Архитектура Республиканского Рима: типологии: жилая архитектура, термы, зрелищные и инженерные сооружения
Римская жилая архитектура
Рим сохраняет свою хаотичную темную грязную планировку. Текст – описание Светония пожара Рима. Биография Нерона (параграф 38).
Таберны – самые часто встречающиеся. Жили и торговали. Постепенно вырабатывается римский домус
Сначала Атриумные дома, потом атриумно-перестильный дома.
Атриумный дом.
· Этрусские корни: система прямоугольника с закрытыми внешними стенами, мало оконных проемов (хаотичные), замкнут, ориентация только на внутреннее пространство. Вестибюль, атриум, таблинум. Один главный фасад со скупым но важным художественном оформлением (элементы трофеев, триумфов – все, что важно для фамилии). Фасад обязательно имел портал на гладкой стене – начало осевой композиции.
· Портал фланкировался двумя помещениями (таберны): или для торговли продукции своей виллы или для сдачи вольноотпущенникам, цирюльни, школы – т.е. места, связанные с городом.
· Вестибюль.
· Дальше – атриумы (атрии). Из этрусских: тосканский (комплювий, имплювий и без опор). Четырехколонный – вертикальная устремленность, можно было расширить отверстие в крыше, увеличить бассейн (игра света, воды), коринфский (много колонн – более обширное пространство, более пластически насыщено, вертикальное членение, огромное отверстие в крыше, более пышная декорация), дождеотводящий или крытый. Парадная, публичная часть дома. Там портреты предков. Ларарий – где совершают жертвы Ларам: боги-покровители дома. Стол, очаг, фонтан – декоративные элементы малых архитектурных форм подчеркивали осевую композицию. Цицилий Юкунд (его бронзовый портрет в ГМИИ) – в его ларарии рельеф с землетрясением в Помпеях)
· Таблинум. Парадная спальня. Отделялся или ступенькой или оформлением стены ордером или деревянными/льняными ширмами. Единое пространство, но разделенное. Мог фланкироваться комнатами (ала – крылья), где и жили хозяева дома. Живопись иллюзионная и др.
Дом большого портала в Геркулануме.
Дом хирурга в Помпеях (4-3 вв до н.э.) Сначала был дождеотводящий атрий, потом тосканский. Сохранил глинобитный пол, который потом был оштукатурен и покрашен.
Дом Саллюстия в Помпее. Более пышная, развитая.
Атриумно-перистильный дом.
Первые образцы атриумного дома – конец 4 – начала 3 века. Во 2 веке – эллинистические влияния. Появление перистиля. В таблинуме часто не закрытую заднюю стенку, а широкое окно с маленьким садиком. Т.е. уже тогда имел тенденцию к раскрытию. Но когда римляне заимствовали перистиль, они принципиально изменили его функцию. В греч доме перистиль – световой колодец (небольшой), там, где хозяину удобен, не включается в композицию, неправильная форма, редко декорация или функция сада, именно туда выходили все помещения, относящиеся к частной жизни хозяев.
Римляне – четкое местоположение – замыкает пространство дома. Это не маленький дворик, а огромное пространство с развитой ордерной декорации. Занимает место сада. Сложная пространственная, пейзажная декорация (Витрувий), обогащает архитектурную декорацию, пространственные эффекты. Украшен скульптурой, фонтанами (динамика жизни воды). Со 2 века – атриумно-перистильный дом.
Вся приватная жизнь вокруг таблинума и атриума – в перистиль. Имеет столовую (триклиний): отдельно для утреннего питания, для ужинов, для летнего/зимнего периодов (больше солнца-тени).
Дом в Геркулануме с триклинием с мозаикой с Нептуном.
Дом Фавна в Помпеях. Образец роскошного городского особняка.
· Нарушение строгой осевой композиции. Два атрия: парадный тосканский и хозяйственный четырехколонный (где были кладовые, кухни, помещения для рабов и т.д.).
· Парадный портал с приветственной надписью
· Вестибюль со сложной пластической и живописной
· Парадный атрий со скульптурой Фавна
· Таблинум с большим окном, дающим развитие пространства
· Первый перистильный двор со вторым таблинумом (с мозаикой победы Александра над Дарием)
· Еще один огромный пространный перистильный двор.
· Нет четкой осевой композиции, есть, но не в центре, а в левой парадной части.
· Усложнение за счет монументальной декорации:
o Стуковая с ордерными элементами
o Мозаичная
2 в до н.э. Дом Альбуция Цельса (или Серебряной свадьбы) в Помпеях
· Появляется рОдосский портик. Колонны, примыкающие к таблинуму выше, чем, колонны замыкающие перистильный двор. Поэтому он кажется более пространным.
Террасные дома.
Не очень распространенные, т.к. связаны с внешними причинами. Нач 1 века до н.э. перешел под власть Рима и начались обширные строительные работы – возможность террасных домов.
Дом генерала Шампиона. Тосканский атриум, таблинум. Перистиль ниже уровня основного дома.
Двухэтажные дома.
Появляются как следствие усложнения быта и необходимости дополнительных хозяйственных помещений.
Дома на улице Изобилия в Помпеях. Не повлияла на появление инсулы (многоэтажного дома).
Типология виллы
Городская развитая цивилизация.
Вилла рустика – сельская резиденция для достижения экономических выгод и обработки земель. Поместье. Образ жизни, из которой вышла римская держава. Трактат Катона «Земледелие»: «Из земледельцев выходят самые верные люди и самые стойкие солдаты. Доход самый чистый и верный и вовсе не вызывает зависти».
Архитектура виллы рустика. Воспринимала типологию виллы домус атриум или наоборот вилла рустика повлияла на домус атриум.
Коза (южная Тоскания). Колония римских ветеранов. 2 век до н.э. Скорее строительство. Все имеет практическое использование
Вилла Азелия или вилла Реджина (Боско Реале, недалеко от Помпей) конец 2 века.
· Четкое понимание объема, огороженного от окружающего пространства. Ориентация на внутренний двор (центр функциональной, бытовой жизни и архитектурной идеи).
· Кухни, конюшни, термы. Прессы для винограда, оливок и т.д.
· Невыявленная стена, огораживает от окружающего пространства. Очень скромный внешний вид.
· Окна там, где нужно, а не там, где эстетично
· Плановое решение похоже с домом Саллюстия.
Вилла субурбана (урбана) – городская. Связана с виллой рустика. Например, вилла Цицерона в Арбине (недалеко от Рима)
Идеология:
· Последовательное проведенное противопоставление городской и сельской жизни. Город: обязанности, шум, люди, толпа, общественная жизнь. Сельская жизнь: радость, покой, счастье, все возможности досуга. Пастушки, пастушки, боги, живущие с людьми (Гораций, Вергилий…)
· В усадьбе жить не почетно. Настоящий гражданин республики должен служить республике. На вилле он может жить, если он не может выполнять обязанности (стар, увечен и т.д.). Оциум (досуг) – на вилле проводят время, свободное от общественных обязанностей. Постепенно идет переоценка досуга, тогда римлянин может проводить все свое время на вилле (скрывается от перипетий гражданских войн и давления власти). Как и в России, когда принят указ о вольности дворянства – расцвет поместий (Петр 3 – Екатерина 2).
· Вилла – идеальный мир. Космос, вселенная, где есть все. На вилле Адриана будет театр, площадь, городская жизнь, термы (ад и рай).
· Вилла – социальный статус (успешность жизни или родовое гнездо). Твои дети растут здесь, там твоя семья.
· Вилла – это родина. Цицерон «О старости». «Зримая память о предках, роде, славе и достижениях рода. А разве может быть две родины? Да, клянусь Геркулесом, одна – по рождению, другая – по гражданству». Потом перейдет в политическую мысль Европы: малая, где родился, и большая – которой служу.
· Вилла – свобода от давления государства (русское, английское, французское дворянство).
· Досуг: духовный и гедонистический (служить Вакху, Венере и полное раскрепощение человека).
Особенности:
· Всегда очень продуманно устроена. Сохранится до 20 века (Корбюзье). Ориентирована по сторонам света, с учетом ветров, освещенности и т.д.
· На возвышенности. Символ достоинства архитектуры и человека. Важен выбор окрестностей (вид на пейзаж, море, дерево, реку и т.д.). Архитектурно это выражено в любой вилле: портик – архитектурный элемент, открывающий пространство. Он ориентируется на главный пейзажный элемент. Всегда будут портики, лоджии, мезонины, бельведеры. Отрывок из Плиния Младшего: книга 5, письмо 6, параграф 2.
· Свободная типология и планировка, чтобы легко вписать в пейзаж.
· Часто террасное построение.
· Характерный набор помещений внутри.
Этапы развития:
· Скромная (описание виллы Луция Корнелия Сципиона из писем Сенеки – письмо 86, параграф с 4 по 14). Возникают в 3 – 2 веке.
· С конца 2 века уже полноценная. Плиний Младший: книга 2, письмо 16, книга 5, письмо 6.
Типологии:
· Вилла на террасе (на платформе). Наиболее сильно связан с городским домом, а потом последовательно разрушает эту связь и приобретает свои специфические черты.
Вилла Мистерий (15 км. от городских ворот Помпей).
· На середине пологого холма.
· Ориентирована на главную доминанту пейзажа – на море.
· Этапы строительства: на огромной монолитной террасе из бетона. Вилла вознесена над окружающем ландшафтом (достоинство), но одновременно ее архитектурные элементы открыты на пейзаж (в отличие от виллы рустика).
· 1й этап 3 век. Атриум тосканский, все помещения вокруг.
· 2й этап 2 половина 2го века. Перистильный двор. Входим в вестибюль и перистильный двор, только потом атриум. Витрувий. Добавлены хозяйственные сооружения (прессы, помещения для рабов, хоз помещения). Построены термы.
· 3й этап сер 1 века. Перестраивается то, что связано с атриумом: построены большие помещения с открытыми окнами, обширные портики в сторону в моря. Т.е. увеличивается открытость в пейзаж.
· Внутри террасы – криптопортик. Портик, который помещается или под землей или почти полностью закрыт (имеет только одни окошечки). Здесь хорошо зимой (нет осадков и дождя) и летом (прохладно, но есть окна, можно смотреть на пейзаж).
· Комната с мистериальными сценами.
2я типология: вилла с портиками, пейзажная (моритима – вид на море). Сохранились хуже. О них можно судить по изображениям на фресках республиканской поры.
· Не имеет четкого планового решения. Нерегулярность, живописность, необязательность плана, обязательная раскрытость в окружающее пространство.
· Она связана с табернами. Это набор таберн (рядом или одна на другую). С очень роскошной мраморной декорацией. Криволинейные, П-образные, портики, портики для прогулок, обилие триклиниев (столовых)…
Здесь будет использоваться типичный прием: тяготение к простым решениям, а затем этот простой тип усложняется.
Типология терм/бань.
Термы были уже на виллах. Маленькие, топились по черному. Но со 2 века до н.э. утверждается новый тип городских публичных бань. Наиболее последовательно решены все принципы римской архитектуры:
· Использование римского бетона
· Тяготение к сложным ансамблям и композиционным решений: разные планы, связанные друг с другом
· Арка, своды, купола – решается архитектура сводчатых решений. Архитектура внутреннего пространство (одно из главных завоеваний Рима). Главное не фасад, а возможность по разному перекрыть внутреннее пространство
· Архитектура стены: как мы ее регулируем, декорируем. Как архитектурно решаем проблему границ.
В эпоху республики – скромно, еще не несут основополагающей идеи: симметрии, ясности и логичности развития ансамбля, соподчинения объемов: выделения главного объема и главных архитектурных доминант.
Совмещает римские черты и другие традиции: терм плюс открытый двор – палестра (связана с греческими гимнасиями).
План, форма, объем, пространство и их решение связано с функцией. Есть пока только функциональная идея развития (т.е. процесс помывочный):
· Аподитерий - раздевалка
· Фригидарий – холодные бани – круглый, центрический план (потом перейдет к кальдарию).
· Тепидарий – теплые бани
· Кальдарий - горячие бани
· Лаконик - парильня
· Палестра (двор и портик)
Термы в Помпеях (влияние и римское и греческое). 2 век, перестройка около 100 года. Стабианские:
· Нерегулярное, а функциональное (разделяет мужские и женские).
· Тепидарий – простое прямоугольное
· Фригидарий – круглый
· Кальдарий – прямоугольный с двумя бассейнами. Полукруглое завершение – как однонефная базилика (уже разрабатывается перекрытие – цилиндрический свод).
· Уже есть декорация (пока еще не такая роскошная как в имперское время): стуковая.
· Апподитерий: прямоугольное пространство – цельный монолитный бетон, перекрытое цилиндрическим сводом со стуковой декорацией, лишающей ее веса, массивности. Стена – шкафчики (ниши), которые организуют стены, показывающая пластику и объем стены. Граница, оформляющая внутреннее пространство, имеет выявленные архитектурные моменты (светотеневые эффекты, ритм и т.д.). Низ цельный – опора, несущая тяжесть свода – архитектонично.
Термы при Форуме в Помпеях.
· Большая структурность. Интерес к симметричности плана, ясности организации.
· Фригидарий: монолитный бетон, перекрытый куполом с опалем (круглым открытием наверху). Стена: ниши разного рисунка и разной формы. Тенденция к осознанию стены. Объем уходит, сложно тонко организованная система ниш – тенденция к дематериализации стены. Когда полностью стена дематериализована – христианские постройка. Начало пути. Упругая, тугая, криволинейная пластика стены и ее членение.
· Тибидарий: ниши со скульптурной декорацией: между нишами – скульптуры, несущие тяжесть – ордерные элементы: структура и антропоморфность.
· Кальдарий – вытянутое прямоугольное помещение, завершающееся полукруглой экседрой: цилиндрический свод и полукупол (или конха апсиды) с круглым оконным проемом: выделение светом ключевого момента (бассейн в полукуполе). Сноп света – основной архитектурный элемент, организующий пространство. Экседра подчеркнута опорами, есть разница между двумя пространствами: экседра, помещение.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 373.