К общим задачам педагогической деятельности в образовательном процессе следует отнести создание условий для гармоничного развития личности, в подготовке подрастающего поколения к труду и иным формам участия в жизни общества.
Профессиональные задачи – решение учителем адаптивных и гуманистических задач. Адаптивная задача заключается в оказании воспитаннику помощи в приспособлении к конкретным требованиям социокультурной ситуации. Гуманистическая («человекообразующая») задача предполагает создание условий для взаимодействия с воспитанником, развития его творческой индивидуальности, оказания ему помощи в учебной деятельности, в проектировании траектории его профессионального и личностного роста.
2. Смысл педагогической профессии заключается, в первую очередь, в организации условий, пространства продуктивного взаимодействия участников образовательного процесса, в котором внешнее педагогическое воздействие педагога на воспитанника (так называемое «формирование» личности) сочетается с внутренними процессами самоизменения личности подопечного, самоанализа, самоизменения, самопреобразования (то есть процессами «развития» личности).
Исходя из данного положения о сущности, определяются ведущие типы субъектно-диалогических преобразующих отношений: отношение «Я-человек – и другой человек», отношение «Я-человек – и Я-человек» (отношение с самим собой).
3. Профессионально-педагогические функции учителя - это обязанности специалиста, круг его профессиональной деятельности или подлежащая исполнению работа в сфере образования. В педагогике выделяются следующие функции профессионально-педагогической деятельности:
1) исследовательская в двух направлениях: поиск и творческая разработка новых методов, форм, средств и новых проектов, изучение воспитанников;
2) ориентационно-прогностическая, при выполнении которой определяются направления педагогической деятельности, цели, задач, предполагаемого результата;
3) конструктивно-проектировочная позволяет сделать отбор содержания педагогической деятельности, проектирование деятельности учащихся и своей педагогической деятельности;
4) организаторская предполагает организацию деятельности и стимулирование активности участников, согласование действий;
5) воспитательная – основная функция, целенаправленная на стимулирование и развитие разносторонне и гармонично развитой личности;
6) обучающая функция направлена развитие у учащихся главным образом интеллектуальных и познавательных способностей, на формирование нравственного и правового сознания, эстетического отношения, основ экологической культуры, личностных качеств, основ духовности – мировоззрения;
7) информационно-объяснительная (педагог как источник научной, мировоззренческой и нравственно-эстетической информации);
8) коммуникативно-стимулирующая (установление гуманных и целесообразных взаимоотношений), проявляется в общении, благодаря которому учитель воздействует на воспитанников, координирует свои действия с коллегами, родителями учащихся, ведет учебно-воспитательную работу.
9) контрольно-оценочная (рефлексивная работа по соотнесению результатов деятельности и цели, предполагает наличие обратной связи).
10) коррекционная функция связана проявляется в действиях, вносящих необходимые коррективы (исправления) по ходу работы для приведения в соответствие результатов педагогической деятельности поставленной цели;
11) функция охраны жизни, здоровья и социальной защиты воспитанников, особенно в условиях влияния неблагополучной окружающей среды и неспособности формирующегося человека, противостоять негативному воздействию на него.
Профессиональные функции педагога взаимосвязаны и могут осуществляться одновременно, и раздельно рассматриваться могут быть лишь условно.
4. Особенности педагогической профессии. Педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Главное ее отличие от других профессий типа "человек-человек" заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира. К особенностям педагогической профессии относят:
1) преемственно-перспективный характер деятельности педагога.
2) концентрическое, имеющее общий центр, расположение содержания и организации учебно-воспитательной работы вокруг личности ученика.
3) субъект педагогической деятельности – это постоянно развивающийся и меняющийся динамичный индивид, имеющий свои потребности, цели и др., что необходимо учитывать.
4) коллективный характер педагогической деятельности: выпускник учреждения является суммарным продуктом совокупной деятельности всего педагогического коллектива.
5) учет факторов влияния на воспитуемого, под воздействием которых проходит целенаправленная и организованная профессиональная деятельность педагога (генетический, социальный, фактор воспитания и обучения как специально организованный процесс, личностный – Я-концепция»);
6) творческий характер педагогической деятельности;
7) отдаленность во времени результатов профессиональной деятельности педагога, в большей мере воспитания, что объясняется длительным периодом взросления, «созревания» сознания и работы мышления;
8) Отсутствие права на ошибку у педагога, поскольку в его руках – живой человек, его судьба и будущее.
9) Двойной предмет труда: педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.
10) Необходимость постоянного самообразования учителя.
11) Важнейшей особенностью педагогической профессии является в заимодействие как ведущий способ отношений между субъектами педагогического процесса.
12) Гуманистический, коллективный и творческий характер (решение нестандартных задач, креативность личности педагога). Гуманизм профессии педагога – вера в доброе начало в каждом ребенке, уважение к личности, любовь к людям, желание помочь другим в разных сложных жизненных ситуациях.
Вера в демократические идеалы, в позитивное развитие сотрудничества и самоуправления в условиях доверительного общения, признание за детьми право быть субъектами деятельности – важнейшие условия построения продуктивных отношений в системе «человек-человек».
Лекция 3.
Педагогическая деятельность: понятие, сущность, структура (2 часа).
План лекции.
1. Педагогическая деятельность – особый вид полезной социальной деятельности.
Сущность понятия «педагогическая деятельность». Основные виды педагогической деятельности.
2. Компонентная структура педагогической деятельности. Педагогический процесс как
объект педагогической деятельности. Предмет педагогической деятельности.
3. Функционально-поэтапная структура педагогической деятельности учителя.
4. Педагогическая деятельность - в логике решения педагогических задач.
5. Индивидуальный стиль педагогической деятельности.
6. Результативно-качественные характеристики педагогической деятельности.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 228.