ПМ 03. «Классное руководство»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Планирование и организация воспитательных мероприятий для учащихся начальной школы

Приложение к методическому пособию по производственной практике ПП.03.02.

ПМ 03. «Классное руководство»

 

 

                       

 

 

Г. Магнитогорск, 2019

 

Печатается по решению Методического совета Магнитогорского педагогического колледжа

 

 

Данное пособие разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 44.02.02. «Преподавание в начальных классах» и 44.02.05. «Коррекционная педагогика в начальном образовании». Оно предназначено для студентов педагогического колледжа, которые осваивают теорию и практику классного руководства. Кроме того, пособие может оказать помощь начинающему классному руководителю по организации и проведению воспитательных мероприятий.  

 

 

Составители:

Карпычева Татьяна Анатольевна, преподаватель дисциплин профессионального цикла ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж»;

Кащенко Ольга Олеговна, к.п.н., преподаватель дисциплин профессионального цикла ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж»;

Лысяная Наталья Ивановна, заведующая кафедрой психолого-педагогических дисциплин и частных методик, методист по практике, преподаватель дисциплин профессионального цикла ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж»;

Мыльникова Анна Андреевна, преподаватель дисциплин профессионального цикла ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж».

 

Рецензенты:

Шиляева Т.А., преподаватель дисциплин профессионального цикла ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж».

Резанова Т.А., заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 65 им. Б.П. Агапитова» г. Магнитогорска.

 

 

Содержание

  стр.
Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы 5
Материалы для подготовки воспитательного мероприятия 9
Примерная схема конспекта воспитательного мероприятия 10
Материалы для постановки цели, задач и планируемых результатов воспитательного мероприятия 12
Материалы для разработки подготовительного этапа конспекта воспитательного мероприятия 16
· Постановка цели 18
· Определение планируемых результатов 21
· Планирование деятельности обучающихся 26
Материалы для разработки основного этапа конспекта воспитательного мероприятия 31
Материалы для разработки заключительного этапа конспекта воспитательного мероприятия 32
· Контроль. Самоконтроль. Коррекция знаний и способов действий 32
· Оценка. Самооценка (рефлексия) 39
· Подведение итогов 46
Техника организации общения педагога с детьми при проведении воспитательного мероприятия 47
Список литературы 50
Приложение 2. Фотография воспитательного мероприятия 51

Введение

Практика имеет целью комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности СПО, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы студентами по специальности.

Производственная практика по ПМ. 03. включает в себя следующие этапы: психолого-педагогическая практика и практика внеучебной воспитательной работы.

Практика внеучебной воспитательной работы направлена на формирование у студента общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках модуля ПМ 03. ППССЗ по виду профессиональной деятельности Классное руководство, предусмотренному ФГОС СПО по специальности «Преподавание в начальных классах», «Коррекционная педагогика в начальном образовании».

Содержание практики определяется требованиями к результатам обучения по данному модулю ППССЗ в соответствии с ФГОС СПО, рабочей программой практики.

Настоящее методическое пособие предназначено для студентов педагогического колледжа школьного отделения, проходящих практику в начальных классах общеобразовательной школы. В пособии содержатся рекомендации, задания, творческое использование которых поможет студенту овладеть необходимыми умениями и навыками по применению психолого-педагогических знаний в процессе учебно-воспитательной работы и формировать практические умения.

 

 

Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы

Воспитание нравственных чувств и этического сознания :

получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, отражающие культурные и духовные традиции народов России);

получение первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных российских религий (через содержание инвариантных учебных предметов: «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Искусство», а также вариативных дисциплин, в том числе изучаемых по выбору: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддистской культуры», «Основы иудейской культуры», дисциплин, отражающих историю и культурологические основы других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России);

ознакомление по своему желанию и с согласия родителей с деятельностью традиционных религиозных организаций (путем проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями);

участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;

ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);

усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, опыту совместной деятельности;

посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;

получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);

Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения «открытых» семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов инвариантной и вариативной частей базисного учебного плана);

ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);

ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин);

знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);

знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями);

участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;

получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников);

участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

Воспитательных мероприятий

Требования к воспитательному мероприятию

1. Четкая формулировка и понимание педагогических задач меро­приятия.

2. Планирование этапов мероприятия в соответствии с требованиями. Совместное планирование с детьми.

3. Организация подготовки в соответствии с поставленной целью.

4. Определение оптимального воспитательного материала с уче­том основных принципов воспитания на современном этапе.

5. Выбор наиболее рациональных методов и приемов воспитания на каждом этапе.

6. Мотивирование и оценивание деятельности учащихся.

7. Четкость мероприятия, оптимальный темп, ритм.

8. Наличие элемента неожиданности, «изюминки».

9. Разнообразие и творческий характер деятельности школь­ников.

10. Взаимосвязь этапов.

11. Связь мероприятия с предыдущими и последующими формами занятий (школьными, классными, с уроком).

Советы по подготовке и проведению воспитательных занятий

1. Прежде всего, определить, зачем вы собираетесь про­водить воспитательное занятие, наметьте замысел пред­стоящего.

2. Запомните: успех зависит от вашей уверенности. Са­мый безошибочный способ выработать уверенность в се­бе — хорошая подготовка. Советуем вначале выучить наизусть содержание сценария воспитательного занятия.

3. Помни: готовиться к делу — значит думать, вспоми­нать, отбирать самое существенное, отшлифовывать каж­дую мысль, деталь, каждое действие.

4. Не превращай дело в сплошное морализирование — это вызывает у детей одну лишь скуку. Запомни: инте­ресно построенное занятие имеет вид «слоеного пирога» с вкусной начинкой — игрой, творческими заданиями, необычными вопросами и т. д. Такое занятие снимает вопросы дисциплины.

5. Успех занятия во многом будет зависеть от выбран­ной формы проведения. Подумай, в какой форме эту тему лучше всего преподнести (в форме беседы, конкурса, игры-путешествия и т. д.).

6. Выбирай оптимальную форму и структуру взаимо­действия: воспитатель со всем классом, группы воспи­танников друг с другом, воспитанник с воспитанником, один воспитанник со всем классом и др.

7. Не откладывай подготовку до последнего момента, иначе придется работать в невероятно быстром темпе — и это приведет к поверхностному отражению содержания занятия.

8. Вкладывай душу в проводимое дело! Положитель­ные эмоции, искренность принесут тебе успех.

9. Подумай о своем внешнем виде. Если человек безу­коризненно одет и хорошо выглядит, это вселяет уверен­ность, веру в свои силы, повышает уважение к самому себе и оказывает благотворное воспитательное воздейст­вие на учащихся.

Примерная схема конспекта

Воспитательного мероприятия

1. Тема и форма воспитательного мероприятия  (Игровая программа на тему: Ты и твое здоровье; Экскурсия «Весна в природе»…)

2. Цель воспитательного мероприятия (существительное + …) – что должны узнать, или научиться делать на данном мероприятии

3. Задачи мероприятия (глагол + …) – конкретизация цели

· …

· …

· …

4. Планируемые результаты (для обучающихся)

Личностные (какие нравственные нормы и ценности должны усвоить на данном воспитательном мероприятии)

· …

· …

· …

· …

Метапредметные:

§ Регулятивные (какие навыки и умения должны получить)

§ Коммуникативные (какие навыки и умения должны получить)

§ Познавательные (что должны узнать, усвоить, какие навыки и умения должны получить …)

5. Список использованной литературы:

· Какие книги были использованы для подготовки мероприятия

· Какие статьи в журналах были использованы при подготовке

· Какие интернет – ресурсы были использованы при подготовке мероприятия

6. Используемая наглядность и ТСО (перечень всего, что необходимо для проведения занятия)

7. Конспект проведения воспитательного занятия (подробное изложение хода занятия в соответствии с планом его проведения)

Подготовительный этап

  1. Организация и мотивация деятельности

· Проверка готовности к мероприятию (по звонку найти свое место, взаимное приветствие, рапорт дежурного, знакомство…)

· Настрой учащихся на работу (организация внимания, проверка рабочего места, рабочей позы, внешнего вида)

· Чтение стихов – настроев

· Использование эпиграфов к занятию

· Музыкальное приветствие

· Тактильное приветствие

  1. Актуализация знаний и формулирование темы

· Создание проблемной ситуации (проблемные вопросы)

· Побуждающий диалог

· Показ фрагмента мультфильма или иллюстрации

· Прослушивание музыкальной загадки или музыкального фрагмента

· Показ ранее изученного

· Театрализация (сказочные или литературные персонажи)

· Разгадывание загадок

· Решение кроссворда

· Разгадывание анаграммы

· Разгадывание ребусов

  1. Постановка цели, задач и планируемых результатов. Планирование деятельности

Постановка цели

· Работа над понятием

· Подводящий диалог

· «Яркое пятно»

· Классификация признаков

· Формулирование цели из темы занятия

· Проблемная ситуация

Определение планируемых результатов

    • Незаконченное предложение
    • Перестановка слов в предложении
    • Вопросы
    • Заполнение таблицы «Личные достижение» (хочу достигнуть, достиг)
    • Составление кластера личностных достижений

Планирование деятельности обучающихся

· Ситуация «дефицита своих знаний и умений»

· Проблемные вопросы (вопросы о свойствах)

· Незаконченное предложение

· Заполнение таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал»

· Составление кластера знаний (схема, в которой отображают то, что уже знают и что хотят узнать)

· Составление плана работы на мероприятии (для отдельных форм)

Основной этап

  1. Организация практической деятельности учащихся.

· Рассказ на этические темы (сообщение информации, чтение отрывков стихотворных, прозаических детских произведений, пословиц, поговорок, использование видео и аудиоматериалов – иллюстраций, музыкальных произведений)

· Этическая беседа (побуждающий диалог, постановка проблемных вопросов, элементы дискуссии)

· Пример (показ фрагментов фильмов, мультфильмов, презентаций)

· Убеждение (анализ, обсуждение увиденного, услышанного, инструктаж)

  1. Физминутка
  2. Практическая деятельность учащихся (обобщение и закрепление усвоенного, формирование умений использовать полученные знания)

· Упражнение (моделирование (создание модели), выполнение заданий на развитие понятийного аппарата – вежливые слова, положительные качества личности, воспроизведение алгоритма поведения и т.д., разгадывание кроссвордов, анаграмм, составление алгоритма действий, составление иллюстраций, коллажей; составление «дерева темы», построение блок – схемы или блок – формулы, составление таблицы, рассказа или описания);

· Метод воспитывающих ситуаций (театрализация, разыгрывание по ролям, анализ поступков героев);

· Соревнование (конкурсы, викторины, эстафеты, блиц-турниры, олимпиады и т.д.).

Заключительный этап

  1. Осуществление контроля. Самоконтроль учащихся

Контроль

    • Задание на выделение существенных признаков
    • Задание с избыточными или противоречивыми данными
    • Задание на конструирование с использованием знаний всех аспектов проблемы
    • Разгадывание кроссворда
    • Разгадывание загадок
    • Ответы на вопросы викторины
  1. Осуществление коррекции знаний и способов действий (если есть необходимость)
  2. Оценивание учащихся и само оценивание (рефлексия)

Оценивание

· Театрализация

· Информирование о достижении цели и задач и выполнении плана работы

· Подведение итогов (если игровая или конкурсная программа).

Само оценивание (рефлексия)

· Незаконченное предложение

· Лист самооценки

· Лист успеха

· Закончить заполнение таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал»

· Добавление кластера знаний, умений  (схема, в которой отображают то, что уже знают и умеют, что хотят узнать и научиться и что удалось узнать и чему научиться)

· Заполнение таблицы «Личные достижение» (хочу достигнуть, достиг)

· Составление кластера личностных достижений

  1. Подведение итогов мероприятия (финал, завершение …)

· Музыкальный номер

· Мульт или видео фрагмент

· Поощрение (награждение)

· Стихотворение – напутствие

Материалы для постановки цели, задач и планируемых результатов воспитательного мероприятия

Алгоритм постановки целей:

1. Определение исходного уровня подготовки обучающихся (того, что они знают).

2. Выявление содержания знаний, недостающих для усвоения последующего учебного материала (того, что не знают обучающиеся).

3. Оценка возможностей школьников и собственных возможностей учителя.

4. Определение того содержания знаний, которое может быть усвоено обучающимися за одно воспитательное мероприятие.

5. Формулирование цели воспитательного мероприятия, то есть того, чему обучающиеся могут научиться в ходе занятия.

 

Цель воспитательного мероприятия должна быть одна и выражена отглагольным существительным (имя существительное, образованное непосредственно от глагола).

Алгоритм постановки задач:

1. Разделить цель воспитательного мероприятия на знания, которые получат обучающиеся, или умения, которыми должны они овладеть.

2. Определить уровень имеющихся знаний и выработанных умений. 

3. Определить уровень необходимых знаний и умений. 

4. Поставить первую задачу, через глагол, включить новые знания.

5. Поставить вторую задачу, через глагол, включить новые умения.

6. Поставить дополнительную задачу, необходимую для достижения цели урока или в рамках представленного материала.

Для четкого выражения задач лучше использовать глагольные формы, которые «показывают» завершенность действия обучающегося:

Ø сформировать;

Ø научить;

Ø ознакомить;

Ø объяснить;

Ø развить;

Ø раскрыть;

Ø рассмотреть;

Ø представить;

Ø показать;

Ø продемонстрировать;

Ø т.д.

Пример:

Направление воспитания: Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Тема воспитательного мероприятия: Игровая программа «Народные промыслы Урала»

Цель воспитательного мероприятия: Знакомство с народными промыслами Урала

Задачи:

1. Представить основные промыслы Урала

2. Познакомить с камнерезным делом

3. Продемонстрировать известные образцы камнерезного искусства Урала

 

Постановка планируемых результатов:

Планируемые результаты представляют собой систему обобщенных личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию для определения и выявления всех элементов, подлежащих формированию и оценке. 

Планируемые результаты уточняют и конкретизируют требования стандарта к результатам освоения основных образовательных программ для каждого урока или мероприятия с учетом ведущих целевых установок изучения данного предмета или мероприятия, а также с учетом возрастной специфики учащихся.

Алгоритм постановки планируемых результатов:

1. Выбрать из МРООП НОО по одному личностному, метапредметному и предметному планируемому результату, опираясь на класс, форму, тему и материал воспитательного мероприятия.

2. Каждый результат конкретизировать, чтобы он был достижимым за одно мероприятие.

3. Поставить планируемый результат через глагол настоящего времени от лица обучающихся.

Постановка личностных планируемых результатов

 

  Требования ФГОС НОО Планируемый результат воспитательного мероприятия
3.2 знаниевый Знание элементов национального языка и культуры своего народа Понимает, что камнерезное искусство Урала является частью культуры нашего народа
3.2 мотивационный Проявление желания к изучению языка и культуры своего народа Может объяснить какую еще информацию о промыслах Урала хотел бы найти (получить)
3.6 знаниевый Понимание назначения продуктов художественной деятельности в жизни общества Может объяснить назначение изделий камнерезного искусства
3.6 мотивационный Стремление к подражанию в знакомстве с произведениями искусства Может по образцу описать (выполнить модель) изделия камнерезного искусства

 

Постановка метапредметных результатов

 

  Требования ФГОС НОО Планируемый результат воспитательного мероприятия
Регулятивные УУД, 1.4 контроль Умение в сотрудничестве с учителем осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату действия Может в сотрудничестве с учителем адекватно оценить результаты своей деятельности
Познавательные УУД, 2.1 общеучебные Умение выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов) Выделяет (находит) необходимую (существенную) информацию при получении задания
Коммуникативные УУД, 3.3 разрешение конфликтов Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов Сравнивает различные точки зрения и предлагает совместное решение в игровых заданиях

 

Пример:

Направление воспитания: Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Тема воспитательного мероприятия: Игровая программа «Народные промыслы Урала»

Цель воспитательного мероприятия: Знакомство с народными промыслами Урала

Задачи:

1. Представить основные промыслы Урала

2. Познакомить с камнерезным делом

3. Продемонстрировать известные образцы камнерезного искусства Урала

Планируемые результаты

Личностные планируемые результаты:

· Понимает, что камнерезное искусство Урала является частью культуры нашего народа

· Может объяснить какую еще информацию о промыслах Урала хотел бы найти (получить)

· Может объяснить назначение изделий камнерезного искусства

· Может по образцу описать (выполнить модель) изделия камнерезного искусства

Метапредметные планируемые результаты:

· Регулятивные - Может в сотрудничестве с учителем адекватно оценить результаты своей деятельности

· Познавательные - Выделяет (находит) необходимую (существенную) информацию при получении задания

· Коммуникативные - Сравнивает различные точки зрения и предлагает совместное решение в игровых заданиях

Планирование деятельности.

Основная цель этапа Направить познавательную деятельность учащихся. Формировать целенаправленный характер учебной деятельности. Поставить цель и задачи занятия. Определить планируемые результаты. Составить план работы на мероприятии.
Основные методы Беседа, демонстрация, иллюстрация, упражнение, практический метод, ситуационный метод
Основные приемы Постановка цели
  • Работа над понятием
  • Подводящий диалог
  • «Яркое пятно»
  • Классификация признаков
  • Формулирование цели из темы занятия
  • Проблемная ситуация
Определение планируемых результатов
  • Незаконченное предложение
  • Перестановка слов в предложении
  • Вопросы
  • Заполнение таблицы «Личные достижения» (хочу достигнуть, достиг)
  • Составление кластера личностных достижений
Планирование деятельности обучающихся
  • Ситуация «дефицита своих знаний и умений»
  • Проблемные вопросы (вопросы о свойствах)
  • Незаконченное предложение
  • Заполнение таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал»
  • Составление кластера знаний (схема, в которой отображают то, что уже знают и что хотят узнать)
  • Составление плана работы на мероприятии (для отдельных форм)
Основные средства Тексты словарей, презентации, видео сюжет, репродукции, раздаточный материал, речь учителя
Формируемые УУД Регулятивные (целеполагание, планирование), познавательные (логические)

Планирование деятельности обучающихся

План работы учащиеся составляют на этапе «постановка цели, задач, планирование воспитательного мероприятия». Они конкретизируют цель мероприятия. Студент может использовать различные приёмы для определения плана действий обучающихся.

  1. Ситуация «дефицита своих знаний и умений»

Ситуация «дефицита своих способностей» через упражнение после постановки цели – формулирование пунктов плана вместе с учителем, проанализировав ситуацию практического затруднения. Учащиеся сами формулируют вопрос и ищут на него ответ.

· создание проблемной ситуации;

  • побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;
  • побуждение к формулированию учебных проблем (задач).
Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика
Постановка цели, задач. Определение планируемых результатов. Планирование Ребята, как вы думаете, что нам нужно узнать и сделать для того, чтобы помочь Даниле – мастеру. Хозяйка медной горы может заподозрить, что он придумал это не сам, если мы предложим современные изделия. Что делать? А, как нам выполнить условие, чтобы это была самая искусная чаша (шкатулка, …)?   Правильно. Значит, мы с вами должны: · Познакомиться с камнерезным делом. · Узнать что такое народные промыслы. · Познакомиться с лучшими образцами камнерезного искусства. Познакомиться с камнерезным делом.   Узнать что такое народные промыслы.     Познакомиться с лучшими образцами камнерезного искусства.

 

  1. Проблемные вопросы (вопросы о свойствах)

После постановки цели учащимся задаются вопросы о том, какие действия им нужно совершить для достижения цели урока.

С каким понятием мы познакомимся?

Что узнаем нового?

Чему будем учиться?

Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика
Постановка цели, задач. Определение планируемых результатов. Планирование Ребята, мы определили, что сегодня будем знакомиться с народными промыслами Урала. А, вы знаете, что относиться к народным промыслам? (что называют народными промыслами)? Сформулируйте задачу, что нам нужно сделать.   Камнерезное дело называют народным промыслом. Вы много про него знаете? Сформулируйте задачу.   А, кто из вас знаком с образцами камнерезного дела? Хотите познакомиться? Сформулируйте задачу.     Узнать что такое народные промыслы.     Познакомиться с камнерезным делом.   Познакомиться с лучшими образцами камнерезного искусства.

 

  1. Незаконченное предложение

Обучающимся предлагается дополнить высказывания отталкиваясь от цели воспитательного мероприятия.

· Узнаю, что такое …

· Научусь выполнять …

· Познакомлюсь с понятием…

Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика
Постановка цели, задач. Определение планируемых результатов. Планирование Цель нашего мероприятия: Познакомиться с народными промыслами Урала. Во время работы нам поможет план. Обратите внимание на экран, но часть слов в нашем плане пропали. Подумайте и восстановите план нашей работы. Узнаю, что такое … Познакомлюсь с … делом Познакомлюсь с лучшими образцами … (Имя), прочитай первый пункт с дополнением. Правильно. Узнаю что такое народные промыслы.    (Имя), прочитай второй пункт с дополнением. Познакомлюсь с камнерезным делом.   (Имя), прочитай третий пункт с дополнением. Правильно. Познакомлюсь с лучшими образцами камнерезного искусства.     Узнаю что такое народные промыслы   Познакомлюсь с камнерезным делом   Познакомлюсь с лучшими образцами камнерезного искусства

 

  1. Заполнение таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал»

Обучающимся предлагается заполнить первые две колонки таблицы. В первую колонку записать то, что они уже знают по этой теме, а во вторую то, что они хотели узнать сегодня. Можно предложить «вспомогательные» вопросы.

Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика
Постановка цели, задач. Определение планируемых результатов. Планирование Ребята, нам нужно познакомиться с народными промыслами Урала. Вы уже знакомились с народными промыслами. Для того, чтобы увидеть что мы уже знаем и умеем, что нет, предлагаю заполнить таблицу, которая лежит у вас на парте. В таблице три колонки. Первая называется «Знаю» и в нее нужно записать то, что каждый из вас знает о народных промыслах и об Урале. Записываем. Вторая колонка называется «Хочу узнать». В нее нужно записать то, что вы еще хотите узнать. Например, познакомиться с камнерезным делом. Или познакомиться с лучшими образцами камнерезного дела. Записываем. У нас еще осталась третья колонка «Узнал». Ее вы заполните в конце занятия. У каждого из вас появился план действий.     Записывают (заполняют 1 колонку)     Записывают (заполняют 2 колонку)

 

  1. Составление кластера знаний (схема, в которой отображают то, что уже знают и что хотят узнать)

Обучающимся предлагают схематично изобразить свои знания, а потом дополнить схему тем, что еще хотят узнать.

Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика
Постановка цели, задач. Определение планируемых результатов. Планирование Ребята, нам нужно познакомиться с народными промыслами Урала. Вы уже знакомились с народными промыслами. Для того чтобы увидеть что мы уже знаем и умеем, что нет предлагаю разработать схему (модель), в которой отразить то, что вы уже знаете о народных промыслах и об Урале. Работать вы будете парами (группами по 3 – 4 человека). Каждая группа должна обсудить, что уже знает и изобразить эти знания. Затем определить, что вы хотите узнать сегодня на мероприятии. На слайде вы видите подсказки, которые помогут вам определить, что можно узнать на занятии. Работаем, пока звучит музыка. Кто готов представить нам свою схему? (Имя) расскажите нам о том, что изображено. Значит, вы хотите сегодня узнать …   Разрабатывают схемы     Демонстрируют схемы   Называют задачи
  1. Составление плана работы на мероприятии (для отдельных форм)

(Информирование)

На данном этапе необходимо объяснить обучающиеся, как будет организована, и проходить работа:

· Основные условия (правила) выполнения заданий

· Какие будут этапы работы (станции, пункты, …)

· Как будет проходить переход с этапа на этап (переезд на чем, перелет на чем, телепортация и т.д.)

· Какие могут быть особенности выполнения заданий на этапах (как их нужно выполнять, или где это можно будет узнать)

· Как и кто будет оценивать выполнение заданий на этапах

· Кто и как будет подводить общие итоги (если нужно)

 

Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика
Постановка цели, задач. Определение планируемых результатов.Планирование Наше мероприятие пройдет сегодня в форме игры «Поле чудес», Перед вами игровое поле, которое разделено на 6 секторов. Каждый сектор это отдельное задание. В центре круга есть стрелка. Если ее повернуть, то она остановится на каком-то секторе. Какой сектор выпадает, то задание вы выполняете. Работать будем в группах по 4 человека. Поворачивать стрелку будут представители групп по очереди, начиная с первого ряда первой парты. Каждая группа выполняет задание, которое выпало на игровом поле. Группа, которая выполнила задание, поднимает все руки вверх, соединив их в «домик». Отвечаем в том порядке, в котором были подняты руки. Оценивать ответы будет жюри. Председатель жюри – учитель (ИО). Члены жюри – студенты (ИО, ИО). Жюри будет подводить итоги после каждого задания, и отмечать ваши успехи в таблице, которую вы видите на доске. Итак, еще раз. Представитель группы по очереди крутит стрелку. На каком секторе она остановится, то задание и выполняем. Если стрелка остановилась на секторе, который уже был, то выполняем задание из сектора, следующего по ходу стрелки. Я зачитываю важную информацию, и затем задание. Вы выполняете его в группе. Кто закончил выполнение задания, поднимает руки вверх «домиком». Отвечаем в том порядке, в котором были подняты руки.    

 

Список литературы

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике, - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. - 496 с.

2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидак­тический аспект. - М.: Педагогика, 1977. - 254 с.

3. Беликов В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция): Монография. - Че­лябинск: Факел, 1995. - 141 с.

4. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. М.В. Гамезо. - М.: Просвещение, 1984. - 254 с.

5. Гребеньков Н. Н. И др. Психологические основы педагогической практики студентов. Учебное пособие для студентов высших и средних специальных пед. учебных заведений. (Под ред. проф. Чернышева А.С.). - М: Педагогическое общество России, 2000 г.

6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоре­тического и экспериментального исследования. - М., 1986.

7. Засобина Г А. и др. Практикум по педагогике. Учебное пособие для учащихся и пед. училищ. -Москва: Просвещение, 1990 г.

8. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. -М.: Академия, 1999. -216 с.

9. Коджаспирова Г. М. Педагогические теории, системы и технологии. Программы и методические материалы. - Москва, 2008 г.

10. Коджаспирова Г. М., Бориюва Л. В. Педагогическая практика в начальной школе. Учебное пособие для студентов средних пед. учебных заведений. - Москва: Академия, 2000 г.

11. Конаржевский Ю.А. Проект единого педагогического простран­ства школы развивающего обучения. - Калининград, 1996.

12. Крипунова Т.К. Практическая педагогика: Воспитательная ра­бота в среднем специальном учебном заведении. - М.: Акаде­мия, 1999. -152 с.

13. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. - М.: Пе­дагогическое общество России, 2000. - 224 с.

14. Матюнин Б.Г. Нетрадиционная педагогика. - М.: Пресс, 1994. -94 с.

15. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ «Сфера», 2006 г.

16. Педагогика: Учеб. пособие /Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Рос. пед. агентство, 2008. - 602 с.

17. Педагогическая практика /Под ред. Г.М. Коджаспировой. - М.: Академия, 1998. - 114 с.

18. Познавательные процессы и способности в обучении. Учебное пособие для студентов псд. коллективов под редакцией Шадрикова В. Д. -Москва: Просвещение, 1990 г.

19. Практические занятия по психологии. Учебное пособие для студентов пед. институтов. Под ред. проф. Петровского А. В., Просвещение, 2010 г.

20. Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей. М.:2000.

21. Решетников П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. М.:2002.

22. Тартаковская Е.В., Психолого-педагогическая практика студентов в школе. Методическое пособие для преподавателей и студентов. – Магнитогорск: МПК, 2004 г.

23. Экскагузо Т.В., Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. Ростов-на-Дону:2010.

24. http://nashol.com/2012091266977/pedagogika-nachalnoi-shkoli-podlasii-i-p-2008.html. Педагогика начальной школы.

25. http://shkola-leonova.ru/index.php?page=10262. Школа Леонова.

26. http://ped-kopilka.ru/klasnomu-rukovoditelyu/klasnye-chasy-v-nachalnoi-shkole. Классные часы в начальной школе.

27. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota. Социальная сеть работников образования.

28. http://festival.1september.ru/articles/612822/. Фестиваль педагогических идей. 1 Сентября.

29. http://www.holidayplanet.ru/2011031016/prazdnik-v-shkole.html. Планета праздников.

 

 

Приложение 1.

 

Фотография воспитательного мероприятия

Учитель (студенты):

Класс:

Тема воспитательного мероприятия:

 

Цель воспитательного мероприятия:

 

Задачи воспитательного мероприятия:

 

Планируемые результаты:

Личностные:

 

Метапредметные:

Коммуникативные:

Регулятивные:

Познавательные:

 

Оборудование:

Список использованной литературы:

 

Этапы воспитательного мероприятия Действия учителя Действия учащихся Выработка планируемых результатов

Подготовительный этап

Организация и мотивация деятельности       Актуализация знаний и формулирование темы (название метода, приема)       Постановка целей, задач и планируемых результатов. Планирование деятельности (название метода, приема)      

Основной этап

Организация практической деятельности учащихся (название метода 1) (название метода 2) …       Физминутка       Практическая деятельность учащихся (название метода 1) (название метода 2) …      

Заключительный этап

Осуществление контроля. Самоконтроль учащихся (название метода, приема)       Оценивание учащихся и само оценивание (рефлексия) (название метода, приема)       Подведение итогов (название метода, приема)      

 

 

Планирование и организация воспитательных мероприятий для учащихся начальной школы

Приложение к методическому пособию по производственной практике ПП.03.02.

ПМ 03. «Классное руководство»

 

 

                       

 

 

Г. Магнитогорск, 2019

 

Печатается по решению Методического совета Магнитогорского педагогического колледжа

 

 

Данное пособие разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 44.02.02. «Преподавание в начальных классах» и 44.02.05. «Коррекционная педагогика в начальном образовании». Оно предназначено для студентов педагогического колледжа, которые осваивают теорию и практику классного руководства. Кроме того, пособие может оказать помощь начинающему классному руководителю по организации и проведению воспитательных мероприятий.  

 

 

Составители:

Карпычева Татьяна Анатольевна, преподаватель дисциплин профессионального цикла ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж»;

Кащенко Ольга Олеговна, к.п.н., преподаватель дисциплин профессионального цикла ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж»;

Лысяная Наталья Ивановна, заведующая кафедрой психолого-педагогических дисциплин и частных методик, методист по практике, преподаватель дисциплин профессионального цикла ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж»;

Мыльникова Анна Андреевна, преподаватель дисциплин профессионального цикла ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж».

 

Рецензенты:

Шиляева Т.А., преподаватель дисциплин профессионального цикла ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж».

Резанова Т.А., заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 65 им. Б.П. Агапитова» г. Магнитогорска.

 

 

Содержание

  стр.
Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы 5
Материалы для подготовки воспитательного мероприятия 9
Примерная схема конспекта воспитательного мероприятия 10
Материалы для постановки цели, задач и планируемых результатов воспитательного мероприятия 12
Материалы для разработки подготовительного этапа конспекта воспитательного мероприятия 16
· Постановка цели 18
· Определение планируемых результатов 21
· Планирование деятельности обучающихся 26
Материалы для разработки основного этапа конспекта воспитательного мероприятия 31
Материалы для разработки заключительного этапа конспекта воспитательного мероприятия 32
· Контроль. Самоконтроль. Коррекция знаний и способов действий 32
· Оценка. Самооценка (рефлексия) 39
· Подведение итогов 46
Техника организации общения педагога с детьми при проведении воспитательного мероприятия 47
Список литературы 50
Приложение 2. Фотография воспитательного мероприятия 51

Введение

Практика имеет целью комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности СПО, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы студентами по специальности.

Производственная практика по ПМ. 03. включает в себя следующие этапы: психолого-педагогическая практика и практика внеучебной воспитательной работы.

Практика внеучебной воспитательной работы направлена на формирование у студента общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках модуля ПМ 03. ППССЗ по виду профессиональной деятельности Классное руководство, предусмотренному ФГОС СПО по специальности «Преподавание в начальных классах», «Коррекционная педагогика в начальном образовании».

Содержание практики определяется требованиями к результатам обучения по данному модулю ППССЗ в соответствии с ФГОС СПО, рабочей программой практики.

Настоящее методическое пособие предназначено для студентов педагогического колледжа школьного отделения, проходящих практику в начальных классах общеобразовательной школы. В пособии содержатся рекомендации, задания, творческое использование которых поможет студенту овладеть необходимыми умениями и навыками по применению психолого-педагогических знаний в процессе учебно-воспитательной работы и формировать практические умения.

 

 

Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы

Воспитание нравственных чувств и этического сознания :

получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, отражающие культурные и духовные традиции народов России);

получение первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных российских религий (через содержание инвариантных учебных предметов: «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Искусство», а также вариативных дисциплин, в том числе изучаемых по выбору: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддистской культуры», «Основы иудейской культуры», дисциплин, отражающих историю и культурологические основы других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России);

ознакомление по своему желанию и с согласия родителей с деятельностью традиционных религиозных организаций (путем проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями);

участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;

ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);

усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, опыту совместной деятельности;

посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;

получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);

Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения «открытых» семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов инвариантной и вариативной частей базисного учебного плана);

ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);

ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин);

знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);

знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями);

участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;

получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников);

участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 236.