(организация и мотивация деятельности)
Основная цель этапа | Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке. Психологически подготовить учащихся к уроку. Организовать внимание учащихся. |
Основные методы | Рассказ, демонстрация, дидактическая игра |
Основные приемы | · Проверка готовности к занятию (по звонку найти свое место, взаимное приветствие, рапорт дежурного, знакомство…) · Настрой учащихся на работу (организация внимания, проверка рабочего места, рабочей позы, внешнего вида) · Чтение стихов – настроев · Использование эпиграфов к занятию · Музыкальное приветствие · Тактильное приветствие |
Основные средства | Тексты стихов, пословиц, поговорок, жесты приветствий, изображения сказочных персонажей, мимика и голос учителя |
Формируемые УУД | Регулятивные (саморегуляция), коммуникативные |
Общение школьников с педагогом начинается с момента его появления в классе. Как утверждал К.С. Станиславский, «люди общаются с помощью органов своих пяти чувств, с помощью видимых и невидимых путей общения: глазами, мимикой, голосом, движениями рук, пальцев». Важно все: как учитель вошел, как приветствует, как держит книгу. Он еще не сказал ни слова, но уже сообщил детям информацию об отношении к ним, о своем настроении. Общение приносит успех, если с первого момента педагог сможет возбудить у детей любопытство, создать благоприятную психологическую атмосферу и вызвать положительные эмоции.
Приветствие — момент встречи, призванный расположить людей друг к другу. Все мы без исключения — и стар, и млад, нуждаемся в сердечном и искреннем «Здравствуйте!» Однако не всякое приветствие педагога радует и воодушевляет детей.
В первую очередь важно выбрать самые подходящие слова для приветствия, с помощью которых можно привлечь к себе внимание, расположить к себе, вызвать положительные эмоции. Приветствие можно осуществлять с разной интонацией. Так, радостное приветствие (с улыбкой, кивком головы): «Здравствуйте, мои очаровательные первоклассники!» — выражает удовольствие от встречи; «Доброе утро! Я так рада вас всех видеть здоровыми и отдохнувшими: и Сережу, и Леночку» — приветливо-располагающее; и т. п. В приветствии учитель старается найти теплые слова для каждого ученика. Оно также может быть выжидающим (если нет тишины): «Здравствуйте, я хочу с вами заняться интересным делом» — так учитель привлекает к себе внимание. Обезличенное «Здравствуйте!» воспринимается детьми равнодушно.
Знакомство — это первичное установление взаимоотношений педагога с детьми. Оно обычно начинается с вводных фраз: «Давайте с вами познакомимся!», «Хочу с вами познакомиться!», «Мне хотелось бы с вами познакомиться!». Эти фразы говорят о готовности вступить в контакт независимо от того, как примут вас дети. Далее следует представиться по имени-отчеству. Важно так представиться, чтобы школьники расслышали, запомнили имя и отчество, почувствовали личность. В русском языке принято называть имя, отчество, фамилию в творительном или именительном падеже: «Меня зовут Ольгой Ивановной» или «Меня зовут Ольга Ивановна». Немалую роль играет и интонация: официальная или выражающая достоинство, душевное расположение, загадочность, юмор.
Посадка — момент, который может быть использован как элемент концентрации внимания на предстоящей теме и воспитания хороших манер.
Учитель обращает внимание детей на тишину: «Садитесь! А я посмотрю, кто тише всех занял свое место». Можно вносить элементы соревнования: «Кто сядет тише? Вначале сядет первый ряд, затем второй»; или: «Сначала сядут девочки, потом мальчики». Приветствие может соответствовать теме: «Девочки сядут грациозно, красиво, как леди, а мальчики — бесшумно, спокойно, как джентльмены». Может содержать элементы игры: «Сейчас мы поиграем. Если в тексте моей команды будет слово «пожалуйста» — действие выполняется, если нет — вы остаетесь на месте». Порою используется стихотворный текст:
Сядем тихо и бесшумно,
Ровно и красиво.
И поступим очень умно,
Если улыбнемся мило.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 328.