Архитектура принципата (1 век н.э.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ливия сделала все, чтобы к власти пришел ее сын от первого брака Тиберий. Династия Юлиев-Клавдиев 14 – 68гг:

· Масштабные изменения в архитектуре сохранились, но не получили развития. Как в римской политической жизни: постепенное приноравливанием к уже совершенным изменениям.

· За одним исключением: во время Нерона – римская архитектурная революция.

 

Тиберий 14 – 37 гг. Сохранилось мало: реставрировал Театр Помпея, базилику Эмилия на форуме Романуме.

· Через 2 года после прихода к власти на форуме Романуме триумфальная арка напротив арки Августа. Не осталось ничего. Арка оформляла виа Сакра, проецировалась на храм Сатурна.

· Продолжал идею прославления себя и своих родственников. Арки Германика (воплощение достоинства семьи Августа) и арка Друза на форуме Августа, фланкирующие Марса Ультора, замыкают театральным задником все перспективы форума. Хорошо вписывается и в семантическом смысле (функция форума – военные триумфы).

· Создание храма божественного Августа на форуме Романуме. Продолжал политику Августа, который построил храм божественного Юлия. Т.е. уже становится традицией и включается в триумфальную традицию прославления императоров и римского народа. Помещался сразу за базиликой Юлия. Ничего не сохранилось, можно судить по изображениям на монетах (времени Калигулы, который этот храм освятил). Продолжал классическую линию храма Диоскуров, Аполлона на Палатине.

· В центре города строит огромный военный лагерь. Кастро Преторио. Император становится заложником преторианской гвардии. Традиционный римский лагерь: прямоугольный – кардо, докумано, квартиры начальника на пересечении. Но два изменения:

o углы скашиваются – более динамичная структура

o Окружен стеной из бетона и появляется облицовка opus testacerum (с помощью узенького римского кирпича). Включен в конце 3 века в систему Аврелиановых стен.

· Дворец императора на Палатинском холме. Осталась только терраса. После него уже Калигула, Нерон и при Флавиях появляется огромный императорский комплекс.

· В конце жизни превращается в циничного и масштабного тирана. Булгаков: «И полетит мое письмо не к наместнику в Антиохию, не в Рим, а к самому императору на Капрею».

 

Калигула 37 – 41гг. Оценка личности – Параграф 22 и 37 из биографии Калигулы Светония.

· Создание огромных, масштабных сооружений. Перестраивает дворец Тиберия на Палатине. Он посчитал, что он равен Юпитеру (специально с ним разговаривал в храме Юпитера Капиталийского).

o Перестроил храм Кастора и Полокса (Диаскуров) в вестибюль своего дворца.

o Между храм Диоскуров и храмом Юпитера Капитолийского построил огромный мост, который связывал его дворец с храмом верховного бога.

· Интерес к загородным постройкам, виллам. Римская знать боится центральной власти и удаляются на виллы. Резиденции загородные Калигулы не сохранились, только есть описание. Специально нарушалась природная составляющая ландшафта (специально создадим канал, вместо того чтобы поставить на реке, насыпаем и сроем гору и т.д.). Переживание необычного в архитектуре. Большой масштаб, нелогичные планы.

· Интерес к религиозному строительству. Причем именно восточные мистические культы. Огромное святилище Исиды в центре Рима.

o Подземная базилика около Виа Барбестина и форте Маджоре.

§ Доведенная до конца логика важности внутреннего интерьера. Перенос всего архитектурного образного строя на архитектуру интерьера.

§ Сложившаяся типология базилики. Причем уже с цилиндическими сводами (раньше стропильные перекрытия).

§ Вытянутый прямоугольник, завершающийся экседрой. Ряды колон организуют движение центрального нефа. Господствующая осевая композиция. Почти нет связи между основным и боковыми нефами.

§ Главная идея: движение от входа к экседре (подчеркивается цилиндрическими сводами).

§ Декоративное оформление стуковыми рельефами. Принадлежала скорее всего мистической секте неопифагорейцев. Т.е. это мистериальное здание.

§ Создание культовых зданий не в общественных, а укромных местах (уже заложено то, что будет использоваться в раннем христианстве).

o Святилище Исиды и Сераписа на Марсовом поле. Серапэум. Новая типология сакральных зданий.

§ Криволинейный план, обилие помещений с разными перекрытиями. Т.е. сложная, драматическая система.

§ Обелиск перед фасадом св. Петра, перед фасадом Пантеона, перед фасадом церкви Санта-Мария-Санпраменерва (Бернини – слоник).

o Пасквиль – римская говорящая статуя Пасквино. Там писали все мысли о власти, римском папе, правлению.

 

Клавдий 41 – 54 гг. Строил немного, но в основном утилитарные постройки.

· Дренаж болот вокруг Рима. Неудачное создание искусственного водоема в районе фунцианского озера.

· Создание больших портовых построек. Сознательное обращение к республиканской традиции (суровые строгие постройки Марка Агриппы). Украшены травертином (не мрамором), грубым рустом. Сознательное желание придать республиканской архитектуре подчеркнутую драматическую грубость, пластическую сложность и т.д. Стилевая тенденция к протоборочным идеям (театрализованность языка, фактурные эффекты и т.д.).

· Водопровод Девы Марка Агриппы – реставрация Клавдия: повышено пластический и сложный декоративный характер.

· Аква новус (старый водопровод) рядом Аква Клавдиа (новый водопровод, построенный Клавдием) при пересечении дорог – порто Маджоре (будет включена в систему Аврелиановых стен. Две дороги – две большие арки, для пешеходов маленькая арка посередине.

o Над аттиковой зоны – еще два горизонтальных регистра (два водопровода, переносимые через дорогу).

o Пилоны (опора, которая должна нести тяжесть) мощный с замечательным рустом проницаемые (не имеют веса) – драматический эффект.

o Рустованные колоны (не столь логичная пластика для функционального использования колон)

o Три декоративных портика – перетежеляет основание.

o Не носит тектонического характера, построена на внутреннем контрасте и драматическом эффекте.

o Центральный портик выдается сильнее – осевая композиция.

· Акведук 38 – 52гг. Аква Клавдия. Будет снабжать Палатинский холм водой.

o Последовательное желание спрямить его ход

o почти весь будет идти над землей: архитектура подавляющая природу, господствующей над ней.

o Арка: функция (способность нести), ритмически организованная система. Не используются пропорции золотого сечения, но есть модульная система, где за модуль берется диаметр водотока.

o Декорация: выделяются импосты и архивольты арок.

· Порт в г. Остии. Италия все более теряет свою сельскохозяйственную зависимость. Главное – зерно из Египта. Необходимо завести максимум зерна в удобное время года и потом хранить его. Большое значение портов.

o Утопит корабль и сделает насыпной остров с маяком (напоминающий знаменитый фаросский маяк).

o Огромная огороженная территория.

 

Нерон 54 – 68 гг.

· Пожар Рима 64 г. Сгорел почти полностью. Возникает возможность для придания кварталам регулярной структуры, которая была использована в других городах. Параллель пожары Москвы 1812 или пожар Лондона 1666г Лондона.

· Римская архитектурная революция. Тяготел к грандиозным проектам. Техника римского бетона начинает получать сложные конструктивные и сводчатые решения, криволинейные планы. Уже не стена – опора для сводов, возникает система каркасной архитектуры, стена – только функция заполнения, границы, но не несет конструктивной роли.

· Окончательно тяготеет к внутренним пространствам: амфиладное построение и т.д.

Термы Нерона на Марсовом поле. 62 – 64гг. Плохо раскопаны, складывается система римских императорских терм.

· Больше и сложнее, чем термы Марка Агриппы. Благодаря Нерону или перестройке Северов – не известно.

· Четкое симметричное построение ансамбля, развития основных помывочных помещений. Совмещение открытых дворов палестр и помещений для мытья. Единый объем из открытых дворов и сложных посторенний.

· Фригидарий – прямоугольный, кальдарий – центрический.

Дом на северной оконечности Палатинского холма: Идея построить домус транзиториум (проходной дворец): от Палатина до Эсквилина (до 1.5 км). Строит с 60 до 64 г. Включал в себя и сады Мецената. Пожар 64 г. все сжег, кроме нескольких компартиментов, которые вошли в фундамент следующих построек.

· Центрическое сооружение (октогон), перекрытый куполом – более пластическое оформление стены. 4 дополнительных объема с крестовыми сводами – тяжесть купола передает распор и на помещения, перекрытые крестовыми сводами. Идея динамики, развития (по сравнению с простыми купольными помещениями). Т.е. 3 типа перекрытий в небольшом помещении (цилиндрические, крестовые, купольные).

· Нимфей под триклинием дворца Флавиев на Палатине. Тоже сочетание разных объемов, типов сводов, открытых и закрытых помещений. Святилище для нимф: вода, которая течет, шумит, бьет фонтаном и т.д. Динамика архитектуры сочетается с динамикой и звуками воды. Плюс полихромность декорации. Сохранилась живописная декорация. До этого были истории из римского эпоса. Здесь новая тема (Нерон – любитель Греции) – дионисийские сцены и сцены из греческого эпоса Гомера. 3й помпеянский стиль: не большие панно, а маленькие сценки на большой высоте (нужно присматриваться и хорошо знать тексты): сцена спора за оружие Ахилла, уход Патрокла в бой.

 

Античные авторы единодушно обвиняли в пожаре Нерона. «Золотой дом» Нерона: огромный ансамбль в центре Рима (последователь Калигулы, менявшего природу: в центре города – огромная загородная резиденция – Светоний, Нерон 31, Тацит Аналы 42. Плиний Старший «Натуральная история» Кн 36, параграф 111.

o В центре Рима. Для одного человека

o Ориентация на Палатинский холм, где жили предыдущие императоры

o Ориентация на форум Романум (виа Сакра входит в его резиденцию) – оформлено специально: огромный П-образный вестибюль, оформленный портиками, грандиозная статуя бога Гелиоса с лицом Нерона. Размер превосходит Родосского колоса (при передвижении использовали силу 34 слонов). Колизей – рядом с колоссальной статуей Нерона

o В центре – огромное озеро. Леса, звери.

o Храм божественного Клавдия (Нерон не завершит, а превратит в Нимфей, украшающий его резиденцию).

o Сам золотой дом.

Золотой дом:

· Морская вилла (вытянута, очень сложный план с сознательным контрастным множеством помещений). Система анфиладных осевых композиций. Перенос от архитектуры фасада к архитектуре внутреннего пространства. Разные объемы воспринимаются как единое пространство.

· Октогональный зал – главное помещение. Раньше использовали, но здесь главный элемент конструкции – не стена, а опора. Свод – до 2/3 высоты октогональный восьми-лотковый свод, после 2/3 – купол с окулюсом/опаль. Т.е. возникает монолитно-сводчатая система, где все состоит из единого бетона. Нижняя зона – более тяжелое наполнение, верхнее более легкое (Пантеон – верхняя зона наполнением легким вулканическим песком пеплосом).

· Соподчиненные/сопредельные помещения принимали часть распора. Сами помещения перекрыты крестовыми/цилиндрическими сводами. Из более светлого в более темное, маленького в более крупный – драматизм.

· Декорация – золотая, мраморная. Сохранилась частично живописная декорация. Противоречивая организация пространства подходит 3му помпеянскому стилю – фантастический, нелогичный (Витрувий – безобразный, нелогичный, отражение упадка вкуса).

· Скульптурная группа. Декорация Пергама: битва греков с галлами. Сохранилась античная копия, сделанная в Пергаме, привезенная Юлием и украшавшая его сады Саллюстия (умирающий галл и т.д.). Там же был Лаокоон.

· Золотой дом Нерона был открыт в конце 15 века. Есть надписи Гирландайо (пом 129), Рафаэль (в пом 92). Изначально их считали гротами (т.к. были под культурным слоем). Отсюда название гротеск.

Архитектура эпохи Флавиев

69 – 81 - Веспасиан, 79 – 81 Тит, 81 – 96 Домициан

Римская империя становится единой монолитной структурой. Флавии незнатные неримляне (из Северной Италии – около Вероны). Люди провинциальной знати, приносят новые вкусы. Доказывают свою лигитимность. Опираются на старые римские традиции – интерес к республиканской и августовской традициям. Сознательно противопоставляли себя узурпатору Нерону.

· Восстанавливают старые храмы: храм Юпитера Капитолийского (пострадал во время гражданской войны 68-69 гг)

· Создание общественных сооружений (противопоставление частной резиденции Нерона). Строили на руинах зданий Нерона.

Восстановление храма божественного Клавдия из Нимфея Нерона. Идея восстановления традиционных порядков после «тирана» Нерона.

· Храм приближен к тыльной стороне сакрального участка, осевая-фронтальная композиция. Имел портики по периметру. Сакральный участок заполнен садом. Восприятие площади как парка. Парк украшен произведениями искусства (скульптурой).

· Главный вход и пропилеи по продольной оси – уже было на форуме Августа. Поперечная часть на главную часть дома Нерона (где было озеро), а после – Колизей.

· На террасе из монолитного бетона, украшенной нишами.

· Украшение – обилие руста. На его месте базилика св. Иоанна Крестителя и Павла (здесь жил апостол Павел). Рустовка и фасада и пилястр. Наверху маленькая капитель и огромная рустовка – дополнительный манеристичекий барочный эффект.

 

3й императорский форум – прославляет восстановление мира после гражданской войны 68-69гг. Форум мира. Прославляет победу в иудейской войне. Неизбежный намек на алтарь мира Августа.

· Плановое решение: идея храма божественного Клавдия: прямоугольная площадь близкая к квадрату, храм не выделяется, он окружен почти соразмерными портиками. По сторонам: греческая и латинская библиотеки. Площадь – парк, где трофеи иудейской войны и греческие произведения. Т.е. это слава всей династии и мир после гражданской войны.

· Две прямоугольные экседры – две поперечные оси, динамизирующие пространство.

· На внешней стене: свободно стоящие колоны, которые благодаря раскреповке соединялись со стеной (храм Венеры Родительницы и Марса Ультора – внутри) – внешнее – как внутренний интерьер.

· Осталась стена одной из библиотек (вошла в стену храма Козьмы и Домиана форума Романума).

Амфитеатр Флавиев (Колизей) 75 – 80 гг. Завершался при Тите и Домициане. На месте осушенного озера жилища Нерона. Ориентация на августовский театр Марцелла. Архитектор Рабирий – Колизей, Форум Мира. архитекторы Север и Целий – золотой дом Нерона.

· Входил в ансамбль форума Романума и виа Сакра, через позже построенную арку Тита, и палатинского дворца.

Конструкция:

· продолжает традицию римской архитектурной революции. Колизей – каркасная структура, в которой основную тяжесть несут 560 пилонов, создающие 80 радиальных направлений и кольцевые направления. Логичная система соподчинения всех конструктивных элементов радиальных и кольцевых, связанная системой цилиндрических и крестовых сводов.

· Обход внешнего кольца перекрыт цилиндрическими сводам (начиналось с маленького святилища Фортуны). Лестницы (тоже перекрыты цилиндрическими сводами, как на Форуме Романуме к Табуларию) чередуются с пустыми проходами. На пересечении лестницы и обхода – крестовый свод. Верхние ярусы перекрыты цилиндрическими сводами.

· Не используются элементы природной местности, все с помощью римских материалов и конструкций. Система еще очень прямолинейная, простая, но грубоватая без изысков.

· Используется разная система наполнения бетона: более тяжелая внизу (камень), более легкая наверху (обломки кирпичей).

· Верхние ярусы повторяют нижние – тема впервые использованная еще в портике Эмилиев (174 BC).

Оформление фасада:

· Нужно показать работу конструкции, но не перетяжелить, не сделать аморфным или однообразным. В основе декорации лежит арка, на которую наложена ордерная декорация. Уже видели в театре Марцелла. Травертин, не мрамор

· Система облегчение ордеров: дорический – ионический – коринфский и коринфская капитель пилястр аттика, – отражает логику конструкции. Четкая вертикаль уравновешена горизонталями.

o Первый ярус: очень низкий цоколь (три ступеньки). Но они есть – выделенные из природы. Импост и архивольт выявлены, но чуть углублены, поэтому не нарушают пластику и логику работы ордера. Распор арки гасится взаимными направлениями распоров соседних арок. Раскреповок нет, но капитель выступает (импульс следующему ярусу) – нет утяжеления – гармоничное сочетание горизонтали и вертикали.

o 2й ярус – не может быть такой же высоты (т.к. визуальное сокращение уменьшило бы его). Следующий ярус чуть более высокий (за счет цоколей, на которые поставлен колонны).

o 3й ярус – цоколь еще чуть выше.

o 4й ярус – объем должен быть всегда завершен и ограничен. Полностью закрытая зона – аттиковая зона, которая нагружает нижнюю часть, которая останавливает движение, успокаивает, ограничивает движение. Уже пилястры с коринфскими капителями. Стена будет облегчатся спокойными квадратными отверстиями окон. Консоли для деревянных балок тента – еще один ритм организации по горизонтали.

o Карниз, завершающий решение.

· Ордер вносит антропоморфность в эту огромную постройку, этот огромный объем не подавляет человека. 2 и 3 ярус украшен статуями (нижний – для входа зрителей).

· За счет кривизны фасад получает динамику, горизонтали антаблементов связывают этот ритм. Внутренняя экспрессия криволинейной линии.

· Каждый следующий ярус отступает по отношению к предыдущему (т.е. есть и физическое облегчение). Тектоническое построение пространства – рост.

· Сама стена из бетона облицована opus testacerum и имеет внутренние разгрузочные арки.

Внутреннее пространство:

· Сначала оставались остатки озера. Потом осушили и сделали сложные пространственные помещения – иппогеи.

· Композиция внутреннего пространства – центростремительная

· По всему периметру внутренней зоны Колизея шел портик – тень, облегчал и облегчал движение. Соответствие высоты портика внутри и высота аттика снаружи. Соответствие фасада членениям интерьера.

· Была пышная декорация.

 

Тит – строит на Форуме Романуме храм божественного Веспасиана (по одной оси с храмом божественного Юлия).

· Периптер в римском понимании (возрождение старой типологии). Осталось 3 колонны.

· Флавианское барокко. Наиболее наглядно – антаблемент храма божественного Веспасиана. Фриз – предметы, связанные с культом (вмурован в Табуларий). При Августе: храм Конкордии – ясный легкий. Храм Вепасиана – сочной, насыщенной, драматизированной.

На развалинах золотого дом Нерона. Термы Тита (не очень хорошо раскопаны и пострадали, когда строились термы Траяна). Первые полноценные императорские термы:

· Единый объем, четкая ось симметрии. Разные планы (открытые/закрытые, прямолинейные/криволинейные, разные своды, разная декорация).

 

Домициан. Часто сравнивается с Нероном и Калигулой.

· Завершил все постройки Флавиев: Колизей, арка Тита, храм божественного Веспасиана, термы Тита.

· Реставрировал древние постройки

· Собственные постройки еще более выраженная идея римской арх революции

 

Арка Тита.

· В самой верхней точке форума Романума. Ключевой момент прочтения римского форума, связывает его с Колизеем, от которого к ней нужно подниматься: усилие – усиление восприятия.

· Элементы: два пилона, арка, аттик и скульптурная группа наверху.

· Восходит к почти квадратному плану. Трехчастные структуры деления (по вертикали и горизонтали – дает внутреннюю гармоничность арке).

· Была сильно разрушена, Баладье восстановил в начале 19 века, без новоделов. Изначально была декорирована пентелийским мрамором (месторождение недалеко от Афин), все утраченные части были восстановлены из травертина.

· Арка украшена полуколоннам, фланкирующие главный проем и четвертными колонами на углах (единая монолитная скульптурная тема).

· Выделен цоколь. В главной части – рельефы: в пазухе арки (над аркой – где воздух – парят Ники и венчают полководцев).

· Замковый камень выделяется (еще с этрусских времен) – там богиня Фортуна. На фризе – вся триумфальная процессия (иллюзионистический характер – триумф нескончаем, он длится вечно). Сами пилоны почти не имеют никакой декорации кроме закрытых ниш – возрастает роль ордера, который дает вертикаль. Раскреповка антаблемента продолжает вертикаль (динамика роста наверх).

· Зона аттика продолжает раскреповку (между которыми – главная надпись).

· Сверху стояла квадрига с Титом (из бронзы).

· Сочетание большого и малого ордера (пилястры на внутренней стороне арки) – можно пройти и понять ее антропоморфные размеры. Импост архивольты арки одновременно капитель малого ордера.

· Скульптура и архитектура не подавляют друг друга.

· В центре свода арки внутри – кессоны и отверстие (в центре неба) – апофеоз (вознесение на небо) обожествление Тита, куда его возносит орел (символ римских легионов) – его небесная слава, как на самой арке – его земная слава.

 

Проходной форум. Завершен при императоре Нерве (форум Нерве). 97г. Пространство, которое свяжет район Рима Субура с форумом Романумом и другими форумами.

· Вытянутый прямоугольник со свободно стоящими колонами, связанные со стеной раскреповкой антаблемента (используется для оформления интерьеров, напр. фригидариев императорских терм). Идея динамичного развития пространства. Архитектор Рабин. Экседра внутрь форума (вобрал людей, ввел и распределяет по главным помещениям).

· Храм Минервы (до 1606г. когда при активных работах мрамор этого храма пережгли на известку: что не сделали варвары сделали Барберини (папа римский). Сознательно снимает идеологическую нагрузку. Форум функциональный, связывающий другие форумы.

Дворец Флавиев

Развитие атриумно-перистильного дома (атрий, перистиль, триклиний). Но то, как эти помещения прочитываются и их функция – новаторские:

· В центре Палатинского холма, севером ориентирован на форум Романум, арку Тита и Колизей. Главный фасад – на главные традиционные римские сооружения. Ключевые для Флавиев (Колизей, арка Тита).

· Территории не входили ни в Золотой дом, ни в Переходной дворец (нет связи с тираном Нероном).

· Северный фасад – парадная репрезентативная часть дворца (идея имперской славы). Но входа здесь нет (нарушается логика осевой композиции). Вход уже с западной части (обходим дворец и воспринимаем композицию в динамике). Ориентация западной сторона – местность, где жил первый император.

· Можно подниматься по крытому криптопортику – поддержка темы движения. Не видим дворец, потом неожиданно сразу парадный фасад.

· Вход через круглый зал. Вход впервые как центрическая купольная постройка (идея божественности власти). Неоднократно этот мотив будет повторятся в дворцах правителей.

· Связь с восточными дворцами (дворец в Пергаме). Осмысление идеи единоличной императорской власти в художественном выражении через восточные формы, конструкции, идеи.

· Тронный зал (цилиндрический свод, украшена свободно стоящей колонной, связанной раскреповкой со стеной – раньше только в храмах – божественность владельца). Завершается экседрой с конхой (опять сакрализация власти), в который выходит портик с выступающими частями (трибуна над северным фасадом возносится над Палатинским холмом – высота, сакрализация «имперума»).

· Триклиний, который завершает центральную ось, тоже завершается экседрой с конхой (именно там возлежал император).

· В комплекс входит базилика (слева от тронного запада – судебная власть императора)

· Справа от тронного зала – святилище (ларарий – боги, покровители дома, но покровители всего государства). Т.е. репрезентация государственной (тронный зал), судебная (базилика), религиозная (святилище) властей.

· Открытое помещение – перистильный двор. Сочетание открытых/закрытых, разных видов сводов

· Триклиний фланкирован нимфеей.

· Сочетание двух библиотек как в храме Аполлона на Палатине, и на форуме Мира: греческой и латинской.

 

Новое дворцовое здание, сочетает традиционные римские, восточные и новаторские идеи – типология, прославляющая императорскую власть.

 

Дворец Августов (часть дворца Флавиев, связанная с частной жизнью императоров)

· Перистильный двор – связь, поэтому частично парадный.

· Принцип неожиданности и предельной экспрессии и драматичности. «Если для городского дома нужно входить через атрий, то в сельский – через перистиль» Витрувий. Здесь в частную часть дворца вход именно через перистиль.

· 3й двор – на 20м ниже. Прекрасные виды, сложный террасный характер и сложная динамика объемно-пространственной структуры.

· Юг – циркус Максимус и Авентин. Парадная лоджия, трибуна, где во время конских ристалищ сидел император. Вся эта часть сделана на огромных субструкциях, что возносит все это высоко над уровнем земли.

· Стена – ниши разного рисунка (не столько облегчение, сколько динамизация стены, стена – продуманных каркас: арки, вплавленные в бетон, облегчающие вес и конструкцию.

· Одно из помещений: квадрат с угловыми нишами, перекрытый восьми лотковым сводом. Получается каркас – стены как таковой нет, ее нет, как эстетического пространства. Стена состоит из ниш, пространство дышит, развивается.

· Стадий, примыкающий к дому с восточной стороны, завершающийся экседрой: опять вся стена живая, дышит, существует.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 254.