А Прямоугольный храм. Ионический тетрастиль
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тибур (совр. Тиволи) на отроге Сабинских гор. Известно тем, что там жила Тибургинская сивилла, которая сказала Августу, что он не прав (что не живой бог, т.к. в этот момент родился другой настоящий Бог). По этому поводу на одной из колонн якобы его дворца появилась надпись (потом в Санта Мария дела Паче на капитолийском холме). Водопады. Храм на вершине каньона.

2 половина 2 века до н.э. Прямоугольный храм. Ионический тетрастиль. По фасаду 4 колонны.

Итог всем поискам. Наиболее популярный в Риме - псевдопериптор. Логическое развитие: раздвинули стены целы в ширину – получился псевдопериптер.

o Фасадная ориентация (портик и пронаос)

o Единство ордерной декорации по всему фасаду, не противопоставляет целлу и пронаос. Единое пластическое тело. Антропоморфное решение по всему объему.

o Из цемента и декорировать ордерной системой

o Стены целы сильно вытянуты вперед (анты)

o Высокий подиум с цоколем и карнизом (опус инцертум), облицован травертином. Дает разницу в цвете (когда новый – почти белый), по мере старения – благородный серый.

Б псевдопериптер

Храм Фортуны Вирилис (или 2 век или около 100 до н.э.) на бычьем форуме. Богу Фортунусу (бог плаванья, торговли). Недалеко от римского порта.

Классический псевдопериптер. Все ордерные членения гораздо более продуманы, чем в прямоугольном храме г. Тибур.

o Система полуколонн целы еще более продумана: трехчетвертные колонны. Легко прочитываемый ритм колонн по периметру: Свободно стоящие, трехчетвертная, – соблюдение ритма. Единство ритмического и пластического звучания

o Материал: стены из туфа, а ордерные элементы из травертина. Подиум – травертиновые блоки. Потом покрывались стуком и раскрашивались.

o Пропорции уже не греческие, а римские. Цела равна пронаосу, знаем уже с этрусских времен. Отражает процесс усвоения эллинистического наследия: изысканность, ясная логика членения. Четкое выделение пронаоса – фасадная ориентация.

o Высокий подиум с продуманными выделенными пластическими членениями.

o Осевая композиция: центральный интерколумний шире боковых, центральная лестница чуть меньше ширины подиума. Высокая крутая четко выстроенная лестница.

o Нарушение логики применения ордера (ионический ордер для мужского бога) – поиски более изысканных, декоративных решений. Рафинированная декорация. Соединение ордера и ясности декорации – все элементы, важные для фриза ионического ордера (раньше римляне не всегда это сочетали). Нет мягкости, деликатности и нежности. Строгая, сухая и последовательная структура. Индивидуальное римское звучание. Четкое решение угловой ионической капители. Фризовая декорация с использованием трофеев (венки).

o Фронтон – выступающие обломы очень сильно пластически артикулирована. Интерес к венчающей части храма – утрированно тяжелый из Этрурии.

 

Другие образцы псевдопериптора: Храм D на ларго аржентино. Хорошо виден только высокий подиум.

 

Круглый

Храм Весты на римском форуме. Одно из самых почитаемых и важных для общественной и религиозной жизни святилищ. Недалеко от Регии (жилища царя).

 

Сначала был примитивен: плетеные стены, тростниковая крыша. Постепенно получал новые материалы, мраморную облицовку, сохранялась плетенная структура старых стен (традиционность облика храма).

Тип толоса известен еще из Греции. Но есть целый ряд отличий:

· Очень высокий подиум – меняется объемно-пространственное решение, вертикальный характер, динамика.

· Греческие толосы лестница со всех сторон. В Рима – с одной стороны у главного входа. Центрическая, но осевая композиция, фасадная ориентация.

· Внешний вид (от подлинного сохранилось мало). Вертикальная составляющая очень сильно явлена.

· Портик свободно стоящий, этим свободный колоннам соответствуют на фасаде полуколонны на внешней стене и на внутренней стене (единство пластики и пропорций) продолжение на декорации стены и внутреннего пространства. Стена – проницаемая облицовка. Проницаемость архитектуры.

· Насчет перекрытия сложно судить: сначала тростниковая крыша, возможно потом были купольные элементы. Но главное – внутри – неугасимый огонь. В куполе – круглое отверстие (окулюс Пантеона).

· Внутри храма нет пластического образа божества, только символизирующие его огонь. Сама статуя Весты в доме весталок (большой открытый двор с бассейнами внутри с рядами двухэтажных таберн, фланкируемые двухчастными портиками). При входе в специальном портике хранилась сама статуя Весты (т.е. между храмом и жилищем весталок). Преступники могли просить заступничество у статуи Вести (кто успел добежать до нее и обхватить ее руками, тот теоретически мог получить прощение).

· Наиболее значимые весталки удостаивались чести иметь статуи на форуме Романуме.

 

Храм В на ларго Аржентино.

Те храмы, которые имели ориентацию на греческую, элинистическую традицию или были самыми важными – были круглыми периптерами. А традиционные постройки – круглые псевдоперипторы (именно такой храм В на ларго аржентино).

· Один вход, алтарь по главной стороне, статуя – внутри напротив входа, фасадная осевая ориентация. Крутая лестница с одной стороны – по одной линии с алтарем. Подиум из туфа облицованный травертином.

· Просто колонные, которые имеют между собой стену (единство ордерных форм приведено до конца).

 

Главный храм этого типа: круглый храм на Бычьем форуме (конец 2го – первая половина 1 века). Иногда называют храмом Весты, но имеются разные мнения. Возможно, этот тот самый храм Геркулеса, описанный Титом Ливием.

· Мемориальный храм (в честь героя, памятного события) имеет центрический характер.

· Заказчик – разбогатевший на торговле маслом Марк Октавий Херрен. Не имеет корней, возможно вольноотпущенник, сам себе сделал карьеру (один из «новых людей» Цицерона). Он должен был прославить сам семя и отсюда это внимание этому храму.

Греческие черты:

· Архитектор – Хермадор из Саламина (грек). Очевидное ясное логичное и последовательное следование греческим образцам. Один из первых примеров строительства из мрамора (греческий пентелийский мрамор).

· Периптер (не псевдопериптер) – более важен для Греции, чем Рима

· Пикностиль (интерколумнии почти равны диаметру колонны в нижней части). Очень тесно поставлены колонны. Римляне любили широко поставленные колонны (следствие этрусской традиции и деревянных колонн).

· Низкий подиум

· Для грекофилов. Но другие традиции нужно обязательно приспосабливать для своих ценностей. Греческая структура накладывается на римское понимание.

Римские черты:

· Лестница и ступеньки с одной стороны. Напротив высокая дверь

· Цела имеет освещение через окна, которые примыкают к входному отверстию (осевая композиция и фасадная ориентация).

· Внутренняя структура любой архитектурной формы, которая уподоблена природной форме, но и несет в себе ритмическую организационную часть. Кипарисы и колонны.

·

Последний круглый храм этой типологии – круглый храм в Тибори (Тиволи). Иногда называют храмом Сибиллы или Весты, но необоснованно.

· Продуманная вписанность храма в окружающий ландшафт. На высоком скалистом утесе (чаще видим снизу-вверх) – изменение пропорций – господство вертикалей.

· Храм сделан в технике римского бетона (не только подиум, но и цела).

· Вход с одной стороны. Лестница крутая и узкая. Окна, фланкирующие вход.

Отличие от бычьего форума:

· Трапецевидное решение входа и окон – еще более выявленная осевая композиция и фасадная ориентация

· Высокий подиум с выявленным цоколем и карнизом.

· Используется не мрамор, а травертин. Все ордерные формы более расплывчаты и не так выявлены

· Ордер коринфский переходящий в композитный

· Мотив фестонов (триумфальные подвесные венки). БукрАнии (бычьи черепа).

· Перекрытие храма украшено кессонами – возрастает тяжесть и пластичность верхней части.

 

Храм на капитолийском холме Вегойва (196г). Вход не на коротной, а на длинной стороне. Римская мысль искала новых решений. Необычность культа.

 

Часть в римской практике – система храмов, организующий ансамбль. Главное не выделить объем (как в Греции), а выделить пространство перед архитектурным сооружением. Ларго аргентино: главные части придвинуты к задней части площади, фасады выстроены в красную линию.

 

Тип построек: святилища

Большие архитектурные ансамбли в местах важных и традиционных культов. Где есть пышные храмовые праздники при большом стечении народа. Где-то в отдалении, ради которых люди совершали длительный путь. Здесь встречаем ряд важных решений для конструктивного, образного и ордерного элементов римской архитектуры.

 

Архитектурный ансамбль с экспрессивной системой движения: портики, площади, театральное здание. Систематическое обращение к римской технике бетона. Сложное композиционное решение для динамичного прочтения.

 

Комиции г.Коза. Прямоугольная площадь перед зданием курий. Сидение в виде театрона для народного собрание. Само здание курии вынесено за границу комиции.

 

Святилище Юноны в Габии. 2 век до н.э. Типология «храм-театр». Праздники связаны с театральными представлениями. Нарушение римской традиции. Римляне долго не решались строить театральные постройки и постоянных материалах ради сохранения нравов. В храмовых святилищах можно использовать храмы из постоянных материалов. Они использовали римскую технику бетона и новую римскую типологию.

· Святилище на возвышенности, плюс подиум из бетона.

· Таберны (места для торговли), прикрыты портиками, чтобы не нарушать единство сакрального пространства

· Сакральный участок – вытянутый прямоугольник. Храм тяготеет к задней стене.

· Типология храма с выделенной задней стенкой – италийский тип храма. Лестница с одной стороны, глубокий пронаос.

· Выступающий на огромном подиуме высокий храм и более низкие портики и таберны. Выделен за счет масштаба, высоты и осевой композиции.

· Четкая осевая композиция, театрон из римского бетона (тоже на осевой композиции).

· Скена уже театрона (важно для греческих театров). Т.е. использовался греческий опыт с т.зр. плана, но материалы римские.

 

Святилище Геркулеса в Тибуре. Около 50 г. Место связано с победой Геркулеса (виктор – победитель). Время военноначальников.

· Старое святилище было на краю высокого скалистого холма. Одновременно там шла дорога, связывающая Тибур с Римом. Они включили дорогу в ансамбль не нарушив его целостности и единства. Т.к. все сооружение – единый огромный монолитный бетонный блок.

· Скена вровень и даже шире, чем скена. Единый замкнутый объем. Первые постоянные римские каменные театры.

· Ось: скена, театрон, храм.

· Храм еще сильнее придвинут к задней стене сакрального участка

· Идущие по периметру двухярусные портики, но ниже храма, П образная композиция. Портики имеют сложную архитектуру – со сводчатыми решениями.

· Все из монолитного бетона только украшен мраморной декорацией.

· Таберны спущены вниз, дорога перекрыта огромным цилиндрическим сводом. А таберны располагаются перпендикулярно дороге и тоже перекрыты цилиндрическими сводами. Не просто архитектура внутреннего пространства, но и динамичные понимание структуры этого пространства.

· В полу площади перед храмом отлили квадратные огромные отверстия, которые освещали эту дорогу. Эффектная организация прочтения – идея шествия, движения. Потом мы встретим – потом в будет в базилике Максенция и Константина (только там будет крестовый свод в главном нефе и перпендикулярные цилиндрические в боковых).

· Внешняя стена слева от дороги имеет ордерную аркаду (которая появляется в Табуларии), но уже масштаб совершенно другой (римская конструкция и наложенной ордерной декорации). В нижней зоне укрепляют контрфорсами (внушительная сила в нижней зоне и более рафинированное, структурное украшение верхней части).

 

Ансамбль святилища Фортуны в Пренесте. Восстанавливал Сулла. Сулла гордился не делами, а своим исключительным счастьем, и тем, что он был любимцем Фортуны. Прозвище Сулла Феликс (любимчик), эти имена он дал и своим детям.

 

Древний культ. Есть 2 точки зрения, где располагался храм. Святилище располагается на склоне горы: сложность и разноуровневость:

· Еще более логичная система использование техники римского бетона: разные уровни и единого монолитного бетона. 7 террас.

· Единый ансамбль. Как организовать? Как связать с форумом, расположенным ниже. 1 т.зр. святилище фортуны в самом городе – дальше базилика – здание курия. С западной и восточной стороны – 2 грота (где и почитался культ). 2 т.зр. в трактате о Гадании Цицерона (41 книга, 85 глава): были найдены жребии, связанные с культом Фортуны. А на вершине горы дуб истек медом – Фортуна благосклонно относится к этому месту. Тогда весь ансамбль и есть само святилище.

· Нижнее святилище: храм и перпендикулярная базилика. Храм на месте будущего кафедрального собора. А сам форум оформлен портиками: единый монолитный бетон, декорированный ордерной аркадой.

· Гроты. Во время императора Августа – мозаичная декорация. Нильские сцены (восточный), сцены из морской жизни (западный). Египетская тема – прихотливая экзотическая действительность.

Святилище

· Террасное построение ансамбля. Организация движения и всей композиция сводится к вариативным простым приемам: выделяются боковые точки зрения (лестницы с боков). Движение идет от боков к центру, от центра к бокам. Т.е. динамичное развитие композиции

· Пирамидальное построение. Трехчастная структура. 2 Боковые лестницы, 2 боковых портика, 2 боковые экседры и храм наверху.

· Наверху – статуя Фортуны (в верхнем храме). Фортуна воспитывающая близнецов Юпитера и Юнону (опять троичная система). А также святая рака со жребиями Фортуны.

· Нижние зоны – нерасчлененные монолитные бетонные массы, которые почти не имеют никакой структуры. Иллюзия природного начала.

· 3я терраса: 2 лестницы: ряды таберн, водные источники для лечения немощных, обязательный театр. Поднимаясь по лестницам к портикам с источниками – оформление углов. Облицовано огромными квадрами полигональной кладки.

· 3 терраса – огромный портик с крытым пандусом (скрывает лестницу). Единственный источник света – сверху – определяет движение. Внутри – ряды колонн – ритмически помогал движению наверх. У основания – ниши со статуями Юпитера и Юноны. Основания пандусов – триумфальные арки и огромные ниши наверху. Сочетания фронтальных и боковых видов.

· Т.е. криволинейный план, перекрытый цилиндрическим сводом, имеющий пирамидальную композицию. Пандусы. Стена, и которой вырастает полукруглый массивный свод с кессонами опирающий на нежный ордерный портик – дополнительная экспрессия.

 

· 5я терраса. Проста по контрасту с предыдущей и последующей. Нагнетание и облегчение- - усиление экспрессии и драматизма. Опять вбок, но в меньшей степени.

· 6я терраса. Огромное пространство, оформленное боковыми портиками. Ордерная аркада по фасаду и выделены 2 боковых портика, которые ведут в перпендикулярные помещения. Поперечный крипто-портик, который идет под 7й террасой и который опять отвлекает от осевой композиции. Движение наверх опять по крытому пандусу.

· 7я терраса – бетонный театрон, окруженный полукруглым портиком. Здесь проходили мистерии. На месте старой античной постройки семьей Колонна, а потом семьей Барберини построена вилла Барберини на античном фундаменте.

· Лестница, под которой еще один перпендикулярный криптопортик. После него – само святилище. Статуя Фортуны с двумя близнецами Юпитера и Юноны.

· Вид со святилища обладает семантической значимостью: вид на г. Рим. Святилище связано с Римом, что важно для Суллы. Т.е. Фортуна помогает побеждать и овладеть и Римом. Об этом виде писал Муратов.

Римляне используют опыт больших эллинистических ансамблей, но приспосабливают их к своим нуждам.

Скорее всего ансамбль главной площади города не связан с ансамблем святилища: движение от форума к святилищу Фортуны было сложно и не было интересных ракурсов.

 

Итог развития римской республиканской архитектуры: особенности римских материалов и сложные драматичные насыщенные ансамблевые решения с сохранением основных моментов: осевая композиция и фасадная ориентация.

 

Римская дорога – природа организованная и покоренная. Из всего полуострова делает единый архитектурный ансамбль. Крепость с храмом Юпитера Ансора в Торрочино. На вершине горы, связан с морем.

· Монолитная терраса из бетона. Храм наискосок ко всему ансамблю, т.к. это святилище всегда должно быть строго ориентировано по сторонам света.

· Искусственная терраса из монолитного бетона, крипто-портики.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 327.