Профессионально-личностное становление учителя
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План лекции.

1. Профессионально-личностное самоопределение и саморазвитие в становлении личности

будущего педагога.

2. Профессионализм как результат систематического повышения квалификации. 

3. Перспективы развития педагогической профессии

1. Профессионально-личностное самоопределение и саморазвитие в становлении личности будущего педагога. Существует множество подходов к определению основных этапов профессионального становления. По Климову Е.А. выделяются следующие фазы жизненного пути профессионала:

- оптант – этап выбора профессии;

- адепт – человек уже осознанно выбрал профессию и осваивает ее в специальном профессиональном учебном заведении;

- адаптант – фаза адаптации, «привыкания» молодого специалиста к работе (3-5 лет);

- интернал – учитель становится опытным педагогом;

- мастер – фаза мастерства, педагог выделяется своими специальными качествами, умениями, обретает свой почерк и т.д .;

- авторитет – фаза авторитета, учитель как мастер своего дела становится широко известен в своем кругу или за его пределами и т.д.;

- наставник – фаза наставничества, педагог имеет единомышленников, последователей, учеников среди коллег, делится со своим опытом с другими и т.д.

     В становлении личности будущего педагога важна роль процесса самовоспитания, саморазвития. Самовоспитание - неотъемлемая часть процесса саморазвития личности.

Саморазвитие предполагает наличие ясно осознанных целей деятельности, идеалов и личностных установок; внутренний процесс самоизменения под воздействием собственных противоречий, высший уровень самодвижения личности.

Основой, определяющей развитие личности являются ее потребности: социальные, духовные, потребности совершенствования личностью самого себя. Высшие духовные потребности человека: в познании, в самовоспитании, самоутверждении, самоопределении, самоактуализации, самовыражении, безопасности являются стремлениями к саморазвитию личности, направленными на созидание, улучшение самой личности.

Успешность профессионального становления во многом зависит от самого студента: его направленности, творческой активности, готовности к постоянному самосовершенствованию и самообразованию, к непрерывному профессионально-личностному росту.

2.Общение – основа, неотъемлемый элемент труда учителя, воспитателя, тренера, руководителя студии и т.д. (А.С. Роботова «ВПД»). Педагогическое общение – профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе (Г.М. Коджаспирова «Педагогика»).

Структура общения

- Коммуникативный компонент (обмен информацией между субъектами).

- Интерактивный компонент (общая стратегия взаимодействия: кооперация-сотрудничество и конкуренция).

- Перцептивный компонент (восприятие, изучение, понимание, оценка партнерами по общению друг друга)

Эффективное педагогическое общение направлено на (Н. Бордовская, А.Реан «Педагогика»):

- создание благоприятного психологического климата;

- целенаправленное формирование межличностных отношений в учебной группе;

- формирование позитивной «Я-концепции» личности;

- на развитие у учащегося уверенности в себе, в своих силах, в своем потенциале.

Уровни сформированности коммуникативных умений и навыков учителя (Б.Б. Айсмонтас «Педагогическая психология»):

1. Сознательный – строится на основе научных знаний о явлении педагогического общения (высокий, средний, низкий).

2. Житейский – характеризуется частным и несистематизированным осознанием явлений общения.

3. Интуитивный – характеризуется отсутствием осознания сущности, закономерностей, средств и способов общения .

Стадии коммуникации (С.А. Смирнов «Педагогика»):

1. моделирование педагогом предстоящего общения с учащимися при подготовке к взаимодействию (постановка педагогической задачи, выбор способов и методов ее решения, отделение коммуникативной задачи, собственно моделирование общения);

2. организация непосредственного общения с учащимися;

3. управление общением в ходе педагогического взаимодействия;

4. анализ результатов общения и моделирование новой педагогической задачи.

Функции профессионально-педагогического общения (О.В. Нестерова «Педагогическая психология»): конструктивная, организационная, коммуникативно-стимулирующая, информационно-обучающая, эмоционально-коррегирующая, контрольно-оценочная.

Основные стили руководства преподавателем учащимися (О.В. Нестерова «Педагогическая психология»): автократический, авторитарный, демократический, игнорирующий, попустительский (конформный).

Стили педагогического общения (В.А. Канн-Калик)

1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом.

2. Общение на основе дружеского расположения, предполагающее увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника.

3. Общение-дистанция, которое постоянно прослеживается во взаимоотношениях во всех сферах: в обучении (со ссылкой на авторитет и профессионализм), в воспитании (со ссылкой на жизненный опыт и возраст).

4. Общение-устранение, являющееся негативной формой общения, антигуманной, вскрывающей педагогическую несостоятельность.

5. Общение-заигрывание.

Модели поведения педагога. Различные стили коммуникативного взаимодействия порождают несколько моделей поведения педагога в общении с учащимися на занятиях. Условно их можно обозначить следующим образом:

- Модель диктаторская «Монблан»;

- Модель неконтактная «Китайская стена»;

- Модель дифференцированного внимания «Локатор»;

- Модель гипорефлексная «Тетерев»;

- Модель гиперрефлексная «Гамлет»;

- Модель негибкого реагирования;

- Модель авторитарная «Я сам»;

- Модель активного взаимодействия «Союз».

Уровни общения педагогов и школьников: высокий – характеризуется теплотой во взаимоотношениях, взаимопониманию, доверительностью; средний – занимает промежуточное положение между высоким и низким уровнями; низкий – характеризуется отчужденностью, непониманием, неприязнью, холодностью, отсутствием взаимопомощи.

3. Перспективы развития педагогической профессии. В сфере образования, как и в других областях материального и духовного производства, наблюдается тенденция к внутрипрофессиональной дифференциации. Это закономерный процесс разделения труда, проявляющийся не только и не столько в дроблении, сколько в развитии все более совершенных и эффективных обособленных видов деятельности в пределах педагогической профессии. Процесс обособления видов педагогической деятельности обусловлен прежде всего существенным "усложнением" характера воспитания, которое, в свою очередь, вызвано изменениями социально-экономических условий жизни, последствиями научно-технического и социального прогресса.

Другим обстоятельством, приводящим к появлению новых педагогических специальностей, является увеличение спроса на квалифицированное обучение и воспитание. Так, уже в 70-80-е гг. стала отчетливо проявляться тенденция к специализации по основным направлениям воспитательной работы, вызванная необходимостью более квалифицированного руководства художественной, спортивной, туристско-краеведческой и другими видами деятельности школьников.

Итак, профессиональная группа специальностей - совокупность специальностей, объединенных по наиболее устойчивому виду социально полезной деятельности, отличающейся характером своего конечного продукта, специфическими предметами и средствами труда. Педагогическая специальность - вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией. Педагогическая специализация - определенный вид деятельности в рамках педагогической специальности. Она связана с конкретным предметом труда и конкретной функцией специалиста. Педагогическая квалификация - уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса задач.

Педагогические специальности объединены в профессиональную группу «Образование». Основанием дифференциации педагогических специальностей является специфика объекта и целей деятельности специалистов данной группы. Обобщенным объектом профессиональной деятельности педагогов является человек, его личность. Отношения педагога и объекта его деятельности складываются как субъектно-субъектные («человек-человек»). Поэтому основанием дифференциации специальностей данной группы являются различные предметные области знаний, науки, культуры, искусства, которые выступают в качестве средства взаимодействия (например, математика, химия, экономика, биология и др.).

Другое основание для дифференциации специальностей - это возрастные периоды развития личности, отличающиеся выраженной спецификой взаимодействия педагога с развивающейся личностью (дошкольный, младший школьный, подростковый возраст, юность, зрелость и старость).

Следующим основанием для дифференциации специальностей педагогического профиля служат особенности развития личности, связанные с психофизическими и социальными факторами (нарушение слуха, зрения, умственная неполноценность, девиантное поведение и др.).

Специализация внутри педагогической профессии привела к выделению видов педагогической деятельности и по направлениям воспитательной работы (трудовое, эстетическое и т.п.). Очевидно, что такой подход противоречит факту целостности личности и процесса ее развития и вызывает обратный процесс - интеграцию усилий отдельных педагогов, расширение их функций, сферы деятельности.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ

К ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

 

При подготовке к занятию студентам рекомендуется подробно изучить содержание страниц указанных литературных источников, что необходимо для выработки правильных ответов и выполнения практических заданий. Традиционным, но необходимым требованием и специальным этапом подготовки студентов к практическим заданиям является изучение и анализ материалов лекции по данной теме.

Для этого на серии практических занятиях рекомендуется предусмотреть специально распределенное и ограниченное время (порции) на отработку метода моделирования знаний. Помимо этого полезно продемонстрировать и рассмотреть примеры различных типов моделей, их типовых образцов и моделей, другими студентами разработанными ранее.

В процессе практических занятий осуществляются:

1) Самодиагностика личностных качеств студента для осознания необходимости развития профессионально-педагогических и личностных качеств будущего учителя;

2) работа с терминологией, используемой в области данной дисциплины, что важно – в области педагогики и образовательной практике; анализируются понятия и выявляется их сущность, обсуждаются взаимосвязи понятий;

3) рассматривается содержание публикаций, выявляются проблемы и выдвигаются и обсуждаются предполагаемые решения;

4) разработка дидактических средств моделирования и презентации знаний по указанным темам, при этом поощряется проектная деятельность и репрезентация пройденного учебного материала; для этого на серии практических занятиях рекомендуется предусмотреть специально распределенное и ограниченное время (порции) на отработку метода моделирования знаний; помимо этого демонстрируются и рассматриваются примеры различных типов моделей, их типовых образцов и моделей, разработанных ранее другими студентами;

5) разрабатываются проекты педагогических заповедей: «Если я стану педагогом, я никогда не буду …». «Если я стану педагогом, я всегда буду …». «Быть педагогом – это значит…»;

6) проводятся контрольно-оценочные работы для определения уровня и степени освоения профессиональных компетенций – способностей осознания социальной значимость своей будущей профессии, мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности.

7) применяются интерактивные формы обучения. Приобретение ключевых компетенций зависит от активности самого студента. Поэтому одной из важнейших задач является внедрение в учебный процесс активных технологий обучения. С целью формирования общепрофессиональных компетенций будущего учителя на практических занятиях создается среда открытого образовательного взаимодействия  общения в интерактивном режиме. Использование различных интерактивных форм с разнообразным составом участников (кейс-задачи, мозговой штурм, деловые и ролевые игры,  Case-study, круглый стол и др.) обеспечивает построение продуктивных субъект-субъектных отношений, соответственно – обязательную обратную связь между участниками образовательного процесса, стимулирует самостоятельность и активность, повышает ответственность взаимной оценки и контроля студентов в решении воспитательных и учебных задач. Благодаря интерактивным формам обучения создаются условия, в которых студент становится активен, усваивает технологию, способы поиска знаний, обсуждении деловых ситуаций или задач, конструирования и презентации проектов.

Одной из наиболее эффективных технологий является технология конструирования логико-смысловых моделей знаний, позволяющих работать в любой интерактивной форме и добиваться качественных результатов обучения студентов. Для этого на серии практических занятиях рекомендуется предусмотреть специально распределенное и ограниченное время (порции) на отработку метода моделирования знаний. Помимо этого полезно продемонстрировать и рассмотреть примеры различных типов моделей, их типовых образцов и моделей, другими студентами разработанными ранее.

В результате проведения практических занятий у студентов сформируется комплекс знаний, способностей и мотивации к осуществлению учебной и профессиональной деятельности.

П рактическое занятие № 1.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 282.