Позиция педагога как субъекта педагогической деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Позиция педагога – это система многогранных отношений( интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных) к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности, которые являются источником его активности. Она опре­деляется, с одной стороны, требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет ему обще­ство. А с другой стороны, обусловлена действием внутренних, личных источ­ников активности (влечения, переживания, мотивы и цели пе­дагога, его ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы).

Важнейшим из требований, предъявляемых к педагогу-профессионалу, является его социально-профессиональная позиция, в которой он выражает себя в качестве субъекта педагогической деятельности, проявляет активное отношение к окружающей действительности, свои личностные качества, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.

Социальная позиция педагога вырастает из системы взгля­дов, убеждений и ценностных ориентаций, которые сфор­мированных еще в общеобразовательной школе. Профессиональная подготовка строит на их базе мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Социальная позиция педагога влияет на про­фессиональную позицию.

Профессиональная позиция педагога строится на основе: индивидуально-типологические особенности личности и технологию организации педагогического взаимодействия, регулирующей взаимодействие педагога и учащихся в соответствии с профессиональными установками, логикой и смыслом образовательного процесса.

Существует определение ролевых позиций педагога. Л.Б. Ительсона выделил следующие типичные ролевые позиции педагога, в которых он может выступать в качестве:

1) диктатора (повелительное внедрение в сознание учеников норм и ценно­стных ориентаций); 

2) информатора (педагог ограничивается, сосредотачиваясь на сообщении знаний, требований, норм, эталонов и пр.);

3) вдохновителя (соучастие, увлеченность);

4) друга (сопереживание, стремление проникнуть в душу ребенка);

5) советчика (осторожное уговаривание);

6) просителя (упрашивание, лесть, даже самоунижения).

Каждая из этих позиций может давать положительный и от­рицательный эффект в зависимости от личности воспитателя. Однако всегда дают отрицательные результаты несправедливость и произвол; подыгрывание ребенку, превращение его в малень­кого кумира и диктатора; подкуп, неуважение к личности ребен­ка, подавление его инициативы и т.п.

4. Структура профессионального самосознания («Я-образ») включает представление профессионала о себе и своей ценности, своем вкладе в общее дело. В общем виде ее можно охарактеризовать следующими положениями: 1) сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности; 2) знание, мнение о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных ролей; 3) знание человека о степени его признания в профессиональной группе; 4) знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач; 5) представление о себе и своей работе в будущем (Климов Е.А.). Педагогическое самосознание тесно связано с рефлексией, с обращением к своему внутреннему миру, с анализом и оценкой происходящих с ним изменений.

5. Ученик как субъект учебной деятель­ности. Исходя из гуманистической природы педагогической деятельности, педагогический процесс строится на основах, индивидуального подхода, педагогики сотрудничества, стре­мления поставить каждого ученика в позицию субъекта учебной деятель­ности, на основе гуманного и сво­евременного стимулирования обучаемых.

Сформированная субъектная позиция позволяет ученику сознательно и ответственно активно проявлять себя в жизни, учебе, труде, регулировать действия, воплощать проекты и строить свою жизнь. Учитель-мастер всегда стремится активизировать ученика, помочь ему сформировать субъектную позицию, проявить способности для воспроизведения содержания, процесса, метода теоретического (научного) познания.

Вывод: В русле субъектно-деятельностного и практико-ориентированного подходов становление учителя как субъект педагогической деятельности является суперзадачей.

Лекция 5.

Личность современного учителя и его педагогическая культура (2 часа).

План лекции.

1. Понятие «Личность учителя».

2. Профессиограмма учите­ля.

3. Педагогическая направленность личности учителя.

4. Структура профессионально-значимых качеств.

5. Гуманистическая природа педагогической деятельности.

6. Педагогическая культура как сущностная характеристика личности педагога, ее

неотъемлемые части.

7. Педагогическая этика. Педагогический такт.

8. Характеристика профессионального поведения учителя.

1. Личность современного учителя. Понятие личность – в психологии трактуется как человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Человек рождаясь как индивид (обладающий биологическими особенностями), постепенно приобретает социальные качества. К важнейшим признакам личности относят: важнейших признаков личности относят: 1) разумность, 2) ответственность, 3) свободу, 4) личное достоинство, 5) индивидуальность (В.П. Тугаринов), также общественная активность и твердость идейно-политических взглядов и убеждений (активность в труде, в общественно-политической жизни, в отстаивании идеологических принципов и взглядов и т.д.).

Модель личности – это диагностическое описание личности со всей возможной полнотой, всех существенных для жизнедеятельности в современном мире сторон, инвариантных свойств и качеств личности.

Модель личности педагога (на основе уровневой модели К.К. Платонова):

1 уровень – наследственность - биологически обусловленные ка­чества индивида;

2 уровень - биологические особенности психофизиологических процессов личности и особенности умственных действий, проявляемые в процессе познавательной деятельности;

3 уровень – социально обусловленные ка­чества личности и опыт деятельности;

4 уровень – мотивационно-ценностное и активное позитивно-конструктивное отношение к педагогической деятельности;

2. Профессиограмма учите­ля – «паспорт учителя». В ней отражены:

 а) инвариантные, идеализированные парамет­ры личности (основные общегражданские качества личности учите­ля);

б) инвариантные, идеализированные парамет­ры профессиональной деятельности учителя (качества, определяющие специфику профессии учите­ля; специальные знания, умения, навыки по предмету, профессиональные компетенции).

Разделы профессиограммы профессий включают: общую характеристику профессии и ее значение; описание трудового процесса, выполняемых работы; требования профессии к лич­ности; условия труда; необходимые знания; требуемые умения и навыки; образовательные учреждения, в которых можно получить профессию; экономические условия труда. Профессиограмма необходима для выявления уровня профессиональной подготовленности педагога, соответствия занимаемой должности и проектирования его дальнейшего личностного и профессионального развития.

3. Педагогическая направленность личности учителя . Направленность личности – важнейшая составляющая личности учителя. Личностная направленность, согласно Н.В. Кузьминой, является одним из важнейших субъективных факторов профессионального совершенствования и характеризуется как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, включает интересы, склонности, убеждения, идеалы, мировоззрение человека. Высшим уровнем педагогической направленности считается призвание. Виды личностной направленности:

1) Социально-профессиональная направленность – мотивированная обусловленность действий, поступков, поведения человека конкретными жизненными целями и потребностями; свойства, характеризующие социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познаватель­ную устремленность личности.

2) Профессионально-педагогическая направленность личности учителя характеризуется заинтересованностью учащимися и самой педагогической профессией, творческим подходом к решению разнообразных педагогических задач, профессиональным самосознанием.

3) Г уманистическая направленность учителя на достижение главной цели педагогической деятельности – создание условий для всестороннего, гармонического развития личности будущего взрослого человека.

4) Познавательная направленность личности учителя, основу которой составляют духовные потребности и интересы.

4. В структуре профессионально-значимых качеств учителя (в соответствии с профессиограммой3 следует выделить три грани личностных характеристик учителя:

1) Психологические черты (свойства, способности, качества) личности как индивидуальности: сильный, уравновешенный тип нервной системы; эмпатия; гипертимность; добросердечие и отзывчивость; стремление к лидерству; уверенность в себе; требовательность.

2) Профессиональные черты (свойства, способности, качества) личности педагога как субъекта деятельности: а) широкая эрудиция и способность свободного изложения материала; б) общая и специальная грамотность; в) умение учитывать психологические возможности учащихся; г) темп речи (120-130 слов в минуту), чёткая дикция; д) элегантный внешний вид, выразительная мимика и жесты; е) обращение к учащимся по именам; ж) мгновенная реакция на ситуацию, находчивость; з) умение чётко сформулировать конкретные цели; и) умение организовать всех учащихся сразу; к) определяет степень понимания. целеполагание, практическое и диагностическое мышление, интуиция, импровизация, наблюдательность, оптимизм, находчивость, предвидение и рефлексия. общая культура учителя; высокий профессионализм.

3) Педагогические качества (свойства, способности, качества) личности учителя в структуре межличностных отношений: педагогическая направленность и целеполагание; преобладание демократического стиля общения с учащимися и коллегами; педагогический такт; педагогическая рефлексия; незначительные конфликты только по принципиальным вопросам; нормальная самооценка; стремление к сотрудничеству с коллегами; уровень изоляции в коллективе равен нулю.

5. Гуманистическая природа педагогической деятельности. Учебно-воспитательный процесс учитель строит на основах гуманности, индивидуального подхода, педагогики сотрудничества, любви к уч-ся, внимания ко всем сферам их жизни (школа, дом, окружение). Учитель сво­евременно и чутко относится к успехам и трудностям обучаемых, стре­мится поставить каждого ученика в позицию субъекта учебной деятель­ности, заботится о душевном комфорте уч-ся и т.д.

Сформированная субъектная позиция позволяет ученику сознательно и ответственно активно проявлять себя в жизни, учебе, труде, регулировать действия, создавать и воплощать проекты и строить свою жизнь. Учитель-мастер всегда стремится активизировать ученика, помочь ему сформировать субъектную позицию, проявить способности для воспроизведения содержания, процесса, метода теоретического (научного) познания.

6. Педагогическая культура как сущностная характеристика личности педагога, ее неотъемлемые части. Культура любой эпохи, нации есть квинтэссенция сущности человека данной эпохи, свойственного ему образа жизни и самопознания. Культура выступает сосредоточением духовности, энергии созидания, высшим критерием достижений в различных областях жизнедеятельности. Основой становления профессиональной культуры педагога выступает его общая культура, проявляющаяся в разносторонности, широком кругозоре, эрудиции; высоком уровне духовных интересов и запросов, эстетических и нравственных потребностей в общении с искусством, людьми, природой; культуре мышления, эмоциональной культуре личности, культуре труда, общения, правовой и экологической культуре и т.д.

Педагогическая культура трактуется как 1) уровень овладения педагогической теорией и практикой, современными педагогическими технологиями, способами творческой саморегуляции индивидуальных возможностей личности в педагогической деятельности; 2) системное образование, выступающее как сущностная характеристика личности педагога в сфере профессиональной деятельности.

Компоненты педагогической культуры: аксиологический, личностный, технологический, эвристический.

Фундаментом для становления профессиональной культуры педагога является его общая культура (разносторонность, эрудиция; духовные интересы, эстетические и нравственные потребности, общение с искусством, людьми, природой; культура мышления, труда, общения, правовая, эмоциональная и экологической культура личности, и т.д.). Педагогическая культура определяется как: 1) уровень овладения педагогической теорией и практикой, современными педагогическими технологиями, способами творческой саморегуляции индивидуальных возможностей личности в педагогической деятельности; 2) системное образование, выступающее как сущностная характеристика личности педагога в профессиональной сфере.

7. Педагогическая этика. Педагогический такт как важнейший принцип профессиональной этики. Этика – наука о нормах и правилах поведения, взаимоотношений между людьми. Педагогическая этика (деонтология) на основе общеэтических норм определяет нормативные нравственные позиции, которыми должен руководствоваться педагог в общении с учащимся, их родителями, коллегами. Она предполагает проявление таких личностных качеств педагога, как любовь к детям, педагогическая совесть и справедливость, эмоциональная сдержанность, педагогический оптимизм, профессиональный долг, ответственность и самоотверженность. Педагогическая этика как совокупность выработанных в учительской среде специфических правил, выражается в педагогическом такте – чувстве меры в выборе средств педагогического взаимодействия.

8. Характеристика профессионального поведения учителя. В основе педагогического профессионального поведения учителя лежат образы, которые являются источником поведения учителя, и первое место занимает формирование образа «Я-учитель», образа профессии, образа авторитетного учителя, образа ученика, образа ситуации. Образ содержит определенный смысл и имеет некоторое значение (общепринятое для многих людей в условиях данной культуры). Смыслы и значения, заключенные в образе, способствуют формированию социальных установок, привычек, навыков, шаблонов поведения, а также регулируют проявление наших черт, наиболее устойчивых видов и стереотипов поведения. 

 Профессиональная привычка закрепляет социальную профессиональную норму в индивидуальном со­знании и поведении учителя. При этом он может не осознавать обществен­ной природы своих поступков, их связи с интересами общества и других лю­дей. В этом случае привычка освобождает личность от многократного обращения к своему сознанию, памяти, от построения каждый раз мысленной моде­ли своего поведения, заранее предваряя самооценку.

Лекция 6.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 272.