Приемы постановки цели на воспитательном мероприятии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Работа над понятием

Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы мероприятия и просят объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре".

Например, тема воспитательного мероприятия "Народные промыслы Урала". Далее, определяем по словарю значение слова промыслы (народные промыслы) и от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове слово составляющих основ.

2. Подводящий диалог

На этапе определения темы ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводят к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Например, тема воспитательного мероприятия "Народные промыслы Урала".

Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика
Постановка цели, задач. Определение планируемых результатов. Планирование Мы с вами живем на Урале. Гордимся своим краем, и многое о нем знаем. Что вы знаете об Урале?   Какие изделия вы могли бы привести в подарок как символ Урала? А, кто знает, как изготовить такое изделие, из чего его можно сделать, какие инструменты применить? Пока мы этого не знаем. Какую цель можно поставить на наше мероприятие?     Красивый край, много богатств. Статуэтку каслинского литья, шкатулку из камня.     Познакомиться с народными промыслами Урала.

 

3. Ситуация Яркого пятна

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели воспитательного мероприятия.

Например, тема воспитательного мероприятия "Народные промыслы Урала".

Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика
Постановка цели, задач. Определение планируемых результатов. Планирование На доске вывешены предметы современного быта (коробки, банки). Среди них изделия камнерезного творчества (шкатулка, чаша…). Для того, чтобы определить цель мероприятия, обратите внимание на доску перед вами ряд предметов, какие из них  выделяется? Почему вы решили, что они отличаются от всех остальных? Попали эти предметы на доску не случайно. Эти предметы изготовили народные умельцы Урала. Значит, нам нужно с ними подробнее познакомиться. Сформулируйте цель нашего занятия.     Шкатулка, чаша   Все предметы обыкновенные, а эти красивые.   Познакомиться с народными промыслами Урала

 

4. Группировка

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки.

Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика
Постановка цели, задач. Определение планируемых результатов. Планирование На слайде презентации представлены предметы современного быта и изделия народных промыслов, вперемешку. Перед вами предметы. Разделите их на 2 группы. Какие изделия вы поместили в первую группу? Почему?   Какие изделия вы поместили во вторую группу? Почему? Действительно – это изделия народных промыслов, которые изготовили умельцы Урала. С какими изделиями вы хорошо знакомы? Можно сказать, что вы пока мало знакомы с изделиями народных промыслов Урала? Сформулируйте цель нашего мероприятия. Предметы современного быта. Мы ими постоянно пользуемся. Они обычные. Они красивые, не обычные…     Современного быта.   Да. Познакомиться с народными промыслами Урала

5. Формулирование цели из темы воспитательного мероприятия

Предлагается тема воспитательного мероприятия и слова "помощники":

· Повторить

· Изучить

· Узнать

· Проверить

· т.д.

С помощью слов "помощников" дети формулируют цель мероприятия.

Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика
Постановка цели, задач. Определение планируемых результатов. Планирование На доске представлены слова «помощники», а на сладе презентации – тема мероприятия. В постановки цели нашего мероприятия нам помогут слова «помощники» Обратите внимание на доску. Прочитаем эти слова.     Составьте цель мероприятия используя слово помощник и тему.    Цель: Познакомиться с народными промыслами Урала     Научиться Изучить Узнать Познакомиться     Познакомиться с народными промыслами Урала

 

6. Проблемная ситуация

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова: – Самостоятельное решение – Коллективная проверка результатов – Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения – Постановка цели мероприятия.

Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика
Постановка цели, задач. Определение планируемых результатов. Планирование   Ребята, как звали мастера камнерезного дела? Правильно. Данила – мастер. Смотрите ребята, Данила прислал нам письмо (грамоту). Давайте прочитаем. «Ребята, Хозяйка медной горы обещала отпустить меня к людям, если я сделаю чудо чашу (шкатулку, …) из камня. Да такую, что будет искуснее любой другой. А, я так тоскую, что работа мне на ум не идет. Помогите мне. Сделайте модели (эскизы), да опишите, как лучше сделать, какой камень взять …» Ну, как ребята, поможем Даниле – мастеру? А, кто из вас владеет камнерезным делом? Да, пока никто. Но мы можем с вами познакомиться и все узнать, а. потом помочь. Сформулируйте цель нашего мероприятия. Смотрят фрагмент мультфильма «Хозяйка медной горы».   Данила – мастер   Конечно.     Познакомиться с народными промыслами Урала

 

Определение планируемых результатов

  1. Незаконченное предложение

Ученикам предлагаются высказывания, которые им нужно дополнить.

Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика
Постановка цели, задач. Определение планируемых результатов. Планирование Цель нашего мероприятия: Познакомиться с народными промыслами Урала. Во время работы нам поможет план. Обратите внимание на экран, но часть слов в нашем плане пропали. Подумайте и восстановите план нашей работы. Я сегодня узнаю, что … Урала является частью культуры нашего народа. Смогу объяснить какую еще информацию о … Урала хотел бы найти (получить). Смогу объяснить назначение изделий … Смогу по образцу описать (выполнить модель) изделия … (Имя), читай первый пункт с дополнением. Правильно. Я сегодня узнаю, что камнерезное искусство Урала является частью культуры нашего народа.     (Имя), читай второй пункт с дополнением. Правильно. Смогу  объяснить какую еще информацию о промыслах Урала хотел бы найти (получить).     (Имя), читай третий пункт с дополнением. Правильно. Смогу объяснить назначение изделий камнерезного искусства.     (Имя), читай последний пункт плана. Правильно. Смогу по образцу описать (выполнить модель) изделия камнерезного искусства.     Для успешной работы вам понадобятся некоторые умения. Прочитайте их на слайде. Но, часть слов и здесь пропали. Восстановите предложения, чтобы мы могли понять, какие умения вам понадобятся сегодня. Могу в сотрудничестве с учителем адекватно оценить результаты … Могу находить необходимую … при получении задания Могу сравнивать различные точки зрения и предложить совместное … в игровых заданиях Кто готов прочитать, какие умения вам сегодня понадобятся? (Имя), читай первое умение. Правильно. Могу в сотрудничестве с учителем адекватно оценить результаты своей деятельности.     (Имя), читай второе умение. Правильно. Могу находить необходимую информацию при получении задания.     (Имя), читай третье умение. Правильно. Могу сравнивать различные точки зрения и предложить совместное решение в игровых заданиях         Дополняют     Читает 1 пункт. Я сегодня узнаю, что камнерезное искусство Урала является частью культуры нашего народа   Читает 2 пункт. Смогу объяснить какую еще информацию о промыслах Урала хотел бы найти (получить)   Читает 3 пункт. Смогу объяснить назначение изделий камнерезного искусства   Читает 4 пункт. Смогу по образцу описать (выполнить модель) изделия камнерезного искусства     Читает первое умение. Могу в сотрудничестве с учителем адекватно оценить результаты своей деятельности   Читает 2 умение. Могу находить необходимую информацию при получении задания Читает 3 умение. Могу сравнивать различные точки зрения и предложить совместное решение в игровых заданиях

 

  1. Перестановка слов в предложении

Учащимся предлагаются слова, из которых они составляют предложение.

Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика
Постановка цели, задач. Определение планируемых результатов. Планирование Цель нашего мероприятия: Познакомиться с народными промыслами Урала. Во время работы нам поможет план. А, для выполнения плана вам понадобятся умения. Обратите внимание на экран, но слова в каждом предложении перепутались. Подумайте и восстановите план нашей работы и расшифруйте, какие умения вам понадобятся сегодня. Работать вы будете группами по 3 – 4 человека. Каждая группа должна посовещаться и решить, как правильно должны быть расположены слова в предложении. А, затем записать это предложение на листочке, который лежит у вас на парте. Работаем быстро, пока звучит музыка (или до моего сигнала …).   нашего народа камнерезное Я сегодня является узнаю, что искусство Урала частью культуры хотел бы найти объяснить о промыслах какую еще информацию Смогу Урала Смогу искусства объяснить изделий назначение камнерезного описать искусства изделия камнерезного по образцу Смогу адекватно Могу своей деятельности в с учителем оценить сотрудничестве результаты находить при получении необходимую задания информацию Могу совместное решение Могу различные точки зрения, и предложить в игровых заданиях сравнивать Закончили работать. Посмотрим, что у вас получилось. Читает первая группа.     Читает вторая группа.     Читает третья группа.     Читает четвертая группа.     Читает пятая группа.     Читает шестая группа.     Читает седьмая группа.     Итак, у нас получилось, что сегодня вы: · Узнаете, что камнерезное искусство Урала является частью культуры нашего народа. · Сможете объяснить, какую еще информацию о промыслах Урала хотел бы найти. · Сможете объяснить назначение изделий камнерезного искусства. · Сможете по образцу описать изделия камнерезного искусства. А, для этого вам понадобятся умения: · находить необходимую информацию при получении задания; · сравнивать различные точки зрения и предложить совместное решение в игровых заданиях; · в сотрудничестве с учителем адекватно оценить результаты своей деятельности.     Включаю музыку.     Выполняют.   Выключаю музыку     Я сегодня узнаю, что камнерезное искусство Урала является частью культуры нашего народа   Смогу объяснить какую еще информацию о промыслах Урала хотел бы найти   Смогу объяснить назначение изделий камнерезного искусства   Смогу по образцу описать изделия камнерезного искусства   Могу в сотрудничестве с учителем адекватно оценить результаты своей деятельности   Могу находить необходимую информацию при получении задания   Могу сравнивать различные точки зрения и предложить совместное решение в игровых заданиях

 

  1. Вопросы

Задаются вопросы, которые помогают обучающимся сформулировать результаты урока.

Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика
Постановка цели, задач. Определение планируемых результатов. Планирование Ребята, а вы знаете, является ли камнерезное искусство Урала частью культуры нашего народа? Кто сможет объяснить, какую еще информацию о промыслах Урала хотел бы найти? А, кто сможет объяснить назначение изделий камнерезного искусства. А, кто может по образцу описать изделия камнерезного искусства? Видите, кто-то говорит, что знает и сможет все сделать, а, кто-то сомневается, или совсем не уверен. Предлагаю записать эти вопросы и ответить на них в конце нашего мероприятия. Как вы думаете, какие умения вам могут понадобиться для того, чтобы ответить на наши вопросы? Нужно ли вам уметь находить важную (полезную) информацию? А, кто из вас умеет это делать? Важно ли уметь сравнивать различные точки зрения и предложить совместное решение в игровых заданиях? Кто уже этому научился? А, кто умеет в сотрудничестве с учителем адекватно оценить результаты своей деятельности? Опять ответы разделились. Предлагаю и умения записать, а в конце мероприятия проверить: у кого получилось, а у кого пока нет.  

 

  1. Заполнение таблицы «Личные достижения» (хочу достигнуть, достиг)

 

Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика
Постановка цели, задач. Определение планируемых результатов. Планирование Цель нашего мероприятия: Познакомиться с народными промыслами Урала. Для этого каждый из вас должен потрудиться и достичь результатов. Предлагаю вам выбрать и записать, каких результатов вы хотите сегодня достигнуть на занятии. Перед вами лежат «Листы достижений». Они состоят из двух колонок. Первая колонка «Хочу достигнуть». Ее мы заполним сейчас. На слайде представлены возможные личные достижения. Вам нужно выбрать из них 3 достижения, которые вы хотите достигнуть, и записать их в первую колонку. Работаем быстро. Заканчиваем работать по моему сигналу (по окончании звучания музыки). Перевернули листы и отложили их в сторону. В конце мероприятия мы проверим, удалось ли вам достигнуть того, что вы записали.   Берут листы, рассматривают     Смотрят на слайд     Пишут     Откладывают листы

 

  1. Составление кластера личностных достижений
Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика
Постановка цели, задач. Определение планируемых результатов. Планирование Цель нашего мероприятия: Познакомиться с народными промыслами Урала. Для этого каждый из вас должен потрудиться и достичь результатов. Предлагаю вам выбрать, каких результатов вы хотите сегодня достигнуть на занятии. И схематично их изобразить. Работать вы будете в парах. На слайде представлены результаты, которых вы можете достичь на занятии. Обсудите, какие из них интересны вам. Изобразите их схематично на листе, который лежит у вас на парте. Не забудьте записать полное название достижения. Работаем быстро, дружно, пока звучит музыка.   Все закончили. Отложите листы. По окончании мероприятия мы проверим, удалось ли вам достичь тех результатов, которые вы выбрали.       Включаю музыку Составляют схему Выключаю музыку   Откладывают листы

 

Планирование деятельности обучающихся

План работы учащиеся составляют на этапе «постановка цели, задач, планирование воспитательного мероприятия». Они конкретизируют цель мероприятия. Студент может использовать различные приёмы для определения плана действий обучающихся.

  1. Ситуация «дефицита своих знаний и умений»

Ситуация «дефицита своих способностей» через упражнение после постановки цели – формулирование пунктов плана вместе с учителем, проанализировав ситуацию практического затруднения. Учащиеся сами формулируют вопрос и ищут на него ответ.

· создание проблемной ситуации;

  • побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;
  • побуждение к формулированию учебных проблем (задач).
Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика
Постановка цели, задач. Определение планируемых результатов. Планирование Ребята, как вы думаете, что нам нужно узнать и сделать для того, чтобы помочь Даниле – мастеру. Хозяйка медной горы может заподозрить, что он придумал это не сам, если мы предложим современные изделия. Что делать? А, как нам выполнить условие, чтобы это была самая искусная чаша (шкатулка, …)?   Правильно. Значит, мы с вами должны: · Познакомиться с камнерезным делом. · Узнать что такое народные промыслы. · Познакомиться с лучшими образцами камнерезного искусства. Познакомиться с камнерезным делом.   Узнать что такое народные промыслы.     Познакомиться с лучшими образцами камнерезного искусства.

 

  1. Проблемные вопросы (вопросы о свойствах)

После постановки цели учащимся задаются вопросы о том, какие действия им нужно совершить для достижения цели урока.

С каким понятием мы познакомимся?

Что узнаем нового?

Чему будем учиться?

Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика
Постановка цели, задач. Определение планируемых результатов. Планирование Ребята, мы определили, что сегодня будем знакомиться с народными промыслами Урала. А, вы знаете, что относиться к народным промыслам? (что называют народными промыслами)? Сформулируйте задачу, что нам нужно сделать.   Камнерезное дело называют народным промыслом. Вы много про него знаете? Сформулируйте задачу.   А, кто из вас знаком с образцами камнерезного дела? Хотите познакомиться? Сформулируйте задачу.     Узнать что такое народные промыслы.     Познакомиться с камнерезным делом.   Познакомиться с лучшими образцами камнерезного искусства.

 

  1. Незаконченное предложение

Обучающимся предлагается дополнить высказывания отталкиваясь от цели воспитательного мероприятия.

· Узнаю, что такое …

· Научусь выполнять …

· Познакомлюсь с понятием…

Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика
Постановка цели, задач. Определение планируемых результатов. Планирование Цель нашего мероприятия: Познакомиться с народными промыслами Урала. Во время работы нам поможет план. Обратите внимание на экран, но часть слов в нашем плане пропали. Подумайте и восстановите план нашей работы. Узнаю, что такое … Познакомлюсь с … делом Познакомлюсь с лучшими образцами … (Имя), прочитай первый пункт с дополнением. Правильно. Узнаю что такое народные промыслы.    (Имя), прочитай второй пункт с дополнением. Познакомлюсь с камнерезным делом.   (Имя), прочитай третий пункт с дополнением. Правильно. Познакомлюсь с лучшими образцами камнерезного искусства.     Узнаю что такое народные промыслы   Познакомлюсь с камнерезным делом   Познакомлюсь с лучшими образцами камнерезного искусства

 

  1. Заполнение таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал»

Обучающимся предлагается заполнить первые две колонки таблицы. В первую колонку записать то, что они уже знают по этой теме, а во вторую то, что они хотели узнать сегодня. Можно предложить «вспомогательные» вопросы.

Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика
Постановка цели, задач. Определение планируемых результатов. Планирование Ребята, нам нужно познакомиться с народными промыслами Урала. Вы уже знакомились с народными промыслами. Для того, чтобы увидеть что мы уже знаем и умеем, что нет, предлагаю заполнить таблицу, которая лежит у вас на парте. В таблице три колонки. Первая называется «Знаю» и в нее нужно записать то, что каждый из вас знает о народных промыслах и об Урале. Записываем. Вторая колонка называется «Хочу узнать». В нее нужно записать то, что вы еще хотите узнать. Например, познакомиться с камнерезным делом. Или познакомиться с лучшими образцами камнерезного дела. Записываем. У нас еще осталась третья колонка «Узнал». Ее вы заполните в конце занятия. У каждого из вас появился план действий.     Записывают (заполняют 1 колонку)     Записывают (заполняют 2 колонку)

 

  1. Составление кластера знаний (схема, в которой отображают то, что уже знают и что хотят узнать)

Обучающимся предлагают схематично изобразить свои знания, а потом дополнить схему тем, что еще хотят узнать.

Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика
Постановка цели, задач. Определение планируемых результатов. Планирование Ребята, нам нужно познакомиться с народными промыслами Урала. Вы уже знакомились с народными промыслами. Для того чтобы увидеть что мы уже знаем и умеем, что нет предлагаю разработать схему (модель), в которой отразить то, что вы уже знаете о народных промыслах и об Урале. Работать вы будете парами (группами по 3 – 4 человека). Каждая группа должна обсудить, что уже знает и изобразить эти знания. Затем определить, что вы хотите узнать сегодня на мероприятии. На слайде вы видите подсказки, которые помогут вам определить, что можно узнать на занятии. Работаем, пока звучит музыка. Кто готов представить нам свою схему? (Имя) расскажите нам о том, что изображено. Значит, вы хотите сегодня узнать …   Разрабатывают схемы     Демонстрируют схемы   Называют задачи
  1. Составление плана работы на мероприятии (для отдельных форм)

(Информирование)

На данном этапе необходимо объяснить обучающиеся, как будет организована, и проходить работа:

· Основные условия (правила) выполнения заданий

· Какие будут этапы работы (станции, пункты, …)

· Как будет проходить переход с этапа на этап (переезд на чем, перелет на чем, телепортация и т.д.)

· Какие могут быть особенности выполнения заданий на этапах (как их нужно выполнять, или где это можно будет узнать)

· Как и кто будет оценивать выполнение заданий на этапах

· Кто и как будет подводить общие итоги (если нужно)

 

Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика
Постановка цели, задач. Определение планируемых результатов.Планирование Наше мероприятие пройдет сегодня в форме игры «Поле чудес», Перед вами игровое поле, которое разделено на 6 секторов. Каждый сектор это отдельное задание. В центре круга есть стрелка. Если ее повернуть, то она остановится на каком-то секторе. Какой сектор выпадает, то задание вы выполняете. Работать будем в группах по 4 человека. Поворачивать стрелку будут представители групп по очереди, начиная с первого ряда первой парты. Каждая группа выполняет задание, которое выпало на игровом поле. Группа, которая выполнила задание, поднимает все руки вверх, соединив их в «домик». Отвечаем в том порядке, в котором были подняты руки. Оценивать ответы будет жюри. Председатель жюри – учитель (ИО). Члены жюри – студенты (ИО, ИО). Жюри будет подводить итоги после каждого задания, и отмечать ваши успехи в таблице, которую вы видите на доске. Итак, еще раз. Представитель группы по очереди крутит стрелку. На каком секторе она остановится, то задание и выполняем. Если стрелка остановилась на секторе, который уже был, то выполняем задание из сектора, следующего по ходу стрелки. Я зачитываю важную информацию, и затем задание. Вы выполняете его в группе. Кто закончил выполнение задания, поднимает руки вверх «домиком». Отвечаем в том порядке, в котором были подняты руки.    

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 225.