Искусство эпохи республики (скульптура, исторический рельеф, портрет, живопись)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Этрусская традиция:

Капитолийская волчица (6 в до н.э.),. Этрусские мастера, но прославление римской ситуации. Начало римской мифологии и римского мифа о величии Рима – основа всего дальнейшего римского искусства.

Этрусское влияние у истоков Рима: натуроподобие, экспрессия.

Циста Фикорони (3 в до н.э.) – тоже этрусским мастером, но в самом Риме. Идея рассказа, повествования. Принципы рассказа – из всего сюжета – ключевые эпизоды – главная канва. Дискретно.

 

Собственно римская традиция:

Рельеф из г. Луцер. 3 – 1 вв до н.э. Известняк. 40 см. Невыразительная форма, что важная для римлян тема: пасторальная тема. Термин из эллинистической культуры, но в римском смысле – воспевание сельского труда. Некультурное, примитивное искусство. Но трактует тему с т.зр. вечности. Мужество, сила, экспрессия силы.

Провинциально-эллинистическая традиция:

250г. надпись 200г. Гробница Луций Корнелий Сципион Барбаты. На виа Аппиа. Ширина больше 3 м., высота больше 1 м.

· Суховатая невыразительная скульптурная декорация. Восходит к провинциальным эллинистическим образцам.

· Т.е. наряду с местными памятниками проникает и более сложное искусство, но пока еще не отличается разнообразием.

 

Италийская традиция:

Бюст Брута. Но скорее всего италийская традиция (племена италиков). Приносит удивительное чувство мужества, силы, величия духа.

Принцип иллюзионизма (глаза декорированы смальтой и слоновой кости) – подлинность человеческого взгляда. Веризм – реалистическое жизнеподобие.

 

Конец 2 века. Орфей и звери. Мифологическая составляющая. Но характер динамики скованный. Эллинистический опыт косноязычен и невыразителен.

 

Рельеф из Эзернии с битвой. Тема битвы, сражения, повествования. Но понимание пространства непоследовательно, грубовато и примитивно.

 

С середины 3 века (активизируется в конце 3 и во 2 веке) – прямое влияние эллинистического мира.

Алтарь Гримани (арх музей Венеции) – начало 1 века. Сама форма, тщательность, изысканность, понимание орнаментики, техническое мастерство – приезжают мастера.

Темы (пасторальные, банкетные) – уже следующий уровень.

 

Первый собственно римский памятник после рельефа из Луцеры: из г. Аричче (чуть южнее Рима), часто приезжали художники, т.к. город живописный. Группа памятников из терракоты: статуи Деметры, Коры-Персефоны и бюст Деметры (высота 73 см). Римский мастер овладевает проблемами объема.

Терракотовая голова неизвестного римлянина – сдержанность, скупость ,суровость, внутренняя воля. Примитивность средств материала, использование раскраски (иллюзионистический прием).

 

Надгробие с Виа Пренестина (в г. Пренесте). 50 – 30 гг. из капитолийских музеев. Супружеская пара с длинных тогах на погребальной стеле. Образ и понимание смерти. Четкая ритмическая организация, продуманная композиция, четкость жестов, поворотов головы и т.д. Скупость, но сила, энергия.

 

Активное влияние греков. Связано с завоеваниями эллинистических государств.

Портрет Помпея (из музея Копенгагена). Сочная, рафинированная пластическая тема, прекрасное владение мрамором.

 

Мода появилась и пошла. Сначала римляне начали свозить сами памятники. Биография Марцелла Плутарха (завоевал Сицилию): вывез из Сиракуз большую часть художественных ценностей для триумфа. Рим – город воителя Ареса. Именно Марцелл первым украсил город прекрасными произведениями греческого искусства.

 

Римская знать меняет свои привычки, начинает ориентироваться на образованность эллинистического мира, учит философию, языки, риторику. Именно эти умения и есть заслуга элиты. Начинается массовое коллекционирование памятники греческого искусства. На всех подлинников не хватает, начинается массовое копирование греческих памятников. Правда большинство этих художников – греки по происхождению, но живут в окружении римлян и впитывают их идеи.

 

Неоаттическая скульптурная школа. Основатель – Паситель. Каждый уважающий себя человек заводил себе художника/скульптора: Аркиселай работал на Цезаря. Эвандр - на Марка Антония.

 

Группа Ореста и Электры (1 в до н.э.), возможно самого Пасителя (музей Неаполя). На эллинистические памятники не очень похож, т.к. ориентируются не на современное, а классическое греческое искусство. Обаяние величия древнего искусства привлекает римлян.

 

Минелай. Группа Орест и Электра (тоже середина 1 века) (палацио Массими Рим). Большая динамика, драпировки, обнаженное тело – поздняя классика. Т.е. вкусы были разные, обращены к эпохе классике, но в зависимости от заказчика могли менять школы.

 

Статуя Эфеба, приспособленная под светильник (1 век до н.э.): руки – подсвечники.

 

Клеомен. Портретная статуя одного из членов семьи Августа (Марцелла?) в виде статуи Гермеса (оратора из г.Афин). Лувр. 50 – 40 гг. до н.э. Замечательное понимание хиазма, поворота торса и т.д. Тело идеально. Мужество и стоический идеал. Но лицо не соответствует идеальной трактовке. Лицо делалось отдельно. Идеальному греческому телу натуралистическое лицо (конкретного человека). Т.е. реальный человек трактуется как герой.

Последовательный эклектизм (подход римского мастера к художественной форме).

 

Собственно римская типология: римский исторический рельеф и римский портрет.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 288.