Профессиональная компетентность учителя
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План лекции.

1. Понятия « компетенция», «компетентность» в педагогике.

2. Структура профессиональной компетентности.

3. Профессиональная готовность к педагогической деятельности.

4. Содержание теоретической и практической готовности учителя.

5. Профессиональный стандарт педагогической деятельности.

1. Понятия « компетенция», «компетентность» в педагогике. Компетенция – круг вопросов, в которых человек обладает познанием и опытом; круг полномочий лица или учреждения. Профессиональная компетентностьинтегральная характеристика профессиональных и личностных качеств специалиста, отражающая уровень теоретических знаний, умений, способов опыта и их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.), достаточные для осуществления цели данного рода деятельности, а также нравственную позицию специалиста. А.К. Маркова выделяет несколько видов профессиональной компетентности: социальная, индивидуальная, личностная.

2. Профессиональная компетентность и ее структура. Содержание теоретической и практической готовности педагога. Известны различные подходы к определению структуры профессиональной компетентности. Один из них связан с системой педагогических умений учителя, другой – с выделением компетентностей в соответствии с ведущими видами профессиональной деятельности педагога (преподавательская, воспитательная, научно-методическая, научно-исследовательская, социально-педагогическая, культурно-просветительская, коррекционно-развивающая, управленческая деятельности). Компетентность в каждой из них включает два основных компонента:

- систему знаний, определяющих теоретическую готовность учителя,

- систему умений и навыков, составляющих основу его практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности.

3. Профессиональная готовность к педагогической деятельности выражается в совокупности профессионально обусловленных требованиях к учителю и предполагает наличие следующих педагогических способностей: коммуникативных, прогностических, дидактических, организаторских, перцептивных, конструктивных, гностических, экспрессивных.

Содержание теоретической и практической готовности педагога.

Требования к теоретической готовности педагога.

Специфика педагогической деятельности требует от учителя владения системой общекультурных и общенаучных, специальных, психолого-педагогичес­ких знаний. Педагог основной и средней школы имеет дело с той воз­растной группой учащихся, которая обладает достаточно разнообразными общими и складывающимися профессиональными интересами. Эффективное педа­гогическое взаимодействие, установление межличностных отношений с ними возможно только в результате развития у него широ­кого кругозора, общей эрудиции, компетентности в различных областях социальной, культурной, научной, технической информации, на основе ко­торой и формируется творческая, духовно богатая личность, привлекающая молодежь, магнетически притягивающая к себе. Вместе с тем, профессионализм и педагоги­ческое мастерство преподавателя определяется глубиной его знаний в сфере преподаваемой им предметной области.

Успешное осуществление профессиональной деятельности предусматривает овладение им основами общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач: знания государственного языка Российской Федерации – русского языка, на котором ведется преподавание; знания об общих законах мышления и способах оформления его результатов в письменной и устной речи; знания основ философии, объясняющей наиболее общие законы природы и бытия человека, обеспечивающей осознание смысла собственной жизни и профессиональной деятельности; знания о мировой и отечественной истории и культуре, о формах и методах научного познания и их эволюции, о роли науки в развитии общества; знание основ экономической и социальной жизни общества. Независимо от преподаваемой дисциплины, педагог должен знать основы права и ведущие правовые документы, определяющую социальную и образовательную политику государства: Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования, Конвенцию о правах ребенка. Для выполнения функции защиты жизни и здоровья детей он должен знать: возрастную физиологию и основы школьной гигиены, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Компетентность в сфере самостоятельной образовательной деятельности обеспечивается знанием основ научной организации труда: способов поиска, обработки, хранения и использования информации, современных информационных образовательных технологий, способов организации самостоятельной работы, соблюдения режима труда и отдыха и т.д.

Система психолого-педагогических знаний, необходимых любому учителю, включает в себя несколько блоков:

1) Психологические знания о возрастных и индивидуальных особенностях школьников, психических процессах и психологических механизмах, лежащих в основе воспитания и обучения.

2) Педагогические знания осо­бенностей педагогической деятельности, ее структуры, требований, кото­рые она предъявляет к личности педагога, основ профессионально-личностного самовоспитания и саморазвития.

3) знание системы методологических и концептуальных знаний о построении педагогичес­кого процесса, о сущности образования как социального явления, о месте и роли общего и педагогического образования в системе непрерывного образования, о функциях образова­ния, основных тенденциях, направлениях и перспективах его развития, о современных подходах к обучению и воспитанию и т.д.

4) знание психолого-педагогичес­ких основ обучения: сущности процесса обучения, его закономерностей и принципов; особенностей и структуры учебной деятельности учащихся, спосо­бов ее организации; психологических основ процесса усвоения; способов проектирования учебного процесса, отбора содер­жания обучения, адекватных форм, методов и средств обучения, современных педагогических технологий; требований к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; средств обучения и их дидактических (обучающих) возможностей; сущности, видов и способов организации самостоятельной работы учащихся, контроля и учета результатов обучения; способов диагностики и анализа результатов своей педаго­гической деятельности.

5) знание о психолого-педагогических основах общения и теоретических основах воспитания для выполнения функции классного руководителя – грамотного применения спо­собов организации воспитательного процесса.

6) знания в других сферах профессиональной деятельности: научно-методической, социально-педагогической, коррекционно-развивающей, управленческой.

7) знание своей предметной области знания и методики преподавания предмета в соответствии со спецификой преподавательской деятельности учителя-предметника.

Применение профессиональных знаний определяется степенью овладения им комплексом умений (освоенных способов деятельности) и навыков (автоматизированных умений), педагогических технологий и техник, формирующихся на основе данных знаний.

Требования к практической готовности педагога. Многообразие выполняемых педагогом профессиональных функций и видов деятельности отражается в перечне содержащихся в квалификационной характеристике умений, которыми он должен владеть. Выпускник педагогического вуза должен уметь:

- осуществлять процесс обучения учащихся средней школы с ориентацией на задачи обучения, воспитания и развития личности школьника и с учетом специфики преподаваемого предмета;

- стимулировать развитие внеурочной деятельности учащихся с учетом психолого-педагогических требований, предъявляемых к образованию и обучению;

- систематически повышать свою профессиональную квалификацию, выполнять методическую работу в составе школьных методических объединений и в других ее формах;

- выполнять работу классного руководителя, поддерживать контакт с родителями учащихся и оказывать им помощь в осуществлении семейного воспитания;

- выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе;

- решать организационно-управленческие задачи.

Для организации самообразования и совершенствования методического мастерства учителю необходимо: ориентироваться в новейшей специальной и психолого-педагогической литературе, владеть различными способами познания и освоения окружающего мира, методами поиска, обработки и использования информации, уметь интерпретировать и адаптировать ее для учащихся.

Основу профессиональной компетентности педагога составляет его практическая готовность к самоорганизации своей деятельности, которая складывается их умения планировать свою деятельность, правильно распределять свое время и находить оптимальные способы ее организации, умений самоконтроля, самоанализа и самооценки ее результатов.

3. Профессиональный стандарт педагогической деятельности. Появление стандарта учебных дисциплин – основного документа, в соответствии с которым осуществляется преподавание учебной дисциплины, отмечается еще в период  Средневековья. Современный педагог, чтобы быть допущенным к педагогической деятельности, должен соответствовать требованиям профессионального стандарта педагогической деятельности. Профессиональный стандарт педагогической деятельностисистема минимальных требований к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам педагога (его компетентности), которым должен соответствовать педагог, чтобы быть допущенным к педагогической деятельности.

Выпускник педагогического вуза обязан уметь:

- осуществлять процесс обучения учащихся с ориентацией на задачи обучения, воспитания, развития личности школьника и с учетом специфики преподаваемого предмета;

- выполнять работу классного руководителя, поддерживать контакты с родителями учащихся и оказывать им помощь в осуществлении семейного воспитания;

- систематически повышать свою профессиональную квалификацию;

- решать организационно-управленческий задачи;

- выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся и др.

Лекция 7.

Современная система отечественного образования.

План лекции.

1. Характеристика современной системы образования. Типы образовательных учреждений.

2. Педагогическое образование.

3. Профессионализм как результат систематического повышения квалификации.

4. Основы педагогического мастерства и творчества.

 

1. Характеристика современной системы образования. Типы образовательных учреждений. Российская система образования – открытая система. Она имеет следующие свойства: эффективна, если соответствует времени и основывается на стратегии развития общества и человека в нем; ориентирована на будущее; перманентно обновляется целями, содержанием, образовательными технологиями, механизмами управления; имеет преемственный характер. Современная система отечественного образования характеризуется такими направлениями развития, как гуманизация, гуманитаризация, диверсификация, стандартизация, интеграция, фундаментализация, непрерывность. Любое общество вне зависимости от воспитания наряду с функциями производства и воспроизводства для обеспечения прогрессивного развития должно реализовывать и функцию воспитания своих членов. С этой целью оно создает образовательную систему, т.е. комплекс институтов образования.

Образование подразделяется на общее, профессиональное, дополнительное образование. Имеются следующие уровни общего образования в Российской Федерации: дошкольное образование, начальное общее, основное общее, среднее общее образование.

2. Педагогическое образование.  Многоуровневая система профессионального образования и подготовки педагогических кадров включает: среднее профессиональное, высшее образование – бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистратура; высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации. Дополнительное образование включает дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Основным типом института образования являются образовательные учреждения, обеспечивающие содержание воспитания и обучения и (или) реализующие одну или несколько образовательных программ. По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций). Однако действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории того или иного государства независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

В России к образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); специальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии; учреждения дополнительного образования; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс; профессионального образования (начального, среднего и высшего профессионального образования).

Основу высшего педагогического образования составляет базовое педагогическое образование, которое осуществляется двумя путями: моноуровневым ( 4-5 лет) и двухуровневым - реализацией двух программ (общего высшего образования со сроком обучения 2 года и базового высшего педагогического образования со сроком обучения 2-3 года, бакалавриат. Над системой базового высшего образования надстраивается уровень полного высшего педагогического образования – магистратура (1-2 года).

Общекультурный блок включает 3 цикла дисциплин: общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; общие математические и естественно-научные дисциплины, что составляет 25% всего учебного времени. Общепрофессиональный блок направлен на подготовку каждого специалиста, независимо от его специализации, что составляет 18% всего учебного времени. Предметный блок, составляющий 57% учебного времени, представлен дисциплинами предметной подготовки.

Система непрерывного педагогического образования России представляет собой (по В.А. Мижерикову):

- совокупность преемственных профессиональных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского педагогического образования;

- сеть взаимодействующих между собой учебных заведений и организаций среднего, высшего и послевузовского педагогического образования;

- федерально-региональную систему управления педагогическим образованием.

Под непрерывным педагогическим образованием понимается не только последовательное прохождение цепочки учреждений педагогического образования с целью подготовки к конкретной педагогической деятельности, но и реализация индивидуальных образовательных траекторий конкретной личности с целью удовлетворения ее образовательных потребностей.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 499.