Общая характеристика педагогической профессии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы для предварительной подготовки студентов:

1. Смысл педагогической профессии учителя.

2. Особенности педагогической профессии.

3. Профессионально-педагогическая пригодность.

Основные понятия: педагогическая профессия, профессиональные задачи, педагогические функции, способности, профессиональная пригодность, профессиональная адаптация, профессиональные предпочтения.

Практические задания и вопросы:

1. Блиц-опрос на выявление уровня готовности к практическому занятию:

- Почему возникла педагогическая профессия

- Чем отличается профессиональная педагогическая деятельность от непрофессиональной?

- Каковы существенные особенности педагогической профессии?

- Как вы понимаете высказывание китайского философа Конфуция: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, – достоин быть учителем »?

2. Интерактивный тренинг «Профессионально-педагогическая пригодность» на уточнение профессиональной ориентации и выбора педагогической профессии.

Актуализация проблемы профессионально-педагогической пригодности: на первом этапе профессиональной ориентации перед молодыми людьми и преподавателями высших образовательных учреждений возникает ряд важных и непростых вопросов: получится ли из этого кандидата профессионал? Из каждого ли абитуриента (а также студента) вырастет профессионал? Достаточно ли лишь сильного желания быть учителем? На сколько человек способен к выполнению рабочих функций и успешной деятельности в определенной профессиональной сфере?

Вопрос: необходимый комплекс способностей, психофизических и психологических свойств, нравственных качеств, которые требуются для овладения определенными рабочими функциями и успешной деятельности в той или иной сфере производства или духовной жизни получил название _________ .

Правильный ответ: «профессиональная пригодность».

Педагогические комментарии к тренингу: свойство «пригодность» отличается тем, что может быть приписано конкретной ситуации, включающей обязательно два взаимодействующих компонента: данный человек и данная специальность. При отсутствии одного из компонентов системы или несоответствии двух компонентов – возникает вопрос о непригодности человека к данной профессии.

Изначально человек может не обладать профпригодностью, хотя в жизни выражение «профпригодность» часто встречается и понимается как данное от природы свойство человека. Однако чаще всего необходимо приложить немало усилий, чтобы развились определенные качества личности, составляющие пригодность к определенному виду профессиональной деятельности.

Педагогические рекомендации по формированию профпригодности:

- подробно разобрать требования избранной профессии к человеку (гражданские и моральные качества, способности, навыки, знания, умения, опыт, здоровье);

- сравнить эти требования со своими индивидуальными качествами и выявить соответствующие и несоответствующие; подвести итоги диагностики личностных качеств и сделать выводы, выделив качества, на которые следует обратить особое внимание и развивать;

- наметить план самовоспитания и развития необходимых качеств.

Обобщение: из сказанного ясно, что выражение «профессиональная пригодность человека», понимается, как «взаимное соответствие данного человека в данной области приложения его сил в данное время» и развивается это свойство в процессе обучения и работы.

3. Кейс-задача «Качества будущего учителя»: выявление профессионально-личностных качеств и способностей студента как будущего учителя (индивидуальный проект «Лепестковая диаграмма» и примерный план развития качеств студента как будущего учителя) по материалам методики Овчаровой В.Р. (см. Литература, п. 2, стр. 227).

План учебных действий:

1этап – выявление исходного уровня личностных качеств и свойств студента на начальном этапе обучения в вузе (самодиангностика); 

2 этап – построение лепестковой диаграммы по теме «Профессионально-личностные качества будущего учителя»;

3 этап – анализ профессионально-личностных качеств и способностей (умений) студента как будущего учителя (индивидуальная работа);

4 этап – планирование и установка на развитие выделенных качеств личности будущего учителя.

Продукт практической работы – «Лепестковая диаграмма» и план развития качеств.

Методические рекомендации: данная тема способствует раскрытию смысла и социальной значимости будущей профессии, осознанию студентами необходимости формирования комплекса специальных качеств личности, подтверждающих профессиональную пригодность к педагогической деятельности.

Предполагается проведение защиты лепестковых диаграмм по темам «Профессионально значимые качества учителя» как систему ценностных профессиональных ориентаций образовательного путь студента по предлагаемому ориентировочному списку (допускается введение других кач еств). Самооценивание проводится по (условным критериям) 10-ти бальной шкале и 3-м уровням сформированности личностных качеств: низкий (1-3) средний (4-7) высокий (8-10). Студентам рекомендуется в дальнейшем заменить отслеживаемые личностные качества на другие более востребованные, актуальные для профессионального становления. По завершению курса (на последних практических занятиях) предполагается повторная диагностика личностных качеств будущего учителя по методике В.И. Зверевой.

Как вариант предлагается задание на выявление мотивов выбора педагогической профессии и изучение личностных качеств по опроснику Р. Кэттела (сокращенный вариант, см. Мижериков В.А., с. 227-231).

Процесс и результаты практической работы инициируют осознанное отношение студента к самоорганизации своей учебной деятельности и целенаправленно отслеживание и развитие необходимых профессиональных качеств м способностей.

Литература:

1. Мижериков, В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Пед общество России, 2002. – 268 с. ­– С. 11-30; 168-174; 227-231.

2. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: Учеб. Пособие для студ.высш. учеб.заведений / Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. – 4-е изд., стер. – М.- Издательский центр «Академия», 2008. - 224с. – С. 5-8; 13-27; 36-39; 173-175.

3. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др.; Под ред. А.С. Роботовой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 208с. – С. 20-52.

4. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин В.А., И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 3-е изд. – М.: Школа Пресс, 2000 – 512 с. – С. 5-24.

5. Педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.П. Тряпициной. – СПб.: Питер, 2017. 304 с. – С. 24-29.

Образовательные интернет-ресурсы:

1. Библиотека.  Гумер - гуманитарные науки. Педагогика. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/index.php

2. Личностные качества педагога. Определение профессиональной пригодности педагога  http://studbooks.net/1929456/pedagogika/lichnostnye_kachestva_pedagoga 

3. Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. Введение в педагогическую деятельность. http://nashaucheba.ru/v38804/роботова_а.с.,_леонтьева_т.в.,_шапошникова_и.г._и_др._введение_в_педагогическую_деятельность?page=8

4. Сластенин В.А., И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. Педагогика. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/index.php

5. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность

http://www.nashaucheba.ru/v36504/никитина_н.н.,_кислинская_н.в._введение_в_педагогическую_деятельность_теория_и_практика?page=9

 

Практическое занятие № 2.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 277.