1. Проблема «самостоянья человека» в «Повестях Белкина» А.С. Пушкина.
2. Антиутопии В.Одоевского.
3. Две «энциклопедии русской жизни» – «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка».
4. Декабристский цикл стихов А. Пушкина. Дискуссии в науке ХХ века о стихотворении «В Сибирь».
5. Россия и русский человек в стихах М.Ю. Лермонтова.
6. Лирика природы Пушкина и Лермонтова.
7. Нравственно-эстетический идеал поэзии В.А. Жуковского.
8. Лирика любви в поэзии декабристов и Пушкина.
9. Россия и Кавказ в творчестве А.С. Пушкина.
10. Пьесы Н.В. Гоголя «Женитьба» и «Игроки» как «общественные комедии».
11. Гоголевский город в повестях, пьесах, «Мертвых душах».
12. «Миргород» Н.В. Гоголя как единый цикл.
13. Нравственная личность поэта в статьях В.Г. Белинского о Пушкине.
14. Полемика вокруг поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».
15. Война 1812 года в русской поэзии.
16. Спор о Татьяне (Белинский, Писарев, Достоевский).
17. Пушкин в русской философской критике рубежа веков.
18. «Выбранные места из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя – восприятие и оценка.
19. Основные категории реализма в критике В.Г. Белинского.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА (Ч. I )
1. Басенное творчество И.А. Крылова. Белинский о народности Крылова.
2. Романтизм как хуожественная философия и литературное направление. Основные литературоведческие труды о романтизме.
3. В.А. Жуковский – «литературный Колумб» романтизма в России. Характеристика романтизма Жуковского Белинским. Идейно-эстетический анализ одного из стихотворений (по выбору).
4. Романтический идеал В.А. Жуковского в лирике. Анализ образного воплощения романтического идеала.
5. Баллады В.А. Жуковского. Поэтика жанра.
6. Творческий путь К.Н. Батюшкова и особенности его романтизма.
7. Программа активного романтизма декабристов и ее воплощение в их литературном творчестве. Монографии о декабристах.
8. Творческий путь К.Ф. Рылеева. Поэма «Войнаровский» как образец жанра романтической поэмы.
9. Повести А.А. Бестужева-Марлинского. Их роль в литературном процессе. Актуальность кавказской темы («Аммалат-бек», «Мулла Нур»).
10. Образ Чацкого, его общественный и эстетический смысл.
11. Драматический конфликт в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
12. Особенности художественного отношения к действительности в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (признаки классицизма, романтизма, начала реализма). Мнение Белинского о комедии. История изучения комедии.
13. Способы создания типического характера в комедии Грибоедова «Горе от ума». Полемика вокруг произведения.
14. Характеристика поэзии пушкинской поры. Анализ одного из стихотворений (по выбору студента).
15. Русская Puschkiniana.
16. Творческая эволюция А.С. Пушкина. В.Г. Белинский о Пушкине (пятая пушкинская статья).
17. Лирика Пушкина как явление общеевропейское. Анализ одной из романтических элегий Пушкина.
18. Философская лирика Пушкина. Анализ стихотворения «Бесы».
19. Национально-поэтические мотивы лирики А.С. Пушкина. Анализ стихотворения «Зимний вечер».
20. А.С. Пушкин о природе поэтического творчества, о роли поэта и поэзии. Проанализировать стихотворение «Пророк».
21. Системный идейно-эстетический анализ одного из стихотворений А.С. Пушкина (по выбору).
22. Характеристика художественной философии А.С. Пушкина.
23. Идея «самостоянья человека» в творчестве А.С. Пушкина.
24. Кавказский пленник – Алеко – Онегин. Типология образа.
25. Принципы реализма в романе Пушкина «Евгений Онегин». Литературоведческие комментарии к роману.
26. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина как синтетическая жанровая система.
27. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» – замысел и воплощение (творческая история романа, Х глава).
28. Особенности конфликта в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Белинский о романе.
29. Характер и функции диалогизма в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
30. Проблема нравственного долга и нравственной свободы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Онегин и Татьяна.
31. Образ Ленского (тип героя, его функция в системе романа, структура образа). Белинский о Ленском.
32. Образ Татьяны (тип героя, структура образа, функция в системе романа). Белинский о Татьяне.
33. Спор о Татьяне (Белинский, Писарев, Достоевский).
34. Образ Евгения Онегина (тип героя, структура образа, функция в системе романа). Белинский об Онегине.
35. Проблема соотношения русской и европейской жизни и проблема становления национального самосознания в художественном мире романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
36. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» – «энциклопедия русской жизни и в высшей степени народное произведение» (В.Г. Белинский).
37. В.Г. Белинский о значении творчества А.С. Пушкина в русской литературе, об историческом содержании романа «Евгений Онегин».
38. Композиционный принцип троичности в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
39. «Человек и народ» как основная драматическая тема «Бориса Годунова» А.С. Пушкина, художественное своеобразие драмы.
40. История и человек в художественном мире поэмы А.С. Пушкина «Полтава».
41. Проблема исторической и художественной правды в творчестве А.С. Пушкина («Песнь о вещем Олеге», «Борис Годунов», «Моцарт и Сальери», «Капитанская дочка» – по выбору студента).
42. Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник». Анализ ее художественной системы.
43. «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина как единый цикл.
44. Принципы реализма в «Повестях Белкина» А.С. Пушкина. Система рассказчиков в повестях.
45. «Повести Белкина» А.С. Пушкина: полемическое содержание, иронические контексты, архетипы.
46. Повесть А.С.Пушкина «Пиковая дама», ее художественная система, психологизм.
47. Исторический роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Пушкинская концепция исторического события. Три лика Пугачева. Система повествования.
48. Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова: варианты личности лирического героя, герой в системе антиномий.
49. Демонический мотив в творчестве М.Ю. Лермонтова: лирика, поэмы, драма, роман.
50. Многообразие мотивов лермонтовской лирики. Анализ одного из мотивов. Поиски идеалов в лирике М.Ю. Лермонтова. Статья Белинского «Стихотворения Лермонтова».
51. Мотивы лирики Лермонтова: одиночества, странничества, свободы и действия.
52. Россия и русский человек в поэзии М.Ю.Лермонтова.
53. Природа и человек как один из философских мотивов лирики Лермонтова.
54. Системный идейно-эстетический анализ одного из стихотворений М.Ю. Лермонтова (по выбору студента).
55. Анализ поэтической системы поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова». Белинский о поэме.
56. Тип романтического героя в поэмах М.Ю. Лермонтова «Мцыри», «Демон».
57. Система образов романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Основной конфликт произведения.
58. Психологизм как основа жанровой структуры романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Приемы психологического анализа в романе. Белинский о романе и его герое.
59. Особенности реализма в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Точки зрения литературоведов на тип художественного мышления автора романа.
60. Образ Печорина (личность, тип героя, его художественное воплощение, полифоничность образа).
61. Мотив судьбы в романе М.Ю.Лермонтова (его социальный и философский смысл). Основные работы отечественных литературоведов по творчеству М.Ю. Лермонтова.
62. Лирические реминисценции в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Влияние на жанровую специфику произведения.
63. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в ряду других его произведений: типология героя, сюжета, мотивов.
64. «Герой нашего времени» – роман о философской личности. Реминисценции философских идей разных исторических эпох в образе Печорина.
65. Игровая имитация жизни в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (в формировании сюжета, в жизненной позиции героя, в художественно-философской концепции).
66. Жанровое своеобразие произведения М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
67. Народно-поэтическая основа поэзии А. Кольцова.
68. Жанровое своеобразие и особенности идейно-художественной проблематики повестей В. Одоевского. Антиутопия и научная фантастика в повестях. Их философская основа.
69. Замысел и история создания «Мертвых душ» Н.В. Гоголя. Характеристика конфликта и его сюжетного воплощения в произведении.
70. Система образов в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя.
71. Принципы типизации и приемы создания типического характера в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя. Отличие от Пушкина, Лермонтова.
72. Особенности жанра произведения Н.В. Гоголя «Мертвые души». Споры о жанре. Творческие источники произведения.
73. Композиция произведения Н.В. Гоголя «Мертвые души». Особенности сюжета. «Мертвые души» в литературоведении.
74. Образ Чичикова. Сущность понятия «чичиковщины».
75. Образ России в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», образ автора как центр художественной структуры произведения.
76. Драматическое начало в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Мотивы драматургии Гоголя в произведении.
77. Лирические отступления в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя. Сопоставить их функции с функцией лирических отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
78. «Повесть о капитане Копейкине» – ее значение в идейном содержании и художественной структуре «Мертвых душ». Народность произведения Гоголя.
79. Спор Белинского с К. Аксаковым по поводу «Мертвых душ» Гоголя.
80. Характеристика романтизма «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголя.
81. «Миргород» Н.В. Гоголя как единый цикл. Статья Белинского «О русской повести и повестях Гоголя».
82. Повести Н.В. Гоголя о «маленьком человеке» (соотношение мира и антимира, мотивы обмана, сочетание комического, трагического и патетического стилей), образы героев, их художественная структура.
83. Особенности художественного мировосприятия Н.В. Гоголя в повестях петербургского цикла («Невский проспект», «Портрет»). Белинский о повестях Гоголя.
84. Идейно-художественный анализ повести Н.В. Гоголя «Шинель»: структура повествования, прием типизации, система образов, роль фантастики, авторская позиция.
85. Идея «миражной» жизни в пьесах Н.В. Гоголя «Женитьба», «Игроки».
86. Значение образа Хлестакова в художественной системе комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
87. Единство художественной системы комедии Гоголя «Ревизор», особенности конфликта.
88. Антимир, антигерой, антисюжет в произведениях Н.В. Гоголя.
89. Мотив души в творчестве Н.В. Гоголя.
90. Мотив дороги, мотив выставки, мотив игры как характерные параметры художественного мира Н.В. Гоголя.
91. Книга Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями». В.Г. Белинский «Письмо к Гоголю» (1847). Современные дискуссии по поводу книги Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями».
Дата: 2019-02-25, просмотров: 245.