменитый «Артек»:
– Путевка нынче стоит больших денег. Однако ты получишь эту путевку бесплатно. Даю тебе 2 дня на сборы. По правде говоря, я обязан отдать эту путевку самому лучшему ученику школы, но сейчас ее получишь ты. Вот характеристика на тебя. Читай.
Вадик стал внимательно читать, но с каждой фразой уши его все больше и больше наливались кровью.
– Ты согласен с такой характеристикой? Мальчик, опустил голову и пробормотал «нет».
— Да, ты прав, в ней сказано, каким ты должен стать. Зачем я это делаю? Сейчас объясню… ___________ (мы пропускаем фрагмент речи директора). Конечно, я рискую своей честью, своим достоинством, может быть, даже должностью и местом работы, веря в тебя. Поэтому, если ты сорвешься, совершишь дурной поступок — это будет предательство. И еще помни: пока в школе об этом никто не должен знать, это твоя и моя тайна. А с учителями я сам поговорю.
Вадик стоял перед этим седеющим мужчиной, ошарашенный и изумленный.
Провожая подростка на вокзал, директор обнял мальчика и сказал:
– Я верю в тебя и надеюсь, что предательства ты не совершишь.
Через 10 дней от Вадика пришло первое письмо на имя директора школы: «...прошла уже неделя. Я ничего ни разу не украл и ни разу не курил – держусь... Так что спите спокойно (пока!). Я потом в школе все компенсирую».
Буквально перед приездом директор получил еще одно письмо от Вадика. Он принес извинение за последние слова своего письма, которые были скорее «данью прошлому». Были там и такие строки: «Василий Петрович, я каждый день борюсь с собой и повторяю себе: Я предательства не совершу!».
Было бы преувеличением утверждать, что по приезде Вадик в школе стал совсем другим человеком. Безусловно, он изменился, как-то возмужал и стал более сдержанным. Было видно, что у него появился опыт самовоспитания, ценный нравственный опыт хорошего поведения, опыт терпения и выдержки, опыт доверия и дружбы с мудрым и умным человеком.
2. Проанализируйте решение педагогической задачи директором и ответьте на вопросы:
1) Как Вы оцените педагогическое решение директора?
2) Как Вы думаете, какое объяснение дал педагог, отдавая путевку далеко НЕ лучшему ученику школы? (см. пропуск в тексте)
3) Что помогло педагогу выбрать правильное решение в отношении Вадика?
4) Какова роль педагога в процессе самовоспитания подростка?
5) Как самовоспитание влияет на развитие личности?
6) Какова роль личностно-развивающей среды?
Методическая поддержка:
1. Рассмотрите Навигатор решения педагогических задач (рис. 3).
2. При построении решения задачи опирайтесь на последовательность действий- шагов (координаты – К1, К2,К3, К4, К5) и ключевые слова Навигатора.
3. Методическая подсказка: Ответ директора (второй вопрос): … Ты мне очень нравишься, ты умный и сильный парень. Но мне нужно дать тебе именно сейчас возможность самому изменить себя, пока не поздно, а в новой обстановке это несколько проще. Там тебя никто не знает, и ты сможешь проявить свои самые лучшие способности.
3. Задание: предложите другие возможные пути решения педагогической ситуации.
4. Опишите разрешение основного расхождения между требуемой нормой и реальностью в данной педагогической задаче в форме краткого плана-конспекта при помощи Навигатора решения педагогической задач (рис. 3).
Рис. 3. Навигатор решения педагогических задач
5. Форма представления результатов:
1) краткий план-конспект педагогической ситуации;
2) краткий план-конспект решения проблемы.
Оценка знаний и способов анализа педагогической ситуации и решения педагогических задач:
1 – «отлично» («Высокий уровень – компетенция освоена полностью и соотнесена с Навигатором»);
2 – «хорошо» («Повышенный уровень – компетенция в основном освоена и частично соотнесена с Навигатором»);
3 – «удовлетворительно» («Пороговый уровень – компетенция освоена»);
4 – «неудовлетворительно» («компетенция не освоена»).
ВЫХОДНОЙ КОНТРОЛЬ - 15 шт.
Тест (диагностика сформированности компетенции ОПК–1)
Культура педагогического общения характеризуется умением:
Определять тип личности и склад характера человека
Слушать и слышать, понимать собеседника, задавать вопросы, устанавливать контакт
Осознавать необходимость развития педагогических способностей
Развивать самостоятельность мышления, его гибкость, логику, креативность
Педагогическое творчество предполагает владение:
Основами педагогической техники и технологии
Коммуникативными умениями и навыками
Способами воспроизведения заданных рекомендаций
Разработкой и внедрением новых педагогических приемов
Теоретическая готовность предполагает наличие у педагога:
Организаторских умений
Коммуникативных умений
Аналитических умений
Экспериментальных умений
Практическая готовность предполагает наличие у педагога:
организаторских умений
прогностических умений
аналитических умений
рефлексивных умений
Педагогическим мастерством считается:
способность выполнять определенные виды педагогической деятельности
способность формирования системы знаний и опыта деятельности
совокупность профессионально значимых качеств, необходимых учителю
высокий уровень овладения педагогической деятельностью
Познавательное универсальное учебное действие:
разрешение конфликтов
структурирование знаний
саморегуляция
нравственно-этическая ориентация
Система ЗУН, которыми необходимо овладеть обучаемым, относится к:
методам обучения
содержанию образования
процессу обучения
принципам обучения
Профессиограмма учителя понимается как:
памятка учителя
педагогическое мастерство
педагогическое творчество
характеристика профессии
Деятельность педагога, связанная с изучением учащихся и установлением уровня их развития, воспитанности:
планирующая
диагностическая
проектировочная
организаторская
Многообразные формы и способы самореализации учителя в поиске и использовании чего-то нового (методов, приемов, средств, форм и др.):
продуктивная деятельность
исследовательская деятельность
творческая деятельность
диагностическая деятельность
Процесс получения человеком знаний посредством собственных устремлений:
самоанализом
самосознанием
самовоспитанием
самообучением
Педагогический такт:
мера воспитательного воздействия
взаимодействие взрослых и детей
внешнее проявление внутреннего мира человека
активная форма взаимодействия со средой
Дата: 2019-02-25, просмотров: 996.