Возникновение и становление педагогической профессии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На раннем этапе развития общества воспитание и обучение было неотделимо от жизни общества, а включено в систему общественно-производственной деятельности и осуществлялись всеми взрослыми, (иногда старшими детьми) непосредст­венно в ходе приобщения младшего поколения к выполнению повседневных трудовых и соци­альных обязанностей.

Необходимость выживания человеческой популяции, формирования и развития общества обусловило появление особой социальной группы людей (воспитателей, учителей, педагогов), обязанность которых заключалась в передаче общественного опыта от старших поколений молодым поколениям, защите и подготовке новых поколений к жизни и труду.

Человек, который принимающее на себя ответственность за воспитание и развитие личности другого человека, получило определение «воспитатель» (термин происходит от основы «питать»). Когда человечество осознало ценность знания и необходимость специальной организации деятельности детей, направленной на приобретение знаний и умений, то соответствующая деятельность получила название обучения, а лицо, осуществляющее обучение, – «учителем».

Расширение границ общения, развитие речи, письменности и общей куль­туры привели к увеличению информации и опыта, подлежащего передаче молодым людям. С усложнением общественной жизни и развитием государственного устройства общества и производственной сферы возрастала потребность в образованных людях, а соответственно, в специальной подготовки категории людей профессионально занимающихся воспитанием и обучением. Необходимость в профессиональной подготовке педагогов вызвала к жизни особые общественных структуры или социальные институты, специализи­рующиеся на накоплении и распространении знаний.

В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии велась подготовка и специализация жрецов-учителей, преподающих свой предмет: письменность, математику, религию и мифологию, танцы и музыку, гимнас­тику и т.д. В Древней Греции учителями были наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги. Мыслители древности осознавали, что материаль­ное благополучие отдельных граждан и семей зависит от могуще­ства государства и общественных форм образования. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались много путешествующие государственные чиновники, хорошо знавшие науки, языки, культуру и обычаи разных народов. В древних китайских хрониках, упоминается, что еще в 20 в. до н.э. в Китае существовало министерство, управлявшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества. В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя.

В средние века (VI-XV вв.) педагогами были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование.

В XII — XIII вв. в Европе появились университеты, дос­таточно автономные по отношению к феодалам, церкви и город­ским магистратам. Они готовили врачей, аптекарей, юристов, нотариусов, секретарей и государственных чиновников. Окончившие университет получали звание Магистра (греч. - наставник). Основными факультетами были медицинский, богословский и философии. Бакалавр (промежуточное звание). Всех, кто поступал, называли школярами, студентом называли усердно работающего, занимающегося.

В XVI в. в Оксфордском университете впервые был присвоен официальный статус профессора как ученое звание и должность преподавателя высокого уровня компетентности.

Из множества выдающихся педагогов прошлого два деятеля занимают особое место в истории зарубежной и отечественной педагогики и образовании:

– Ян Амос Коменский (1592-1670) – выдающийся чешский мыслитель, педагог, один из основателей педагогической науки, создатель классно-урочной системы.

– Константин Дмитриевич Ушинский (1823-1870) – великий русский педагог, один из основоположников педагогической науки и народной школы в России.

        4. Сущность и социальное предназначение профессии учителя заключается в выполнении:

- функции управления педагогическим процессом и взаимодействием его субъектов с целью пробуждения и развития индивидуальных задатков и качеств личности воспитанника, направленного на пре-Образование действительности; 

- общечеловеческой и гражданской миссии – участвовать в процессе Со-творения, самоопределения личности в культуре и в утверждении «человека в человеке».

Лекция 2.

Особенности педагогической профессии (2 часа).

План лекции.

1. Профессиональные задачи педагога.

2. Смысл педагогической профессии

3. Профессионально-педагогические функции учителя.

4. Особенности педагогической профессии.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 259.