Вопросы для обсуждения:
1. Педагогическая культура как сущностная характеристика личности учителя.
2. Педагогическая этика. Педагогический такт как важнейший принцип профессиональной этики учителя.
3. Характеристика профессионального поведения учителя.
Основные понятия : личност, культура, педагогическая культура, педагогическая этика, педагогический такт, профессиональное поведение.
Практические задания и вопросы :
1. Задание на ознакомление с содержанием «Конвенции о правах ребенка»:
- изучите содержание статей Конвенции ООН (Статьи: 1, 12, 28, 29, 31,32);
- приведите известные вам примеры нарушения педагогической этики и прав ребенка.
Конве́нция – от лат. conventio означает договор, соглашение – есть разновидность международного договора, например, Конве́нция Организации Объединенных Наций (ООН).
2. Задание на определение педагогического регугятива (нормы) и умение учиться у окружающих.
Познакомьтесь с некоторыми советами Д. Эймена (автор американского бестселлера «Не наступайте на грабли!») о том, как лучше учиться у окружающих:
1) Умейте внимательно слушать.
2) Не открещивайтесь от той информации, которую вам пытаются передать. Не говорите «Да, но...», даже если она вам кажется неважной.
3) Не стремитесь быть правым и показать свою компетентность – а вдруг вы не все о себе знаете?
4) Уважайте личность собеседника и разделяйте его точку зрения – учитесь у тех, с кем не согласны, и у тех, кто неприятен.
5) Учиться можно у кого угодно: это не зависит ни от возрастных, ни от социальных и профессиональных различий.
6) Периодически выбирайте себе «наставника» и общайтесь с ним плотнее, чем раньше, активно обучаясь у него и провоцируя его поучать вас. Но сначала определитесь – чему вы хотите научиться и у кого. Слушайте то, что он говорит о вас.
7) Помогайте другим – этим вы развиваете свои навыки.
8) Участвуйте в соревнованиях – не для победы, а для извлечения пользы. Здесь важен процесс, а не результат.
Ответьте на вопрос: Какие результаты могут принести применение следование этим рекомендациям?
Ответы – это развитие умений:
- сотрудничать;
- подключить других для помощи на вашем участке работы; умение гасить конфликты;
- планировать сроки завершения и сдачи работы;
- умение редактировать работы своих товарищей;
- умение сводить разрозненные материалы в коллективный отчет (программу, проект), интеграцию усилий.
Какой из ответов наиболее актуален для Вас?
3. Задание на определение педагогического норматива:
- познакомьтесь с содержанием 3 раздела профессионального Кодекса учителя в учебном пособии под редакцией А.П. Тряпициной (см. Литература п. 5, стр. 20), посвященного этическим нормам взаимоотношений учителя с учениками;
- ответьте на вопрос: на какие педагогические нормы следует опираться при создании благоприятных условий развития личности ребенка?
- выберите какой-либо педагогический норматив и преобразуйте его в педагогическую заповедь;
- включите новые пункты в план своей будущей «Я-концепции» (выбрать свойства и качества, которые намереваетесь развивать в перспективе).
4. Подготовить пункты для плана своей будущей «Я-концепции»: выбрать свойства и качества, которые намереваетесь развивать у себя в перспективе.
Методические рекомендации: Для формирования основ педагогической культуры студента необходимо определить культуру педагога условием его высокого профессионализма, компонентами которого являются научная эрудиция, ценностные ориентации, этика и эстетика педагогического труда, грамотность и культура речи. Все компонеты педагогической культуры представляют собой ориентиры для профессионального развития и становления будущего учителя.
Литература :
1. Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – РИОР, 2006. – 24 с.
2. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др.; Под ред. А.С. Роботовой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 208с. – С. 99-105; 105-127.
3. Мижериков, В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Пед общество России, 2002. – 268 с. – С. 107-144.
4. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: Учеб. Пособие для студ.высш. учеб.заведений / Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. – 4-е изд., стер. – М.- Издательский центр «Академия», 2008. - 224с. – С. 147-158.
5. Педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.П. Тряпициной. – СПб.: Питер, 2017. 304 с. Профессиональный кодекс учителя. – С. 102.
Образовательные интернет-ресурсы:
1. Бенин В. Педагогическая культура: философско-социологический анализ http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/Benin/index.php
2. Введение в педагогическую деятельность:Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. С.Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др.; Под ред. А. С. Роботовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208с.
https://studfiles.net/preview/5773636/page:11/
3. Общая и профессиональная культура педагога
http://poisk-ru.ru/s35804t2.html
Практическое занятие № 7 .
Профессиональная компетентность учителя –
п рофессиональная готовность к педагогической деятельности.
Вопросы для обсуждения:
1. Профессиональная готовность к педагогической деятельности: понятие и содержание.
2. Профессиональный стандарт педагогической деятельности.
3. Требования ФГОС ПО как основа формирования профессиональной готовности к педагогической деятельности.
Основные понятия : компетентность, компетенция, профессиональная компетентность, профессиональная готовность, теоретическая готовность, практическая готовность, профессиональный стандарт.
Практические задания и вопросы :
1. Терминологический диктант Разделу 3. «Личность современного учителя как субъекта педагогической деятельности» (Фронтальная работа).
2. Определите требования к педагогической деятельности, которые предъявляет учителю профессиональный стандарт.
3. Ответьте на вопросы: Как могут соотноситься педагогическое творчество и профессиональный стандарт? Какие профессиональные функции, виды деятельности должен выполнять педагог в соответствии с профессиональным стандартом?
4. Составьте таблицу профессиональных функций по видам деятельности учителя.
5. Назовите основные разделы профессионального стандарта и требования ФГОС ПО.
6. По концепции развития профессиональной компетенции, разработанной РГПУ им. А.И. Герцена (см. Литература п.3, стр. 27-29), определите, к какому типу задач относятся следующие умения:
- грамотное применение образовательных интернет-ресурсов: ________________ ?
- выбор технологии обучения в соответствиями с педагогическими целями: ___________ ?
- установление правил поведения, выполнения заданий: ________________ ?
- мотивировать школьников к учению: ________________ ?
Методические рекомендации: при изучении данной темы важно раскрыть сущность понятий «профессиональная готовность», « профессиональный стандарт», ознакомить с требованиями профессионального стандарта, требованиями к уровню подготовки выпускника на примере рассмотрения ФГОС ПО.
Литература :
1. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др.; Под ред. А.С. Роботовой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 208с. – С. 66-83.
2. Мижериков, В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Пед общество России, 2002. – 268 с. – С.180-193.
3. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: Учеб. Пособие для студ.высш. учеб.заведений / Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. – 4-е изд., стер. – М.- Издательский центр «Академия», 2008.- 224с. – С. 18-22; 51-58.
4. Педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.П. Тряпициной. – СПб.: Питер, 2017. 304 с. – С. 17-19; 21-29.
5. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин В.А., И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 3-е изд. – М.: Школа Пресс, 2000 - 512 с. – С. 40-56.
Образовательные интернет-ресурсы:
1. Сайт: www.fgosvo.ru , раздел ФГОС ВО, Файл: http://fgosvo.ru/440301
2. Профессиональная компетентность педагога и ее структура
https://lektsii.org/15-50106.html
3. Профессиональная компетентность и умения педагога
http://uchebnik.biz/book/29-vvedehie-v-pedagogicheskuyu-deyatelnost/44-46-professionalnaya-kompetentnost-i-umeniya-pedagoga.html
4. Требования к практической готовности педагога.
http://poisk-ru.ru/s35804t2.html.
5. Требования к теоретической готовности педагога.
http://poisk-ru.ru/s35801t2.html
Практическое занятие № 8.
Современная система отечественного образования.
Вопросы для обсуждения:
1. Характеристика современной системы образования. Типы образовательных учреждений.
2. Структура педагогического образования. Многоуровневая система подготовки педагогических кадров. Спектр педагогических профессий.
3. Самовоспитание учителя и его основные компоненты. Самопознание учителя.
4. Педагогическое самообразование.
5. Образовательная политика в отношении педагогов.
Основные понятия: образование, система образования, профессия, специальность, квалификация, модернизация образования, тенденции развития образования, педагогическое образование, профессиональное самовоспитание, самопознание, саморегуляция.
Практические задания :
1. Терминологический диктант Разделу «Профессиональная компетентность учителя» (Фронтальная работа).
2. Вопросы :
- Каковы проблемы современного педагогического образования?
- Раскройте систему многоуровневого педагогического образования.
- Опишите особенности современного самообразования учителя, ученика, студента.
3. З адания : 1) найдите и перечислите организации, учреждения для представителей педагогических профессий и работников системы образования (не менее 5) и оформите результаты в виде таблицы, включающей следующие разделы: организация и ее координаты; форма обучения и повышения квалификации (очная, заочная, дистанционная, очно-заочная); тема образовательной программы; количество часов; авторы; название документа об обучении.
2) познакомьтесь с «Заповедями учителю» К.Д. Ушинского, проанализируйте их содержание:
- Спокойствие совершенное, по крайней мере внешнее;
- Прямота в словах и поступках;
- Обдуманность действий;
- Решительность;
- Не говорить о себе без нужды ни единого слова;
- Не проводить время бессмысленно, делать то, что хочешь и надо, а не то, что случается;
- Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.
- Выразите и обоснуйте свое мнение о прочитанных мыслях учителя. Ответьте на вопрос: Нужны ли они современному педагогу?
- Сконструируйте свои педагогические заповеди, поясните их смысл.
4. Задание: Подготовка портфолио студента. Рекомендуется сделать акцент на самоорганизации и самореализации студентов уже во время обучения в вузе, что может быть отражено в их портфолио Пояснение структуры и содержания портфолио:
1) программа личностного развития на период обучения в вузе (1семестр и т.п.), включающая информацию о себе, основные цели и задачи, пути достижения цели и повышения своего профессионального уровня.
2) Разработки моделей;
3) Разработки проектов («Педагогические заповеди»);
4) тесты достижений, сертификаты и др.
5) информация о выдающихся педагогах (фамилия, имя педагога, краткие биографические сведения, основные труды),
6) педагогическое сочинение на тему «Портрет современного учителя», описание жизни и творческого наследия известных педагогов Башкортостана М. Акмуллы,
Методические рекомендации: при изучении данных вопросов важно раскрыть систему
многоуровневого педагогического образования, основные компоненты процесса самовоспитания, основы самообразования педагога и перспективы развития педагогической профессии. Тема способствует раскрытию сущности понятия «педагогическое образование». Целесообразно рассмотреть состояние и тенденции развития системы образования в России на основе соответствующих документов и программ развития образования и раскрыть систему многоуровневого педагогического образования. Изучение данного вопроса предполагает работу не только с различными учебными пособиями, но и с основными документами, регламентирующими образовательную политику в России, что, в свою очередь, способствует развитию у студентов исследовательских компетенций, навыков аналитической обработки правовых документов, первоисточников.
Литература :
1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. - 3-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2006. - 608 с.
2. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др.; Под ред. А.С. Роботовой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 208с. – С. 127-163.
3. Мижериков, В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Пед общество России, 2002. – 268 с. – С. 144-163.
4. Никитина, Н. Н. Введение в педагогическую деятельность. Теория и практика: учеб. пособие для студ. вузов / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. – 4-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 224 с. – С. 78-120.
5. Педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.П. Тряпициной. – СПб.: Питер, 2017. 304 с. – С. 204-239.
6. Принципы Меморандума непрерывного образования Европейского союза / Педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.П. Тряпициной. – СПб.: Питер, 2017. 304 с. Профессиональный кодекс учителя. – С. 215.
Образовательные интернет-ресурсы:
1. Система профессиональной подготовки педагогических кадров / с.17.
http://poisk-ru.ru/s35805t2.html
2. Образование в современной России
https://lektsii.org/12-48084.html
Практическое занятие № 9.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 248.