Особенности римской храмовой архитектуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В первую очередь опирается на этрусскую традицию. От этрусков:

o тип храма этрусский/италийский (целла, приставлена к задней стенке, боковые крылья (чаще всего портики). Фронтальная ориентация (пронаос очень глубокий, задняя стенка закрыта).

o Пропорции к этрусским образцам. Высокие подиумы – 3 – 4 метра. Но имели всегда продуманную декорацию: цоколь и карниз.

o Верхняя часть более утяжелена.

На эту этрусскую основу накладывается греческое понимание:

o В основном декоративные моменты, в первую очередь ордерная структура храма. Важно для декорации, пропорционирования, масштаба, антропоморфности.

 

Лакуна между царским периодом и 200 годом (нет храмов после Капитолийского храма).

Периптер

Середина 2 века до н.э. Храм Аполлона в Помпеях. За границами форума. Осевая ориентация, как и храм Юпитера. Культ еще с 7 века до н.э., когда было святилище ему.

· Есть сакральный участок, обнесенный двухярусными портиками (дорич – ионич).

· Греч мастера следовали набору главных элементов. Римляне берут ордерную декорацию как декорацию – легко могли менять: ионич колонны, но поверху триглифно-метопный фриз. Это непонимание ордерной логики будет определять римскую практику

· Храм сдвинут короткой торцовой стороной к задней стене, цела тоже сдвинута к задней стенке. Форма, которая должна быть симметрична, приобретает фасадную ориентацию.

· Вход – лестница с одной стороны и перед ней алтарь – осевая композиция. Композиция сакрального участка и целы уподоблены. Жесткая продуманная композиция: выделить главный фасад и подчеркнуть осевую композицию.

· 2 бронзовые статуи: Артемиды и Аполлона, фланкировали портики.

 

Типология периптера, приспособленного к римским вкусам, есть и в самом Риме. Ларго Аржентино (раскопаны при Муссолини). Храмы не имеют обоснованного посвящения – буквы. Храм А – типология как выше. Около 100г.

 

Группа храмов, украшающий овощной рынок (южнее Форума Романума к реке Тибр) Конец 2 века до н.э. Потом церковь Сан Николо (San Nicolo in Carcere). Христианская церковь сохранила структуру, материалы (колонны портика использованы в стене).

 

А Храм италийского типа: трехцеловый

На смену мощной традиции греков вновь возобладает воздействие этрусской традиции. Трехцеловый храм италийского типа. Храм Юритера Капитолийского.

Три целлы, центральная шире. 3 ряда колонн в пронаосе, лестница с одной стороны. Боковые крылья украшены портиками. Закрытая задняя стена. Освятили в 510г.

 

Б Храм италийского типа: одноцеловый

Следующий тип. Развитие италийского храма. Храм С с Ларго Аржентино. То же, но только одноцеловый храм. Огромная высота подиума (цоколь и выделенный карниз) из бетона и облицован туфом, туфовые колонны облицованные штукатуркой при травертиновых базах и капителях. Цела имеет отдельную лестницу, чтобы еще более подчеркнуть осевую композицию. 300г до н.э.

 

Святилище Юноны в Габиях. Тоже знакомое решение. Храм Юпитера Статора – 146г первый мраморный храм. Северный храм на форуме овощном.

 

Дальнейшее развитие от Рима ведущего на территориях, подконтрольных Риму.

Храм Мира в Пестуме в 270 гг (4х колонный), в 2 веке – 6 колонный.

 

Простильный храм

Еще одна типология. Храм Юноны Монеты (рядом с монетным двором). Там гуси, спасшие Рим. Обычный тип прОстильного храма.

Храм в г.Коза 150 до н.э. – италийский тип трехцелового храма, где целы придвинуты к задней стенке и есть выступающие анты (ордер между антами и по фасаду).

Храм в г.Сении. Та же система. Вариации только числа колонн по фасаду (1, 2, 3 ряда).

 

Тоже, но без выступающих ант (прОстиль). Храм в г.Коза. Храм Б, Д, портовый и в г. Норба (Норма). Конец 2 – нач 1 века до н.э.

 

Вершина этой типологии – храм Геркулеса в г.Кора (Кори) конец 2 век до н.э. Про него хорошо написал Муратов в образах Италии. Центр города – на самой верхней точке города, расположенного на холме. Имеет очень высокий подиум – возрастает вертикализм. Всегда видим только с фасада. Робость и суровость, простые профили и т.д. «Робость латинян, приобщенных к греческой цивилизации» (Муратов).

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 313.