Педагогическая деятельность – особый вид полезной социальной деятельности. Сущность понятия «педагогическая деятельность»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Деятельность - один из важнейших атрибутов бытия человека, специфическая форма и условие существования людей. Деятельность – форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование через деятельность образа мира и самого человека.

Педагогическая деятельность (в широком смысле) – особый вид общественно-полезной деятельности людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями; на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта; на создание условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Педагогическая деятельность (в узком смысле) представляет собой воспитывающее и обучающее воз­ действие учителя, воспитателя на ученика или учеников (воспитанника или воспитанников), стимулирующее его личностное и деятельностное развитие, и одновременно выступающее как основа само­развития и самосовершенствования (В.А Мижериков, М.Н. Ермоленко ВПД, 2002, с. 66).

Основные виды педагогической деятельности: преподавание и воспитание. Воспитательная работа – вид педагогической деятельности, направленной на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников (в том числе и познавательной) с целью решения задач их гармоничного развития. Преподавание – вид специальной деятельности педагога, который направлен на управление познавательной деятельностью ученика.

2. Компонентная структура педагогической деятельности. ПД как особый вид деятельности представляет собой систему, которая имеет определенную структуру и включает следующие компоненты: субъект, мотив, цель, объект, предмет, методы и средства, процесс преобразования (действия), продукт и результат.

Цель педагогической деятельности. Задачи, стоящие перед школой, существенно менялись на разных этапах развития общества, что объясняется периодическим переносом акцентов с обучения на воспитание и наоборот. В государственной политике в области образования практически всегда на первое место выдвигалось воспитание и недооценивалось диалектическое единство обучения и воспитания для формирования целостной развивающейся личности. Нельзя и невозможно обучать, не оказывая воспитательного влияния, так нельзя и невозможно решать воспитательные задачи, не вооружив воспитанников довольно сложной системой знаний, умений и навыков. Передовые мыслители всех времен и народов никогда не противопоставляли обучение и воспитание.

Обобщенная постановка цели педагогической деятельности предполагает воспитание, обучение, формирование и развитие личности воспитанника для полноценной реализации его (и его позитивного потенциала) в обществе как человека, личности и профессионала.

Высшая цель педагогической деятельности, выдвигаемая обществом, реализуется в развернутой программе поэтапного развития личности в гармонии с самой собой, социумом и природой с учетом духов­ных и природных возможностей и потребностей человека.

Реальная - локальная цель педагогической деятельности, поставленная педагогом, направлена на изменение педагогического процесса и управление им для выведения учащихся на более высокий уровень воспитанности, обученности, образованности и развития личности.

Объект педагогической деятельности. Напомним из курса «Обществознание», что под понятием «Объект» подразумевается область действительности, на которую направлена деятельность, то есть область, которая подлежит преобразованию, изменению.

1) Объектом педагогической деятельности является педагогический процесс как организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности учителя и самоизменения учащихся, воспитанников, направленный на решение развивающих и образовательных задач. Педагогический процесс выступает в качестве объекта потому, что он выражает сущность комплекса педагогических явлений и явлений практики образования, отражает процессуальную сторону образования. В понятийном аппарате педагогики занимает «стержневое», «центральное», «исходное» положение (Сластётин, Педагогика, 1997, с. 164).

2) Объектом педагогической деятельности является педагогический процесс как как система взаимосвязанных учебно-воспитательных задач, в решении которых воспитанник также принимает непосредственное участие и действует как один из главных субъектов, и также оказывает сильное влияние, воздействие на учителя. Следовательно, оптимально, когда между учителем и учащимися складываются сложные объект-субъектные отношения при руководящей и стимулирующей роли учителя, направленные на решение педагогических задач объединенными усилиями. В этом случае субъектом педагогической деятельности является и учитель, и ученик как равноправный участник педагогического процесса.

Совокупный субъект педагогической деятельности – педагог, учащиеся, родители. Традиционно считалось, что субъектом педагогической деятельности является учитель, который воздействует на ученика как объекта его деятельности.

Предмет педагогической деятельности – управление, организация учебного процесса, в том числе учебной деятельности обучающихся, направленная на освоение учениками предметного социокультурного опыта как основы и условия развития личности.

Содержание деятельности – учебный материал, передаваемые знания, умения, навыки, способы и отношения. Содержание педагогической деятельности неотделимо от внутренней позиции и отношения к изучаемому предмету учителя, его настроя, способности и готовности к общению с учеником

Ведущие методы педагогической деятельностиметоды управления образовательным процессом, образовательные технологии, способы деятельности, составляющие основу процесса преобразования, выражаемого в действиях и воздействиях на учеников и предмет изучения.

Средства обучения и воспитания – материальные или материализованные объекты, созданные человеком или природой, используемые в качестве инструмента деятельности педагога и его воспитанников:

Способы деятельности – методы воздействия на учеников и предмет изучения. Способы передачи социального опыта в педагогической деятельности: объяснение, показ (иллюстрация), совместная работа, практика обучающегося (лабораторная, полевая), тренинги и др.

Действие – структурная единица деятельности, относительно завершенный отдельный акт человеческой деятельности, для которого характерны направленность на достижение определенной осознаваемой цели.

Педагогические условия – психологические, материальные, организационные условия.

Результат педагогической деятельности – развитие обучающегося: новообразования, уровень индивидуально-личностного развития и становления обучающегося как субъекта учебной деятельности, в том числе духовные ценности – образованность, воспитанность, обученность и развитость личности воспитанника). В общую систему педагогической деятельности также включаются  критерии оценки результатов и функционирования всей системы.

Продукт педагогической деятельности - формируемый у ученика индивидуальный опыт во всей совокупности аксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих.

3. Функционально-поэтапная структура педагогической деятельности учителя обусловлена логикой целостного педагогического процесса, спецификой предмета, целями воспитания или обучения. Она коррелируется с функциями профессионально-педагогической деятельности и включает:

1- аналитико-диагностическая (выявление состояния пед. процесса)

2- целеполагающая (создание образа предполагаемого результата)

3- организационно-исполнительская (управление педагогическим процессом)

4- контрольно-оценочная (проверка результатов)

5- коррекционная (проверка результатов и приведение в соответствие с целью обучения и воспитания).

Нам известны и другие варианты функциональной организации педагогической деятельности, напр., (Н.В. Бордовская. Артур Александрович Реан. Педагогика, 2006, с. 143):

1- гностический (многомерная система знаний),

2- проективный (перспективы, стратегии, цели, способы),

3- конструктивный (конструирование педагогической и учебной деятельности, форм организации),

4- организаторский конструктивный (система организации умений педагога, управление активностью учащихся),

5- коммуникативный (специфика взаимодействия с учетом педагогических целей).

4. Педагогическая деятельность - в логике решения педагогических задач. Логика педагогической деятельности по своей природе есть процесс реше­ния неисчислимого множества задач различных типов, классов и уровней. Исходным условием педагогической задачи является педагогическая ситуация.  «Педагогическая ситуация» - состояние педагогического процесса, в котором имеется расхождение между реальным (достигнутым) и педагогической нормой (желаемым).

 «Педагогическая задача» - актуальная единица педагогического процесса, в которой весь педагогический арсенал, потенциал субъектов взаимодействия (цель, выстраиваемые отношения, используемые методы, средства и достигнутые результаты взаимодействия субъектов) направлен на преодоление расхождения  в состоянии данного процесса: между действительным и педагогической нормой (желаемым, достигнутым). Специфическая особенность педагогических задач заключается в неочевидности их решения, в необходимости поиска решений, в напряженной работе мысли, анализа множества факторов, условий и обстоя­тельств.

Педагогическая задача всегда включает в себя педагогическую ситуацию как исходное условие, содержащее расхождение, требующее его разрешения. Педагогическая ситуацияобязательный атрибут педагогической задачи. Педагогическая ситуация не всегда переходит в педагогическую задачу, то есть может не получить решения или быть отложенной во времени, так тоже бывает очень часто.

Логика педагогической деятельности выстраивается поэтапно в логике решения педагогических задач (универсальная схема):

1 этап. Анализ и оценка педагогической ситуации как исходного условия постановки педагогической задачи для конкретизации состояния педагогического процесса (исходные условия).

2 этап. Прогнозирование и планирование – цели (как педагогической нормы) и выдвижение гипотезы: модель требуемого состояния педагогического процесса и возможности его достижения (технология).

3 этап. Проектирование и реализация варианта и алгоритма решения педагогической задачи в педагогическом процессе: формулирование, выбор средств и методов решения и построение новой педагогической ситуации.

4 этап. Определение результатов решения педагогической задачи. Учитывается уровень сложности.

5 этап. Анализ результатов решения педагогической задачи: рефлексия педагогической деятельности и оценка решения задачи с точки зрения её типичности, продуктивности, эффективности и оптимальности.

5. Индивидуальный стиль педагогической деятельности. Классификация стилей педагогической деятельности: Е.А. Климов и А.К. Маркова определяют индивидуальный стиль деятельности педагога как обусловленную природными особенностями человека устойчивую систему задач, способов, обеспечивающих эффективность его труда. Э.Г. Костяшкин определяет индивидуальный стиль деятельности педагога в зависимости от склонностей педагога и возраста учащихся, с которыми он взаимодействует.

6. Результативно-качественные характеристики педагогической деятельности.

В качестве важных результативно-качественных характеристик педагогической деятельности следует выделить следующие: продуктивность, эффективность, оптимизация.

Лекция 4.

Учитель как субъект педагогической деятельности  (2 часа).

План лекции.

1. Понятие «субъект педагогической деятельности».

2. Профессионально-педагогическая направленность учителя.

3. Позиция педагога как субъекта педагогической деятельности.

4. Структура профессионального самосознания.

5. Ученик как субъект учебной деятель­ности.

1. Понятие «субъект педагогической деятельности».

Субъект (от лат. subjectum — подлежащее, лежащий в основе) – носитель предметно-практической активности и познания, осуществляющий изменение в др. людях и в себе самом. Субъект – активный участник жизненного процесса, осуществляющий свою деятельность в контексте взаимодействия с объективным миром, другими людьми и самим собой. Субъектность человека проявляется в его жизнедеятельности, общении, самосознании, инициативности.  

Педагог как субъект деятельности – активный носитель деятельности и познания, способен проявлять свою волю для достижения педагогической цели и влияющий на качество педагогического процесса. Однако все участники педагогического процесса – учитель, ученики и родители учеников – объективно являются субъектами в силу направленности их личности, воли, способностями к познанию и деятельности. Современный учитель чтобы в ученике развивалось субъектное начало: ответственности, способности к саморегуляции, выбору действий, к корректировке поведения и др. Для того, чтобы это стало возможным, необходимо выстраивать субъект- субъектные отношения.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 510.