Римский дух. Сложная историческая проза, приемы, которые позволили рассказывать о главных событий и описывать окружающий мир. Доскональность, тщательность, подробность фактов. Отсюда возникает интерес к историческому рельефу.
Алтарь Долмиция Агенобарба (недалеко от храма Нептуна на Марсовом поле). Многие Долмиции были замечательными капитанами, потому так назвали.
Одна часть - триумф Посейдона и Амфитриты (Мюнхен), вторая часть – административная и религиозная церемония (Лувр). Около 100 г. до н.э. Высота 78 см. Длина рельефов около 6 м.
Мастер – Скопас Младший (пишет Плиний в 36 книге).
· Процессия Посейдона и Амфитриты. Очень рафинировано, понимание пространства, пластики, шумной процессии, понимание глубины пространства, движения. Явно восходит к эллинистическому искусству и отвечает римскому провинциальному варианту эллинистического искусства.
· Другая часть – другой художественный язык: сухое, повествовательное, прозаическое искусство. Ценность – умение четко, ясно, лаконично рассказать о событии. Там происходил ценз (перепись населения, чтобы понять, какую службу они могли нести для государства). Т.к. церемония государственно важная – алтарь, где будут принесены жертвы. Видим ключевые эпизоды: перепись (цензор, люди, солдаты), жертвоприношение (алтарь, жертвенные животные).
· Фигуры выстраивают дискретность действия (выделенные размером стоящие фигуры солдат). Незримая фигура – бог Марс. Жертвенные животные тоже выделены размером – подношение богу.
Особенности:
· Желание наиболее жизнеподобную композицию
· Рассказать последовательно
· Выделить ключевые эпизоды
· Действие разворачивается на переднем плане. Фон – непроницаемая плоскость (не воспринимается как пространство), потом будет другое понимание этой плоскости.
Арка Августа в г.Сузы (север Италии на альпийском перевале). Поставлена Августом в честь события: в результате договоренности местные племена разрешили проложить дор
огу, въ
едущую в Галлию (т.е. расширение империи мирным путем).
· Жертвенное животное опять в разы больше фигурок людей (соединение реализма и символизма).
Гробница булочника Эврисата на месте, где виа Пронестина и виа Лабрикана входили в Рим. Типичный «новый человек». Вызывающая по масштабам и архитектуре. Наверху во фризе скульптурная декорация:
· Идея слава того, что выделяет его. Повседневная работа, то благодаря чему он добился финансового успеха: все стадии производства хлеба. Видим процесс, он узнаваем, четко и дискретно описывается. Подробно и натуралистичных характер. Вместе с тем дискретный рассказ. Архитектурные элементы использую элементы повествования (отверстия как в печи для выпечки хлеба).
· Общенародное искусство: простота доходчивость, грубоватость и ясность художественного языка.
Римский портрет
Другое искусство появляется именно во время республики. В рамках римской патрицианской традиции. Т.к. есть представление о семье, доблести предков и их продолжателей. Искусство патрицианское, для внутреннего потребления, будет позже иметь важный общественных резонанс.
Амбиционный жанр, не может возникнуть без развитой духовной атмосферы необходимости портретов. Греки – идеальный портрет (любой человек, который начинает выделятся из общего равенства – остракизм). Римляне очень ценили индивидуальность человека, и человека, входящего в семью.
Не каждый имел право делать портреты. Это было особой заслугой фамилий. Это нужно было заслужить, сохранить, а можно было и потерять.
Портреты хранились в специальном месте/шкафу в атриуме римского дома (публичное место). В наиболее важные дни фамилии эти шкафы открывались и все могли видеть историю рода хозяина дома.
Стилистические истоки.
· Натуроподобие и экспрессия этрусков. Этруски шли за внешности, для них была важна иллюзия. Они не изображали идею. Римляне взяли эту натуралистичность и насытили своими ценностями.
· 2й источник – италийский: иллюзионизм и суровая строгая простота образа.
· В шкафах выставлялись также и восковые маски (посмертная маска). Портрет изображает живого человека.
Долго римляне обходились не столько портретным образом, сколько самой идеей портрета. Бюст из Таррента 1 века (важна надпись), т.е. важна идея портрета, а вам образ мог и не существовать.
Полибий. Всеобщая история. книга 6, параграф 53-56.
Искусство государственное, т.к. все мои предки совершили славные поступки для государства, чтобы другие учились их примерами.
Также связан с погребальным культом (ставят на Форуме Романуме изображение усопшего и его сын рассказывает о его деяниях – наполненность зримого образа тела умершего его историей). Т.е. личная история человека становится историей всего римского народа. Имена благодетелей отечества становятся известны всем. Потом они выставляют это изображение в главном кивоте дома. Открываются в великие дни Рима – участвуют и в прошлых и в текущих деяниях. Трудно представить себе действо более влияющее на юношество, которые хотят достигнуть тех же успехов, триумфов. Искусство активно дидактическое.
Портрет Суллы.
Портрет старика.
Наглядное выражение идеи стоического благородства (Цицрон, Сенека). Важна идея гражданской и доблестной личности.
Обычно это образ старого человека. В молодом человеке еще ничего нет, он ничего не сделал, у него не отражается история, у него его нет. А у старика это все есть. Нужно фиксировать все, чтобы все поняли, что этот человек пережил. Достоверный слепок лица, но отходящий от мелочной натуралистичности этрусского портрета. Славный жизненный путь, который прошел человек. Это и память об умершем и назидание будущим потомкам.
Поэтом именно мрамор дает возможность создать наиболее доскональный и существенных образ человека. Удивительное чувство стереометрии, выявленности форм, ограничении их от окружающего пространства.
Эти портреты делали не римские мастера, а греки. Они принесли свое мастерство, художественное чутье, таланты, но римская среда давала идеи.
Тогатус барберини или портрет римлянина с предками (палаццо консерватором Рим). 1,65 см. 1 век ВС. Портер в правой руке 50 – 40, левой – 20 – 15. Сама голова позже, но т.к. августовская тога, то сам человек – рубеж веков.
Несколько стилистических направлений.
· Очень сырая, грубая незрелая эллинистичность и простой рассказ о портретируемом. Провинция. Голова мужчины из г.Тарквиний (2-1вв до н.э.). Портрет из Пренесте сер 1 в до н.э. Чуть больше динамики. Строгий реализм. Портрет из Нэми. Образец веризма. Сначала был бронзовый, потом мраморная копия. Портрет женщины из Берлинских музеев (конец 1 в до н.э.). Цицерон: 2 типа красоты: мужчина достоверный, реалистичный и т.д. Женщина – обобщенный, идеальный.
· Веризм, который был в портрете старика. Римское понимание формы сочетается с греческой внутренней пластической динамикой. Из Эрмитажа
· Прямое следование эллинистическим образцам. Сложность, динамика. Тит Фламен (на монете).
Портрет генерала эпохи войн против Митридата из Тибури (нац музей Рима). Почти 2 метра в высоту. Новая иконография римской идеальной личности: само тело и торс – совершенное идеальное тело. На него вставляется натуралистически трактованная голова. Тело полуобнажено (задрапировано). Нога и драпировка примыкает к кирасе (воинскому доспеху).
Надгробия.
Тоже веристическая трактовка личности.
Статуя из Кампании (Неаполь) женщины, мужчины.
Надгробие семьи Вибиев: супружеская пара между ними изображение бюста мальчика (т.е. он умер еще при жизни родителей). Идея времени, развития.
Надгробие Гессия:
Надгробная стела из г. Равены. 2,7м. История семьи, занимавшейся корабельным мастерством.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 473.