Вопросы для обсуждения:
1. Учитель как субъект педагогической деятельности.
2. Профессионально-педагогическая направленность личности учителя.
3. Понятие педагогического мастерства и творчества.
4. Профессиограмма учителя.
Основные понятия: субъект, субъект педагогической деятельности, структура субъектности учителя, активность, рефлексия, свобода выбора, ответственность, принятие человека, саморазвитие.
Практические задания и вопросы :
1. Приведите трактовки понятия субъект, субъект педагогической деятельности. Какова сущность понятия субъект?
2. Постройте структуру субъектности учителя и поясните значимость и проявление каждого компонента.
3. Какое место в структуре процесса формирования личности занимает самовоспитание?
4. Обсудите в группе проблему ответственности учителя современной школы. Найдите аргументированные ответы на вопросы: в чем проявляется ответственности учителя? Каковы границы ответственности и как, кем они устанавливаются? Как соотносятся границы учителя и границы ученика?
5. Определите соотношение выделенных вами личностных качеств с уровнями Модель личности педагога по К.К. Платонову.
6. Составить свой проект педагогических заповедей.
7. Кейс-задача «И зучение технологии проектирования знаний» (СРС и аудиторно) на материале учебной темы «Учитель как субъект педагогической деятельности».
2 уровень кейс-задачи (практический).
Цель данного уровня: отработать способы решения задач систематизации и усвоения содержания учебной темы «Учитель как субъект педагогической деятельности» посредством проектирования, презентации и оценивания логико-смысловой модели знаний (ЛСМ).
Обобщенная формулировка задачи. На этапе развития субъектно-деятельностного подхода в образовании актуальна проблема профессионального роста учителя. Для нас важно определить, что обеспечивает учителю непрерывность и устойчивость профессионального становления. Студенты должны прийти к заключению, что в первую очередь построение позиция субъекта педагогической деятельности позволит будущему учителю разработать стратегию и тактику совершенствования своей профессиональной деятельности.
Чтобы понять профессиональную специфику субъектной характеристики и свойства личности учителя студенты будут конструировать логико-смысловую модель, позволяющую не только систематизировать представление о данном феномене, но также моделировать свойства личности учителя, его профессиональные функции и педагогическую позицию в связи с решаемыми педагогическими задачами.
Первый этап (внеаудиторно).
Задание для СРС. Традиционная самостоятельная работа студентов с литературными источниками по теме «Учитель как субъект педагогической деятельности» должна будет осуществляться не стихийно, а в соответствии со способами переработки знаний (изучаемых на 1 уровне кейс-задачи). Упрощенный вариант для самостоятельной работы:
1) составить как бы «черновой набросок» выписанных в тетрадь 8-10 главных элементов знаний и по 3-5 второстепенных – «узловых» элементов знаний, связанных с каждым из главных элементов, то есть– сгруппировать (по литературным и интернет-источникам);
2) дать этим элементам краткое название – не более 3-5 ключевых слов (исключить предложения, длинные фразы);
3) расположить названные элементы в определенной последовательной «цепочке»: от каждого главного элемента – к второстепенным;
4) продумать логическую последовательность, очередность «цепочек», примерно, от одной до восьми цепочек.
В результате выполненного задания (СРС) студенты должны разобраться и усвоить понятие «субъект педагогической деятельности» на основе анализа литературных источников по данной теме, выделить и проанализировать главные и второстепенные элементы знаний, провести группирование, привести в систему элементы знаний.
Второй этап (внеаудиторная работа / аудиторная работа в интерактивном режиме).
Ключевое задание:
1) студенты должны разработать и графически правильно (по требованиям) оформить логико-смысловую модель «Учитель как субъект педагогической деятельности» в соответствии со способами конструирования модели.
2) дополнить проект краткими дополнительными комментариями к координатам и узлам; комментарии оформляются отдельно от модели.
Методические рекомендации ко в торому этапу
– «Алгоритм конструирования логико-смысловой модели учебной темы»:
1. Построить радиально-круговой каркас ЛСМ (точнее координатно-матричный каркас), включающий: центральный эллипс (для размещения 1-3 слов названия темы), 8 координат (К-1, К-2, К-3 и т.д.) и 3-5 узлов, расположенных на координатах (У-1, У-2, У-3, и т.д.). Например, К-1 «Понятие - Субъект», У-2 «Человек, преобразующий мир».
2. Опираясь на выбранные научно-методические источники выбрать и расположить элементы знаний по учебной теме (дать им краткие названия) следующим образом:
- в центр каркаса модели поместить название темы (проблемы) – «Учитель как субъект педагогической деятельности». Например, лаконично формулируя «Учитель = S пед. Д-ти»;
- дать названия 8 координатам, исходя из круга основных вопросов темы по изучаемому феномену (названия координат в научно-методических терминах, дефинициях);
- назвать узловые элементы знания (3-5 узлов) на координатах, раскрывающих основные вопросы темы (с учетом правильного расположения, особенно диагонального расположения текста на К-1 и К-5).
3. Установить важнейшие связи между элементами знаний (узлы и координаты), отображенных в модели: определить /уточнить логическую последовательность знаний по основному вопросу.
4. Провести кодирование элементов знаний: свернуть информацию до ключевых слов, терминов, знаков, символов, пиктограмм, рисунков, логико-смысловых схем и графиков с несложной структурой. Сложные пояснения, схемы вынести в комментарии к ЛСМ (в комментариях обозначить К-3 «…», У-2 «…» - и далее пояснение, дополнение).
5. Ввести классификационные характеристики основного изучаемого понятия темы, если они известны или разработаны (например, социальные функции, субъектные качества и свойства учителя как профессионала и личности).
6. Сделать теоретическое и практическое обобщение по данному понятию, вынести 3-5 позиций на К-8.
7. Составить комментарии к ЛСМ с адресной ссылкой на координаты и узлы.
8. Провести самоанализ сконструированной модели по критериям оценивания качества модели (и, если необходимо перестроить модель в соответствии с достижениями науки, коррективами педагога):
1) смысловой компонент: полнота изучаемого содержания – означает, что в модель включены все важные элементы изучаемой темы (ключевые педагогические понятия, основные вопросы, их научное толкование, теоретическая аргументация);
2) логический компонент: размещение содержания в главных и узловых элементах в соответствии с его внутренней, скрытой логикой изучаемого объекта; (научно обоснованная логика группирования и расположения узловых элементов содержания в модели);
3) свернутость обозначения узлов и координат до ключевых слов (лаконичность текста, кодирование элементов знаний в знаково-символической форме, отсутствие повторений);
4) правильное оформление модели в соответствии с заданными требованиями (построение каркаса ЛСМ, расположение текста, символов, рисунков и схем).
Методические обобщение: на практическом занятии рассматриваются понятия субъект педагогической деятельности, педагогическая позиция, социальная ориентация; интеллектуальные, волевые и эмоционально-оценочные отношения. Необходимо, чтобы студенты обдумали доводы и факты, подтверждающие их ответ, а также определили какие ответы или возражения могут быть приняты и одобрены. Организация и сочетание алгоритмов организации самостоятельной и аудиторной работы в интерактивном режиме обеспечивает успешное решение кейс-задачи «Изучение технологии проектирования знаний» и освоение учебной темы «Учитель как субъект педагогической деятельности». Дальнейшем студенты самостоятельно смогут создавать модели, а на занятиях все ресурсы будут направлены на преобразование и улучшение модели, решении на основе модели других педагогических задач.
Литература :
1. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др.; Под ред. А.С. Роботовой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 208 с. – С. 119-127.
2. Мижериков, В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Пед общество России, 2002. – 268 с. – С. 49-53; 59-66.
3. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: Учеб. Пособие для студ.высш. учеб.заведений / Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. – 4-е изд., стер. – М.- Издательский центр «Академия», 2008. – 224 с. – С. 120-130.
4. Педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.П. Тряпициной. – СПб.: Питер, 2017. 304 с. – С 93-119.
5. Педагогика: Учебное пособие для студ. педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – 3-е изд. – М.: школа-Пресс, 2000. – с. 512. – С. 135-138.
6. Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные инструменты: Теория, методика, практика. М.: Народное образование, 202. 304 с. – С. 46-50; 68-80.
Образовательные интернет-ресурсы:
1. Учитель как субъект педагогической деятельности http://www.silchenkova.ru/ychit_kak_syb_deat/index.html
2. Педагогическая деятельность: сущность, структура, функции / Педагог как субъект педагогической деятельности
http://repo.gsu.by/bitstream/123456789/4453/3/Тема%202.pdf.
3. А также см. источники и ресурсы Практических занятий № 2.
Практическое занятие № 4 .
Личность современного учителя.
Вопросы для обсуждения:
1. Личность современного учителя.
2. Гуманизм личности учителя.
3. Профессионально-значимые качества личности учителя.
Основные понятия: личности учителя, педагогическая культура, педагогическая этика, педагогический такт.
Практические задания и вопросы :
1. Тестирование по Разделу 2. «Особенности педагогической деятельности современного учителя» (Фронтальная работа).
2. Интерактивное задание на определение педагогических принципов гуманизма из предложенной ниже цитаты: обосновать свое суждение относительно данного высказывания К.Д. Ушинского: «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а формирует, не диктует, а учит… переживает с ребенком много вдохновляющих минут» (К.Д. Ушинский «Три элемента школы») (работа в парах).
3. Познакомиться с содержанием Текста 2 в учебном пособии под редакцией А.П. Тряпициной (см. Литература п. 5, стр. 20). Сравнить и проанализировать суждения в группе. Ответьте на вопросы: Будет ли этот образ моей путеводной «звездой», моей целью в профессиональной подготовке? Какие мысли и чувства пробуждает этот образ? Согласны вы со всеми утверждениями, если не согласны, то в чем, обоснуйте.
4. Кейс-задача «И зучение технологии проектирования знаний» (СРС и аудиторно) на материале учебной темы «Учитель как субъект педагогической деятельности».
3 уровень кейс-задачи (практический).
Третий этап (аудиторная работа в интерактивном режиме).
Цель: освоить способы владения дидактическим средством: представления, анализа и оценки ЛСМ
Задание: представить продукт кейс-задачи – разработанную логико-смысловую модель и выступить с комментариями и участвовать в рефлексивно-оценочной работе группы над представленной моделью.
Примерный алгоритм анализа результатов презентациимодели по изучаемой теме:
1. Дать определение (дефиниции) педагогического знания – «субъекта педагогической деятельности» (несколько вариантов):
а) традиционное понимание дефиниции;
б) современное понимание дефиниции;
в) свое собственное понимание дефиниции.
2. Обосновать необходимость применения понятия «субъект педагогической деятельности» в педагогике и взаимосвязь его с такими понятиями как учебная деятельность, субъект учебной деятельности, субъектная позиция.
3. Отметить роль и место данного элемента в образовательном процессе.
4. Обозначить проблематику в рамках изучаемого феномена.
5. Обосновать Ваше отношение к активной субъектной позиции учителя на конкретном примере (из собственного опыта).
6. Предложить предполагаемые результаты решения проблем становления учителя как субъекта педагогической деятельности.
Критерии оценивания уровня проектно-технологической компетенции студента:
1- качество логико-смысловой модели (правильное оформление, обоснованная логика, полнота содержания, лаконичность, авторская позиция);
2- освоение способов проектирования (свободное ориентирование в модели и владение ее содержанием);
3- освоение способов представления ЛСМ (владение педагогическими терминами и понятиями, установление связей между элементами, сравнения, сопоставления и др.);
Таким образом, изучения технологии проектирования знаний происходит распределено на нескольких практических занятиях (в зависимости от уровня подготовки студентов). Такая пролонгированная распределенность требует составления точного плана выполнения кейс-задачи на практических занятиях с учетом итоговой презентации продукта кейс-задачи – логико-смысловой модели и рефлексивно-оценочной работы педагога и группы студентов.
Методические рекомендации: данная тема способствует углублению понимания личности учителя, способности интегрировать в себе гуманитарное содержание предмета и проектно-технологическое видение изучаемого объекта. Анализ личностных и профессиональных качеств учителя посредством моделирования его качеств и свойств, позволяет вовлечь студентов в ситуации, связанные с решением таких важнейших педагогических задач, как усвоение знаний, организация обратной связи с обучающимися, работа в интерактивном режиме.
Литература :
1. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др.; Под ред. А.С. Роботовой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 208с. – С. 23-35.
2. Мижериков, В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Пед общество России, 2002. – 268 с. – С. 53-66.
3. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: Учеб. Пособие для студ.высш. учеб.заведений / Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. – 4-е изд., стер. – М.- Издательский центр «Академия», 2008. - 224с. – С. 36-39.
4. Педагогика: Учебное пособие для студ. педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – 3-е изд. – М.: школа-Пресс, 2000 – 512. – С. 123-139; 240-257.
5. Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные инструменты: Теория, методика, практика. М.: Народное образование, 202. 304 с. – С. 46-50; 68-80.
Образовательные интернет-ресурсы:
1. Личностные качества педагога. http://studbooks.net/1929456/pedagogika/lichnostnye_kachestva_pedagoga
2. Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. Введение в педагогическую деятельность. http://nashaucheba.ru/v38804/роботова_а.с.,_леонтьева_т.в.,_шапошникова_и.г._и_др._введение_в_педагогическую_деятельность?page=8
3. Сластенин В.А., И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. Педагогика. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/index.php
4. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность
http://www.nashaucheba.ru/v36504/никитина_н.н.,_кислинская_н.в._введение_в_педагогическую_деятельность_теория_и_практика?page=9
Практическое занятие № 5.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 422.