Тоже 2й помпеянский стиль с активным использованием архитектурных элементов.
Живописный портик отделяет зрителей от пейзажа. Описывает часть путешествия Одиссея кн. 10 с 81-132 стихов. Колоны отделяют эпизоды: местности, сюжеты.
Восходит к эллинистическим образцам пасторальной литературы.
Трактовка пейзажа/сюжет:
· прибытие Одиссея в страну лестригонов Человеческая фигура маленькая – стаффаж, главное – поэтичная атмосфера пейзажа. Тоже постепенное нарастание драматичности действия: будет меняться и природа: появляются облака, грозы и т.д.
· Нападение лестригонов на путников и Одиссея. Скалы накланяются – природа противоречит действию людей. Фигурки уже хаотичные, деревья тоже наклонились, ветер, меняется освещение
· Лестригоны разрушают корабли Одиссея и спутников – еще больше усиливается напряжения композиции и природы
Возникает важная тенденция: если раньше Рим заимствовал, то сейчас Рим, подчинив себе все Средиземноморье, начинает диктовать художественные вкусы центра.
Искусство Рима Лекция 22.05.14.
Архитектура Империи
Имена Августа:
· Гай Октавий ФурИн – представитель «золотой молодежи» знатного патрицианского рода
· Гай Юлий Цезарь Октавиан – после усыновления Цезарем. После смерти Цезаря в 44 г. Принимает наследство и все обязательства и начинает выплачивать все долги. Морально-этический выбор – не отказывается от наследия. Он будет мстить убийцам.
· Император Цезарь
· Император Цезарь Август – в 27 г. При этом император – в республиканском духе – человек-полководец, который одержал победу на поле брани, и солдаты провозглашают его человеком, обладающим полнотой власти «империумом».
Умный, злобный, хитрый, циничный, но в то же время тонкий блестящий политик.
Особенности:
· Последовательная идея о «восстановлении республики» res publica restituto. Мир, пришедший после гражданских войн. Стабильность – значит, будут много и активно строить
· Иная художественная программа. Идея классицизма: в искусстве прошлого берется эпоха-образец, который обладает недосягаемостью этического идеала. И подражая этой эпохе можно достичь художественной высоты. Такая эпоха для времени Августа – классическая Греция. Рациональное, холодное, взвешенное классическое искусство.
· Вся архитектурная деятельность – пропаганда личного величия императора, римского мира, римского влияния. Другой масштаб, другие материалы. «Принял Рим кирпичным, а оставляет его мраморным» (Светоний). Возникновение имперской архитектуры.
· Общественные здания: форум, святилище Аполлона, храм Юпитера на Капитолии (предшественники – дворцы, Август жил в доме своих предков). Некоторые здания построил от чужого имени (сестры, жены…). Портики Ливии, Октавии, театр Марцелла.
· Другие патриции также строили общественные здания. Рациональная регулярная система. Он весь город разделил на округа (власть из центра) и кварталы (власть из центра), очистил город от мусора, укрепил фламиниевую дорогу: от моста Мульвия до самого г. Римини, где поставил триумфальные арки. Остальные дороги поделил между триумфаторами, чтобы те выстроили их на трофейную добычу. Pax Romana.
· Ветхие священные постройки восстановил и украсил. Сжег сомнительные пророческие книги, сохранил только Сибиллины книги. Восстановил некоторые древние обряды.
· Храмы в честь свою позволял возводить только с двойным посвящением: себе и Риму. В Риме не разрешил поставить ни одного.
Особенности архитектуры:
· Удивительное разнообразие типов. Легализует новые идеи Юлия Цезаря (добрый сын отца) – императорские форумы.
· Рим приобретает более регулярный и благоустроенный характер, осуществляется перепланировка. Марсово поле, где раньше собирались ополченцы, а с реформ Гая Мария (переход на добровольный принцип формирования легионов) это прекратилось. Этот район превращается в место досуга римского народа: термы, храмы, портики и т.д.
· Широкое применение новых материалов – мрамор (основной декоративный материал).
· Активно поощрял строительную деятельность патрициев – у них традиционное, Император – инновационное: например, Марк Випсаний Агриппа – общественное строительство традиционных римских типов.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 324.