Оценка. Самооценка (рефлексия)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Основная цель этапа Оценить выполнение плана воспитательного мероприятия. Оценить достижение планируемых результатов и цели воспитательного мероприятия.
Основные методы Практический метод
Основные приемы · Незаконченное предложение · Шкалирование · Рейтинг · Заполнение таблицы «Знаю, хочу узнать, узнал»
Основные средства Доска, листы самооценки
Формируемые УУД Личностные (смыслообразование), регулятивные (оценка), коммуникативные
  1. Незаконченное предложение

Примеры:

№ 1.

Сегодня на мероприятии я …

Мне удалось…

Я могу похвалить…

Я недостаточно…

Я старался…

№ 2 

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому что……………………………………

Наиболее трудным мне показалось……………………………

Я думаю, это потому что………………………………………

Самым интересным было………………………………………

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее………………………………………………………

Я хотел бы попросить своего учителя (я хотел бы еще узнать)……………

№ 3

Мне больше всего удалось...

А особенно удалось...

Что я получил от этого мероприятия?

За что ты можешь себя похвалить?

За что ты можешь похвалить одноклассников?

За что ты можешь похвалить учителя?

№ 4

Мои достижения на мероприятии ...

Сегодня на мероприятии я (мне):

· научился...

· было интересно...

· было трудно...

· мои ощущения...

№ 5

Мероприятие привлекло меня тем ...

· показалось интересным ...

· взволновало ...

· заставило задуматься ...

· навело меня на размышления ...

№ 6

Сегодня на мероприятии мне больше всего понравилось задание …

Оно мне понравилось потому, что …

 

Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика
Оценка. Самооценка В начале мероприятия мы с вами разработали план. Для того чтобы узнать, удалось ли каждому из вас его реализовать, я предлагаю игру «Незаконченное предложение». Перед вами на столе листочки с незаконченными предложениями. Вы должны внимательно прочитать первое предложение, подумать, вспомнить и дописать предложение. Затем второе и т.д. Работаем тихо, не мешаем друг другу. Я сегодня узнал … Я хочу еще узнать … Я могу рассказать о … Я могу по образцу описать … У меня сегодня получилось оценить свою работу совместно с … У меня сегодня получилось найти нужную информацию для задания … У меня сегодня получилось предложить решение по заданию …   Закончили работу. Предлагаю проверить, что у вас получилось. (Имя), читай свои предложения. … Как ты считаешь, у тебя получилось выполнить все, что ты задумал? Сделай вывод о выполнении тобой плана работы и достижения цели. На доске есть вспомогательные слова.   Кто еще готов прочитать свои законченные предложения? … Каждый из вас сегодня хорошо потрудился. Нам всем вместе удалось выполнить все намеченное планом и познакомиться с народными промыслами Урала.     Дополняют предложения   Читает      Да Мне удалось выполнить все запланированное и достигнуть цели

 

  1. Шкалирование

Введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений. Для этой цели испытуемым задают вопросы, отвечая на которые они должны выбрать одну из указанных оценок. Например, в вопросе о занятиях какой-либо деятельностью в свободное время нужно выбрать один из оценочных ответов: увлекаюсь, занимаюсь регулярно, занимаюсь нерегулярно, ничем не занимаюсь.

Примеры шкалирования

А) Шкала самооценки:

«+» - знаю и умею применять.

«!» - знаю, но не всегда могу применить.

«?» - не уверен в своих знаниях.

«-» - пока не знаю и не умею.

Б) «Лесенка успеха». Оцениваем по каждому пункту плана или по каждому планируемому результату.

1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой не справился;

2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;

4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.

В)  «Волшебные линеечки». Оцениваем по каждому пункту плана или по каждому планируемому результату.

Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Учитель указывает на шкале лучший и самый плохой результат. Ученик должен определить где (на каком уровне) шкалы он находиться после мероприятия. Возможные дополнительные шкалы:

На мероприятии я работал активно / пассивно

Своей работой я доволен / недоволен

Мероприятие для меня показался коротким / длинным

На мероприятии я не устал / устал

Мое настроение стало лучше / стало хуже

Материал мероприятия мне был понятен / непонятен

Полезен / бесполезен

Интересен / неинтересен

Г) Пометки. Делаем пометки по каждому пункту плана или по каждому планируемому результату.

V – УЖЕ ЗНАЛ ЭТО

+ – НОВОЕ

? – НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС

0 – ДУМАЛ ИНАЧЕ

Д) «Моя успешность на мероприятии». Если все удалось, то обучающийся ставит «!», если есть вопросы, то ставит «?».

Планируемые результаты ! или ?
   
   

Достиг ли я цели? …….

Для чего мне пригодиться материал, изученный сегодня? ……

 

Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика
Оценка. Самооценка В начале мероприятия мы с вами разработали план. Для того чтобы узнать, удалось ли каждому из вас его реализовать, я предлагаю самостоятельно оценить себя по «Волшебным линеечкам». Перед вами на партах лежат листочки, на которых записано, что мы планировали сегодня сделать (чего достичь). Рядом с каждым пунктом нарисована «Волшебная линеечка». Нижняя граница линеечки означает «Я ничего сегодня не узнал» или «Я ничего не смог выполнить». Верхняя граница линеечки означает «Я сегодня много узнал» или «Мне сегодня все удалось сделать». Вы можете поставить свою метку не только на границах «Волшебной линеечки», но и в любом месте, которое отражает вашу оценку. Читаем первый пункт плана. Я сегодня узнаю, что камнерезное искусство Урала является частью культуры нашего народа Оцените на первой «Волшебной линеечке» себя. Удалось вам это узнать, не удалось, или вы сомневаетесь. Поднимите руку те, у кого метка оказалась на верхней границе «Волшебной линеечки»? (Имя) объясни, почему ты поставил свою метку на верней границе?     Читаем второй пункт плана. Смогу объяснить какую еще информацию о промыслах Урала хотел бы найти Оцените на второй «Волшебной линеечке» себя. Удалось вам это узнать, не удалось, или вы сомневаетесь. Поднимите руку те, у кого метка оказалась на верхней границе «Волшебной линеечки»? (Имя) объясни, почему ты поставил свою метку на верней границе?   А, есть такие, у кого метка оказалась на нижней границе? (Имя) объясни, почему ты поставил метку на нижней границе?   Я предлагаю тебе посмотреть мультфильмы по сказам П. Бажова. А мы продолжим разговор о народных промыслах Урала на других мероприятиях, и ты сможет понять, что еще можно узнать.   ….. (все планируемые результаты)   Каждый из вас сегодня хорошо потрудился. Нам всем вместе удалось выполнить все намеченное планом и познакомиться с народными промыслами Урала.       Читают   Отмечают     Потому, что я познакомился с камнерезным искусством Урала, знаю, что это часть культуры нашего народа   Читают   Оценивают   Потому, что я понял, что хочу еще прочитать другие сказы П.Бажова. Хотел бы посмотреть как выглядят разные камни, из которых изготавливают камнерезные изделия.   Потому, что я пока не могу объяснить, какую еще информацию можно найти о народных промыслах Урала.

 

  1. Рейтинг

Рейтинг - это сумма баллов, набранная обучающимся в течение некоторого промежутка времени. Рейтинговая шкала строится на основе учета всех действий и достижений ученика. При рейтинговой системе за каждое правильно выполненное задание обучающийся получает определённое количество баллов. Если ответ неполный или с недочетами, то количество баллов уменьшается. Если же ответ ошибочен, баллы не начисляются.

Могут быть предусмотрены и штрафные и бонусные баллы. Бонусные – за ответственность (выполнение поручений, выполнение обещаний) и старательность в выполнении заданий. Штрафные баллы выставляются за отказ выполнить указание учителя, опоздание, нарушение дисциплины на мероприятии, за участие в конфликтах, ссорах.

Пример: Карта мероприятия … (для каждого учащегося)

Задание № 1 …

Самоконтроль 1

  • Я допустил 3 или более ошибок - 0 баллов.
  • Я допустил 2 ошибки - 1 балл.
  • Я допустил 1 ошибку 2 балла.
  • Я выполнил задание без ошибок 3 балла.

Я набрал…… баллов!

Задание № 5

Самоконтроль 5

  • Мне не удалось выполнить задание - 0 баллов.
  • Мне удалось выполнить задание с помощью - 1 балл.
  • Мне удалось выполнить задание самостоятельно 2 балла.

Я набрал…… баллов!

Итоговое количество баллов …..

Пример рейтинга обучающегося при выполнении групповой работы

Утверждение Да Не всегда Нет
Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий группы      
Я внимательно выслушиваю то, что говорят члены моей группы      
Если я не согласен с чем-то, я не спорю, а предлагаю другое решение      
Я помогаю участникам группы, когда они нуждаются во мне      
Я с уважением отношусь к мнению участников группы, даже если я не согласен сними      
Когда мы сталкиваемся с проблемами, я стараюсь искать выход, а не предлагаю прекратить работу      
Я стараюсь услышать, прежде всего, то, что участник группы хочет предложить, а не ищу ошибку в его или ее высказывании      

 

Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика
Оценка. Самооценка В начале мероприятия мы с вами разработали план. Для того чтобы узнать, удалось ли каждому из вас его реализовать, я предлагаю самостоятельно оценить себя. У вас на столах лежат листочки с таблицей. В первом столбике записаны пункты плана. Во втором столбике вы сейчас будете выставлять себе баллы за работу. Для этого на экране будут выводиться слайды. Один слайд для одного пункта плана. На слайде будет написано, какое количество баллов соответствует каждому результату. Вы внимательно читаете, оцениваете свою работу и выбираете то количество баллов, которое соответствует вашей оценке. Записываете это количество баллов в правую колонку таблицы на листочке. Внимание первый слайд. 2 балла - Я знаю, что камнерезное искусство Урала является частью культуры нашего народа. 1 балл – Я думаю, что камнерезное искусство Урала может быть частью культуры или нет (я сомневаюсь). 0 баллов – Я считаю, что камнерезное искусство не относится к культуре Урала. Оцените, какого результата достигли вы. Запишите соответствующее количество баллов на первой строчке.   …….   Внимание последний слайд 2 бала – Мне сегодня удалось в сотрудничестве с учителем адекватно (правильно) оценить результаты своей деятельности. 1 балл – Мне сегодня удалось в сотрудничестве с учителем оценить результаты своей деятельности, но пока не всегда правильно. 0 баллов – Мне сегодня пока не удалось правильно оценить результаты своей деятельности. Оцените, какого результата достигли вы. Запишите соответствующее количество баллов на последней строчке. Посчитайте сумму баллов, которая у вас получилась. Запишите это число под таблицей. Те, у кого сума баллов, которые вы заработали сегодня на мероприятии, составляет от 4 до 7 баллов, сегодня очень хорошо работали, они много узнали, им все удалось выполнить правильно. Т.е. им удалось достигнуть цели и подробно познакомиться с народными промыслами Урала. Если у вас получилась сумма баллов меньше 4 (0 – 3). Значит, вы сегодня пока не все узнали про народные промыслы Урала и должны продолжить это знакомство. Вам пока удалось частично достигнуть цели. В целом мы с вами хорошо поработали и много узнали.     Читают     Оценивают, записывают   Читают   Оценивают, записывают   Считают    

 

  1. Заполнение таблицы «Знаю, хочу узнать, узнал»
Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика
Оценка. Самооценка Помните, в начале нашего мероприятия вы заполняли таблицу, которая лежит у вас на парте. В таблице три колонки. Первая называется «Знаю» и в нее вы записи то, что каждый из вас знает о народных промыслах и об Урале. Вторая колонка называется «Хочу узнать». В нее вы записали то, что вы еще хотите узнать. У нас еще осталась третья колонка «Узнал». Предлагаю е заполнить. У каждого из вас был план действий – колонка «Хочу узнать». Если вы выполнили план, то в графу «Узнал» записываете, что вам удалось сделать (узнать).  Читаем первый пункт плана. Узнать, что камнерезное искусство Урала является частью культуры нашего народа. Если вам удалось узнать все, что вы хотели, то записываете в графу «Узнал» - мне удалось узнать, что камнерезное искусство Урала является частью культуры нашего народа. Если, вы сомневаетесь, что выполнили все что задумали, то можно написать так «Я сомневаюсь, что камнерезное искусство Урала это часть культуры нашего народа». (Имя), прочитай, что ты хотел узнать и что узнал. Почему ты так написал?   ……… (оцениваем и записываем все планируемые результаты)   Посмотрите еще раз на таблицу. Вы сегодня на мероприятии запланировали работу, и вам удалось выполнить весь план, значит, вы все сегодня хорошо потрудились и достигли цели – познакомились с народными промыслами Урала.   Читают     Записывают     Потому, что камнерезные изделия очень красивые, своеобразные, являются украшением. Я обо всем этом сегодня узнал.

 

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 241.