Тибур (совр. Тиволи) на отроге Сабинских гор. Известно тем, что там жила Тибургинская сивилла, которая сказала Августу, что он не прав (что не живой бог, т.к. в этот момент родился другой настоящий Бог). По этому поводу на одной из колонн якобы его дворца появилась надпись (потом в Санта Мария дела Паче на капитолийском холме). Водопады. Храм на вершине каньона.
2 половина 2 века до н.э. Прямоугольный храм. Ионический тетрастиль. По фасаду 4 колонны.
Итог всем поискам. Наиболее популярный в Риме - псевдопериптор. Логическое развитие: раздвинули стены целы в ширину – получился псевдопериптер.
o Фасадная ориентация (портик и пронаос)
o Единство ордерной декорации по всему фасаду, не противопоставляет целлу и пронаос. Единое пластическое тело. Антропоморфное решение по всему объему.
o Из цемента и декорировать ордерной системой
o Стены целы сильно вытянуты вперед (анты)
o Высокий подиум с цоколем и карнизом (опус инцертум), облицован травертином. Дает разницу в цвете (когда новый – почти белый), по мере старения – благородный серый.
Б псевдопериптер
Храм Фортуны Вирилис (или 2 век или около 100 до н.э.) на бычьем форуме. Богу Фортунусу (бог плаванья, торговли). Недалеко от римского порта.
Классический псевдопериптер. Все ордерные членения гораздо более продуманы, чем в прямоугольном храме г. Тибур.
o Система полуколонн целы еще более продумана: трехчетвертные колонны. Легко прочитываемый ритм колонн по периметру: Свободно стоящие, трехчетвертная, – соблюдение ритма. Единство ритмического и пластического звучания
o Материал: стены из туфа, а ордерные элементы из травертина. Подиум – травертиновые блоки. Потом покрывались стуком и раскрашивались.
o Пропорции уже не греческие, а римские. Цела равна пронаосу, знаем уже с этрусских времен. Отражает процесс усвоения эллинистического наследия: изысканность, ясная логика членения. Четкое выделение пронаоса – фасадная ориентация.
o Высокий подиум с продуманными выделенными пластическими членениями.
o Осевая композиция: центральный интерколумний шире боковых, центральная лестница чуть меньше ширины подиума. Высокая крутая четко выстроенная лестница.
o Нарушение логики применения ордера (ионический ордер для мужского бога) – поиски более изысканных, декоративных решений. Рафинированная декорация. Соединение ордера и ясности декорации – все элементы, важные для фриза ионического ордера (раньше римляне не всегда это сочетали). Нет мягкости, деликатности и нежности. Строгая, сухая и последовательная структура. Индивидуальное римское звучание. Четкое решение угловой ионической капители. Фризовая декорация с использованием трофеев (венки).
o Фронтон – выступающие обломы очень сильно пластически артикулирована. Интерес к венчающей части храма – утрированно тяжелый из Этрурии.
Другие образцы псевдопериптора: Храм D на ларго аржентино. Хорошо виден только высокий подиум.
Круглый
Храм Весты на римском форуме. Одно из самых почитаемых и важных для общественной и религиозной жизни святилищ. Недалеко от Регии (жилища царя).
Сначала был примитивен: плетеные стены, тростниковая крыша. Постепенно получал новые материалы, мраморную облицовку, сохранялась плетенная структура старых стен (традиционность облика храма).
Тип толоса известен еще из Греции. Но есть целый ряд отличий:
· Очень высокий подиум – меняется объемно-пространственное решение, вертикальный характер, динамика.
· Греческие толосы лестница со всех сторон. В Рима – с одной стороны у главного входа. Центрическая, но осевая композиция, фасадная ориентация.
· Внешний вид (от подлинного сохранилось мало). Вертикальная составляющая очень сильно явлена.
· Портик свободно стоящий, этим свободный колоннам соответствуют на фасаде полуколонны на внешней стене и на внутренней стене (единство пластики и пропорций) продолжение на декорации стены и внутреннего пространства. Стена – проницаемая облицовка. Проницаемость архитектуры.
· Насчет перекрытия сложно судить: сначала тростниковая крыша, возможно потом были купольные элементы. Но главное – внутри – неугасимый огонь. В куполе – круглое отверстие (окулюс Пантеона).
· Внутри храма нет пластического образа божества, только символизирующие его огонь. Сама статуя Весты в доме весталок (большой открытый двор с бассейнами внутри с рядами двухэтажных таберн, фланкируемые двухчастными портиками). При входе в специальном портике хранилась сама статуя Весты (т.е. между храмом и жилищем весталок). Преступники могли просить заступничество у статуи Вести (кто успел добежать до нее и обхватить ее руками, тот теоретически мог получить прощение).
· Наиболее значимые весталки удостаивались чести иметь статуи на форуме Романуме.
Храм В на ларго Аржентино.
Те храмы, которые имели ориентацию на греческую, элинистическую традицию или были самыми важными – были круглыми периптерами. А традиционные постройки – круглые псевдоперипторы (именно такой храм В на ларго аржентино).
· Один вход, алтарь по главной стороне, статуя – внутри напротив входа, фасадная осевая ориентация. Крутая лестница с одной стороны – по одной линии с алтарем. Подиум из туфа облицованный травертином.
· Просто колонные, которые имеют между собой стену (единство ордерных форм приведено до конца).
Главный храм этого типа: круглый храм на Бычьем форуме (конец 2го – первая половина 1 века). Иногда называют храмом Весты, но имеются разные мнения. Возможно, этот тот самый храм Геркулеса, описанный Титом Ливием.
· Мемориальный храм (в честь героя, памятного события) имеет центрический характер.
· Заказчик – разбогатевший на торговле маслом Марк Октавий Херрен. Не имеет корней, возможно вольноотпущенник, сам себе сделал карьеру (один из «новых людей» Цицерона). Он должен был прославить сам семя и отсюда это внимание этому храму.
Греческие черты:
· Архитектор – Хермадор из Саламина (грек). Очевидное ясное логичное и последовательное следование греческим образцам. Один из первых примеров строительства из мрамора (греческий пентелийский мрамор).
· Периптер (не псевдопериптер) – более важен для Греции, чем Рима
· Пикностиль (интерколумнии почти равны диаметру колонны в нижней части). Очень тесно поставлены колонны. Римляне любили широко поставленные колонны (следствие этрусской традиции и деревянных колонн).
· Низкий подиум
· Для грекофилов. Но другие традиции нужно обязательно приспосабливать для своих ценностей. Греческая структура накладывается на римское понимание.
Римские черты:
· Лестница и ступеньки с одной стороны. Напротив высокая дверь
· Цела имеет освещение через окна, которые примыкают к входному отверстию (осевая композиция и фасадная ориентация).
· Внутренняя структура любой архитектурной формы, которая уподоблена природной форме, но и несет в себе ритмическую организационную часть. Кипарисы и колонны.
·
Последний круглый храм этой типологии – круглый храм в Тибори (Тиволи). Иногда называют храмом Сибиллы или Весты, но необоснованно.
· Продуманная вписанность храма в окружающий ландшафт. На высоком скалистом утесе (чаще видим снизу-вверх) – изменение пропорций – господство вертикалей.
· Храм сделан в технике римского бетона (не только подиум, но и цела).
· Вход с одной стороны. Лестница крутая и узкая. Окна, фланкирующие вход.
Отличие от бычьего форума:
· Трапецевидное решение входа и окон – еще более выявленная осевая композиция и фасадная ориентация
· Высокий подиум с выявленным цоколем и карнизом.
· Используется не мрамор, а травертин. Все ордерные формы более расплывчаты и не так выявлены
· Ордер коринфский переходящий в композитный
· Мотив фестонов (триумфальные подвесные венки). БукрАнии (бычьи черепа).
· Перекрытие храма украшено кессонами – возрастает тяжесть и пластичность верхней части.
Храм на капитолийском холме Вегойва (196г). Вход не на коротной, а на длинной стороне. Римская мысль искала новых решений. Необычность культа.
Часть в римской практике – система храмов, организующий ансамбль. Главное не выделить объем (как в Греции), а выделить пространство перед архитектурным сооружением. Ларго аргентино: главные части придвинуты к задней части площади, фасады выстроены в красную линию.
Тип построек: святилища
Большие архитектурные ансамбли в местах важных и традиционных культов. Где есть пышные храмовые праздники при большом стечении народа. Где-то в отдалении, ради которых люди совершали длительный путь. Здесь встречаем ряд важных решений для конструктивного, образного и ордерного элементов римской архитектуры.
Архитектурный ансамбль с экспрессивной системой движения: портики, площади, театральное здание. Систематическое обращение к римской технике бетона. Сложное композиционное решение для динамичного прочтения.
Комиции г.Коза. Прямоугольная площадь перед зданием курий. Сидение в виде театрона для народного собрание. Само здание курии вынесено за границу комиции.
Святилище Юноны в Габии. 2 век до н.э. Типология «храм-театр». Праздники связаны с театральными представлениями. Нарушение римской традиции. Римляне долго не решались строить театральные постройки и постоянных материалах ради сохранения нравов. В храмовых святилищах можно использовать храмы из постоянных материалов. Они использовали римскую технику бетона и новую римскую типологию.
· Святилище на возвышенности, плюс подиум из бетона.
· Таберны (места для торговли), прикрыты портиками, чтобы не нарушать единство сакрального пространства
· Сакральный участок – вытянутый прямоугольник. Храм тяготеет к задней стене.
· Типология храма с выделенной задней стенкой – италийский тип храма. Лестница с одной стороны, глубокий пронаос.
· Выступающий на огромном подиуме высокий храм и более низкие портики и таберны. Выделен за счет масштаба, высоты и осевой композиции.
· Четкая осевая композиция, театрон из римского бетона (тоже на осевой композиции).
· Скена уже театрона (важно для греческих театров). Т.е. использовался греческий опыт с т.зр. плана, но материалы римские.
Святилище Геркулеса в Тибуре. Около 50 г. Место связано с победой Геркулеса (виктор – победитель). Время военноначальников.
· Старое святилище было на краю высокого скалистого холма. Одновременно там шла дорога, связывающая Тибур с Римом. Они включили дорогу в ансамбль не нарушив его целостности и единства. Т.к. все сооружение – единый огромный монолитный бетонный блок.
· Скена вровень и даже шире, чем скена. Единый замкнутый объем. Первые постоянные римские каменные театры.
· Ось: скена, театрон, храм.
· Храм еще сильнее придвинут к задней стене сакрального участка
· Идущие по периметру двухярусные портики, но ниже храма, П образная композиция. Портики имеют сложную архитектуру – со сводчатыми решениями.
· Все из монолитного бетона только украшен мраморной декорацией.
· Таберны спущены вниз, дорога перекрыта огромным цилиндрическим сводом. А таберны располагаются перпендикулярно дороге и тоже перекрыты цилиндрическими сводами. Не просто архитектура внутреннего пространства, но и динамичные понимание структуры этого пространства.
· В полу площади перед храмом отлили квадратные огромные отверстия, которые освещали эту дорогу. Эффектная организация прочтения – идея шествия, движения. Потом мы встретим – потом в будет в базилике Максенция и Константина (только там будет крестовый свод в главном нефе и перпендикулярные цилиндрические в боковых).
· Внешняя стена слева от дороги имеет ордерную аркаду (которая появляется в Табуларии), но уже масштаб совершенно другой (римская конструкция и наложенной ордерной декорации). В нижней зоне укрепляют контрфорсами (внушительная сила в нижней зоне и более рафинированное, структурное украшение верхней части).
Ансамбль святилища Фортуны в Пренесте. Восстанавливал Сулла. Сулла гордился не делами, а своим исключительным счастьем, и тем, что он был любимцем Фортуны. Прозвище Сулла Феликс (любимчик), эти имена он дал и своим детям.
Древний культ. Есть 2 точки зрения, где располагался храм. Святилище располагается на склоне горы: сложность и разноуровневость:
· Еще более логичная система использование техники римского бетона: разные уровни и единого монолитного бетона. 7 террас.
· Единый ансамбль. Как организовать? Как связать с форумом, расположенным ниже. 1 т.зр. святилище фортуны в самом городе – дальше базилика – здание курия. С западной и восточной стороны – 2 грота (где и почитался культ). 2 т.зр. в трактате о Гадании Цицерона (41 книга, 85 глава): были найдены жребии, связанные с культом Фортуны. А на вершине горы дуб истек медом – Фортуна благосклонно относится к этому месту. Тогда весь ансамбль и есть само святилище.
· Нижнее святилище: храм и перпендикулярная базилика. Храм на месте будущего кафедрального собора. А сам форум оформлен портиками: единый монолитный бетон, декорированный ордерной аркадой.
· Гроты. Во время императора Августа – мозаичная декорация. Нильские сцены (восточный), сцены из морской жизни (западный). Египетская тема – прихотливая экзотическая действительность.
Святилище
· Террасное построение ансамбля. Организация движения и всей композиция сводится к вариативным простым приемам: выделяются боковые точки зрения (лестницы с боков). Движение идет от боков к центру, от центра к бокам. Т.е. динамичное развитие композиции
· Пирамидальное построение. Трехчастная структура. 2 Боковые лестницы, 2 боковых портика, 2 боковые экседры и храм наверху.
· Наверху – статуя Фортуны (в верхнем храме). Фортуна воспитывающая близнецов Юпитера и Юнону (опять троичная система). А также святая рака со жребиями Фортуны.
· Нижние зоны – нерасчлененные монолитные бетонные массы, которые почти не имеют никакой структуры. Иллюзия природного начала.
· 3я терраса: 2 лестницы: ряды таберн, водные источники для лечения немощных, обязательный театр. Поднимаясь по лестницам к портикам с источниками – оформление углов. Облицовано огромными квадрами полигональной кладки.
· 3 терраса – огромный портик с крытым пандусом (скрывает лестницу). Единственный источник света – сверху – определяет движение. Внутри – ряды колонн – ритмически помогал движению наверх. У основания – ниши со статуями Юпитера и Юноны. Основания пандусов – триумфальные арки и огромные ниши наверху. Сочетания фронтальных и боковых видов.
· Т.е. криволинейный план, перекрытый цилиндрическим сводом, имеющий пирамидальную композицию. Пандусы. Стена, и которой вырастает полукруглый массивный свод с кессонами опирающий на нежный ордерный портик – дополнительная экспрессия.
· 5я терраса. Проста по контрасту с предыдущей и последующей. Нагнетание и облегчение- - усиление экспрессии и драматизма. Опять вбок, но в меньшей степени.
· 6я терраса. Огромное пространство, оформленное боковыми портиками. Ордерная аркада по фасаду и выделены 2 боковых портика, которые ведут в перпендикулярные помещения. Поперечный крипто-портик, который идет под 7й террасой и который опять отвлекает от осевой композиции. Движение наверх опять по крытому пандусу.
· 7я терраса – бетонный театрон, окруженный полукруглым портиком. Здесь проходили мистерии. На месте старой античной постройки семьей Колонна, а потом семьей Барберини построена вилла Барберини на античном фундаменте.
· Лестница, под которой еще один перпендикулярный криптопортик. После него – само святилище. Статуя Фортуны с двумя близнецами Юпитера и Юноны.
· Вид со святилища обладает семантической значимостью: вид на г. Рим. Святилище связано с Римом, что важно для Суллы. Т.е. Фортуна помогает побеждать и овладеть и Римом. Об этом виде писал Муратов.
Римляне используют опыт больших эллинистических ансамблей, но приспосабливают их к своим нуждам.
Скорее всего ансамбль главной площади города не связан с ансамблем святилища: движение от форума к святилищу Фортуны было сложно и не было интересных ракурсов.
Итог развития римской республиканской архитектуры: особенности римских материалов и сложные драматичные насыщенные ансамблевые решения с сохранением основных моментов: осевая композиция и фасадная ориентация.
Римская дорога – природа организованная и покоренная. Из всего полуострова делает единый архитектурный ансамбль. Крепость с храмом Юпитера Ансора в Торрочино. На вершине горы, связан с морем.
· Монолитная терраса из бетона. Храм наискосок ко всему ансамблю, т.к. это святилище всегда должно быть строго ориентировано по сторонам света.
· Искусственная терраса из монолитного бетона, крипто-портики.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 327.