На раннем этапе развития общества воспитание и обучение было неотделимо от жизни общества, а включено в систему общественно-производственной деятельности и осуществлялись всеми взрослыми, (иногда старшими детьми) непосредственно в ходе приобщения младшего поколения к выполнению повседневных трудовых и социальных обязанностей.
Необходимость выживания человеческой популяции, формирования и развития общества обусловило появление особой социальной группы людей (воспитателей, учителей, педагогов), обязанность которых заключалась в передаче общественного опыта от старших поколений молодым поколениям, защите и подготовке новых поколений к жизни и труду.
Человек, который принимающее на себя ответственность за воспитание и развитие личности другого человека, получило определение «воспитатель» (термин происходит от основы «питать»). Когда человечество осознало ценность знания и необходимость специальной организации деятельности детей, направленной на приобретение знаний и умений, то соответствующая деятельность получила название обучения, а лицо, осуществляющее обучение, – «учителем».
Расширение границ общения, развитие речи, письменности и общей культуры привели к увеличению информации и опыта, подлежащего передаче молодым людям. С усложнением общественной жизни и развитием государственного устройства общества и производственной сферы возрастала потребность в образованных людях, а соответственно, в специальной подготовки категории людей профессионально занимающихся воспитанием и обучением. Необходимость в профессиональной подготовке педагогов вызвала к жизни особые общественных структуры или социальные институты, специализирующиеся на накоплении и распространении знаний.
В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии велась подготовка и специализация жрецов-учителей, преподающих свой предмет: письменность, математику, религию и мифологию, танцы и музыку, гимнастику и т.д. В Древней Греции учителями были наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги. Мыслители древности осознавали, что материальное благополучие отдельных граждан и семей зависит от могущества государства и общественных форм образования. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались много путешествующие государственные чиновники, хорошо знавшие науки, языки, культуру и обычаи разных народов. В древних китайских хрониках, упоминается, что еще в 20 в. до н.э. в Китае существовало министерство, управлявшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества. В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя.
В средние века (VI-XV вв.) педагогами были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование.
В XII — XIII вв. в Европе появились университеты, достаточно автономные по отношению к феодалам, церкви и городским магистратам. Они готовили врачей, аптекарей, юристов, нотариусов, секретарей и государственных чиновников. Окончившие университет получали звание Магистра (греч. - наставник). Основными факультетами были медицинский, богословский и философии. Бакалавр (промежуточное звание). Всех, кто поступал, называли школярами, студентом называли усердно работающего, занимающегося.
В XVI в. в Оксфордском университете впервые был присвоен официальный статус профессора как ученое звание и должность преподавателя высокого уровня компетентности.
Из множества выдающихся педагогов прошлого два деятеля занимают особое место в истории зарубежной и отечественной педагогики и образовании:
– Ян Амос Коменский (1592-1670) – выдающийся чешский мыслитель, педагог, один из основателей педагогической науки, создатель классно-урочной системы.
– Константин Дмитриевич Ушинский (1823-1870) – великий русский педагог, один из основоположников педагогической науки и народной школы в России.
4. Сущность и социальное предназначение профессии учителя заключается в выполнении:
- функции управления педагогическим процессом и взаимодействием его субъектов с целью пробуждения и развития индивидуальных задатков и качеств личности воспитанника, направленного на пре-Образование действительности;
- общечеловеческой и гражданской миссии – участвовать в процессе Со-творения, самоопределения личности в культуре и в утверждении «человека в человеке».
Лекция 2.
Особенности педагогической профессии (2 часа).
План лекции.
1. Профессиональные задачи педагога.
2. Смысл педагогической профессии
3. Профессионально-педагогические функции учителя.
4. Особенности педагогической профессии.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 296.