В 62г – землетрясение в Помпеях. Новые мастера из Рима – новый стиль живописи. С 62 по 79 г. Сочетает элементы 2 и 3го стиля.
· От 2го: обильную сложную архитектурную декорацию.
· От 3го - интерес к оформлению стены, картины – не как прорывы, а как картины на плоскости.
· Яркие цвета, не соответствующие реальности, театральность. Насыщенность цвета, архитектуры
· Много копий картин греческих мастеров.
Европейская и ренессансная традиция будет много брать из этой традиции (вила Барбара в Мазо – Веронезе)
Дом Пирания Цериала в Помпеях (60-70гг). Ифигения, Орест и Пилад. Мифологическая сцена, но это изображение ее в театре. Т.е. театр в интерьере дома. Изображение изображения, иллюзия, характерные для барокко.
Декорация атриума: архитектурная тема и необязательные игровые темы (амурчик катающийся на крабике, отжимают масло, виноград – некий момент фантазии…)
Комната Питферия – 3 композиции. Младенец Геракл со змеями – к греч. оригиналу. Казнь Дирки – греч оригинал 3в, Наказние Питфея (против культа Диониса и его мать и жена разорвали его) – греч оригинал 3\4 вв. Т.е. заказали копии 3 несвязанных друг с другом образцов (только везде драматический элемент). При копировании – акцент на том, что важно для интерьера.
Младенец Геракл – композиция слева направо (так и свет падает как на картине, так и в интерьере). Наказание Питфея (нет диагонального построения и развития – геральдическая, но полная драмы композиция) – центральная стена напротив входа. Казнь Дирки – диагональная композиция справа на лево в соответствии с расположением на правой стене в реальном помещении.
Эпоха Траяна
Колонна Траяна
Ощущение надвигающегося кризиса. Прославление не только самого Траяна, но всего pax romana. 113г.
Триумфальные колонны были известны еще в республиканское время (статуи на колоннах). Идея триумфа. Один из первых памятников, где зафиксирован рассказ, почему человек достоин триумфа.
С 3 по 78 – 1я дакийская компания. С 79 по 100 – 2я дакийская компания. 1я больше времени и места. Все главные идеи были развиты в первом случаи, во втором – только уточнения, дополнения.
Рельефы рассматривались с балконов библиотек. Свитки библиотек – свитки рассказа колонны.
Приемы:
· Единый пейзаж всех композиций
· Единый главный участник – Траян. Его изображение всегда выделялось (размером, пространственной паузой, композицией). Размер – божественность.
· Все показано с высоты птичьего полета - все явление целиком и отдельные детали.
Источники: триумфальные картины, греческий эллинистический рельеф, рельефы римских триумфальных арок.
Принцип дискретности сохраняется (отдельные сюжеты). Все сюжеты увенчивались идеей взятия дакийских городов (дакийская столица, лагерь предводителя даков). Принципы риторики: предварение, кульминация, завершение. Структурная четкость и целостность. Все рельефы – фотографическая дословность (все ясно угадывается и читается).
Колонна стоит на цоколе – идея триумфа и торжества. Цоколь украшен арматурой: изображение доспехов, трофеев. Потом именно там будет помещен прах умершего Траяна. Т.е. объединяет все элементы триумфа.
База – триумфальный венок. Фестоны – у верхней части цоколя. На углах – орлы (символ римских легионов и славы).
Неспешное, постепенное введение нас в историю события. Важен пейзаж (для римлянина – это природа возделанная, украшенная трудами рук человека. Варварская природа – пустынная, в которой постепенно с приходом римлян появляются элементы цивилизации: появляются постройки, моменты римского воинства. Возведение моста через Дунай: аллегория Данубы. Смотрит и поддерживает римское движение. Момент перенесение богов покоренных народов в Рим, и эти боги становятся на сторону Рима.
Ключевые эпизоды:
· В сумятице четко выделяются ключевые моменты: выступление Траяна в начале кампании перед воинами (размер, пространственная пауза).
· Дальше другой вождь (Децебал) тоже выступает перед воинами (по закону риторики). Но здесь ситуация более сумбурная и спутанная.
· Сцена сражения: разные типы сражений: в лесу (сама природа помогает римлянам), на реке, взятие города и массовое самоубийство даков, вывод пленных из города
· Венчающая сцена – сам Траян в триумфе.
· Статуя Траяна в 16 веке была заменена на статую св. Петра (слава вечного папского Рима)
Через все стилистические приемы ведут к увековечиванию славы Рима.
Фриз Траяна из музея города Рима, посвященный деяниям Траяна. Большая мажорность, драматичность, выделение из сцен ключевого персонажа. Единая масса, сложнее выделять отдельные мотивы.
Арка в г.Беневенто 114 – 115 г Подготовка к большой военной компании (в ходе которой он и погиб). Нет гармонии между архитектурой и декорацией.
2 версии:
· Те рельефы, которые обращены к самому городу – созидательная деятельность Траяна (укрепление государства, семьи и т.д.). Рельефы внешней стороны – воинские подвиги Траяна
· Последовательный риторический рассказ (если смотреть вокруг, поднимая вверх) . Литературный источник (подход к мышлению, не детальный источник): панегирик Траяну Плиния Младшего.
· Идея римского мира, помощи богов
· Сцена аллиментии (помощь Траяна многодетным семьям)
· Траян между аллегориями Месопотамии, Тигра и Евфрата. Размеры сопоставимы. Божественность императора даже среди варварских народов.
· Сцена жертвоприношения по итогам его деятельности.
Скульптура траянского времени.
Более скупая, прозаичная форма (образец – эпоха республики). Он продолжатель республиканских ценностей. Сухие, подробные, тщательные. Отрицает идеализированную трактовку. Получает окончательное развитие типология римского бюста.
2 этапа:
98 г. приход к власти. 108 г. празднование 10я правления.
После 108 г. – более суровые, холодные, идеальные.
Статуя Траяна из Остии – типология августа прима порто.
Бюст из ГМИИ. 1й этап. Суховатая, графическая, сдержанная трактовка формы.
Бюст из Британского музея. 2й этап. Идея не римский ценностей, а государственного мужа (сдержанного, мудрого).
Эпоха Адриана.
2я волна римского классицизма. Личные вкусы и политическая пропаганда (традиции Августа). Хорошо о правлении, плохо о личности (рационалистическое мышление, но несдержанность, склонность к мистическим культам и учениям). Всплеск интересов к физиономике – интерес к трактовке лица и через нее показать характер личности. Пластичны, плавные. Постепенное освобождение скульптуры от цвета. Остается только: чуть тонируются глаза, брови и губы. Усиливаются пластические моменты. Все больше внимание уделяется трактовке зрачка (психология личности). Верхнее веко чуть наплывает на зрачок (взгляд в себя, задумчивость взгляда).
Портрет/бюст Адриана официальный.
Мода на философический образ: борода.
Портрет Адриана из Остии (частный большая психологичность).
Образ Антиноя. Рассудочный классицизм адриановского времени.
Эпоха Антонинов
Эпоха торжества классического спокойного вкуса. Новые художественные решения.
База колонны Антонина Пия на Марсовом поле Марком Аврелием (после 161г.). Памятник официальной пропаганды. Апофеоз Антонина и его жены Фаустинии. Тема обожествления императора. Ясность композиции, сбалансированность классического языка. Но есть внутреннее напряжение. Почему главные персонажи занимают такое маленькое место. Кризис. Еще больше об этом свидетельствуют боковые рельефы. Очень сбитая, неявная композиция, показывающая парад в честь церемонии апофеозы. 2 приема: отделение конницы от пехоты. Желание показать последовательность событий, но в отличие от принципов натурализма колонны Траяна используется система регистров (каждый из регистров – другой пространственный план). Нарушается характер рассказа и изображения (нет единого пространства, каждая фигура – своя земля). Т.е. поиски новой реальности, опирающего на символизм (не реализм). Косный язык, неумение правильно показать фигуру в движении.
Появление нового типа памятников (появляются при Траяне): саркофаги. Тема сражения или смерти. Из ватиканского музея с изображением мифа об Оресте. Привыкли, что каждая фигура занимается свое место, отделена от другой. Здесь более сумбурная композиция. Передняя плоскость, фон – плоский (не атмосфера). Сложно вычленить главного героя и действие.
Портрет Антонина Пия из Неаполя. Сложность и детальность проработки (борода, усы, волосы). Обильно используется бурав (не для драматизации, а для более детальной проработки). Выделяются брови (которые как и зрачки чуть выделялись цветом). Намечены зрачки, веко чуть прикрывает зрачок (взгляд в себя).
Колонна Марка Аврелия. Германская и сарматская война. Первой войне больше места. Характер рассказа такой же. Высота фриза чуть ниже, но обилие персонажей, фигур и действия больше. Нет последовательного рассказа, некий пластический сумбур. Фон – взрыхленная поверхность. Здесь больше божественных персонажей. Рельеф более высокий и тоже была живописная раскраска (большая экспрессия). Еще сильнее идея божественности императора (размеры). Нарастает тема убийства, казни, крови.
Портрет. В обществе нарастают пессимистические направления. Это видно в портрете: элемент психологических переживаний, противоречивых эмоций, сомневающаяся, а не героическая личность.
Конная статуя Марка Аврелия, сохранилась чудом, т.к. считалась, что это статуя Константина. Микеланджело строит ансамбль капитолийского холма строит на этой статуи (переносит от латеранского дворца). Типология римского жеста (urbi et orbi) «к Риму и вселенной» (раньше начала римских провозглашений, позже – папских воззваний). В публичном монументе возникает концепция/образ императора-философа.
Искусство 3 – начала 4 вв
Триумфальная арка Септимия Севера. Продолжает традицию триумфальной арки в Беневенто. Но есть сохранение старой римской традиции. 4 главных рельефа, показывающие главные кампании Септимия на Востоке.
Меняется характер: многорегистровая композиция, диспропорции масштабов фигур, нет последовательности (отдельные вспыхивающие моменты). Поиски не формальной, а духовной выразительности. Ящичный рельеф: пространство не трактуется, а изображена как глубина.
Портрет императора Каракаллы. Очевидное упрощение художественного языка. Четкость, определенность, выявление главного. Последовательная натуралистичность. Весь путь портрета 3 века: новые пути, сохранения старых вещей. Нелицеприятная, натуралистическая трактовка
Гай Юлий Максимин Фракиец (правил всего два года). Сбитость композиции, обобщенная проработка объемов, грубость и неприкрытая вульгарность самого образа.
Портрет Филиппа Аравитянина из Эрмитажа. Все грубовато, невыявлено, хотя классическая форма вроде как присутствует.
Портрет мужчины эпохи Галиена. Совсем другой стиль: почти барокко.
Саркофаг Людовизи (середина 3 века). Нет заднего плана, все сплетено в единый клубок, нет единого тела. Забвение главного принципа: человек, поставленный в центр мироздания. Здесь единая масса, не имеющая внутренней дифференциации.
Гигантская статуя Трибониала Галла 252-254гг из Метрополитена. Это уже другое искусство. Новый язык, который будет приспособлен для другой эпохи. Нет ни понимания пластики, хиазма, объема, пропорций. Некая аморфная пластическая масса, которая благодаря иконография несет идею (величия, свершения (жест руки, обнаженное мужское тело…).
Портрет императора Проба. Полностью нарушены пропорции. Глаза увеличены по размеру (духовное состояние человека подчеркнуто за счет ассиметрии).
Статуи тетрархов. Из базальта (сознательно обращает к восточной традиции). Трудно обрабатывать, отсюда необработанность форм.
Единство власти – соединяем вместе неразработанностью форм. Т.е. идея привалирует над возможностью языка.
Гигантская статуя Константина. Т.е. традиция дала импульс новым художественным идеалам и ценностям.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 349.