· Любовь к грандиозным размерам сохраняется и у Флавиев. В остальном – новая концепция, связанная с их происхождением: тема божественности императора. Тема славы Флавиев, их славы и величия (форум Веспасиана/мира, Колизей, арка Тита). В изобразительном искусстве (плохо сохранившееся) декорация дворца Флавиев на Палатине. Т.е. темы победы и триумфа.
· Повышенный интерес к внешним театрализованным драматизированным эффектам. Прото-барочное или барочное флавианское или барочное римское искусство.
Трофей Мария. На самом деле это трофей Домицина. Как правило трофей состоит из набора воинских доспехов, группирующихся в некую пространственную композицию. Сознательная активность, поверхностность языка – аллегорические фигуры и т.д.
Сенат и римский народ во время процессии из Палаццио Концелерио в Риме (сейчас в музеях Ватикана). Очевидно изменение по сравнению с алтарем мира:
· Более сложная. Напряженная трактовка рассказа
· Несколько планов (до 3х) – большая глубина. Идея, что задник – воздух, атмосфера, глубина.
· Масштаб – по высоте равен рельефу алтаря мира. Здесь есть свободное пространство наверху и в глубину. Больший интерес к деталям, пространству. Другой ритм, есть перебивка ритма (драматичная экспрессивность барокко).
· Включение в исторический рельеф божественных и аллегорических фигур. Например, фигура поддерживающая Тита за локоток (сервильный жест). Т.е. реальные фигуры повышаются до уровня богов.
· Натурализм еще усиливает экспрессию. Нет идеальной трактовки, сами складки – иная трактовка и движение.
Рельефы арки Тита (завершена его братом Домициану) – отсюда «Сенат и римский народ божественному Титу).
· Не перегружает архитектуру, максимально гармоничное сочетание.
· Пазухи, внутренние стороны пилонов, фризовая композиция – т.е. все ключевые моменты арки.
· Ярко обыгрывается тема движения, вершина иллюзионизма. Не можем рассматривать статически (внутренние части арки – рассматриваем в движении). Моментальная остановка – но надолго останавливаться не можем – шествие.
· Огромная роль рамы – архитектура обрамляет рельеф (большой и малый ордер, раскреповка и т.д.) – картина и реальное зрелище (триумфальная процессия проходит сквозь арку и изображено на ней).
· Правый пилон: Император – триумфатор. Центральные фигуры выступают значительно сильнее – полукруглая композиция: выходят из небытия и уходят туда же – шествие будет продолжаться вечно). Но прорыва нельзя допустить (иначе идея тектоники пропадет) – разные планы – плавное растворение в пространстве и прорыва нет. Есть глубина и движение, но картинная плоскость не разрушается.
· Квадригу ведет богиня победы. Тита увенчивает лавровым венком опять богиня победы. Боги такие же по размеру. Обожествление власти императора. До этого фигуры богов выделялись по размеру и были незаметны.
· Левый пилон: сам триумф (солдаты несут семисвечник из иерусалимского храма, штандарты легионов и триумфальные картины). Выступающий острый треугольник семисвечника (сант андрея ан квилинаре – бернини – тот же мотив) – ключевая доминанта рельефа. И процессия уходит в триумфальную арку. Крайняя степень римского натуроподобия и иллюзионизма.
· Фриз – вся триумфальная процессия.
· Софит свода – небесный свод. Оживленная пластическая декорация, свойственная флавианскому стилю. В центральном кессоне – апофеоз Тита (на орле возносится на Олимп).
Флавианский портрет
Мегаломания. Тяга к монументальности
Внешняя декоративность. Спокойная торжественность, чувство собственного достоинство уступает внешней торжественности. Фактура, телесность, пластичность. Образец – эллинизм, не классика. Живописность.
Опять воскресает реализм, по сравнению с идеальностью Юлиев-Клавдиев.
Статуя Тита из Ватиканского музея. Развитие иконографии портрета Августа из Прима Порта. Протокольность. Уже не просто образ доброго римлянина, правителя, а уже неповторимый человеческий характер.
Портрет Веспасиана (бюст) из римского музея палаццо Массимо 69-79гг. Официальный портрет.
Второй портрет Веспасиана из Копенгагена – частный портрет. Фиксация всех морщин, прищура глаз, ироничной ухмылки… «Деньги не пахнут», «Увы я, кажется, становлюсь богом» - нелицеприятная оценка жизни, ирония, циничность, но умный, хитрый… Элемент неповторимости – личность такова (барочная черта).
Портрет из дома Цицилии Юкунда из Неаполя. Бронза. Натурализм, пластичность, острая и беспощадная характеристика образа. Явлен остро характер.
Даже в женских портретах эта индивидуальная характеристика
80-90гг. портрет римлянки (Лидии Матиды – старшая сестра имератора Адриана). Изощренное использование техники римского бурава в обработке прически. Тонко и изящно повернута голова и шея, изысканная шевелюра. Единый стиль (даже стиль поведения), римская литература (мастерство повара: приготовить мясо так, чтобы думать, что это рыба). Иллюзионизм, чувственность, почти эротичность.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 269.