Сложности:
· Мало памятников из Рима.
· Основной массив – из провинциальных Помпеях и Геркулануме
· Римская живопись подчинена архитектуре и ее функциональному значению. Вырезали (в 19в), и откуда вырезали, где она была, не понятно. Не возможно включить в архитектурных контекст.
· Копии греческих образцов. Часто не всегда имеешь оригинал перед глазами, кроме того подчиняешь под конкретный интерьер.
· Есть целый ряд самостоятельных римских черт и обладает самостоятельной ценностью:
o Иллюзия жизнеподобия
o Принцип аппликации (на новые материалы накладываем ордерную декорацию, чтобы понять идею), так и живопись накладывается на пластику стены
o Повествовательность, последовательный рассказ
Иконография Тезея, победившего Минотавра (базилика из Помпей/музей Неаполя) 1,9*1,63. Важная идея прославления героя (он занимает всю высоту фрески). Идея личности, замечательный хиазм, остальные не отвлекают внимания от главного.
Из дома Габия Руфа: другая трактовка образа. Сухо, протокольно, досконально. Рассказывается не о герое, а о подвиге.
Живописный жанр – триумфальные картины (не сохранились, есть только описания). Несли в триумфальной процессии. Должна была быть изображена местность и города, которые были завоеваны. Досконально, тщательно, должно быть узнаваемо. Обобщено, но предельно реально. Андреа Мантенья создал серию таких триумфальных картин. Как оживает портрет, так оживают и сражения в триумфальных картинах.
4 стиля:
· 1й помпеянский стиль 200 - 100 (столичные)/80 (провинциальные) до н.э.:
o копирует декорацию греческих домов (о.Делос), интерьера дома, стены, уподобленная реальным мраморным плитам. Декорация дома Самнита.
§ На Делосе – горизонтальная фризообразная структура. Римляне подчеркивают и вертикальные членения (большая структурность, тектоничность и систему стены)
§ Греческая – плоскостная (иллюзия за счет живописных средств), римляне – и реальный объем.
§ Греческая не имеет реальных архитектурных элементов. Римская имитирует, например, карниз.
· 2й помпеянский (100/80 – 15/0).
Дом грифонов на Палатине. Пример переходной системы.
o Он отказывается от просто имитации, а активно использует ордерную/архитектурную декорацию.
o Предельно используется принцип иллюзионизма (цоколи выступают вперед/перспективное сокращение).
o Пространство более динамичное, насыщенное.
Вила Мистерий. Сложная развитая прихотливая декорация: проламываемая оконными проемами стена.
· Реальные архитектурная живописная декорация
· Включены неожиданные эффекты (пространственные трюки) – проломы, окна. Свет/тень, динамика. Там как реальные виды, так и сюжетные картины – сценки в реальном окружении (с семантическим смыслом). Иллюзию сложной экспрессивной насыщенной архитектурной декорацией.
Вилла Фанния Синистора в Боскореале недалеко от Помпей. Большая часть в музее Метрополитен – реконструкция реального интерьера.
Назначение – спальня. Декорация повторяется на левой/правой стене, но с некоторыми нюансами (найди 10 отличий) – эффект неожиданности, обмана, иллюзии. Некого эмоционального потрясения. Логично организована с помощью иллюзорной архитектуры – колонны, за ними – виды (архитектурные или сельские пейзажи). Интерьер, который якобы огорожен портиком, сквозь который мы видим пейзаж.
Левая стена: вид города, храмовой постройки, опять город и храмовая постройка. Сельский – пенделы (беседка, увитая зеленью), вазоны, фонтанчики (тихая вода как в бахчисарайском фонтане), пещеры. Реальный парк (окно) и иллюзорного вида рядом. Как у Витрувия: описание декораций к трем родам сцены: трагическим (храмы), комические (город), сатирические (деревья, парки).
Сознательное желание уподобить декорацию театральной сцене – драматический момент.
Вилла мистерий в Помпеях. Декорация выделяет вход, торцовую сцену (туда падает свет). Т.е. драматизм достигается не только композицией, но и светом. Как в экстазе св. Терезы Бернини. Самая главная фреска – справа на торцовой стене.
Фигуры в человеческий рост в реальном пространстве, возникает иллюзия присутствия. Пилястры разделяют сцены.
Принадлежала знатному роду Истацидиев. Недалеко от виллы их гробница. Известны приверженностью к мистериальным культам. Скорее всего, обряд посвящения в дионисийские мистерии. Фриз – повествование, рассказ: основные этапы. Лакуны – угловые части.
Сцены:
· Чтение сакрального текста
· Неофитка начинает движение (слева направо) – шествие, движение. Есть четкие моменты, оделяющие сюжеты, но и связь (блюдо служанки заходит на пилястры и связывает со следующим сюжетом). Начало движения: слева – полный покой, справа уже импульс движения).
· Обряд сакрального пира (второй этап посвящения)
· Вбегающая из угла богиня – другое драматическое движение. Двигается навстречу нашему шествию – пауза (чтобы мы успели повернуть)
· Поглощение священного вина: сатир и сатирята
· Сцена прямо напротив окна напротив стены: только одна фигура в состоянии покоя (другие активно действуют), эта фигура невидима для присутствующих – бог Дионис. Т.е. он сам присутствует на посвящении.
· Появление фаллического символа. Богиня истязает неофитку. Сцена ритуального танца и истязания – кульминация. Испытание, которое неофит должен претерпеть, чтобы вступить в секту.
· Окно - пауза и сцена приготовления к сакральной свадьбе (обручается со священным покровителем этой секты). Уже спокойная сцена.
· Женская фигура римской матроны, наблюдающая за действием (иллюзия и драматическая насыщенность). Т.е. декорация настолько связана с конкретным помещением, что, скорее всего, именно здесь были сами мистерии. Начинаем с того с чего начали.
Риторическое произведение: вступление – кульминация – заключение.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 284.