Аварийно - спасательные формирования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

33Аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

 

Правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб,

 

аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей составляют Кон-ституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техно-генного характера», другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Феде-рации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут прини-мать муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы создания и деятельно-сти аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятель-ности спасателей.

 

Основными принципами деятельности аварийно-спасательных служб, аварий-

 

но-спасательных формирований и спасателей являются:

 

принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возник-новении чрезвычайных ситуаций;

 

принцип единоначалия руководства аварийно-спасательными службами, ава-рийно-спасательными формированиями;

 

принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении ава-рийно-спасательных и неотложных работ;

 

принцип постоянной готовности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуа-ции и проведению работ по их ликвидации.

 

В соответствии с законодательством Российской Федерации аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться:

 

на постоянной штатной основе - профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;

 

на нештатной основе - нештатные аварийно-спасательные формирования; на общественных началах - общественные аварийно-спасательные формирова-

 

ния.

 

Профессиональные профессиональные аварийно-спасательные формирования создаются:

 

в федеральных органах исполнительной власти - решениями Правительства Российской Федерации по представлениям соответствующих министерств, ведомств

 

и организаций Российской Федерации, согласованным с федеральным органом ис-полнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области за-щиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и другими заинтересован-ными федеральными органами исполнительной власти;

 

в субъектах Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

 

33 Кузьмин А.И. Каф. 11 «Оперативного управления мероприятиями РСЧС и ГО»

184


в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности,

 

при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотре-но обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, - руководством организаций по согласованию

 

с органами управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населе-ния и территорий от чрезвычайных ситуаций;

 

в органах местного самоуправления - по решению органов местного само-

 

управления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из

 

числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законода-тельством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в

 

порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Общественные аварийно-спасательные формирования создаются обществен-

 

ными объединениями, уставными задачами которых является участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 

Федеральным законом «О гражданской обороне» определены два вида нештат-ных формирований, создаваемых организациями: нештатные аварийно-спасательные

 

формирования и нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.

 

Нештатные аварийно-спасательные формирования создают и поддерживают в

 

состоянии готовности организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно-опасные и ядерно-опасные про-изводства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуати-рующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в уста-

 

новленном порядке к категориям по гражданской обороне.

 

Нештатные аварийно-спасательные формирования привлекаются для ликвида-ции чрезвычайных ситуаций в соответствии с установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций, а также для решения задач в об-ласти гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защи-ты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство граж-данской обороной на соответствующей территории.

 

Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по граж-данской обороне - формирования, создаваемые организациями из числа своих работ-ников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обо-роне и проведения, не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных ра-бот при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 

Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по граж-данской обороне создают и поддерживают в состоянии готовности организации, от-несенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.

 

Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по граж-данской обороне привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соот-ветствующей территории.

 

 

185


Типовой порядок создания нештатных формирований по обеспечению выпол-нения мероприятий по гражданской обороне определяется федеральным органом ис-полнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.

 

Нештатные аварийно - спасательные формирования 34

 

НАСФ представляют собой самостоятельные структуры, созданные организа-циями на нештатной основе из числа своих работников, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготов-ленные для проведения АСДНР в очагах поражения и зонах ЧС.

 

Правовые основы создания и деятельности НАСФ составляют Конституция Российской Федерации, Федеральные законы от 12 февраля 1998 г. № 28 «О граждан-ской обороне», от 22 августа 1995 г. № 151 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

 

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовывать деятельность НАСФ для выполнения мероприятий на своих территориях в соответствии с планами ГО и защиты населения, планами предупреждения и ликвидации ЧС

 

Порядок создания НАСФ утвержден приказом МЧС России от 23 декабря 2005

 

года № 999 «Об утверждении Порядка создания НАСФ» и приказом МЧС России от 30 июня 2014 года № 331«О внесении изменений в Порядок создания НАСФ, утвер-жденный приказом МЧС России от 23.12.2005 г. № 999». НАСФ создаются с учетом Примерного перечня создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований, определенного приложением 1 приказа МЧС России от 30 июня 2014 года №331. Оснащение НАСФ осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснаще-ния (табелизации) НАСФ специальными техникой, оборудованием, снаряжением, ин-струментами и материалами, установленными приложением 2 того же приказа.

 

В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие НАСФ.

 

Основными задачами НАСФ являются: проведение АСР и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий; участие в ликвидации ЧС природного и те хногенного ха-рактера, а также в борьбе с пожарами; обнаружение и обозначение районов, под-вергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению); санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий; участие в восстановле-нии функционирования объектов жизнеобеспечения населения; обеспечение меро-приятий ГО по вопросам охраны общественного порядка, связи и оповещения, за-щиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения.

 

Состав, структура и оснащение НАСФ определяются руководителями орга-

 

низаций в соответствии с утвержденным МЧС России Порядком и с учетом методи-ческих рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению НАСФ, разрабатываемыми МЧС России, исходя из задач ГО и защиты населения, и согласо-вываются с территориальными органами МЧС России – органами, специально упол-

 

 

34 Федорук В.С. Каф. Каф. 22 «Аварийно-спасательных работ»

186


номоченными решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам Российской Федерации.

НАСФ привлекаются для ликвидации ЧС в соответствии с установленным по-

 

рядком действий при возникновении и развитии ЧС, а также для решения задач в обла-сти ГО в соответствии с планами ГО и защиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство ГО на соответствующей территории в соответ-ствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обо-роне».

 

Федеральные органы исполнительной власти, исходя из статьи 7 Федерального от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», в отношении бюджетных ор-ганизаций, находящихся в их ведении, вправе: определять организации, которые со-здают НАСФ; организовывать создание, подготовку и оснащение НАСФ; вести ре-естры организаций, создающих НАСФ; организовывать планирование применения НАСФ.

 

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, исходя из статьи 8 Федерального от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», на соответствующих территориях вправе: определять организации, находящиеся в сфере их ведения, которые создают НАСФ; организовы-вать создание, подготовку и оснащение НАСФ; вести реестры организаций, создающих НАСФ, и осуществляют их учет; организовывать планирование применения НАСФ.

 

Организации, создающие НАСФ: разрабатывают структуру и табели оснаще-ния НАСФ специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами; укомплектовывают НАСФ личным составом, оснащают их специаль-ными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами; осу-ществляют подготовку и руководство деятельностью НАСФ; осуществляют всесто-роннее обеспечение НАСФ; осуществляют планирование и применение НАСФ; под-держивают НАСФ в состоянии готовности к выполнению задач по предназначению.

 

При создании НАСФ учитываются наличие и возможности, имеющихся в орга-низации штатных АСС, АСФ.

 

МЧС России и его территориальные органы осуществляют методическое руко-водство и контроль созданием обеспечением готовности НАСФ.

 

НАСФ подразделяются: по подчиненности: территориальные и организаций; по численности: отряды, команды, группы, звенья, посты. Количество и перечень со-здаваемых НАСФ определяется исходя из прогнозируемых объемов проведения АС-ДНР при возникновении ЧС и их возможностей по проведению указанных работ.

 

Для НАСФ сроки приведения в готовность не должны превышать: в мирное время – 6 часов, военное время – 3 часов.

 

Личный состав НАСФ комплектуется за счет работников организаций. Воен-нообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в НАСФ на период до их призыва (мобилизации). Зачисление граждан в состав НАСФ произ-водится приказом руководителя организации. Основной состав руководителей и спе-циалистов НАСФ, предназначенных для непосредственного выполнения АСР, в первую очередь, комплектуется аттестованными спасателями.

 

Обеспечение НАСФ специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами осуществляется за счет техники и имущества, имею-щихся в организациях.

 

 

187


Накопление, хранение и использование материально-технических, продоволь-ственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения НАСФ, осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по созданию, под-готовке, оснащению и применению НАСФ. Финансирование мероприятий по созда-нию, подготовке, оснащению и применению НАСФ осуществляется за счет финансо-вых средств организаций, создающих НАСФ, с учетом положений статьи 9 Феде-рального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

 

Подготовка и обучение НАСФ для решения задач ГО и защиты населения осу-ществляются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, организационно-методическими указаниями МЧС России по подготовке органов управления, сил ГО и РСЧС, организационно-методическими указаниями МЧС России по подготовке населения Российской Феде-рации в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасно-сти людей на водных объектах, нормативно-методическими документами организа-ций, создающих НАСФ.

 

Подготовка НАСФ включает: обучение по программам подготовки спасателей в образовательных организациях, образовательных подразделениях АСС, АСФ или организаций, имеющих соответствующие лицензии на право ведения образователь-ной деятельности по программам подготовки к ведению АСР, в соответствии с Поло-жением о проведении аттестации АСС, АСФ, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателей, утверждены постановлением Правительства Российской Федера-ции от 22 декабря 2011 г. № 1091 «О некоторых вопросах аттестации АСС, АСФ , спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя»; обучение руководителей формирований в учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов Российской Федерации и на курсах ГО муниципальных образований; обучение личного состава в организации в соответствии с примерной программой обучения личного состава НАСФ, рекомендуемый МЧС России; участие формирований в учениях и трениров-ках по ГО и защите от ЧС.

 

Обучение личного состава НАСФ в организации включает базовую и специ-альную подготовку. Обучение планируется и проводится по программе подготовки НАСФ в рабочее время. Примерные программы обучения НАСФ разрабатываются и утверждаются МЧС России. Темы специальной подготовки отрабатываются с учетом предназначения НАСФ.

 

Основным методом проведения занятий является практическая тренировка (упражнение). Теоретический материал изучается в минимальном объеме, необходи-мом обучаемым для правильного и четкого выполнения практических приемов и дей-ствий. При этом используются современные обучающие программы, видеофильмы, плакаты, другие наглядные пособия.

 

Практические и тактико-специальные занятия организуют и проводят руково-дители НАСФ, а на учебных местах – командиры структурных подразделений НАСФ. Занятия проводятся в учебных городках, на участках местности или на территории организации. На тактико-специальные занятия НАСФ выводятся в полном составе, с необходимым количеством специальной техники, оборудования, снаряжения, ин-струментов и материалов. Практические занятия с НАСФ разрешается проводить по структурным подразделениям. Занятия по темам специальной подготовки могут про-водиться также путем сбора под руководством начальника соответствующей спаса-тельной службы.

 

188


Личный состав НАСФ должен:

 

знать характерные особенности опасностей, возникающих при ведении воен-ных действий или вследствие этих действий, и способы защиты от них; особенности ЧС природного и техногенного характера; поражающие свойства отравляющих ве-ществ, аварийно химически опасных веществ, применяемых в организации, порядок и способы защиты при их утечке (выбросе); предназначение формирования и функцио-нальные обязанности; производственные и технологические особенности организа-ции, характер возможных АСДНР, вытекающих из содержания паспорта безопасно-сти объекта; порядок оповещения, сбора и приведения формирования в готовность; место сбора формирования, пути и порядок выдвижения к месту возможного прове-дения АСДНР; назначение, технические данные, порядок применения и возможности техники, механизмов и приборов, а также средств защиты, состоящих на оснащении формирования; порядок проведения санитарной обработки населения, специальной обработки техники, зданий и обеззараживания территорий;

 

уметь выполнять функциональные обязанности при проведении АСР; поддер-живать в исправном состоянии и грамотно применять специальные технику, оборудо-вание, снаряжение, инструменты и материалы; оказывать первую помощь раненым и пораженным, а также эвакуировать их в безопасные места; работать на штатных сред-ствах связи; проводить санитарную обработку населения, специальную обработку техники, зданий и обеззараживание территорий; незамедлительно реагировать на воз-никновение аварийной ситуации на потенциально опасном объекте, принимать меры по ее локализации и ликвидации; выполнять другие АСР, обусловленные спецификой конкретной организации.

 

Особое внимание при обучении обращается на безопасную эксплуатацию и об-служивание гидравлического и электрифицированного аварийно-спасательного ин-струмента, электроустановок, компрессоров, работу в средствах защиты органов ды-хания и кожи, а также при применении других технологий и специального снаряже-ния (альпинистского, водолазного).

 

4.4.4. Спасательные службы 35

 

Потенциальные опасности военного, техногенного, природного характера во мно-гом определяют основные задачи и направления развития сил гражданской обороны. При этом учитываются и такие факторы, как реальные экономические возможности гос-ударства, ограниченный потенциал отечественного оборонно-промышленного комплек-са, масштабы прогнозируемых последствий военного воздействия на потенциально опасные и иные объекты, оценка опасностей и угроз природного и техногенного харак-тера, демографическая ситуация в стране, возможный призыв на военную службу мно-гих профессиональных спасателей в случае объявления мобилизации.

 

В соответствии со статьей 3 «Положения о гражданской обороне в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 «федеральные органы исполнительной власти, органы исполни-тельной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты граждан-

 

35 Кузьмин А.И. Каф. 11 «Оперативного управления мероприятиями РСЧС и ГО»

189


ской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне».

 

Это же положение закреплено и в «Положении об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях», утвержден-ном приказом МЧС России от 14 ноября 2008 г. № 687: «Органы местного само-управления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют меро-приятия по гражданской обороне».

 

В свою очередь, состав сил гражданской обороны, как это уже отмечалось вы-ше, определен Федеральным законом «О гражданской обороне».

 

«Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципаль-ных образованиях и организациях» определяет, что по решению органов местного самоуправления (организаций) могут создаваться спасательные службы (медицин-ская, инженерная, коммунальная, противопожарная, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, оповещения и связи, защиты культурных ценностей, автотранспортная, торговли и питания и другие), организация и порядок деятельности которых определяются создающими их органами и организациями в соответствую-щих положениях о спасательных службах.

 

Данная статья «Положения…» определяет рекомендуемый перечень спаса-тельных служб, так как обязательность их создания как структур, входящих в со-став сил ГО, уже определена (см. выше).

 

Спасательные службы это самостоятельные, созданные на нештатной основе организационно-технические объединения органов управления, сил и средств граж-данской обороны, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжени-ем, инструментами и материалами, обладающие сходным профилем деятельности, подготовленные и способные, независимо от формы их собственности и ведомствен-ной принадлежности (подчиненности), к совместному проведению конкретного вида специальных мероприятий гражданской обороны.

 

Службы в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, Указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативно-правовыми актами государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

 

Применение спасательных служб осуществляется по планам гражданской обо-роны федеральных органов исполнительной власти и организаций, по планам граж-данской обороны и защиты населения органов исполнительной власти субъектов Рос-сийской Федерации и муниципальных образований.

 

В состав спасательной службы входят органы управления, силы и средства ГО,

 

предназначенные для проведения мероприятий по гражданской обороне, всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований и выполнения других неот-ложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

Вид и количество спасательных служб, создаваемых органами местного само-управления и организациями, определяются на основании расчета объема и характера выполняемых в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения (планами ГО) задач.

 

190


Положение о спасательной службе муниципального образования разрабатыва-ется органом местного самоуправления, согласовывается с руководителем соответ-ствующей спасательной службы субъекта Российской Федерации и утверждается ру-ководителем органа местного самоуправления.

 

Положение о спасательной службе организации разрабатывается организа-цией и согласовывается с органом местного самоуправления, руководителем соот-ветствующей спасательной службы муниципального образования и утверждается руководителем организации.

 

Методическое руководство созданием и обеспечением готовности сил и средств гражданской обороны, а также контроль в этой области осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвы-чайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) и его территориальными органами.

 

«Положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципаль-ных образованиях и организациях» определены конкретные задачи органов управле-ния различного уровня по созданию спасательных служб.

 

Так, органы местного самоуправления планируют и осуществляют:

 

создание, оснащение и подготовку в области гражданской обороны аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, а также планирование их действий.

 

Организации планируют и осуществляют следующие основные мероприятия: создание, оснащение и подготовку нештатных аварийно-спасательных форми-

 

рований организациями, имеющими потенциально опасные производственные объек-ты и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвы-чайных ситуаций в военное и мирное время;

 

создание, оснащение и подготовку организациями, отнесенными в установлен-ном порядке к категориям по ГО и (или) продолжающими или переносящими в заго-родную зону производственную деятельность в военное время, спасательных служб.

 

Руководство спасательными службами осуществляют:

 

общее - руководители гражданской обороны соответствующих министерств, ведомств, субъектов РФ, городов, районов и объектов экономики;

 

непосредственное - начальники этих служб; методическое – органы управления по делам ГОЧС, которые осуществляют ко-

 

ординацию и контроль деятельности служб.

 

Начальники территориальных спасательных служб, их заместители и началь-

 

ники штабов указанных служб назначаются решениями соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Начальники спасательных служб организаций должны назначаться руководи-

 

телями организаций.

 

Для управления службами при начальниках служб создаются органы управле-ния служб, которые могут состоять из отделов, отделений и групп. За организацию работы органа управления службы отвечает его начальник.

 

Ответственность за подготовку сил и средств служб несут начальники служб, а также руководители предприятий, учреждений и организаций, на базе которых созданы эти силы.

 

Спасательные службы предназначены для:

 

 

191


проведения мероприятий по гражданской обороне, защите населения и терри-торий от чрезвычайных ситуаций, включая подготовку необходимых сил и средств;

 

обеспечения действий нештатных аварийно-спасательных формирований в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ликвидации ЧС в мирное время.

Общими задачами всех спасательных служб являются:

 

проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих дей-ствий, а также при ЧС в мирное время;

 

выполнение специальных мероприятий гражданской обороны, а также специ-альных мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техноген-ного характера в соответствии с профилем службы;

 

участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения;

 

создание и подготовка органов управления и формирований службы к выпол-нению специальных и других мероприятий гражданской обороны;

 

обеспечение действия сил гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

 

организация управления подчиненными органами и силами, их всестороннее обеспечение необходимыми материально-техническими средствами;

 

организация и поддержание взаимодействия с органами управления и силами гражданской обороны;

 

учет формирований, входящих в состав служб, организаций и учреждений, привлекаемых для решения задач гражданской обороны, их укомплектованности личным составом, техникой и имуществом;

 

защита личного состава, техники и имущества служб от поражающих факторов современных средств поражения, аварий, катастроф и стихийных бедствий.

 

Виды спасательных служб:

 

спасательная служба общего назначения; медицинская спасательная служба; спасательная служба охраны общественного порядка; противопожарная спасательная служба; инженерная спасательная служба;

 

автотранспортная (автодорожная) спасательная служба; коммунально-техническая спасательная служба; спасательная служба оповещения и связи;

 

спасательная служба санитарной обработки и обеззараживания; спасательная служба торговли и питания; спасательная служба защиты животных и растений;

 

спасательная служба материально-технического снабжения; спасательная техническая служба; спасательная служба энергоснабжения и светомаскировки; спасательная служба убежищ и укрытий;

 

спасательная служба снабжения горюче-смазочными материалами; спасательная служба защиты материальных и культурных ценностей; спасательная служба обеспечения безопасности жизнедеятельности; служба радиационной и химической защиты.

 

192


При необходимости и наличии соответствующих сил создаются и другие спа-сательные службы, особенно в районах (городах) и объектах экономики. Например, аварийно-технические, водоснабжения и другие.

 

Решение об их создании принимается органами исполнительной власти субъек-тов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций в соот-ветствии с их полномочиями. Оформляется приказами соответствующих руководите-лей гражданской обороны.

 

Задачи, организация и деятельность спасательных служб определяются поло-жениями о данных службах.

 

База создания спасательных служб и их особые задачи определяются профилем службы. Приведем некоторые примеры создания спасательных служб.

 

Медицинская спасательная служба - создается на базе органов и учреждений здравоохранения, санитарно-эпидемиологического надзора и предназначена для ока-зания всех видов медицинской помощи и медицинского обеспечения населения.

 

Начальником медицинской службы назначается начальник (заведующий) управления, отдела здравоохранения.

 

Спасательная служба охраны общественного порядка (ООП) - создается на базе органов внутренних дел и предназначена для:

 

организации и поддержания общественного порядка в городах, населенных пунктах и на объектах экономики, в очагах поражения, местах сосредоточения людей и на транспортных магистралях;

 

обеспечения безопасности и регулирования дорожного движения; охраны государственной и частной собственности; борьбы с преступностью; ведения учета потерь населения.

 

Начальником службы ООП назначается заместитель начальника управления (отдела) внутренних дел.

 

Противопожарная спасательная служба - создается на базе органов и подраз-

делений пожарной охраны и предназначена для:

 

организации и осуществления контроля за проведением профилактических, противопожарных мероприятий;

 

тушения массовых пожаров; противопожарного обеспечения АСДНР в очагах поражения.

 

Инженерная спасательная служба - создается на базе строительных, строи-тельно-монтажных и других родственных по профилю министерств, ведомств, пред-приятий, учреждений, организаций и предназначена для:

 

планирования и организации строительства защитных сооружений и инженерно-го обеспечения ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения;

 

инженерного обеспечения мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий и крупных производственных аварий.

 

Начальником инженерной службы назначается заместитель главы администра-ции, ведающий вопросами капитального строительства, или руководитель наиболее крупной строительной организации.

 

Автотранспортная (автодорожная) спасательная служба - создается на базе территориально-транспортных органов управления, подведомственных им организа-ций, а также автотранспортных предприятий и компаний, участвующих в организа-

 

193


ции и осуществлении автомобильных пассажирских и грузовых перевозок и предна-значена для обеспечения перевозок, предусмотренных планами ГО.

 

Коммунально - техническая спасательная служба - создается на базе организа-

 

ций и предприятий жилищно-коммунального хозяйства, мелиорации и водного хозяй-ства, а также других родственных им по профилю предприятий и организаций и пред-назначена для:

 

планирования и выполнения организационно - технических мероприятий по повышению устойчивости коммунально-энергетических сетей;

 

проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на коммуналь-но-энергетических сетях и сооружениях на них;

 

санитарной обработки людей и обеззараживания одежды.

 

Начальником коммунально-технической службы назначается руководитель жилищно-коммунального хозяйства.

 

Спасательная служба санитарной обработки и обеззараживания - создается на базе организаций и предприятий бытового обслуживания и предназначена для:

 

проведения санитарной обработки людей; обеззараживания одежды и средств индивидуальной защиты в условиях ра-

 

диоактивного, химического, бактериологического заражения и при возникновении эпидемии на территориях.

 

Начальником службы назначается начальник областного управления (респуб-ликанского министерства) бытового обслуживания.

 

Спасательная служба торговли и питания - создается на базе учреждений,

 

предприятий и компаний торговли и предназначена для: защиты запасов материальных ценностей;

 

обеспечения продовольствием и промышленными товарами первой необходи-мости личного состава невоенизированных формирований ГО в ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ;

 

пострадавшего населения в отрядах медицинской помощи и медицинских под-разделениях частей гражданской обороны.

 

Начальником службы назначается начальник областного (республиканского) управления торговли.

 

Спасательная служба защиты животных и растений - создается на базе территориальных органов управления агропромышленного профиля, учреждений, предприятий, сельскохозяйственного назначения, частных фермерских хозяйств и иных субъектов хозяйственной деятельности, занимающихся сельскохозяйствен-ным производством и предназначена для:

 

организации и выполнения мероприятий по защите сельскохозяйственных животных и растений, продукции животноводства и растениеводства, водоисто ч-ников и систем водоснабжения от ядерного, химического и бактериологического (биологического) оружия, по ликвидации последствий воздействия этого оружия на сельскохозяйственное производство.

 

Начальником службы назначается начальник управления (отдела) сельского хозяйства.

 

Спасательная служба материально - технического снабжения - создается на базе снабженческих и снабженческо-сбытовых органов управления, учреждений, предприятий, организаций и предназначена для:

 

 

194


обеспечения НАСФ всеми видами материально-технического снабжения (стро-ительными материалами, рабочим инвентарем и специальной одеждой, дегазирую-щими и другими материалами, необходимыми для выполнения задач ГО).

 

Спасательная техническая служба - создается на базе организаций и предпри-ятий, осуществляющих производственно-техническое обслуживание сельского хозяй-ства и других отраслей экономики, ремонт разнообразной техники, обеспечение ее запасными частями и предназначена для:

 

поддержания техники, привлекаемой для целей ГО, в исправном состоянии и постоянной готовности к решению задач гражданской обороны;

 

ремонта и восстановления поврежденной техники; обеспечения ремонтных предприятий запасными частями для ремонта техники.

 

Спасательная служба энергоснабжения и светомаскировки - создается на базе органов управления и предприятий энергетики и электрификации и предназначена для:

 

планирования и организации выполнения мероприятий, направленных на повышение устойчивости работы системы энергоснабжения, организации восста-новительных и других неотложных работ на сетях, в очагах поражения и в районах стихийных бедствий;

 

планирования, организации и контроля выполнения светомаскировочных мероприятий.

 

Спасательная служба убежищ и укрытий - создается на базе жилищно-

 

эксплуатационных органов или родственных им подразделений территориальных ор-ганов управления, подчиненных им предприятий, а также соответствующих подраз-делений объектов экономики и предназначена для:

 

организации содержания защитных сооружений в готовности к приему укрыва-емых и правильной их эксплуатации, ремонта и восстановления.

 

Спасательная служба снабжения горюче - смазочными материалами (ГСМ) -

 

создается на базе организаций снабжения нефтепродуктами и предназначена для: обеспечения горючим и смазочными материалами автотранспорта и инженер-

ной техники, привлекаемых для проведения мероприятий ГО.

 

Обеспечение ГСМ осуществляется с помощью стационарных и подвижных автозаправочных станций.

 

Для успешного проведения АСДНР спасательные службы обязаны:

 

заблаговременно изучить особенности и характеристику возможных участков (объектов) работ;

 

знать районы расположения формирований, возможные их задачи, состояние дорог и намечаемых маршрутов к участкам работ;

 

оценить возможные последствия ударов противника с учетом гидрометеороло-гических и других условий;

 

обеспечить подчиненные службы и формирования картами, схемами или копи-ровками из плана предполагаемых участков (объектов) работ с нанесенными на них и привязанными к ориентирам защитными сооружениями и другими объектами, име-ющими значение для проведения спасательных работ.

 

Все данные об обстановке, влияющие на выполнение задач, и предложения начальники служб докладывают руководителю ГО, вышестоящему органу управле-ния службы, информируют подчиненных и соседей.

 

При проведении АСДНР в очаге поражения (зоне ЧС) службы руководят: действиями подчиненных формирований;

 

195


поддерживают режим и порядок работы; следят за соблюдением мер защиты и безопасности личного состава формирований;

 

в соответствии с решением руководителя ГО (руководителя ликвидацией ЧС) ставят дополнительные задачи подчиненным и при необходимости перераспределяют силы и средства по участкам (объектам) работ;

 

обеспечивают формирования материальными средствами; ведут учет выпол-ненных работ и потерь личного состава;

 

докладывают руководителю гражданской обороны (руководителю ликвидацией ЧС) и вышестоящему органу управления службы о ходе выполнения поставленных задач.

Службы для успешного решения задач должны:

 

уделять внимание совместной работе с органами управления ГОЧС и други-ми службами;

 

составлять совместный план проведения мероприятий; систематически обмениваться информацией об обстановке и своевременно

 

реагировать на ее изменения; своевременно представлять сведения о ходе выполнения службами меропри-

 

ятий по обеспечению; осуществлять совместный контроль за решением задач обеспечения и оказа-

 

нием практической помощи подчиненным.

 

Свои задачи службы выполняют в тесном взаимодействии с соответствую-щими органами управления по делам ГОЧС.

 













Дата: 2019-02-25, просмотров: 326.