Опасных , социально - значимых объектов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
 

( архив космоснимков )

 

( ИНТЕГРА - С )

     

 

 

Рис. 6.1. Состав АИУС ГО

 

Структурными подсистемами АИУС ГО являются комплексы средств автоматизации основной, резервной и дублирующей подсистем. В перечень основных средств АИУС ГО включены:

 

функционально-ориентированные комплексы средств автоматизации (КСА), размещаемые на стационарных пунктах управления;

 

271


мобильные КСА (МКСА) подвижных пунктов управления (ППУ) и других объектов;

 

абонентские комплекты пользователей (АКП); КСА взаимодействия (КСАВ) с внешними (по отношению к МЧС) структурами; сеть связи и передачи данных (ССПД).

 

КСА оперативно-дежурных служб (КСА-ОДС), предназначенных для подго-товки вариантов решений по ликвидации ЧС;

 

КСА центров мониторинга и прогнозирования ЧС (КСА-ЦМП), предназначен-ные для подготовки вариантов решений по предупреждению ЧС.

 

На основе перечисленной номенклатуры средств создаются объектовые комплексы (ОК) средств автоматизации АИУС ГО требуемого назначения и необходимой конфигурации. Каждый из таких ОК размещается в здании, сооружении или ППУ, имеет средства связи и передачи данных, а также один или несколько функционально-ориентированных КСА.

Функции АИУС РСЧС

 

Основные функции системы определены Положением об АИУС ГО с учетом особенностей предметной области управления действиями по предупреждению и ликвидации ЧС:

 

сбор, комплексная обработка и распределение между абонентами системы дан-ных от систем наблюдения и контроля (мониторинга) природной среды и потенци-ально опасных объектов;

 

сбор и обработка данных об авариях, катастрофах, стихийных бедствиях, сло-жившейся обстановке, состоянии сил и средств ГО и доведение этой информации до органов управления;

 

прогнозирование последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; подготовка исходных данных для принятия решений на проведение мероприя-

 

тий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и планирования их выполнения, выработ-ка вариантов возможных решений и планов;

 

передача необходимых распоряжений, указаний руководства МЧС России и комиссий по чрезвычайным ситуациям нижестоящим органам управления, силам и средствам ГО;

 

обеспечение управления действиями сил и средств ГО непосредственно в зоне ЧС; оповещение должностных лиц (органов управления) ГО, доведение сигналов и

 

команд управления на применение Войск ГО и перевод органов управления в различ-ные режимы функционирования (степени готовности);

 

накопление, хранение и выдача данных о крупных производственных авариях, катастрофах и стихийных бедствиях в стране и за рубежом, о потенциально опасных объектах (зонах) страны (сопредельных государств), о силах, средствах и ресурсах ГО, а также способах предотвращения и ликвидации ЧС;

 

создание и ведение баз данных картографической информации с тематическим наполнением, обеспечение функционирования геоинформационных систем и обмена видеоинформацией;

 

информационная поддержка принимаемых решений по предупреждению и лик-видации чрезвычайных ситуаций, подготовке гражданской обороны, мобилизационной подготовке народного хозяйства, дальнейшему совершенствованию и развитию ГО.

 

 

272


Общий алгоритм функционирования АИУС ГО

 

АИУС ГО должна функционировать как в мирное время (в режимах повсе-дневной деятельности РСЧС, повышенной готовности, чрезвычайной ситуации), так и в особый период (при переводе ГО с мирного на военное положение и в военное вре-мя).

 

В режиме повседневной деятельности объектовые комплексы средств автома-тизации всех уровней АИУС ГО обеспечивают работу органов управления по преду-

 

преждению чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории. При этом ре-шаются задачи мониторинга (в том числе авиационно-космического) и прогнозирова-ния чрезвычайных ситуаций, осуществляется повседневный контроль за состоянием природной среды и потенциально опасными объектами. Контролируется состояние, организуются тренировки и учения органов управления, сил и средств ГО, разрабаты-ваются и совершенствуются планы действий в экстремальных условиях, перспектив-

 

ные планы профилактики ЧС, дальнейшего развития и совершенствования АС ГО. Решаются задачи кадрового, материально-технического и финансового обеспечения деятельности МЧС России и подчиненных ему органов.

 

В этом режиме выполняется первичный ввод и актуализация баз данных нор-мативно-справочной информации, создание новых и совершенствование имеющихся функциональных задач, развитие возможностей программно-технических средств АИУС ГО.

 

Функционирование АИУС ГО в режиме повышенной готовности обеспечивает деятельность МЧС России, региональных центров и органов управления по делам ГОЧС по приведению в готовность к возможным действиям органов управления и сил РСЧС, принятию оперативных мер по предотвращению ЧС, снижению возможно-го ущерба. При этом уточняются причины, вызвавшие ухудшение обстановки, осу-ществляется прогноз возникновения ЧС и ее развития. Усиливается контроль за со-стоянием природной среды и потенциально опасными объектами. Для обоснования мер по ликвидации угрозы ЧС осуществляются расчеты по привлечению сил и средств, приведению их в высшие степени готовности. При необходимости доводятся команды (распоряжения) на выдвижение части этих сил в район предполагаемого бедствия и осуществляется контроль их действий, проводится оповещение населения.

 

Усиливаются дежурные службы эксплуатационного персонала АИУС ГО, программ-но-технические средства приводятся в рабочее состояние для решения соответству-ющих задач, в том числе подготавливаются к выводу в ожидаемый район бедствия мобильные средства АС.

 

Функционирование АИУС ГО в режиме чрезвычайной ситуации обеспечивает управленческую деятельность МЧС России, региональных центров и органов управ-ления по делам ГО, затронутых бедствием, по ликвидации возникшей ЧС. При этом собираются данные о факте ЧС и сложившейся обстановке, оповещаются соответ-ствующие органы управления и силы ГО. АИУС ГО обеспечивает решение задач для

 

управления выдвижением сил и средств в зону ЧС, мероприятиями по защите населе-ния, материальных и культурных ценностей, проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ с учетом предварительного планирования. Эксплуатацион-ный персонал задействованных объектовых КСА переходит на круглосуточный ре-жим работы. В случае необходимости мобильные средства АИУС ГО выдвигаются в район бедствия для непосредственного обеспечения работы оперативных групп.

 

 

273


При переводе ГО с мирного на военное положение АИУС ГО переходит на круглосуточную работу в полном составе дежурных смен оперативного состава и ре-ализует в автоматизированном режиме следующие функции:

 

передачу указаний и распоряжений руководства МЧС России о введении по-вышенной степени готовности ГО и проведении соответствующих мероприятий, о развертывании органов управления, сил и средств ГО постоянной готовности по пла-нам военного времени, сбор и обработку данных о состоянии и ходе развертывания органов управления и выполнении мероприятий приведения в повышенную боевую готовность сил и средств ГО;

 

передачу указаний о приведении в готовность защитных сооружений, сбор и обработку данных о состоянии и подготовке фонда защитных сооружений;

 

передачу указаний о проведении рассредоточения и эвакуации населения, сбор и обработку данных о ходе эвакуации населения и обеспечении его средствами инди-видуальной защиты;

 

передачу указаний о проведении мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики, сбор и обработку данных о ходе проведения таких мероприятий;

 

сбор необходимой информации и решение функциональных задач по коррек-тировке заблаговременных планов в части ускоренного выполнения вышеперечис-ленных мероприятий с учетом реально складывающейся обстановки.

 

В режим военного времени АИУС ГО переводится с получением соответству-ющих сигналов, а также в случаях внезапного нападения вероятного противника, т.е. с началом войны.

 

При получении соответствующего сигнала АИУС ГО переводится на боевой режим работы и обеспечивает автоматизацию следующих функций управления:

 

оперативную передачу сигналов и распоряжений руководства МЧС России о введении установленной степени готовности ГО и проведении соответствующих ме-роприятий по переводу пунктов управления, сил и средств ГО постоянной готовности в полную боевую готовность;

 

осуществляет контроль за ходом подъема сил и средств ГО по боевой тревоге, выходом их из пунктов постоянной дислокации в районы сосредоточения, контроль за графиками перевода частей постоянной готовности сокращенного состава к вы-полнению задач военного времени в соответствии с их предназначением.

 

В случае внезапного развязывания вероятным противником войны АИУС ГО реализует следующие функции:

 

сбора, комплексной обработки и распределения между абонентами системы информации о координатах и параметрах ядерных взрывов, районах применения дру-гих видов ОМП, радиационной, химической и экологической обстановке, складыва-ющейся в районах и полосах действий группировок Вооруженных Сил, поступающей от Единой системы выявления и оценки последствий применения ОМП (ЕСВОП), а также получение сигналов оповещения от специальных систем Минобороны России. (СККП, СПРН и др.), системы наблюдения и лабораторного контроля ГО, другой экс-тренной информации о применении противником современных средств поражения по потенциально опасным объектам на территории страны и его последствиях;

 

решения функциональных задач по прогнозированию сложившейся обстановки (население, окружающая среда, экономика), состоянию системы управления, сил и средств ГО;

 

274


сбора, обработки и доведения до органов управления прогнозных данных о сложившейся обстановке, состоянии сил и средств ГО в результате ударов противни-ка по объектам страны;

 

сбора, обработки и доведения данных разведки в районах, подвергнутых воз-действию противника;

 

информационной поддержки процессов принятия решений органами управле-ния ГО по выполнению мероприятий гражданской обороны (защите населения, эко-номики страны и окружающей среды, проведению спасательных и других неотлож-ных работ с учетом обстановки, сложившейся в результате ударов противника, а так-же жизнеобеспечению населения в очагах поражения);

 

накопления, хранения и выдачи данных о ходе выполнения мероприятий граж-данской обороны.

Функциональные задачи АИУС РСЧС

 

Под функциональной задачей (ФЗ) понимается информационная технология обработки определенных исходных данных и выдачи результатов обработки в удобном для дальнейшего использования. Каждая функциональная задача представляет собой совокупность соответствующего специального программного, информационного, лингвистического, математического обеспечения, а также соответствующей проектной и эксплуатационной документации.

 

В целях обеспечения возможности накопления и взаимного обмена в масштабах всей АИУС ГО результатами разработки ФЗ необходима их единая классификация. В настоящее время в рамках АИУС ГО такой классификации не принято.

 

Один из возможных подходов классификации предложен Всероссийский НИИ по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ВНИИ ГОЧС), являющий-ся в настоящее время головной организацией по разработке специального программ-ного и информационного обеспечения АИУС ГО. В соответствии с эти подходом каждая ФЗ определяется набором признаков (фасетная классификация):

 

режим функционирования задачи; вид чрезвычайной ситуации;

 

функция процесса управления, поддерживаемая задачей; пользователь функциональной задачи; способность к комплексированию с другими ФЗ.

 

Возможные режимы функционирования ФЗ соответствуют режимам функцио-нирования АИУС ГО. Виды ЧС определяются в государственных стандартах «Без-опасность в чрезвычайных ситуациях». Состав пользователей органов повседневного управления ГО можно принять следующим:

 

оперативный дежурный, выполняющий функции сбора и доведения (передачи) информации;

 

координатор по прогнозированию и оценке обстановки, обеспечивающий всех остальных пользователей данными об обстановке на территории России и ее регионов; старший координатор (лицо, готовящее варианты решений на проведение ме-

 

роприятий по предупреждению и ликвидации ЧС); координатор по силам и средствам (лицо, планирующее использование сил и

 

средств для реализации намеченных мероприятий); координатор по ресурсному обеспечению (лицо, планирующее использование

 

продовольственных, медицинских, материально-технических и других ресурсов);

 

 

275


координатор по транспорту (лицо, планирующее доставку сил, средств и по-требных им ресурсов к местам проведения работ).

 

Признак классификации «способность ФЗ к комплексированию с другими за-дачами» имеет следующее значение. Создание каждой ФЗ как самостоятельного про-граммного изделия затрудняет ее разработку и последующее использование. Поэтому предпочтительнее разработка ФЗ в составе функциональных комплексов задач (ФКЗ). Функциональный комплекс задач – это совокупность взаимосвязанных ФЗ, обеспечи-вающих определенную часть некоторого процесса управления.

 

Основными типами ФКЗ являются: ФКЗ обеспечения повседневной деятельно-сти; ФКЗ развития АИУС ГО и ее подсистем; ФКЗ предупреждения ЧС; ФКЗ ликви-дации ЧС; ФКЗ мероприятий ГО. Разработка ФЗ и ФКЗ в настоящее время должна производиться на основе учета требований «Положения по разработке, внедрению, эксплуатации и сопровождению ФЗ АИУС РСЧС», введенного в действие Приказом МЧС России от 7.04.97г. № 197. Разработка ФК (в необходимых случаях отдельных ФЗ) выполняется по отдельным (частным) ТЗ. Совокупность увязанных друг с другом ФЗ и ФКЗ на различных уровнях управления АИУС ГО, обеспечивающих работу во всех режимах функционирования, составляет систему функциональных задач (СФЗ) АИУС ГО.

Организация информационного обмена в АИУС ГО

 

Основными принципами, положенными в основу организации обмена инфор-мацией, являются:

 

сбор информации «снизу-вверх» в соответствии с административно-территориальным делением;

 

устранение избыточности информации, передача данных в случае появлений отклонений;

 

агрегирование информации по мере повышения уровня пользователей; приоритетность передачи и обработки сообщений в соответствии с характером

 

и возможными последствиями ЧС; обеспечение возможности ввода данных в АИУС ГО с любого звена в случае их

 

доставки транспортным путем или при получении речевых донесений по телефону. Горизонтальные информационные потоки в АИУС не содержат управляющей

 

информации, но организованы с целью взаимного информирования и оповещения комиссии по ЧС соседних территорий. Для РИУЦ предусматривается возможность информационного обмена по схеме «каждый с каждым».

 

В АИУС ГО предусмотрена организация активного сбора информации (в отли-чие от пассивного, при котором пользователь системы не влияет на процесс). Пользо-ватель может запросить любую дополнительную информацию, изменить периодич-ность или точность ее предоставления, определить любой состав решаемых задач, определить зоны усиленного контроля и т.д.

 

АИУС позволяет получать любую информацию, вплоть до сообщений отдель-ных граждан, для чего на пунктах сбора информации организуется круглосуточное оперативное дежурство.

 

Управление действиями по ликвидации ЧС осуществляется путем рассылки в нижестоящие органы специальных сообщений - указаний. Указания могут иметь од-ного или нескольких адресатов, а также рассылаться циркулярно. Каждое указание ставится на автоматический контроль его доведения до адресатов. При получении указания автоматически производится квитирование его получения, а также квитиро-вание получения донесения об исполнении указания.

 

В случае необходимости, пользователь может отменить ранее отправленное указание или уточнить его путем ввода нового указания. Рассылка и исполнение ука-

 

276


заний производится строго в соответствии с иерархией органов управления по ЧС. Все данные, поступающие в АИУС ГО и имеющие отношение к вопросам предупре-ждения и ликвидации ЧС, должны сохраняться в базах данных объектов системы.

 

К взаимодействующим зарубежным системам относятся такие, как МАГАТЭ, Коспас-Коспар и другие, взаимодействие с которыми (в том числе со странами СНГ) происходит по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС, организации и осуществ-ления сотрудничества на федеральном и территориальном уровнях, а также распреде-ление и использование международной помощи в случае возникновения ЧС на под-ведомственных территориях или объектах народного хозяйства.

 

Порядок взаимодействия АИУС ГО с автоматизированными системами выс-ших органов исполнительной власти определяется соответствующими постановлени-ями (распоряжениями) Совета Министров - Правительства Российской Федерации.

 

Взаимодействие АИУС ГО с автоматизированными системами функциональ-ных подсистем организуется в соответствии с «Инструкцией о порядке обмена в Рос-сийской Федерации информацией о чрезвычайных ситуациях» и протоколами по ин-формационному обмену АИУС с функциональными и ведомственными информаци-онными системами.

 

Порядок взаимодействия АИУС ГО с автоматизированными системами по пре-дупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций других стран и международных организаций определяется соответствующими межгосударственными договорами и соглашениями.

 

Порядок сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области за-щиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природною и техногенною характера утвержден постановлением Правительства РФ от 24.03.97 № 334. Это по-становление определяет основные правила сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техноген-ною характера (далее именуется - информация).

 

Информация должна содержать сведения:

 

о прогнозируемых и возникших ЧС и их последствиях;

 

о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях;

 

о деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности (далее именуются - организации), органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральных ор-ганов исполнительной власти в этой области.

 

Основные положения, определенные в этом документе:

 

1. Сбор и обмен информацией осуществляются организациями, органами мест-ного самоуправления, органами исполнительной власти субъектов Российской Феде-рации и федеральными органами исполнительной власти в целях принятия мер по предупреждению и ликвидации ЧС, а также своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших ЧС.

 

2. Организации представляют информацию в орган местного самоуправления, а также в федеральный орган исполнительной власти, к сфере деятельности которого

относится организация.

 

3. Органы местного самоуправления и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют сбор и обмен информацией, как правило, через постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территории от ЧС (органы управления ГО).

 

277


4. Органы местного самоуправления осуществляют сбор, обработку и обмен информацией на соответствующих территориях и представляют информацию в орга-ны исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 

5. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществ-ляют сбор, обработку и обмен информацией на соответствующих территориях и представляют информацию в МЧС РФ.

 

6. Федеральные органы исполнительной власти осуществляют сбор, обработку и обмен информацией в своей сфере деятельности и представляют информацию в МЧС РФ.

 

Кроме того, федеральные органы исполнительной власти, которые осуществ-ляют наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обста-новкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, дово-дят информацию о прогнозируемых и возникших ЧС до органов местного самоуправ-ления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 

7. МЧС России:

 

координирует работу по сбору и обмену информацией; осуществляет сбор и обработку информации, представляемой федеральными

 

органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Рос-сийской Федерации;

 

представляет в Правительство Российской Федерации информацию о трансгра-ничных, федеральных, региональных и территориальных чрезвычайных ситуациях, и принимаемых мерах по их ликвидации, а также ежегодный государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

ведет учет чрезвычайных ситуаций.

 

8. Оплата услуг связи для передачи информации производится в порядке уста-новленном законодательством Российской Федерации.

 

9. Обмен информацией с зарубежными государствами осуществляется в соот-

 

ветствии с международными договорами.

 

Порядок обмена информацией в автоматизированной информационно - управляющей системе ГО

 

Этот порядок определен «Инструкцией о сроках и формах представления ин-формации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при-

 

родного и техногенного характера» (приложение к приказу МЧС России от

07.07.1997 № 382).

 

Инструкция определяет сроки и формы представления информации в МЧС России, другие федеральные органы исполнительной власти и органы исполнитель-ной власти субъектов РФ, а также обеспечивает координацию деятельности феде-ральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений

 

и организаций независимо от форм собственности (далее - организации) по сбору и обмену информацией.

 

Инструкция имеет следующие приложения: Критерии информации о чрезвычайных ситуациях; Международная шкала событий на АЭС;

 

Сроки представления информации и формы донесений (1/РЕЗ ЧС, 1/ЧС, 2/ЧС, 3/ЧС, 4/ЧС).

 

Таким образом, автоматизация организационного управления на современном этапе развития является очень важным элементом управления и все решаемые задачи полностью зависят от уровня ее развития.

 

278










Дата: 2019-02-25, просмотров: 288.