Новый этап художественного развития. Обращение к классике. Отход от традиций эллинизма поздней республики. Образец – искусство прошлого, идеальный недостижимый образец. Искусство Рима входит в рамки греческой традиции, обладающей идеальным характером, идеи умиротворения, спокойствия, величия.
Эпоха Августа
Алтарь мира. На виа Фламиния на Марсовом поле, которая начинает застраиваться общественными сооружениями. В месте, связанным с мавзолеем Августа (переклички славы), после начала работ над мавзолеем. 13 – 9 гг до н.э. Освящение сопровождалось жертвоприношениями и большим шествием императора и сенаторов.
Архитектурная типология – агора в Афинах.
· 2 главных фасада: в сторону марсового поля и в сторону виа Фламиниа.
Со стороны марсового поля:
· Главный фасад: первые шаги римского государства (Ромул и Рэм) и жертвоприношение Энея (перенос лара из Трои на италийскую землю). Ранние эпохи римского государства и главный римский миф (Вергилий) – система связывающая Рим с античным средиземноморьем. Кроме того мальчик Юл – внук Венеры и основатель династии Юлиев-Клавдиев. Пропагандистский памятник, прославляющий императора. Мифологич рельефы – ясны, спокойны, размерены (стилистически воспроизводят классическую греческую эпоху) с выделением основных моментов.
· Боковые стороны: фризообразная процессия: справа Марсовое поле – императорская семья, слева – процессия сенаторов. Иллюзионистическое звучание, узнаваемые персоналии (см. ниже).
2 рельефа с обратной стороны на виа Фламиния (совр. Корсо):
· Главный фасад: богиня Теос и богиня Рома
o Август запрещал устанавливать храмы в свою честь, только если богине Роме и Августу. Т.о. богиня Рома одновременно является и отсылкой к самому Августу
o Богния Теос (по Вергилию – главная богиня римского пантеона – плодородия, изобилия в природе). Т.е. изобилие возможно только когда правит Август. На коленях 2 близнеца, по двум сторонам две персонификации: одна на лебеде, другая на морском драконе: две стихи – воздух и вода. А Теос – мать земля. Получается идея трех стихий, которые процветают при Августе. Правление Августа входит в систему космогонии, процветание всего космоса, всей земли. У ног: корова и овца – символ плодородие (жертвенные животные). Лебедь – птица культа Аполлона - связь Августа с богом солнца и света. Еще большая аллегоричность (вселенский обобщающий характер). Еще более спокойный классический характер.
· Боковые стенки: процессия императорской фамилии. Вместо ясных спокойных аллегорических форм язык республиканский: доскональность, натуроподобие. Нескончаемое шествие (Парфенон), но включает в него, римскую систему ценностей.
o Задний фон – воздушная среда, атмосфера, пространство, куда фигура погружаются. Движение вдоль и вглубь. Большая иллюзионистическая достоверность. Все персонажи узнаваемы: Август, Ливия, Марк Агриппа, Германик, Друз – жизнеподобие, веризм. Марк Агриппа – объем, зрелость, сдержанность, сухость, важные для римского республиканского рельефа.
o Сложный ритм, фигуры идут в сторону Марсового поля, но фигуры могут обращаться назад, беседуют, по-разному держат тогу – большая реалистичность, натуралистические детали… Сочетание классической ясности и римского понимания веризма. Индивидуальная неповторимость. Жанровые оттенки момента рассказа: дети хватают родителей за края тоги. Ясный четкий рассказ как в римской прозе того времени.
o Предельно нагнетается, обыгрывается переднюю плоскость рельефа (вынос шкатулки за пределы).
o Первая фигура в сторону марсового поля: фигура чуть закругляется, она просто уходит дальше: она не последняя, она уходит в бесконечность, шествие будет вечно. Вечная процессия жертвоприношения в честь Августа.
· Нижняя зона: богатая орнаментика: растительных и животных мотивов. Животные и птицы: орел (Рим), лебедь (Аполлон). Т.е. не просто классицистический орнамент, но тоже идея славы и величия Рима. Классический меандр.
· Внутри: фестоны (любые триумфальные памятники).
· Последовательный эклектизм, истоки еще в алтаре Домиция Агенобарба.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 253.