ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. Проблема «самостоянья человека» в «Повестях Белкина» А.С. Пуш­кина.

2. Антиутопии В.Одоевского.

3. Две «энциклопедии русской жизни» – «Евгений Онегин» и «Капи­танская дочка».

4. Декабристский цикл стихов А. Пушкина. Дискуссии в науке ХХ века о стихотворении «В Сибирь».

5. Россия и русский человек в стихах М.Ю. Лермонтова.

6. Лирика природы Пушкина и Лермонтова.

7. Нравственно-эстетический идеал поэзии В.А. Жуковского.

8. Лирика любви в поэзии декабристов и Пушкина.

9. Россия и Кавказ в творчестве А.С. Пушкина.

10. Пьесы Н.В. Гоголя «Женитьба» и «Игроки» как «общественные ко­медии».

11. Гоголевский город в повестях, пьесах, «Мертвых душах».

12. «Миргород» Н.В. Гоголя как единый цикл.

13. Нравственная личность поэта в статьях В.Г. Белинского о Пушки­не.

14. Полемика вокруг поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».

15. Война 1812 года в русской поэзии.

16. Спор о Татьяне (Белинский, Писарев, Достоевский).

17. Пушкин в русской философской критике рубежа веков.

18. «Выбранные места из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя – восп­риятие и оценка.

19. Основные категории реализма в критике В.Г. Белинского.

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА (Ч. I )

 

1. Басенное творчество И.А. Крылова. Белинский о народности Крылова.

2. Романтизм как хуожественная философия и литературное направление. Основные лите­ратуроведческие труды о романтизме.

3. В.А. Жуковский – «литературный Колумб» романтизма в России. Ха­рактеристика романтизма Жуковского Белинским. Идейно-эстетический ана­лиз одного из стихотворений (по выбору).

4. Романтический идеал В.А. Жуковского в лирике. Анализ образного воплощения романтического идеала.

5. Баллады В.А. Жуковского. Поэтика жанра.

6. Творческий путь К.Н. Батюшкова и особенности его романтизма.

7. Программа активного романтизма декабристов и ее воплоще­ние в их литературном творчестве. Монографии о декабристах.

8. Творческий путь К.Ф. Рылеева. Поэма «Войнаровский» как образец жанра романтической поэмы.

9. Повести А.А. Бестужева-Марлинского. Их роль в литературном процессе. Актуальность кавказской темы («Аммалат-бек», «Мулла Нур»).

10. Образ Чацкого, его общественный и эстетический смысл.

11. Драматический конфликт в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

12. Особенности художественного отношения к действительности в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (признаки классицизма, романтизма, начала реализма). Мне­ние Белинского о комедии. История изучения комедии.

13. Способы создания типического характера в комедии Грибоедова «Горе от ума». Полемика вокруг произведения.

14. Характеристика поэзии пушкинской поры. Анализ одного из стихотворений (по выбору студента).

15. Русская Puschkiniana.

16. Творческая эволюция А.С. Пушкина. В.Г. Белинский о Пушкине (пя­тая пушкинская статья).

17. Лирика Пушкина как явление общеевропейское. Анализ одной из романтических элегий Пушкина.

18. Философская лирика Пушкина. Анализ стихотворения «Бесы».

19. Национально-поэтические мотивы лирики А.С. Пушкина. Анализ стихотворения «Зимний вечер».

20. А.С. Пушкин о природе поэтического творчества, о роли поэта и поэзии. Проанализировать стихотво­рение «Пророк».

21. Системный идейно-эстетический анализ одного из стихотворений А.С. Пушки­на (по выбору).

22. Характеристика художественной философии А.С. Пушкина.

23. Идея «самостоянья человека» в творчестве А.С. Пушкина.

24. Кавказский пленник – Алеко – Онегин. Типология образа.

25. Принципы реализма в романе Пушкина «Евгений Онегин». Литера­туроведческие комментарии к роману.

26. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина как синтетическая жанровая система.

27. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» – замысел и воплощение (творческая история романа, Х глава).

28. Особенности конфликта в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Белинский о романе.

29. Характер и функции диалогизма в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

30. Проблема нравственного долга и нравственной свободы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Онегин и Татьяна.

31. Образ Ленского (тип героя, его функция в системе романа, структура образа). Белинский о Ленском.

32. Образ Татьяны (тип героя, структура образа, функция в системе романа). Белинский о Татьяне.

33. Спор о Татьяне (Белинский, Писарев, Достоевский).

34. Образ Евгения Онегина (тип героя, структура образа, функция в системе романа). Белинский об Онегине.

35. Проблема соотношения русской и европейской жизни и проблема становления национального самосознания в художественном мире романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

36. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» – «энциклопедия русской жизни и в высшей степени народное произведение» (В.Г. Белинский).

37. В.Г. Белинский о значении творчества А.С. Пушкина в русской ли­тературе, об историческом содержании романа «Евгений Онегин».

38. Композиционный принцип троичности в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

39. «Человек и народ» как основная драматическая тема «Бориса Го­дунова» А.С. Пушкина, художественное своеобразие драмы.

40. История и человек в художественном мире поэмы А.С. Пушкина «Полтава».

41. Проблема исторической и художественной правды в творчестве А.С. Пушкина («Песнь о вещем Олеге», «Борис Годунов», «Моцарт и Сальери»,  «Капитанская дочка» – по выбору студента).

42. Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник». Анализ ее художественной системы.

43. «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина как единый цикл.

44. Принципы реализма в «Повестях Белкина» А.С. Пуш­кина. Система рассказчиков в повестях.

45. «Повести Белкина» А.С. Пушкина: полемическое содержание, иронические контексты, архетипы.

46. Повесть А.С.Пушкина «Пиковая дама», ее художественная систе­ма, психологизм.

47. Исторический роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Пушкинс­кая концепция исторического события. Три лика Пугачева. Система по­вествования.

48. Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова: варианты личности лирического героя, герой в системе антиномий.

49. Демонический мотив в творчестве М.Ю. Лермонтова: лирика, поэмы, драма, роман.

50. Многообразие мотивов лермонтовской лирики. Анализ одного из мотивов. Поиски идеалов в лирике М.Ю. Лермонтова. Статья Белинского «Стихотворения Лермонтова».

51. Мотивы лирики Лермонтова: одиночества, странничества, свободы и действия.

52. Россия и русский человек в поэзии М.Ю.Лермонтова.

53. Природа и человек как один из философских мотивов лирики Лер­монтова.

54. Системный идейно-эстетический анализ одного из стихотворений М.Ю. Лермонтова (по выбору студента).

55. Анализ поэтической системы поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова». Белинский о поэме.

56. Тип романтического героя в поэмах М.Ю. Лермонтова «Мцыри», «Демон».

57. Система образов романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Основной конфликт произведения.

58. Психологизм как основа жанровой структуры романа М.Ю.Лермон­това «Герой нашего времени». Приемы психологического анализа в романе. Белинский о романе и его герое.

59. Особенности реализма в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Точки зрения литературоведов на тип художественного мышления автора   романа.

60. Образ Печорина (личность, тип героя, его художественное воплощение, полифоничность образа).

61. Мотив судьбы в романе М.Ю.Лермонтова (его социальный и философский смысл). Основные работы отечественных литературоведов по творчеству М.Ю. Лермонтова.

62. Лирические реминисценции в романе М.Ю. Лермонтова «Герой наше­го времени». Влияние на жанровую специфику произведения.

63. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в ряду других его произведений: типология героя, сюжета, мотивов.

64. «Герой нашего времени» – роман о философской личности. Реминисценции философских идей разных исторических эпох в образе Печорина.

65. Игровая имитация жизни в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (в формировании сюжета, в жизненной позиции героя, в художественно-философской концепции).

66. Жанровое своеобразие произведения М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

67.  Народно-поэтическая основа поэзии А. Кольцова.

68. Жанровое своеобразие и особенности идейно-художественной проблематики повестей В. Одоевского. Антиутопия и научная фантастика в повестях. Их философская основа.

69.  Замысел и история создания «Мертвых душ» Н.В. Гоголя. Характе­ристика конфликта и его сюжетного воплощения в произведении.

70.  Система образов в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя.

71.  Принципы типизации и приемы создания типического характера в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя. Отличие от Пушкина, Лермонтова.

72.  Особенности жанра произведения Н.В. Гоголя «Мертвые души». Споры о жанре. Творческие источники произведения.

73.  Композиция произведения Н.В. Гоголя «Мертвые души». Особеннос­ти сюжета. «Мертвые души» в литературоведении.

74.  Образ Чичикова. Сущность понятия «чичиковщины».

75.  Образ России в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», образ автора как центр художественной структуры произведения.

76.  Драматическое начало в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Моти­вы драматургии Гоголя в произведении.

77.  Лирические отступления в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя. Сопоста­вить их функции с функцией лирических отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

78. «Повесть о капитане Копейкине» – ее значение в идейном содер­жании и художественной структуре «Мертвых душ». Народность произведе­ния Гоголя.

79. Спор Белинского с К. Аксаковым по поводу «Мертвых душ» Гоголя.

80. Характеристика романтизма «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголя.

81. «Миргород» Н.В. Гоголя как единый цикл. Статья Белинского «О русской повести и повестях Гоголя».

82. Повести Н.В. Гоголя о «маленьком человеке» (соотношение мира и антимира, мотивы обмана, сочетание комического, трагического и патети­ческого стилей), образы героев, их художественная структура.

83. Особенности художественного мировосприятия Н.В. Гоголя в по­вестях петербургского цикла («Невский проспект», «Портрет»). Белинский о повестях Гоголя.

84. Идейно-художественный анализ повести Н.В. Гоголя «Шинель»: структура повествования, прием типизации, система образов, роль фан­тастики, авторская позиция.

85. Идея «миражной» жизни в пьесах Н.В. Гоголя «Женитьба», «Игро­ки».

86. Значение образа Хлестакова в художественной системе комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

87. Единство художественной системы комедии Гоголя «Ревизор», особенности конфликта.

88. Антимир, антигерой, антисюжет в произведениях Н.В. Гоголя.

89. Мотив души в творчестве Н.В. Гоголя.

90. Мотив дороги, мотив выставки, мотив игры как характерные параметры художественного мира Н.В. Гоголя.

91. Книга Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями». В.Г. Белинский «Письмо к Гоголю» (1847). Современные дискуссии по поводу книги Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями».

 

 

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 245.