Искусство Рима Лекция 24.05.14
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Архитектура 2 в н.э.

Нерва 96-98г. Усыновит выходца из Испании, прославившегося своими победами, отличавшегося удивительно сдержанным характером, Траяна. 98 – 117гг.

Испания очень романизированная провинция (первая западная провинция Рима). Выходцы обладали всей полнотой римской культуры, языка, напр. поэт Марциал, Квинтилиан (трактат об ораторском искусстве).

 

· Масштаб, грандиозность архитектуры. Не претендует на оригинальность (как у Флавиев или Адриана).

· Реставрация древних знаковых сооружений.

· Создание больших архитектурных ансамблей, прославляющих императора и носивших общественно значимый характер.

· Аполлодор Дамасский – греческий архитектор – главный архитектор Траяна.

Италийское общество варваризировалось, т.к. у них был некий демографический и продовольственный кризис. Поддержка традиционных римских ценностей, семьи

Порт в Остии рядом с портом Клавдия.

· Еще более логичная, ясная, конструктивная архитектура. Торжество римских конструкций и материалов. Преобразованная рационально и гармонично природы.

Термы Траяна. На месте золотого дома Нерона, причем включает остатки золотого дома.

· Огромный масштаб, сохранилось мало.

·

· Новая ориентация по сторонам света. Кальдарий всегда ориентирован на юго-запад, а фригидарий на северо-восток. Вода подогревается или охлаждается за счет естественного освещения.

· Сложные криволинейные планы: внешняя стена (внутри палестры, парки, места для прогулок) – огромная экседра, выделяющая кальдарий и остальные помещения. Но и с помощью боковых экседр: несколько осевых ориентаций. Через это выделяется сам комплекс терм.

· Система организации движение за счет ниш в стене.

· Монолитный бетон. Свод тоже из бетона, только кессоны его облегчают.

 

Форум Траяна. Непохожий на предыдущие форумы, но он состоит из деталей предыдущих форумов, которые превращаются в новые реалии. Последний и самый большой императорский форум.

· Используется идея обычного республиканского форума: прямоугольная площадь, окруженная портиками (стена – огромные травертиновые блоки как на форуме Августа) с примыкающей перпендикулярно базиликой, как в Помпеях. В центре - конная статуя как на форуме Юлия, триумфальная арка, две библиотеки, как на форуме Мира, экседры и поперечные оси, как на форуме Августа, пристенные портики, как на форуме Веспасиана.

· В ознаменование победы Траяна в двух дакийских кампаниях. Не должен был иметь храма (не предает своей славе божественного характера – храм будет построен после его смерти), а завершение ансамбля – колонна. Слава одного человека трансформируется – более скромный характер.

· Криволинейные элементы – динамка. Экседры уже при входе – преодоление. В центре стены входа – триумфальная арка (многоарочная – масштаб). Выходим - опять криволинейна стена, «выталкивает» на площадь к конной статуе (триумф). По осевой линии – колонна. Поперечная ось: статуя – экседра с прямоугольной нишей. Портики украшены статуями пленных даков (из полихромного мрамора).

· Идея разделения движения и диагонального движения (главный вход в базилику Ульпия – по главной оси, еще 2 входа).

· Пятинефная базилика, которая завершается тоже экседрой по форме, как у экседры внешней площади (единство пространственного понимания). Выходы к колонне опять по диагонали (два выхода). Базилика имеет плоские перекрытия.

· Маленький стесненный дворик, обнесенный портиками. Колонна – апогей, главная идея ансамбля. Статуя на колонне (изначально был орел, статуя – после смерти). На лентообразном рельефе – подвиги дакийских кампаний.

· С двух сторон колонна фланкирована небольшими двухэтажными библиотеками (греческое и латинское). На 2м этаже – лоджии (идем через свитки библиотек) идем к «свиткам» колонны, где можем прочитать деяния императора.

· Колонна возвышалась над стенами форума, т.е. была градообразующим элементом. Когда строили форум и рынок Траяна, вынуждены были срыть часть Квилианского холма.

· При след императоре завершили экседрой, куда поставили храм божественного Траяна. Римляне запрещали хоронить умерших в черте города, для Траяна сделали исключение – его прах в цоколе колонны. Т.е. мемориальный комплекс Траяна и славы всего римского оружия.

· За границей стен форума – рынок (верность республиканским традициям, где на форуме были торговые таберны).

 

Рынок Траяна.

· Победа конструкции над природным началом.

· Система таберн: рядом друг с другом и над друг другом, сохранив горизонтальные и вертикальные оси. Многоэтажный дом инсула – следующий шаг. Отделен от стены форума Траяна узкой улочкой.

· Фасад таберны облицован травертиновыми блоками, выделяя выделяется вход. Сводчатое перекрытие. Над прямоугольным входом – две разгрузочные арки (держит вес перекрытия и второго этажа) с разгрузочным окошком.

· Открытые арки, закрытая арка, закрытая прямоугольная ниша (спокойно завершает композицию).

· Угловые части укреплены полукруглым завершением (полукуполом). Стена полностью состоит из окон: она проницаема светом – живая органичная плоскость стены.

· Зал «биржи» - главное помещение рынка Траяна.

o На разных уровнях: боковой ярус – трехэтажный

o Главное пространство перекрыто крестовым сводами, вся тяжесть – на опоры (опять каркас) цилиндрический свод таберны и на аркбутан (арка, перебрасывающая вес на стену и свод соседней таберны).

 

Адриан 117 – 138гг. из испанских дальних родственников Траяна. Любил охоту, был человеком страстным, с блестящим образованием. «Воспоминания Адриана». Эллино-фил. Его даже называли «гречОнком», говорил, по большей части, по-гречески (до этого Грецию любили Нерон и Домициан, что было не особенно популярно в народе). Много путешествовал, хотел стать художником, увлекался астрологией и геометрией. Считается, что многие его постройки были построены в т.ч. и им . Но в то же время, двуличный, лживый, предатель, несправедливо наказывающий, часто жестоко, близких.

Конец экспансии Римской империи, консервация границы. Отказ от прямолинейности, масштабности. Возврат к августовским началам. Развитие в сторону усложнения, креативности, всплеск типологических решений.

 

Адрианов вал. Британия.

 

Пантеон 118 – 128г. На территории южной части Марсового поля. Рядом с термами и базиликой Агриппы.

· Сам Агриппа тоже строил Пантеон на этом месте. Легендарно именно на этом месте вознесся на небо Ромул. Сначала назвал Аугустеум, но Август не приветствовал сооружения в честь своего культа на территории Италии. Перепосвящено: центр статуя Юлия Цезаря, там же статуи Марса, Венеры и т.д. – Пантеон. Мемориальная постройка – центрическая постройка.

· Сгорело к концу 1 века и в начале 2 в Адриан и Аполлодор Дамасский строят новый храм на этом месте.

· Один из источников – центрическое помещение из терм. Терм Меркурия в г.Баи (севернее Неаполя):

o Ротонда – купол – опаль

o Доп. отверстия для света

o Боковые ниши, перекрытые полу-куполками

o Масштаб

· Ансамбль революционный по смыслу, изменит саму идею античного храма (дом бога, пластическое внешнее выражение этого бога, внутри только статуя и входят только посвященные.). Здесь – для всех богов, внутреннее пространство.

Традиционное:

· Прямоугольный участок, огороженный портиками. Осевая композиция (пропилеи при входе, триумфальная арка, вход). Фасадная ориентация, придвинут к задней стенке сакрального участка.

Новаторское:

· 3 части

o Внешне: Фронтон – аттик - купол

o В плане: портик, пронаос (ниши с двух сторон – обычный трехцелный храм, но центральная цела разбухает до главного объема)

o Темный вестибюль

o Ротонда (затемненное помещение, освещенное одним источником света)

· Конструкция: монолитный бетон, облегченные всеми возможными способами: ниши (система из 7 ниш), разнонаправленные, облегчающие массу стены. Купол опирается на вплавленные арки внутри стены. Получается, это каркас, где работают пилоны. Заполнение бетона в верхней зоне более легкое, чем в нижней.

· Пластика стены максимально облегчена: пилон – колонны (которые закрывают ниши) – пилон – колонны и т.д. Стена оформляет пространство посредством ордерной декорации: получается, что колонны несут купол, т.е. работает ордер (дает тектонику, антропоморфность). Т.е. декорация прикрывает и организовывает работу конструкции.

· В главной нише – Юпитер (небесный свод). В других – Аполлон, Диана – солнце и луна, и другие планетарные боги. Т.е. небо и окружающие небесные боги.

Сочетание прямоугольного портика и зоны вестибюля и ротонды. К боковой стороны почти к храму не подходили, т.к. были боковые портики.

Купол реально опирается на второй ярус, стена 3го яруса – контрфорс по периметру всей ротонды, который гасит распор купола. Он имеет еще и полые проходы. Все стены состоят из разгрузочных арок, которые гасят распор купола (1 и 2 ярус), передают распор (2 ярус).

Фасад/портик

· Надпись: «Марк Агриппа сын Луция в третий год консульства создал» (Адриан снимает с себя авторство и отдает его предшественнику).

· Сочетание: «фронтон – аттик – купол» будет иметь долгую последующую историю в архитектуре.

· Для баз и капителей другой материал – чуть полихромия. Насыщенная пластика всех обломов, форм.

· В нишах в вестибюле статуи Августа и Марка Агриппы. Адриан поменял на статуи Марка Агриппы и свою статую. Ниши фланкируются пилястрами – ордер продолжает работать.

· Мраморный пол – организует движение в храме, заставляя идти соответствующим образом.

· Центральный проход украшен небольшим цилиндрическим сводом с кессонами. Пилястры несут этот свод. Альберти – Санта Мариа Альберти (та же тема).

· Портал – трапециевидные двери (круглый храм в Тиволи).

Внутри

· Резкий контраст с тем, что ожидаем увидеть в простой целле.

· Ниша, завершающаяся конхой (с раскреповкой антаблемента), напротив входа не закрыта колоннами. Там была статуя главного бога. Ниши, внутри пилонов - ниши

· Антаблемент первого, второго яруса. Постепенное облегчение пластики ордера к куполу. Пилястры, выделенные цветом мрамора, малого ордера второго яруса, продолжение ордера 1го яруса – зримое выражение работы ордера (держит купол).

· Пол чуть поднимается к центру (мира) корреспондирует с опалем над ним. Форма вселенной – круг. Здесь ось мироздания – Овидий. В разрезе – шар (гармония мироздания). Луч обходит все статуи богов, получаются, что они вращаются вокруг мироздания.

· Купол: кессоны трапециевидные, уменьшающиеся по мере удаления к центру. Идея роста. Кессоны были украшены бронзовой позолоченной декорацией – сверкающий небесный свод

 

Храм Венеры и Ромы. Между Колизеем и римским форумом.

· Греческий периптер в центре сакрального участка. Цела перекрыта плоскими стропильными перекрытиями (позже заменены на цилиндрические).

· Окружен портиками с двумя входами по длинной стороне.

· НО фасадная ориентация (один в сторону римского форума, другой менее парадный в сторону Колизея), т.о. теряет полную греческую открытость во все стороны. Единая осевая композиция с Колизеем.

· На огромной террасе с боковыми лестницами.

 

Мавзолей Адриана на другом берегу Тибра с другой стороны Марсового поля (корреспондируется с мавзолеем Августа (в северной части Марсового поля на другом берегу и Пантеоном южная часть Марсового поля). 135 – 140гг. Он же стал Замком св. Ангела. Мост Элия. Осевая ориентация, фасадная композиция. Опять система тумулусов только другой масштаб (ротонда на прямоугольнике).

 

Вилла Адриана в Тиволи (самостоятельно). Главная постройка Адриана.

 

Эпоха Антонинов

(Антонин Пий, Марк Аврелий, Коммода) 138 – 193г.

Ничего принципиально нового не будет. Развитие, потом регресс и упадок. В целом продолжение классицизма Адриана.

 

Антонин Пий.

Недалеко от Марсового поля храм божественного Адриана. Периптер в римской традиции. Цела перекрыта цилиндрическим сводом. Осталась только боковая стена самого храма. Очень высокий подиум. Эффектный ритм вытянутых колонн. Орнаментальные мотивы в антаблементе – влияние восточных мотивов.

Храм Антонина и Фаустины на римском форуме. Простиль (римская трактовка). Очень высокий постамент, лестница, расширенный центральный интерколумний.

 

Гражданская война. Провинциал из Африки – Септимий СевЕр 193 – 211гг. Успешный военноначальник. Вся его политика – утверждение идеи Рима. Консолидация традиций. Мраморный план Рима – в одну из библиотек форума Рима.

 

Термы Каракаллы (сын Септимия Севера) 216г.

· Ориентация по сторонам света как в термах Траяна.

· 2 экседры (не пять), выделяют кальдарий (центрическая постройка, перекрытая куполом). Но здесь купол в основании начинает получать окна (окончательное завершение – в св. Софии).

· По фасаду – ряды таберн (ниже из-за перепада уровней).

· Удвоение мотивов (полное симметричное повторение помещений (апогитерий – раздевалки, палестры – дворы), кроме центральных: фригидария, трибидария и кальдария.

· Кальдарий – конструкция как в Пантеоне с его нишами и куполом.

· Фригидарий – перекрыт крестовыми сводами, опирающиеся на пилоны, прикрытые ордером, которые визуально показывают работу нагрузки.

· Капители – в том месте где колоны соприкасаются с тяжестью – фигура Геракла (кафедра пизанского баптистерия).

Единый монолитный бетонный каркасный, продуманный и по осевыми линиями по внутренней симметричной планировке, вознесенный на бетонной платформе.

 

Септизониум 203 (нимфей Северов). Не сохранился, только зафиксирован на гравюрах. Сложная трехъярусная структура с декорацией малого ордера, мраморы разных цветов, фонтаны.

 

Арка Септимия Севера на форуме Романуме.

· Стеснена всему другими постройками, сквозь нее пройти нельзя. Это арка не для прохода, а оформляющая идею прохода форума.

· Две фасадные точки зрения (с Виа Сакра и с капитолийского холма).

· Боковые фасады не имеют декорации.

· Свободно стоящие колонны – возрастает роль пластической функции. Перетежеленный верх (огромная надпись), раскреповки 1го и 2го яруса. Скульптурной декорации еще больше: вся украшена рельефами: цоколь, в пазухах арки не просто летят, а протискиваются огромное количество рельефов, 4 главные победы, замковый камень, пролеты)

· Из центрального пролета можно остановиться и повернуть налево в другой пролет. Даже здесь появляется архитектура внутреннего пространства.

 

Арка Аргентариев (торговцы серебром). Не для триумфа, а для величия – верноподданнических идей. Форма теряет типологическую ясность. Главное – не архитектурная форма, а обильная структурная декорация с преобладанием орнаментального пластического начала.

 

После Северов очевидный кризис. Только Диаклетиан собирает вновь государственную структуру, разделив ее на 4 части (внутренняя долгоиграющая бомба).

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 243.