Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприя-тий по гражданской обороне
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(после выхода приказа МЧС)

4.4.6. Специальные формирования 36

 

В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» с 1 января 2011 года в состав сил гражданской обороны вклю-чены специальные формирования, которые создаются на военное время в целях ре-шения задач в области гражданской обороны.

 

Под специальными формированиями понимаются воинские подразделения и гражданские организации, создаваемые на военное время для выполнения отдельных задач в области обороны.

 

В целом специальные формирования предназначены не только для решения за-дач в области гражданской обороны, а также:

 

для технического прикрытия, восстановления, эксплуатации, ремонта и строи-тельства объектов транспорта и связи;

 

эвакуации раненных и больных; медицинского, ветеринарно-санитарного, геологического и гидрометеорологи-

 

ческого обеспечения обороны; охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

 

Причиной включения специальных формирований явилось снятие мобилизаци-онного задания с МЧС России, которым предусматривалось развертывание на воен-ное время воинских частей различного предназначения.

 

36 Хайрутдинов Ш.В. Каф. 81 «Мобилизационной подготовки»

196


Решение о включении специальных формирований в состав сил гражданской обороны было принято на основании следующих выводов:

 

во-первых, существующая численность спасательных формирований не позво-ляет в полном объеме выполнять комплекс аварийно-спасательных работ в крупно-масштабного воздействия средств поражения противника по территории страны. В то же время в распоряжении органов исполнительной власти субъектов Российской Фе-дерации, органов местного самоуправления имеется достаточное количество хорошо подготовленных и оснащенных пожарных частей, и аварийно-спасательных форми-рований. В военное время возникает проблема их применения, так как личный состав данных пожарных частей и аварийно-спасательных формирований может быть при-зван по мобилизации для направления в Вооруженные силы Российской Федерации;

 

во-вторых, некоторые из задач гражданской обороны являются специфически-ми и к их решению целесообразно привлекать специально подготовленные и осна-щенные подразделения, которые находятся в ведении федеральных органов исполни-тельной власти и могут быть использованы в военное время.

 

Правовой основой создания и подготовки специальных формирований является Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 30 ян-варя 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении», федеральные законы от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» и от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подго-товке и мобилизации в Российской Федерации», а так же другие федеральные законы и нормативные правовые акты по вопросам обороны, мобилизационной подготовки и мобилизации.

 

На основании Федерального закона от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобили-зационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» создание и подго-товка специальных формирований является составной частью мобилизационной под-готовки и мобилизации в Российской Федерации.

 

В основу создания специальных формирований положены следующие принципы: мобилизационные задания на создание специальных формирований устанав-ливаются Правительством Российской Федерации федеральным органам исполни-

 

тельной власти; к выполнению мобилизационных заданий на создание специальных форми-

 

рований могут привлекаться органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

 

федеральные органы исполнительной власти размещают мобилизационные за-дания на создание специальных формирований в организациях, которые находятся в их ведении или с которыми они связаны при осуществлении своей деятельности (да-лее – организации-формирователи), и информируют об этом Военно-промышленную комиссию при Правительстве Российской Федерации (далее – ВПК) и при необходи-мости органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на террито-рии которых расположены организациями-формирователями;

 

мобилизационная подготовка специальных формирований проводится феде-ральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъ-ектов Российской Федерации и организациями-формирователями.

 

За создание специальных формирований в Российской Федерации отвечают федеральные органы исполнительной власти такие как: Минобороны России, МВД России, МЧС России, Минюст России, Минздрав России, Минприроды России (Росгидромет, Роснедра), Минкомсвязи России (Роспечать, ОАО «Мегафон»), Мин-

 

197


сельлхоз России (Россельхознадзор, Росрыбхоз), Минтранс России (Росавиация, Ро-савтодор, Росжелдор, Росморречфлот), Минэнерго России, Центробанк России.

 

Подготовка специальных формирований заключается в выполнении целого комплекса мероприятий в мирное время и в период мобилизации.

 

Руководители федеральных органов исполнительной власти несут ответствен-ность за организацию мобилизационной подготовки и состояние мобилизационной готовности специальных формирований.

 

Особое место в работе органов власти занимают вопросы всестороннего обес-печения развертывания специальных формирований.

 

Комплектование специальных формирований личным составом для прохожде-ния военной службы на воинских должностях или для работы на должностях граж-данского персонала осуществляется в соответствии со штатами специальных форми-рований и комплектуется из следующих категорий граждан:

 

а) специалистами из числа граждан, пребывающих в запасе, работающих в мирное время в организациях-формирователях.

 

б) гражданами, пребывающими в запасе и состоящими на общем воинском учете. в) специалистами из числа граждан, не состоящих на воинском учете и работа-

 

ющих в мирное время в организациях-формирователях.

 

г) гражданами, не состоящими на воинском учете, путем их найма на работу в период мобилизации и в военное время на соответствующие штатные должности.

 

Комплектование транспортными средствами специальных формирований осу-ществляется:

 

транспортными средствами организаций-формирователей другими организаци-ями и гражданами в соответствии с военно-транспортной обязанностью;

 

транспортными средствами из ресурсов федеральных органов исполнительной власти.

 

Номенклатура и количество вооружения, техники и других материальных средств определяются штатами и табелями к штатам специальных формирований и нормами обеспечения (снабжения).

 

В штатах указывается количество основных образцов вооружения и техники, а

 

в табелях к штатам – в полном объеме техника, имущество и другие материальные средства. Отдельным разделом в табелях к штатам указываются вооружение, боепри-пасы, военная техника и другие материальные средства, обеспечение которыми воз-ложено на Министерство обороны Российской Федерации.

 

В период мобилизации порядок обеспечения специальных формирований, со-здаваемых на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны, вооружением, военной и специальной техникой и другими материальными средства-ми будет осуществляться МЧС России.

 

В соответствии с мобилизационным планом Вооруженных Сил Российской Федерации создаются 100 специальных формирований, в целях решения задач в обла-сти гражданской обороны.

 

Типовыми специальными формированиями, создаваемыми на базе существу-ющих в настоящее время пожарных частей и аварийно-спасательных формирований

 

субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, являются: пожарно-спасательные отряды (80 отрядов); спасательные отряды (20 отрядов).

 

 

198


Общая численность специальных формирований, создаваемых в целях решения задач в области гражданской обороны составляет 9200 человек. Все специальные формирования будут распределены по субъектам Российской Федерации (от одного до трех отрядов). В некоторых субъектах Российской Федерации не будут создаваться специальные формирования.

 

Для обеспечения специальных формирований военной и специальной техникой

 

и другими материальными средствами будут использоваться запасы материальных ценностей мобилизационного резерва.

 

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в период мобилизации и в военное время обязаны оказы-вать содействие и помощь создаваемым на военное время специальных формирова-ний и обеспечивать эти формирования:

 

недостающими зданиями, помещениями для расквартирования, выделять ра-ботников для оборудования предоставленных зданий и помещений;

 

земельными участками для лагерей, стрельбищ, учебных полей и других объек-тов и всеми видами коммунальных услуг;

дополнительными стационарными средствами связи (телефонами, телеграфом

 

и другими);

 

транспортными средствами для их обслуживания до прибытия транспортных средств, предназначенных для их укомплектования;

 

недостающими столовыми, ларьками, буфетами и организациями бытового об-служивания;

 

недостающими техническими средствами, использующимися для воспитатель-ной работы личного состава;

 

полиграфической базой, эфирным временем на телевидении и радио для транс-ляции материалов в их интересах.

 

Все вопросы обеспечения из местных ресурсов потребностей специальных формирований при мобилизации и в военное время рассматриваются и утверждаются в установленном порядке на суженных заседаниях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.

 

Планирование подготовки создания на военное время специальных формиро-ваний возлагается на федеральные органы исполнительной власти, органы исполни-тельной власти субъектов Российской Федерации, организации - формирователи и предусматривает:

 

разработку и утверждение мобилизационных планов организаций-формирователей;

 

разработку и утверждение штатов и табелей к штатам специальных форми-рований;

 

организацию оповещения, сбора, приема и распределения людских мобилиза-ционных ресурсов;

 

организацию укомплектования личным составом, транспортными средствами и обеспечения вооружением, военной и специальной техникой и другими материаль-ными средствами;

 

подготовку техники, предназначенной при объявлении мобилизации для подго-товки в специальные формирования;

 

создания и подготовку в установленном порядке пунктов приема личного со-става и техники специальных формирований;

 

199


проведение учений и тренировок.

 

Финансирование мероприятий по мобилизационной подготовке специальных формирований осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

 

Контроль за подготовкой и созданием на военное время специальных форми-рований в части обеспечения и выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органи-зациями-формирователями мероприятий по подготовке и созданию на военное время специальных формирований возлагается на Минобороны России, в части выполнения организациями-формирователями мероприятий по подготовке и созданию на военное время специальных формирований возлагается на федеральные органы исполнитель-ной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в части, касающиеся ежегодно в установленном порядке докладывают о выполнении мероприятий мобилизационной подготовки и мобилизационной готовности специальных формирований.

 

Выполнение комплекса мероприятий по мобилизационной подготовке специ-альных формирований, создаваемых на военное время в целях решения задач в обла-сти гражданской обороны является одной из важных задач мобилизационной подго-товки экономики. Ее решение требует большого количества организационных реше-ний со стороны МЧС России, финансовых затрат, привлечения большого количества людских и материальных ресурсов.

 

 

4.5. Планирование мероприятий гражданской обороны 37

 

Планирование мероприятий гражданской обороны включает оперативное пла-нирование, которое является составной частью подготовки и ведения гражданской обороны и имеет основной целью обеспечение организованного перевода граждан-ской обороны с мирного на военное время, проведения мероприятий по защите насе-ления, его первоочередному жизнеобеспечению и повышению устойчивости функци-онирования объектов экономики в военное время, поддержанию в готовности систем управления, связи и оповещения, а также по созданию группировок сил и средств для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в возможных очагах поражения и их всестороннего обеспечения.

 

В обязательном порядке разрабатываются План гражданской обороны и защи-ты населения Российской Федерации, планы гражданской обороны федеральных ор-ганов исполнительной власти, планы гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, планы гражданской обороны организаций.

 

План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации разра-батывается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответ-ствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868.

 

 

37 Ежергин С.С. Каф. 11«Оперативного управления мероприятиями РСЧС и ГО»

200


Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны, а организации планируют и организуют про-ведение мероприятий по гражданской обороне в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

 

План гражданской обороны и защиты населения (план гражданской обороны) представляет собой комплекс документов, в которых на основе оценки возможной обстановки детализируется решение соответствующего руководителя гражданской обороны по реализации мероприятий, действиям органов управления и сил граждан-ской обороны, намечаются целесообразные способы и последовательность выполне-ния важнейших оперативных задач, порядок взаимодействия, организации всех видов обеспечения и управления мероприятиями гражданской обороны.

 

План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации разра-батывается на основе единых подходов к отражению возможных вооруженных агрес-сий в рамках подготовки Плана обороны Российской Федерации. Наиболее вероятный сценарий ведения военных действий на территории Российской Федерации предусмат-ривает применение по объектам тыла только обычных, специальных или высокоточ-ных неядерных боеприпасов, имеющихся на вооружении вероятного противника.

 

В основу Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Феде-рации заложены базовые сценарии ведения войн и вооруженных конфликтов, согла-сованные с Генеральным штабом Вооруженных сил Российской Федерации. Впервые в практике планирования оценка возможной обстановки была возложена на террито-риальные органы МЧС России. Это обусловлено тем, что грамотно выбрать объекты, разрушение которых окажет существенное влияние на условия жизнеобеспечения ре-гиона и устойчивость его функционирования, можно только зная реальную обстанов-ку на данной территории. Исходя из данного порядка планирования мероприятий гражданской обороны, издан приказ МЧС России от 16.03.2012 № 70 [3], на основе которого органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и феде-ральные органы исполнительной власти разрабатывают планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны)

 

Текстовая часть планов гражданской обороны и защиты населения состоит из трех разделов:

 

краткая оценка возможной обстановки после нападения противника с примене-нием современных средств поражения;

 

выполнение мероприятий по гражданской обороне при приведении в готов-ность гражданской обороны;

 

выполнение мероприятий по гражданской обороне при внезапном нападении противника.

 

Основу плана гражданской обороны и защиты населения составляет его опера-тивная часть — детально разработанное решение на подготовку и ведение граждан-ской обороны — на карте с пояснительной запиской.

 

К планам разрабатываются необходимые приложения, в которых раскрывается

 

и детализируется содержание текстовой части.

 

План гражданской и защиты населения (планы гражданской обороны) ежегод-но уточняется до 1 марта по состоянию на 1 января текущего года, а также при при-нятии Президентом Российской Федерации решения о непосредственной подготовке к переводу Российской Федерации на условия военного времени при нарастании

 

201


угрозы агрессии против Российской Федерации до объявления мобилизации в Рос-сийской Федерации.

 

Корректировка планов гражданской обороны осуществляется при необходимо-сти в ходе ведения гражданской обороны в соответствии с реально складывающейся обстановкой.

 

Переработка плана гражданской обороны осуществляется в случае существен-ных изменений структуры федерального органа исполнительной власти (организа-ции) по решению соответствующего руководителя федерального органа исполни-тельной власти (организации) или по решению МЧС России.

 

4.6. Организация взаимодействия 38

 

Под взаимодействием понимается согласованные по целям, задачам, месту, времени и способам выполнения задач действия разнородных сил для достижения определенных целей (задач).

 

Сущность взаимодействия при выполнении задач ГО заключается в повышении эффективности действия сил гражданской обороны в условиях военного времени и безусловного достижения поставленной цели.

 

Это достигается привлечением дополнительных органов управления и сил к со-зданной группировке, согласования и объединения их усилий (действий) для выпол-нения конкретных задач.

 

Организация взаимодействия по целям и задачам заключается в определении роли и места каждого органа управления, подразделения, формирования в достиже-нии определенной цели, выполнении каждой поставленной задачи и проведении каж-дого намеченного мероприятия.

 

Организация взаимодействия по способам выполнения задач – это определение наиболее целесообразных и эффективных приемов применения сил и средств различ-ного назначения при выполнении задач и проведении мероприятий, а также форм ма-невра ими в ходе выполнения задач и проведения мероприятий.

 

Организация взаимодействия по месту состоит в согласовании усилий (дей-ствий) по направлениям, маршрутам, районам, объектам экономики, участкам и объ-ектам проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

 

Организация взаимодействия по времени – это согласование усилий (действий) по срокам выполнения задач и проведения мероприятий, а также по другим времен-ным показателям (срокам прибытия и готовности ОУ и сил к выполнению задач и проведению определенных мероприятий, срокам обеспечения работ необходимыми средствами и др.).

 

Организация взаимодействия при выполнении задач ГО включает также уста-новление единых сигналов, единой системы кодирования карт, порядка взаимного об-мена информацией, создания специальной системы связи взаимодействия (при необхо-димости), а также контроля выполнения установленного порядка взаимодействия.

 

Взаимодействие при выполнении задач ГО можно разделить на два направления: взаимодействие сил гражданской обороны; взаимодействие органов управления ГО с органами военного командования ВС РФ.

 

Для выполнения задач гражданской обороны федеральными нормативными правовыми актами определены силы гражданской обороны. Если спасательные воин-

 

38 Кубиков Н.Н., Молчанов А.В. Каф. 11«Оперативного управления мероприятиями РСЧС и ГО»

202


ские формирования и федеральная противопожарная служба ГПС входят в систему МЧС России, то есть, имеют одного начальника, то другие силы ГО разного подчине-ния, в том числе федеральным органам государственной власти, органам исполни-тельной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления.

 

Несмотря на то, что силы ГО могут применяться в мирное время, основное их предназначение – ликвидация ЧС в условиях военного времени.

 

Важным условием их эффективного применения является организация взаимо-действия между ними.

 

Основной целью организации взаимодействия сил гражданской обороны явля-ется безусловное выполнение задач при совместных действиях с максимальными ре-зультатами.

 

Взаимодействие планируется и организуется заблаговременно при разработке и согласовании планов ГО и защиты населения (планов ГО), прежде всего в интересах тех органов управления и сил, которые на данном этапе выполняют главную задачу, опираясь на следующие принципы: плановость; территориальность; взаимодогово-ренность; невмешательство в функции и действия Сторон не связанных с выполнени-ем задач ГО.

 

Плановость предполагает разработку необходимых документов, в которых за-фиксированы основные мероприятия, проводимые взаимодействующими сторонами для решения отдельных задач и достижения конкретной цели.

 

Территориальность предусматривает конкретные объекты или территории, где взаимодействующие стороны будут выполнять задачи гражданской обороны.

 

Взаимодоговоренность – это согласование мероприятий и действий взаимодей-ствующих сторон для решения задач ГО.

 

Основой управления является решение, где одной из составляющих его струк-туры является взаимодействие. Поэтому, требования к взаимодействию, по сути, яв-ляются требованиями к управлению.

 

Такими требованиями являются: непрерывность; оперативность; гибкость; устойчивость; скрытность.

 

Непрерывность взаимодействия - свойство процесса управления не допускать перерыва (разрыва) информационной и технологической связи между привлекаемыми подразделениями, формированиями сторон при выполнении совместных задач.

 

Оперативность взаимодействия предполагает выполнения совместных задач силами ГО в требуемые сроки.

 

Устойчивость взаимодействия - способность сил ГО сохранять и выполнять со-гласованные действия и восстанавливать их в условиях внешних и внутренних воз-действий.

 

Гибкость взаимодействия – способность взаимодействующих сил ГО своевре-менно реагировать на ожидаемые и внезапные изменения обстановки, вносить кор-рективы в действия сил ГО при безусловном выполнении поставленных задач.

 

Скрытность взаимодействия заключается в способности взаимодействующих сил, при определенных условиях обстановки, противостоять раскрытию планируемых и выполняемых действий в системе ГО.

 

Взаимодействие организуют руководители гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, муниципальных образований и орга-низаций в соответствии со своими полномочиями в интересах тех органов управления и сил, которые выполняют главную, определяющую задачу.

 

203


Непосредственную работу по организации взаимодействия проводят соответ-ствующие органы управления, осуществляющие управление ГО, определенные феде-ральным законом о гражданской обороне.

 

Основой для организации взаимодействия является решение руководителя на организацию и ведение ГО, где указываются порядок и конкретные вопросы взаимо-действия.

 

На основании принятого решения разрабатывается план гражданской обороны и защиты населения (план ГО), где определяются вопросы взаимодействия.

 

Порядок организации взаимодействия предусматривает: определение перечня задач взаимодействующих органов; определение сроков совместных действий и их последовательности;

 

определение районов (направлений) совместных действий и сосредоточения основных усилий;

 

определение состава сил и средств и их задачи; разработку планов взаимодействия; практическую отработку вопросов взаимодействия; районы встречи и маршруты движения;

 

порядок организации и обеспечения охраны сил и средств сторон, задейство-ванных на выполнение мероприятий ГО;

 

состав и порядок представления необходимой информации органам управления; обеспечение связи, взаимного оповещения и обмена информацией и др.

 

Взаимодействие с органами военного командования занимает особое место.

 

Это обусловлено тем, что мероприятия ГО будут осуществляться в условиях военного времени (военного положения) на территориях военных округов, где могут осуществ-ляться боевые действия, а командующие военными округами будут решать в первую очередь задачу выявления непосредственной подготовки и отражение агрессии про-тив Российской Федерации в границах ответственности. Следовательно, сроки, тер-ритория (объекты) и порядок ликвидации ЧС силами ГО должно быть тесно увязано с планами командующего военным округом.

 

Кроме того, управление военного округа решает задачи оказания помощи, ор-ганам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, органам управления других войск, воинских формирований в орга-низации применения сил и средств, выделяемых военным округом для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Помимо этого, управление военного округа решает задачи в организации восстановления нормального функционирования объектов повышенной опасности ВС РФ на территории военного округа, пострадавших в результате возник-новения чрезвычайных ситуаций.

 

Взаимодействие с органами военного командования по вопросам ГО осуществ-ляется на следующих уровнях:

 

а) МЧС России – Министерство обороны РФ.

 

Непосредственная работа МЧС России по организации взаимодействия осу-ществляется с Главным командованием Сухопутных войск, которое является основ-ным органом военного управления, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны в ВС РФ. Главное командование Сухопутных войск осуществляет планирование мероприятий ГО, организует их проведение, руководит деятельностью органов военного управления гражданской обороны Вооруженных Сил РФ.

 

204


б) Территориальный орган МЧС России, региональный центр – военный округ. Непосредственная работа по организации взаимодействия осуществляется с

управлением военного округа.

 

в) Руководитель ГО (Глава администрации) субъекта РФ (ГУ МЧС России) – начальник территориального гарнизона.

 

Непосредственная работа по организации взаимодействия осуществляется ГУ МЧС России по субъекту РФ с комендантом территориального гарнизона.

 

г) Руководитель ГО (Глава администрации) муниципального образования (ОУ ГОЧС) – начальник местного гарнизона.

 

Непосредственная работа по организации взаимодействия осуществляется ор-ганом управления муниципального образования, уполномоченным на решение задач ГОЧС с комендантом местного гарнизона.

 

Вопросы взаимодействия включены отдельным подразделом «Организация взаимодействия с органами военного управления» в планы гражданской обороны и защиты населения.

 

В данном подразделе указываются следующие сведения:

 

а) при планомерном приведении в готовность гражданской обороны – органи-зация взаимодействия по вопросам:

 

оповещения о введении соответствующих степеней готовности; оповещения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или

 

вследствие этих действий; возможности использования инфраструктуры и имущества военных городков

 

для размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого на территорию муниципального образования населения, материальных и культурных ценностей;

 

организации ведения всех видов разведки и обмена информацией в области гражданской обороны;

 

создания группировки сил гражданской обороны в безопасных районах; использования маршрутов эвакуации населения, передвижения сил граждан-

 

ской обороны; согласования районов размещения эвакуируемого населения;

 

организации дорожно-комендантской службы.

 

б) после нанесения ударов противника современными средствами поражения по территории муниципального образования – организация взаимодействия по во-просам:

 

сбора информации о времени, месте и масштабах применения противником со-временных средств поражения;

 

сложившейся радиационной, химической, биологической, инженерной, пожар-ной и медицинской обстановки;

 

приведения в готовность системы управления и сил гражданской обороны, а также организации АСДНР.

 

Соответственно вопросы взаимодействия разрабатываются в рамках решений руководителей ГО на организацию и ведение гражданской обороны.

 

План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации согла-суется с Министерством обороны Российской Федерации.

 

Планы гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Феде-рации согласуются с командующими войсками военного округа и начальниками тер-риториальных гарнизонов соответственно.

 

205


Планы гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований согласуются с начальниками местных гарнизонов. При этом в случае отсутствия на территории муниципального образования местного гарнизона, план согласовывается с начальником территориального гарнизона.

 

Основными мероприятиями по организации взаимодействия с органами воен-ного командования являются:

 

определение органов военного командования и гражданской обороны, между которыми необходимо организовать взаимодействие;

 

определение задач (вопросов), по которым организуется взаимодействие между каждой из взаимодействующих сторон;

 

определение (уточнение) сроков начала и окончания совместных действий и их последовательности;

 

планирование и выделение сил и средств для совместных действий и оказания помощи;

 

разработка соответствующих документов по взаимодействию; доведение задач по взаимодействию до подчиненных органов и выделенных сил;

 

практическая отработка вопросов взаимодействия на совместных учениях, тре-нировках и рекогносцировках.

 

Так, например, региональные центры МЧС России (ГУ МЧС России) в грани-цах федерального округа (субъекта РФ) организуя взаимодействие с управлением во-енного округа (комендантом территориального гарнизона), с учетом приведенных мероприятий, должны установить:

 

порядок оповещения органов управления ГОЧС о введении установленных степеней боевой готовности (мероприятий 1,2,3 очереди), сигналы оповещения, спо-собы их доведения;

 

порядок и время оповещения органов военного командования о начале эвакуа-ционных и других мероприятий ГО;

 

порядок взаимной информации об обстановке в районе производственных ава-рий, катастроф и стихийных бедствий;

 

организацию защиты населения и мобилизационных ресурсов; участие сил ГО в подготовке территорий округа на случай войны;

 

инженерное прикрытие маршрутов и порядок восстановления на них разру-шенных участков, регулирование движения на маршрутах выхода сил ГО;

 

порядок и сроки отселения населения из районов возможных боевых действий; использование войск ПВО в целях оповещения ГО о воздушном нападении

 

противника, засечке ядерных взрывов; порядок ведения разведки силами военного командования и органами ГО, спо-

 

собы и сроки взаимной информации о сложившейся обстановке; выделение сил и средств для совместного проведения спасательных и других

 

неотложных работ в очагах поражения и в районах чрезвычайных ситуаций; обеспечение устойчивости управления войсками и органами ГО во все периоды

 

действий при переводе ГО с мирного на военное положение и в ходе ведения войны.

 

 

206


4.7. Государственный надзор в области гражданской обороны 39

 

В целях защиты населения, материальных и культурных ценностей на террито-рии Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных дей-ствий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситу-аций природного и техногенного характера должностными лицами МЧС России, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляется деятельность по проверке выполнения федеральными органами исполнительной вла-сти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражда-нами установленных требований в области гражданской обороны, а также полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения и принятию мер по результатам проверки.

 

Общее руководство деятельностью по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны осуществляет Главный государственный ин-спектор Российской Федерации по пожарному надзору.

 

Государственный надзор в области гражданской обороны осуществляют струк-турное подразделение центрального аппарата и подразделения территориальных ор-ганов МЧС России, специально уполномоченные на решение задач в области граж-данской обороны, в сферу ведения, которых входят вопросы организации и осу-ществления государственного надзора в области гражданской обороны (далее - орга-ны государственного надзора в области гражданской обороны).

 

Должностными лицами органов государственного надзора в области граждан-ской обороны, уполномоченными осуществлять такой надзор от имени этих органов, являются:

 

начальник (руководитель) структурного подразделения центрального аппарата МЧС России, его заместители, должностные лица этого структурного подразделения, в сферу ведения, которых входят вопросы организации и осуществления государ-ственного надзора в области гражданской обороны (департамент надзорной деятель-ности МЧС России);

 

начальники (руководители) структурных подразделений региональных центров МЧС России, их заместители, должностные лица этих структурных подразделений, в сферу ведения, которых входят вопросы организации и осуществления государствен-ного надзора в области гражданской обороны;

 

начальники (руководители) структурных подразделений главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, их заместители, должностные ли-ца этих структурных подразделений, в сферу ведения, которых входят вопросы орга-низации и осуществления государственного надзора в области ГО.

 

Осуществление государственного надзора в области гражданской обороны включает следующие административные процедуры:

 

учет объектов надзора; планирование проверок; проведение проверок; оформление результатов проверок.

 

39 Фатыхов Р.Р. Каф. 24 «Пожарной безопасности»

207


Первая процедура - учет объектов надзора осуществляется путем ведения жур-нала учета объектов надзора и контрольно-наблюдательных дел по объектам надзора.

 

При этом под объектом надзора понимаются объекты защиты, для которых за-конодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены обязательные требования в области пожарной безопасности, граждан-ской обороны и защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природ-ного и техногенного характера, и которые отнесены к компетенции надзорных орга-нов МЧС России.

 

Журнал учета объектов подлежит ежегодной корректировке с учетом получен-ных по результатам письменных запросов органов государственного надзора офици-альных документов из соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также копии решения уполномоченного органа государ-ственной власти (органа местного самоуправления) о вводе в эксплуатацию построен-ного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства.

 

Контрольно-наблюдательные дела по объектам надзора (далее - КНД) форми-руются на каждый объект надзора и содержат идентификационные номера налого-плательщиков, копии распоряжений о проведении проверки, акты проверок со всеми приложениями, предписания по устранению нарушений, оригиналы или копии дру-гих документов по вопросам гражданской обороны за последние 5 лет.

 

Основанием для формирования КНД является поступление информации о но-вом объекте надзора.

 

Вторая процедура – планирование проверок в деятельности органов государ-ственного надзора в области гражданской обороны осуществляется на основании ежегодного плана (далее - План) проведения плановых проверок объектов надзора на текущий календарный год.

 

Основанием для включения плановой проверки в План является:

 

истечение 5 лет со дня окончания проведения последней плановой проверки федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов федераль-ных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Рос-сийской Федерации и органов местного самоуправления;

истечение 3 лет со дня:

 

государственной регистрации юридических лиц (индивидуальных предприни-мателей);

 

окончания проведения последней плановой проверки юридического лица (ин-дивидуального предпринимателя).

 

Утвержденные руководителями надзорных органов Планы доводятся до сведения заинтересованных лиц посредством их размещения на официальных сайтах МЧС России и его территориальных органов в сети Интернет либо иным доступным способом.

 

Планирование проверок осуществляется в порядке и сроки, установленные за-конодательством Российской Федерации на основе анализа результатов надзорной деятельности, с учетом решений вышестоящих надзорных органов, а также сроков исполнения ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений.

 

Результаты надзорной деятельности должны ежеквартально анализироваться в надзорных органах для последующего их использования в государственном регули-ровании в области гражданской обороны и совершенствования исполнения государ-ственной функции.

 

 

208


Анализ результатов государственного надзора в области гражданской обороны является обязательной частью надзорной деятельности и должен охватывать все ее направления.

 

Третья процедура – проведение проверок должностными лицами надзорных органов осуществляется в виде плановых и внеплановых проверок в форме докумен-тарных и (или) выездных проверок

 

Проверки проводятся на основании распоряжения руководителя (заместителя руководителя) надзорного органа.

 

Изданное распоряжение о проведении проверки, заверенное печатью надзорно-го органа, регистрируется в течение 3 рабочих дней с даты его подписания в журнале учета проверок.

 

Номер распоряжения о проведении проверки должен соответствовать порядко-вому номеру записи в журнале учета проверок.

 

В случае последовательного проведения в отношении объекта надзора доку-ментарной, а затем и выездной проверок распоряжение о проведении проверки изда-ется на каждый вид проверки.

 

Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении.

 

Общий срок проведения как плановой, так и внеплановой проверки (с даты начала проверки и до даты составления акта по результатам проверки) не может пре-вышать 20 рабочих дней.

 

В отношении одного объекта малого предпринимательства общий срок прове-дения плановой выездной проверки не может превышать 50 часов для малого пред-приятия и 15 часов для микропредприятия в год.

 

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных

 

и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследова-ний, на основании мотивированных предложений должностных лиц надзорных орга-нов, проводящих плановую выездную проверку, срок проведения плановой выездной проверки может быть продлен руководителем надзорного органа, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий и микропредприятий не более чем на 15 часов.

 

Срок проведения документарной и выездной проверок в отношении юридиче-ского лица, осуществляющего свою деятельность на территориях нескольких субъек-тов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, предста-вительству юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать 60 рабочих дней.

 

Предметом плановой проверки является выполнение объектом надзора требо-ваний и мероприятий в области гражданской обороны.

 

Юридическим фактом для проведения плановой проверки является наступле-ние периода времени, в течение которого соответствующим органом надзора запла-нирована в календарном году проверка объекта надзора.

 

О проведении плановой проверки объект надзора уведомляется не позднее чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоря-жения о проведении проверки руководителя надзорного органа или его заместителя заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

 

 

209


Предметом внеплановой проверки является выполнение объектом надзора тех требований и мероприятий в области гражданской обороны, информация о нарушении которых явилась поводом для издания распоряжения о проведении внеплановой про-верки либо срок устранения, которых, согласно ранее выданному предписанию, истек.

 

О проведении внеплановой выездной проверки объект надзора уведомляется не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе

 

в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, с приложением копий распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки и документов, которые содержат сведения, послужившие основанием для ее проведения.

 

Внеплановые проверки проводятся по следующим основаниям:

 

истечение срока исполнения объектом надзора ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны;

 

поступление в надзорный орган обращения и заявления граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов госу-дарственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой инфор-мации о следующих фактах:

 

возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда жи-вотным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

 

причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культу-ры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникнове-ние чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

 

распоряжение руководителя надзорного органа, изданного в соответствии с по-ручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федера-ции и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры ма-териалам и обращениям.

 

Если в результате деятельности объекта надзора причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, без-опасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуа-ции природного и техногенного характера, предварительное уведомление о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

 

Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в до-кументах объекта надзора, устанавливающие их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и мероприятий в области гражданской обороны, исполнением предписаний надзорных органов.

 

Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осу-ществляется по месту нахождения надзорного органа.

 

В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имею-щихся в распоряжении надзорного органа, вызывает обоснованные сомнения, либо эти сведения не позволяют оценить исполнение объектом надзора обязательных тре-бований и мероприятий в области гражданской обороны, надзорный орган направляет

 

в адрес объекта надзора мотивированный запрос с требованием представить иные не-

 

210


обходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения руководителя органа надзора или его заместителя о проведении проверки.

 

В течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юриди-ческое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в надзорный ор-ган указанные в запросе документы.

 

Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных пе-чатью (при ее наличии) и соответственно подписью руководителя или уполномочен-ного представителя объекта надзора.

 

В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) про-тиворечия в представленных руководителем или иным уполномоченным представи-телем объекта надзора документах, либо несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у надзорного органа и (или) полученным в ходе мероприятия по надзору, информация об этом направляется руководителю объекта надзора с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.

 

Руководитель или уполномоченный представитель объекта надзора, представ-ляющие в надзорный орган пояснения относительно выявленных ошибок и (или) про-тиворечий в представленных документах либо относительно несоответствия сведе-ний, вправе представить дополнительно в надзорный орган документы, подтвержда-ющие достоверность ранее представленных документов.

 

Должностное лицо, которое проводит документарную проверку, обязано рас-смотреть представленные документы. В случае, если после рассмотрения представ-ленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений надзорный орган установит признаки нарушения обязательных требований и мероприятий в области гражданской обороны, должностные лица надзорного органа вправе провести выезд-ную проверку.

 

Предметом выездной проверки является проверка соответствия и состояния используемых объектом надзора объектов и имущества гражданской обороны, техни-ческих систем управления гражданской обороной, защитных сооружений, систем оповещения, средств индивидуальной защиты и специальной техники и принимаемые объектом надзора меры по исполнению обязательных требований и мероприятий в области гражданской обороны.

 

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения и (или) по месту осуществления деятельности объекта надзора.

 

Выездная проверка проводится в случае, если при проведении документарной проверки не представляется возможным:

 

удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в распоря-жении надзорного органа, документах объекта надзора;

 

удостовериться в выполнении объектом надзора требований и мероприятий в области гражданской обороны.

 

Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения, ко-пии распоряжения о проведении выездной проверки и обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица объекта надзора, его уполномоченного представителя с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целя-ми, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом меро-

 

 

211


приятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организа-ций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

 

Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель объекта надзора обязаны предоставить должностным лицам надзорных органов, про-водящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной провер-ке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить до-ступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в ис-пользуемые объектом надзора при осуществлении деятельности здания, строения, со-оружения, помещения, в том числе: объекты и имущество гражданской обороны, тех-нические системы управления гражданской обороной, защитные сооружения, систе-мы оповещения, средства индивидуальной защиты и специальная техника.

 

Четвертая процедура - оформление результатов проверки, непосредственно по-сле ее завершения, осуществляется должностными лицами надзорного органа путем составления акта проверки в двух экземплярах.

В акте проверки указываются:

 

дата, время и место составления акта проверки; наименование надзорного органа, проводившего проверку; дата и номер распоряжения о проведении проверки;

 

фамилия, имя, отчество и должность должностного лица (должностных лиц) надзорных органов, проводившего (проводивших) проверку;

 

наименование проверяемого объекта надзора, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или его уполномоченного пред-ставителя, присутствовавших при проведении проверки;

 

наименование и адрес места нахождения проверенного объекта надзора; дата, время, продолжительность и место проведения проверки;

 

сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях уста-новленных требований и мероприятий в области гражданской обороны, об их харак-тере и о лицах, допустивших указанные нарушения;

 

сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руко-водителя или должностного лица объекта надзора, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также све-дения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о не-возможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, ин-дивидуального предпринимателя указанного журнала;

 

подпись (подписи) должностного лица (должностных лиц) надзорных органов, проводившего (проводивших) проверку.

 

К акту проверки прилагаются протоколы или заключения проведенных иссле-дований, испытаний и экспертиз, пояснения должностных лиц объекта надзора по выявленным нарушениям в области гражданской обороны и иные связанные с ре-зультатами проверки документы или их копии.

 

В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключе-ния по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследова-ний, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий 3 рабочих дней после завершения мероприятий по надзору.

 

 

212


Один экземпляр акта проверки с копиями приложений вручается руководителю или уполномоченному представителю объекта надзора под расписку об ознакомлении.

 

В случае отсутствия руководителя или уполномоченного представителя объек-та надзора, а также в случае их отказа дать расписку об ознакомлении либо об отказе

 

в ознакомлении с актом проверки, в акте проверки делается соответствующая запись, подтверждаемая подписями должностного (должностных) лица надзорного органа, проводившего (проводивших) проверку, и данный акт с копиями приложений

 

направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

 

Второй экземпляр акта проверки хранится в контрольно-наблюдательном деле.

 

В случае, если для проведения внеплановой выездной проверки требуется со-гласование ее проведения с органом прокуратуры, копия акта проверки направляется

 

в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения провер-ки, в течение 5 рабочих дней со дня составления акта проверки.

 

В случае выявления по результатам проверки невыполнения мероприятий, нарушений требований в области гражданской обороны, должностное лицо надзорно-го органа, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано:

 

выдать объекту надзора предписание по устранению нарушений с указанием сроков их устранения;

 

принять меры по привлечению лиц, допустивших невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны, к административной ответственности.

 

Сроки устранения выявленных нарушений в области гражданской обороны устанавливаются должностным лицом надзорного органа с учетом характера наруше-ний, организационных, технических, материальных факторов, влияющих на их устра-нение.

 

Выданные предписания учитываются в журнале учета проверок. Копия пред-писания хранится в контрольно-наблюдательном деле.

 

Дела об административных правонарушениях в области гражданской обороны регистрируются в журнале учета дел об административных правонарушениях.

 

По окончании проверки должностное лицо надзорного органа в журнале учета проверок объекта надзора производит запись о проведенной проверке.

 

При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответ-ствующая запись.

 

Должностное лицо надзорного органа по окончании проверки в течение 3 ра-бочих дней регистрирует проведенную проверку в журнале учета проверок и докла-дывает вышестоящему руководителю результаты проверки.

 

213




















Дата: 2019-02-25, просмотров: 331.