Сохраняются традиции римского республиканского портрета. Новая тема: изображение императора и членов его семьи (украшали общественные сооружения в Риме и других городах империи). Перенос столичной стилистики в провинции. Единое стилистическое пространство.
Новые иконографические типы и новое понимание темы статуи: обращение к теме героя. Традиция греческих и эллинистических статуй героев, атлетов. Момент идеализации.
Очень строгий характер, форма обобщена, детали идеализированы, но лицо – портретный характер (в более обобщенном виде).
Появляются приемы/типы изображения императора:
· «Тогатус» в тоге во время жертвоприношения за всю римскую державу – великий Понтифик. Нач. 1 в н.э. в римском палаццо Массими – статуя Августа в тоге. Свободное легкое усвоение классического языка. Легкий хиазм, замечательно проработанные складки, но голова сделана отдельно.
· Из виллы Примапорта (вилла Ливии) из музея ПиоКлиментино в Риме. Была в нише – требовала только обхода по дуге. Сама статуя – копия бронзовой статуи из Рима. Публичный монумент из общественного места, воплощающий идею славы императора.
o Греческие источники и римская трактовка. За образец – канон Дорифор Поликлета. Явная отсылка к идее героя.
o Римская: (статуя полководца из Тиволи – кираса рядом, но воинский доспех важен) – в кирасе. Простертая вперед рука: жест с которым обращается полководец на поле боя после того, как его провозгласили императором. У ног – детская фигурка на дельфине (Венера). Т.е. это не просто герой, а божество. Движение фигуры, сложно выходящей из ниши.
o Декорация кирасы – человек в штанах (варвар), поднимающий римский штандарт, рядом – римский воин. Идея славы божественного Августа – величие таково, что оно распространяется на весь мир (парфяне возвращают римский штандарт принимая идею римского величия).
o Было раскрашено
· Иконография Августа из г.Кумы (в Эрмитаже) – в образе Юпитера.
Никуда не ушли и частные портреты. Бюст Августа из римского национального музея. Концепция портретной достоверности остается. Тщательная обработка лица, но добавляется идеализированный образ.
Предел традиционным римским ценностям семьи. Женщины выходят на арену публичной жизни. Возникает большое число женских портретов. Портрет Ливии из нац. Римского музея. Тенденция классицизированного образа. Другой – уже взрослой Ливии – холодный, взвешенный, четкий…
Продолжается и старая традиции натуралистического портрета. Портрет жреца Исиды (музей в Тиволи). Просто ушли на периферию. Дотошность трактовки, интерес к личности как итога жизненного пути. У женского портрета тоже (портрет неизвестной из римского нац музея).
Искусство 1 века н.э.
При Юлиях-Клавдиях – продолжение той же традиции. Новый эстетический ориентир – эллинистическое искусство. Более сочные, напряженные, пространственные рельефы.
Алтарь благочестия/милосердия (время Тиберия) – виа Фламиниа. Публичный монумент (как алтарь мира). Более пространственная композиция, нет единой процессии, все смотрят в разные стороны, животные упираются и т.д. Связанные с верхними слоями общества.
Фриз с изображением викум магистра (жреч. коллегия к-л района). Более простонародный памятник. Тенденция сохраняется: рассказ, глубина – пространство, сложность организации движения, все присутствует, просто носит более грубый характер.
Императорский портрет – традиционная иконография сохраняется. Клавдий в виде бога Юпитера. Большая динамика, движение. Более свободное движение, аллегорические персонажи.
Портрет – большая живость, свободы. Портрет Калигулы из Копенгагена. Ясность композиции, покой меняется на большее движение. Проработка волос – более пышная, детализированная. Иллюзионистическая трактовка зрачка.
2 портрета императора Нерона из собрания римского государственного музея.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 260.