Слагаемые педагогической технологии управления деятельностью и поведением детей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Учительский голос — это инструмент, который может «играть разные мелодии»: заставлять класс или слу­шать, или смеяться, или молчать. Важно научиться уп­равлять своей речью: эмоционально излагать сообщение, давать обстоятельное и понятное разъяснение, формули­ровать ясные, точные вопросы, следить за культурой речи: грамматически верно употреблять слова, правиль­но расставлять ударения, следить за дикцией и интона­цией, уместностью использования жестов и мимики.

Голос учителя — это профессиональное орудие. Моно­тонная речь быстро утомляет, вызывает скуку и апатию. Такая речь, по выражению И.П. Павлова, действуя на одни и те же клетки мозга, вызывает их торможение. Напротив, речь с оттенками пафоса, грусти, волнения повышает внимание.

Поведение учащихся — важнейший показатель их от­ношения к тому, что происходит в классе. Для поддер­жания хорошей дисциплины важно:

• четко организовать воспитательный процесс;

• умело распределить время на каждый вид дея­тельности;

• оптимальный темп;

• смена видов деятельности;

• своевременная оценка деятельности учащихся;

• подведение итогов;

• умелое предъявление требований.

Педагогическое требование должно быть доведено до логического конца. Формы предъявления требований многообразны:

а) прямое распоряжение — требование, относящееся ко всем учащимся класса. Содержание распоряжения должно быть четким и лаконичным. Важно подать его так, чтобы у детей не возникло сомнения в необходимо­сти выполнения;

б) мимико-пантомимические: нахмуривание бровей, покачивание головой, постукивание рукой по столу, под­нятие правой руки (знак молчания) и др.;

в) голосовая мимика: повышение, понижение голоса, внезапная пауза и др.;

г) хоровое чтение — прекрасный способ, оживляющий детей при утомлении. О благотворном влиянии хорового чтения писал К.Д. Ушинский. Если класс устал, рассеян, работает вяло, начинаются зевки, маленькие шалости, то достаточно всем произнести хором какие-нибудь сти­хотворения, пословицы — и все снова придет в порядок. Например:

Что такое тишина?

Как сейчас она нужна.

Без нее мы пропадем,

Ключ к задаче не найдем.

Посидим мы тихо-тихо.

И решим задачу лихо,

А потом пойдем гулять —

В догонялочки играть.

А сейчас мы скажем всем:

Тише! Тише! Тише!

д) использование упражнений, в которых выдвигают­ся определенные требования. Например, «Минуты ти­шины» применяются как упражнение в умении быстро «собрать себя» — остановить свою потребность к разго­вору, смеху, постараться быть спокойным в течение оп­ределенного времени. Так, педагог говорит первоклас­сникам: «Ребята, к нам пришла сама королева Тишина. Давайте ее послушаем». На доске появляется слово «Ти­шина». Или: «К нам пришел Чебурашка посмотреть, как мы работаем, и послушать тишину».

Хорошим стимулом является положительная оценка деятельности и поведения учеников. В ней отражены признание, утверждение личности ребенка, восхищение его успехом. Оценка может осуществляться самыми раз­личными способами:

а) словесное одобрение — лаконичный вид оценки: «Молодец!», «Умница» и др.;

б) словесная похвала — развернутый вид оценки: «Хо­рошо. Так поступают порядочные люди!»;

в) эффективна похвала в форме «Я — сообщение». Ее суть: воспитатель как бы не дает оценки, а лишь сообща­ет свое личное отношение: «Мне нравится, что ты такой внимательный», «Я радуюсь твоему поступку»;

г) мимика — пантомимические средства выражения одобрения: улыбка учителя, ласковый взгляд, прикосно­вение к ученику, дружеский жест, пожатие руки и др.;

д) материализованные действия одобрения: установле­ние флажка на парте, вручение «поощрялочек» («звез­дочки», «солнышки», «улыбки» и др.).

Эффективность педагогического влияния на ребенка бу­дет обеспечена при умелом подборе наглядных средств. На доску можно помещать название темы, пословицы, прави­ла, рисунки, портреты, иллюстрации, карты-схемы, рисун­ки с героями детских книг (если педагог говорит от имени персонажа, то лучше держать его изображение в руках). Для активизации внимания и поддержания интереса надо посте­пенно «оживлять» доску. Важно, чтобы кто-то «приходил», «приплывал», «прилетал» и давал детям задания, просил разобраться в споре или в решении ситуаций, просил чему-то его научить и т. п. Записи, рисунки должны быть четки­ми и аккуратными. Оформление должно отражать хоро­ший эстетический вкус преподавателя.

В заключительной части воспитательного занятия це­лесообразно, во-первых, сделать выводы, обобщить материал темы. Вывод можно выразить в форме чтения сти­хотворения, цитирования мудрых пословиц, поговорок.

Во-вторых, следует подвести итог деятельности уча­щихся на занятии; желательно сначала дать оценку все­му классу, затем — отдельным ученикам, отметить не­стандартные ответы, вопросы и др.;

В-третьих, надо выяснить мнение участников. Для этого можно использовать беседу, анкетирование, метод недосказанных предложений.

Также можно организовать игры-тесты, например: «Цветограмма» (детям предлагается выбрать карточки трех цветов: красного — мне хорошо, синего — мне «так себе», коричневого — мне плохо); «Древо оценки» (в вазу становится сухая веточка, рядом плоды, зеленые и жел­тые листья. Каждый ребенок что-то прикрепляет к ве­точке: плод — было полезное дело, зеленый листок — дело не совсем полезное; желтый листок — время про­шло даром); «Носик Буратино» (носик, нарисованный вверх, — настроение прекрасное, нарисованный прямо — настроение хорошее, нарисованный вниз — мне очень грустно).

В-четвертых, обязательно надо благодарить детей за работу, попрощаться и пожелать удачи, успехов.

 

 

 

 

Список литературы

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике, - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. - 496 с.

2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидак­тический аспект. - М.: Педагогика, 1977. - 254 с.

3. Беликов В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция): Монография. - Че­лябинск: Факел, 1995. - 141 с.

4. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. М.В. Гамезо. - М.: Просвещение, 1984. - 254 с.

5. Гребеньков Н. Н. И др. Психологические основы педагогической практики студентов. Учебное пособие для студентов высших и средних специальных пед. учебных заведений. (Под ред. проф. Чернышева А.С.). - М: Педагогическое общество России, 2000 г.

6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоре­тического и экспериментального исследования. - М., 1986.

7. Засобина Г А. и др. Практикум по педагогике. Учебное пособие для учащихся и пед. училищ. -Москва: Просвещение, 1990 г.

8. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. -М.: Академия, 1999. -216 с.

9. Коджаспирова Г. М. Педагогические теории, системы и технологии. Программы и методические материалы. - Москва, 2008 г.

10. Коджаспирова Г. М., Бориюва Л. В. Педагогическая практика в начальной школе. Учебное пособие для студентов средних пед. учебных заведений. - Москва: Академия, 2000 г.

11. Конаржевский Ю.А. Проект единого педагогического простран­ства школы развивающего обучения. - Калининград, 1996.

12. Крипунова Т.К. Практическая педагогика: Воспитательная ра­бота в среднем специальном учебном заведении. - М.: Акаде­мия, 1999. -152 с.

13. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. - М.: Пе­дагогическое общество России, 2000. - 224 с.

14. Матюнин Б.Г. Нетрадиционная педагогика. - М.: Пресс, 1994. -94 с.

15. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ «Сфера», 2006 г.

16. Педагогика: Учеб. пособие /Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Рос. пед. агентство, 2008. - 602 с.

17. Педагогическая практика /Под ред. Г.М. Коджаспировой. - М.: Академия, 1998. - 114 с.

18. Познавательные процессы и способности в обучении. Учебное пособие для студентов псд. коллективов под редакцией Шадрикова В. Д. -Москва: Просвещение, 1990 г.

19. Практические занятия по психологии. Учебное пособие для студентов пед. институтов. Под ред. проф. Петровского А. В., Просвещение, 2010 г.

20. Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей. М.:2000.

21. Решетников П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. М.:2002.

22. Тартаковская Е.В., Психолого-педагогическая практика студентов в школе. Методическое пособие для преподавателей и студентов. – Магнитогорск: МПК, 2004 г.

23. Экскагузо Т.В., Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. Ростов-на-Дону:2010.

24. http://nashol.com/2012091266977/pedagogika-nachalnoi-shkoli-podlasii-i-p-2008.html. Педагогика начальной школы.

25. http://shkola-leonova.ru/index.php?page=10262. Школа Леонова.

26. http://ped-kopilka.ru/klasnomu-rukovoditelyu/klasnye-chasy-v-nachalnoi-shkole. Классные часы в начальной школе.

27. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota. Социальная сеть работников образования.

28. http://festival.1september.ru/articles/612822/. Фестиваль педагогических идей. 1 Сентября.

29. http://www.holidayplanet.ru/2011031016/prazdnik-v-shkole.html. Планета праздников.

 

 

Приложение 1.

 

Фотография воспитательного мероприятия

Учитель (студенты):

Класс:

Тема воспитательного мероприятия:

 

Цель воспитательного мероприятия:

 

Задачи воспитательного мероприятия:

 

Планируемые результаты:

Личностные:

 

Метапредметные:

Коммуникативные:

Регулятивные:

Познавательные:

 

Оборудование:

Список использованной литературы:

 

Этапы воспитательного мероприятия Действия учителя Действия учащихся Выработка планируемых результатов

Подготовительный этап

Организация и мотивация деятельности       Актуализация знаний и формулирование темы (название метода, приема)       Постановка целей, задач и планируемых результатов. Планирование деятельности (название метода, приема)      

Основной этап

Организация практической деятельности учащихся (название метода 1) (название метода 2) …       Физминутка       Практическая деятельность учащихся (название метода 1) (название метода 2) …      

Заключительный этап

Осуществление контроля. Самоконтроль учащихся (название метода, приема)       Оценивание учащихся и само оценивание (рефлексия) (название метода, приема)       Подведение итогов (название метода, приема)      

 

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 218.