Архитектура поздней империи (3 – нач. 4 века)
После 235 г – кризис 3го века. Кризис всей системы мировоззрения: переход от республиканских влияний (от гражданина к подданному).
Все больше восточные культы (самый главный – христианство). Последний император, проводивший последовательные гонения на христиан – рубеж 3 и 4 веков.
Архитектура – ремесло, нужны деньги. Денег нет, строительства минимум.
Аврелиан 270 и 275гг. Необходимость консолидации. Аврилиан снова переезжает в Рим, который вновь становится реальной, а не идейной столицы. Италия небезопасна, необходимо укрепляться (впервые со времен постройки стен Сервия Туллия): город защищают не стены, а люди, сейчас уже не так.
Огромный проект: Аврелиановы стены Рима. Мастерство ремесленников никуда не уходит. Сама идея стен – итог градостроительных исканий, огораживает тот город, который уже существует. Включает все случайно оказавшие памятники: лагерь преторианцев и др. Сохранили значение до 70х гг. 19. Символ величия и масштаба Рима. Начало 20века – Рим не дошел до стен Аврелиана. Что было включено в систему стен Аврелиана:
· Пирамида Гая Цестия (при Августе)
· Порто Маджоре (при Клавдии)
· Порто Тибуртино (Август, Марк Агриппа)
· Кастор Претория Тиберия
Башни стен расположены довольно близко одна от другой, ворота у главных дорог: например, Порто Аппиа (Порто Сан Себастьяно). Башни усилены в 5 в при императоре Гонории:
· Сохраняет старое решение, восходящее к системе галльских ворот (2 башни),
· внутреннее пространство между внутренней и внешней стеной.
Император Диаклетиан (284 – 305 – отречение)
· Преобразование системы управления и территориальной организации (Тетрархия): между августами и цезарями – 4 части, правители которых подчиняются верховному императору. Империи нет как единого целого: четкое деление на Запад и Восток.
· Вводит новации в систему организации власти: принципат (первый выступать в сенате) – доминант (доминус - господин). Юридическое оформление божественности власти. Влияние не Рима, а восточные идеи в разных вариантов (политические, религиозные, культурные) начинают диктовать моду. Восточная идея единоличной неподвластной никому божественной власти. Все его постройки это подтверждают.
Термы на диминальском холме или термы Диаклетиана 298 – 305 гг (недалеко от вокзала Термини).
· Старая традиция (термы Траяна, Каракаллы) – собственно термы и ансамбль: парки, сады, спортивные сооружения. Обилие осевых композиций, криволинейных планов.
· Кальдарий – более ранняя традиция – повторяет структуру фригидария: вытянутый прямоугольник с экседрами (римская архитектурная мысль не законсервировалась, творчески плодотворна).
· Пьяца Национале (большая экседра) – дома 19 века повторяют размер и структуру – масштаб.
· Угловой центрический павильон ансамбля внешних стен – церковь сан Бернардо алля Терма (сохранилась память об античном здании – структура здания сохраняется – система купола, кессон, опайон.
· Экседра на северной стороне – монолитно-сводчатая система, единое бетонное каркасное основание и сложная организация стен с разгрузочными арками, вплавленными в бетонную массу. Вся стена проницаема, связь между интерьером и окружающим пространством. Как и северная стена самих терм.
· Угловой павильон самих терм (ротонда, перекрытая куполом, а снаружи – параллелепипед – усиливается контраст, динамичного понимания архитектуры).
· Центрические и овальные планы (уже!) неодинаковость пространства со сложным освещением и декорацией. Овальный павильон.
· Внешний фасад фригидария терм: термальное окно (Москва: ампир, провиантские склады (парк Культуры)).
4 век – санта Мария делле Анджеле, сохранились части. Фригидарий (позднее творчество Микеланджело):
· Вытянутый прямоугольник, боковые помещения, принимающие главные распор крестовых сводов. Внешне приставленный ордер (свободно стоящие колонны, связанные раскреповкой со стеной, пышный ордер, разноцветные полихромные мраморы, удивительно насыщенные обломы антаблемента).
· Огромный масштаб, свет, организующий динамику пространства. Микеланджело старался сохранить все античные колонны (он встроил некоторые новые пластические элементы).
· Крестовые своды с дырочками (глиняные кувшины – пустые пространства, облегчающие своды и дающие замечательную акустику – звук несет идею масштаба).
Бассейн: ниши уже не просто полые как в термах Каракала, а пустые (насквозь).
305г. Диоклетиан отрекается и удаляется. Родился в Далмации недалеко от Сплита.
Загородная резиденция Диоклетиана в Сплите.
Загородная резиденция 2в (вилла Адриана в Тиволи): не дворец, не крепость, а вилла: живописная, нерегулярная, открытая, свободная, связанная с природой. В конце 3го века загородная резиденция: план военного лагеря (кардо – декуманус, окружающие стены и т.д.). Не загородная резиденция, а крепость. С одной стороны, в Долмации – варвары рядом. С другой, идея власти, крепость это сила и величие.
· Прямо на берегу моря. Ориентирована по сторонам света, кардо и декуманус, четко четверо ворот, южные - скорее порт.
· Северо-западная часть: казармы, сады и парки
· Северо-восточная: провиантские склады
· На пересечении главных улиц должны были находиться главные постройки, но здесь одни отодвинуты к югу, к порту, за дополнительной стеной. Декуманус – граница между общественной и приватной части. Система анфиладности, постепенного развития, подхода к главной резиденции.
· Площадь входа в приватную часть украшена портиками: свободно стоящие колонны, связанные системой арок и до середины перекрыта стеной (т.е. непроницаемость, а закрытая стена, которая подавляя внимание проводит к главному фасаду дворца).
· Главный фасад – четырех-колонный портик, ведущий в центрический вестибюль как во дворце Флавиев на Палатине (купол – небо, идея божественности императора). Фронтон на портике (храмовое здание), но в заимствованных с востока форме (центральный интерколумний более широкий). Главный портал – арка (тема неба, сакральности). Конгломерат элементов, каждый из которых взят из разных традиций: восточной и античной, но главное – божественность власти.
· Вестибюль, перекрытый куполом: не монолитный купол, появляются оконные проемы, ниши. Купол теряет свою тяжесть, спиритуализация архитектурной формы – проницаемость.
· После вестибюля – тронный зал (осевая композиция и фасадная композиция). Запад – базилика, ларарий; Восток – триклиний.
· Поперечная ось (до главного фасада): Восток – мавзолей Диоклетиана (центрическая постройка с портиком по фасаду и куполом). Запад: храм Юпитера, связанный с мавзолеем одной осью. Идея божественности власти.
· Южный фасад: крепость, две башни по углам, пристань в нижнее фасадное здание, огромный портик. Вспомним табуларии, св. Геркулеса Виктора в Тиволи.
· Ворота: золотые, серебряные, бронзовые. Система перейдет в Константинополь.
· Скульптурная декорация: архитектура теряет тектонику – висящая арка, они ни на что не опирается. Изогнутый антаблемент – важна для восточной архитектуры (ансамбль Баальбека) – т.е. другой язык: декоративный, атектоничный. Характерная на Востоке для храма и переносим на резиденцию правителя. Египетская тема (сфинксы, украшающие перистильный двор. Идея римского лагеря приспосабливаем к восточному понимаю архитектуры, ее семантике.
· Мавзолей: ниши уже открыты, пластика ордерной декорации сильно выносится в центр. Монолитный шар Пантеона превращается в динамичную насыщенную драматичную архитектуру.
Император/узурпатор Максенций 306 – 312гг. Человек старых идеалов. Вся деятельность последовательно языческая на правление его власти.
Перестраивает храм Венеры и Ромы (между Колизеем и Форумом Романум). Он перестраивает целлу, опираясь на старую архитектуру (храм Венеры родительницы, Марса Ультора). Монолитный бетон, перекрывает цилиндрическими сводом с кессонами (разграничение двух целл в центре наоса). Усиливает декорацию стены нишами и сложной ордерной декорацией. Порфирные и зеленые колоны и т.д.
Еще один вариант загородной резиденции. Виа Аппиа: Ирод Аттик (воспитатель Марка Аврелия и его соправителя Люция Вера). После его смерти он завещал эту территорию императорской семье. Там Максенций и строит свою загородную виллу.
План:
· Вводится система огромного цирка (дворец Флавиев на Палатине с цирком). Императорская трибуна (можно пройти из помещений самой виллы/дворца).
· Мавзолей Ромула: огромная ротонда и портик (как в Пантеоне). Главное, что между куполом и ротондой помещаются оконные проемы: структура лишается жесткости, монолитности и единства. Более пластична и меняется внутреннее восприятие пространства.
Вилла перестает быть видом гедонистического досуга (пишет, читает, встречается с друзьями). Духовный досуг уходит из виллы, она становится грубой, масштабной, предназначенной для варварского досуга.
Декорация:
· Стена: монолитный бетон, имеющий другую структуру: сочетание плинфы и кирпича: полосчатая кладка – перейдет в раннее христианство (мавзолей Галлы Плацидии, Сан Витале). Верхняя часть облегчена: вставленные полые сосуды.
Храм Ромула на Форуме Романуме (в честь умершего сына). Прямо на самой Виа Сакра. Центрическая постройка, единый монолит, но усложнение фасада: предваряется портиком и маленькой стеной с полукруглыми завершениям, ограждающими храм от виа Сакра. Новое понимание центрической постройки с усилением осевой композиции и фасадной ориентации. Полихромные мраморные колонны. Позднее храм был включен в храм св. Космы и Дамиана.
Базилика Максенция (будет перестроена Константином). Недалеко от форума Мира, поэтому в средние века их называли храмом мира.
· Включена в систему форума и его окрестностей: Колизей, храм Венеры и Ромы, базилика Максенция. Северный фасад – на Колизей. Нарастающие объемы. Это одна из последних построек на форуме Романуме, включенная в его композицию.
· Восходит изначально к простым элементам: одно пространство и поперечные таберны с цилиндрическими сводами – виа Тибуртина под святилищем Геркулеса Виктора в Тиволи), центральное пространство – крестовые своды (фригидарий терм).
· Базилика трехнефная, имеет:
o обязательный вестибюль (был и в Помпеях). Маленький, низкий, стесненный с полукруглыми экседрами вестибюль представляет собой поперечную осевую композицию, мешающую движению. Контраст с огромным главным пространством базилики.
o Главное пространство: каркасная конструкция, опора на пилоны с прислоненной ордерной декорацией. Стены не существует: два яруса окон с полукруглым завершением. Из пилонов тоже убирается масса, там размещаются ниши и экседры. Над вестибюлем с восточной стороны – открытые окна – свет в основное здание идет не только с боковых окон, но и по главной оси – еще один момент организации движения вглубь.
o При Константине перестроен вход (перенесен с восточной стороны на южную) и с севера пристроена еще одна экседра. Продиктовано выделением южного фасада, обращенного к виа Сакра, но нарушена продольную логику базилики.
· Декорация – сочетание порфировых и изумрудных колонн. Рисунок кессон тоже меняется: восьмигранные, более сложные с перепадами, более сочные интересные. В экседре – гигантская статуя Константина.
· Базиликальный разрез: центральный неф выше и шире (термальные окна на верхнем ярусе). Прямоугольный выделенный план с движение в глубину и выделением центральной части. Пилоны организуют ритм движения.
· По боковым нефам идти трудно: идет на встречу тебе цилиндрический свод и перегородки с небольшими сквозными дверями.
· Сохранился один боковой северный неф. Масштаб также можно понять по сохранившейся колонне – сейчас на площадь перед главным фасадом Санта-Мария Маджоре. Орлы у основания и статуя на колоне – реминисценции от колоны Траяна.
Недалеко от Понта Мильвио 312 г – битва Константина и Максенция. Равенство религий 313 г. Но Константин понимал, на какие традиции он опирается.
Триумфальная арка Константина. Триумф победы, отказ от политики дробления Диоклетиана. На месте изгиба via sacra, ориентируется на Палантин и Колизей.
· Типология трехпролетной триумфальной арки (перекличка с аркой Септимия СевЕра) – начало и конец триумфального шествия. Бернард Бенсон (одна из лучших работ по Ренессансу Италии) доказывает, что это показательный пример кризиса архитектуры, но есть и другая точка зрения: решение продуманное, но то как она была сделана говорит о кризисе: все элементы декорации взяты из более ранних построек. Но все элементы принадлежат постройкам Траяна, Адриана и Марка Аврелия. Выбор очень показателен: мудрые, добрые цезари, идеальные правители. Т.о. Константин не узурпатор, а легитимный продолжатель деяний этих правителей. Не кризис, а логичное завершение пути. Стилистика собственно рельефов Константина – новое понимание.
· В овальных тондах – Адриана, рельеф на аттике – Марка Аврелия, фигуры на аттике – пленные даки Трояна. Внутренние рельефы проемов центральной арки – также заимствованные. Собственно константиновский – прямоугольная полоса рельефа в центре.
Строит термы Константина (на квиринальском холме) – плохо раскопаны (время Паладио). Кальдарий – идеи Каракаллы. Ротонда не ниши, а сквозные проемы, оформленные с внешней стороны криволинейными портиками (еще большее облегчение конструкции).
«Храм Минервы Медика». На самом деле это постройка, входящая в ансамбль Лициниевых садов (нимфей или павилион). Центрическая с 9 экседрами
Вся построена на контрасте.
· Маленький низенький вестибюль с боковой осью – боковые экседры.
· Рафинированные криволинейные боковые портики
· Работает только каркас – пилоны, на которые опирается восьмилотковый свод, переходящий в купол (золотой дом Нерона).
· Ниш больше, более вытянутые, напряженные. Внутри больших ниш, маленькие ниши, облегчающие их, включая сквозные (т.е. стена даже в нижней зоне облегчена).
· Декорация 2го яруса: открытые окна над нишами с конхами – нет массы, стена теряет свою монолитность.
Мавзолей Елены (или на виа Лабикана). Тема цилиндра, поставленного на цилиндр (идея, восходящая на мавзолей Цецилии Метеллы).
Мавзолей Констанции (в 350г. освящен как церковь Констанции). Осевая композиции, фасадная ориентация.
· Опять вестибюль и поперечные экседры, ниши на фасаде и в самих экседрах
· Внутреннее пространство из больших ниш по осям и маленьким между ними. Разная форма – контраст.
· Внешний портик: возникает внутренний обход портика – перекрыт криволинейным цилиндрическим сводом: очень лёгкий, изящный портик (момент контраста со стеной). Спаренные криволинейные колонны не с антаблементами, а с арками. Одна колона не в состоянии вынести тяжесть: атектоническое решение: массива купола и тонкости колоны. Система, явна носящая театрализованный, барочный эффект. В центре – порфировый саркофаг Констанции.
· Купол еще в большей степени имеет нематериальный характер: везде в основании оконные проемы. Он уже не опирается, а парит.
· Мозаики – христианский характер, но античные темы (амуры, вакхические сюжеты) и новая трактовка.
Лекция 31.05.14 (часть), 11.06.14
Дата: 2019-02-25, просмотров: 247.