ПРОБЛЕМЫ ПОЭТИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИЗУЧАЕМОГО ПЕРИОДА. СОПОСТАВЛЕНИЕ РОМАНТИЧЕСКОЙ И РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ПОЭТИКИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Цель занятия: подведение итогов изучения русской литературы 1-й половины XIX века с точки зрения особенностей литературного процесса, становления реалистического художественного мышления с акцентом на содержательной функции поэтики произведения, его единстве, системном характере.

Методы работы над темой : историко-литературное изучение творчества писателей, сравнение романтических и реалистических моделей изображения жизни, заранее подготовленные сообщения студентов.

 

Проблематика и план занятия

1. Принцип функциональности поэтики как важнейший методологический принцип системного исследования литературы. Примеры из изученного материала.

 

2. Системные компоненты в художественном творчестве: автор – художественный объект, произведение, текст – читатель в их отношениях с внеэстетической действительностью и друг с другом.

 

3. Теоретические понятия, определяющие структуру произведения: способ и система повествования, функция описания, способы и степени художественного обобщения, образная система произведения, композиция и сюжетостроение, способы и приемы авторского вхождения в текст произведения и выражения авторской позиции, художественные мотивировки, хронотоп, конфликт, персонажная система, характерология, диалог как речевое формирование, принципы и приемы диалогизма, динамика жанровой системы, родовые литературные признаки (лирика, эпос, драма).

 

4. Романтизм и реализм в системе поэтики. Сравнение поэмы А.С. Пушкина «Кавказский пленник» и романа «Евгений Онегин»: соотношение идеала и действительности, автор и герой, приемы контраста (антиномий) и диалектического единства, понятие среды. Сравнение поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон» и романа «Герой нашего времени»: философская символика «Демона» и философская конкретика «Героя…», монологизм поэмы и диалогизм романа, авторская позиция и ее выражение в системе произведений.

 

Задания для контроля владения компетенциями:

Подготовить литературоведческие эссе, рассуждения по проблемам творчества изученных авторов на темы: «Чем отличается пейзаж и его художественная функция в прозе Пушкина и Лермонтова»; «Приемы гротеска у Пушкина и Гоголя», «Тема семьи у Пушкина и Лермонтова», «Роль фантастики в творчестве Пушкина и Гоголя», «Личность и мир у Пушкина и Лермонтова».

Студент может предложить свою тему.

 

Основная терминология: поэтика, система поэтики, романтизм, реализм, жанр, динамика жанровой системы, хронотоп, характерология, степени художественного обобщения, диалогизм.

 

Литература:

См. список обязательной литературы по курсу.

 

Дополнительная литература по проблематике всех занятий по творчеству Н.В. Гоголя:

 

1. Айхенвальд Ю.И. Гоголь // Ю.И.Айхенвальд. Силуэты русских писателей. –    М.: Республика, 1994.

2. Анненков Н.В. Литературные воспоминания. М., 1960.

3. Бахтин М.М. Рабле и Гоголь // М.М. Бахтин. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М.: Худ. лит., 1990.

4. Белинский В.Г. О русской повести и повестях Гоголя // Псс. Т. I, 1953. «Горе от ума...» Там же. Т. III, 1955.

5. Белый А. Мастерство Гоголя. М.-Л., 1934.

6. Вайскопф М. Сюжет Гоголя. Морфология. Идеология. Контекст. М., 1993.

7. Гиппиус В.В. Творческий путь Гоголя // От Пушкина до Блока. М.-Л., 1966.

8. Гоголь: история и современность. М., 1985.

9. Гоголь и мировая литература. М., 1988.

10. Гоголь Н.В. // Русская академическая группа в США. – New York, 1983.

11. Н.В. Гоголь. Материалы и исследования / Отв. ред. Ю. В. Манн. – М.: Наследие, 1995.

12. Н. В. Гоголь: загадка третьего тысячелетия. Первые гоголевские чтения / Сб. докладов. Под общей редакцией В. П. Викуловой. – М.: Кн. дом «Университет», 2002.

13. Грекова Е.В. Социально–бытовые и христианские начала в повести Н.В. Гоголя «Шинель» // Русская литература XIX века и христианство / Под общей ред. В. И. Кулешова. – М.: МГУ, 1997.

14. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М.-Л., 1959.

15. Джексон Роберт. «Портрет» Гоголя: триединство безумия, натурализма и сверхъестественного // Н.В. Гоголь. Материалы и исследования. – М.: Наследие, 1995.

16. Дилакторская О.Г. Фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В.Гоголя. – Владивосток: Изд. Дальневосточного ун–та, 1986.

17. Добин Е.С. Искусство детали: наблюдение и анализ. О творчестве Гоголя и Чехова. Л., 1975.

18. Докусов A.M. «Миргород» Н.В. Гоголя. Л., 1971.

19. Еремина Л.И. О языке художественной прозы Гоголя: искусство повествования. М., 1987.

20. Ермилов В.В. Гений Гоголя. – М.: Сов. Россия, 1959.

21. Золотусский И. Гоголь. М., 1979.

22. Карташова И.В. Гоголь и романтизм. Калинин, 1975.

23. Купреянова Е.Н. Н.В.Гоголь // История русской литературы. Т. II. Л., 1981.

24. Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. М., 1987.

25. Манн Ю. Поэтика Гоголя. М., 1978.

26. Манн Ю. Смелость изобретения. Черты художественного мира Гоголя. М., 1985.

27. Манн Ю. Гоголь. Труды и дни: 1809 – 1845. М., 2004.

28. Маркович В.М. Петербургские повести Н.В. Гоголя. Л., 1989.

29. Набоков В.В. Николай Гоголь // В. Набоков. Лекции по русской литературе. – М.: Независимая газета, 1996.

30. Николаев Д. Сатира Гоголя. М., 1984.

31. Развитие реализма в русской литературе. Т. II. М. , 1972.

32. Розанов В.В. «Как произошел тип Акакия Акакиевича». В кн.: «Легенда о великом инквизиторе» // В.В. Розанов. Мысли о литературе. М., 1989.

33. Слонимский А. Техника комического у Гоголя. Пб., 1923.

34. Турбин В.Н. Герои Гоголя. М., Просвещение, 1983.

35. Фридлендер Г.М. Вопросы реализма в творчестве Гоголя 1830-х годов // Проблема реализма русской литературы XIX в. М.-Л., 1961.

36. Эйхенбаум Б. Как сделана «Шинель» Гоголя // Б. Эйхенбаум. О прозе. Л., 1969.

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ВСЕМУ КУРСУ

 

                                            Задание 1

 Историко-литературный контекст декабристской эстетики

 

1. Спор о Жуковском и его школе:

а) основные эстетические принципы и категории, выявленные в оцен­ках Жуковского и его школы (романтические идеалы, жанровая система, поэтика);

б) преломление категории народности в полемических высказываниях декабристов;

в) позиция Пушкина.

 

2. Оценка комедии Грибоедова «Горе от ума»:

а) проблема героя;

б) проблема жанра;

в) проблема самобытности.

 

3. Полемика по поводу балады: Жуковский – Катенин; Гнедич – Гри­боедов. Определить проблематику полемики, сделать выводы.

 

4. Пушкинская поэзия в системе декабристской критики: романтичес­кие поэмы, 1-я глава «Евгения Онегина».

Литература

1. Архипова А.В. Литературное дело декабристов. Л., 1987.

1. Литературно-критические работы декабристов. М., 1978.

2. Зельдович М.Г., Лившиц Л.Я. Русская литература XIX века. Хрес­томатия критических материалов. М., 1975.

3. Общая литература.

 

                                   Задание 2

 Русская  романтическая повесть 30-х годов XIX века

 

1. Прочитать повести:

Бестужев-Марлинский А. «Роман и Ольга», «Ревельский турнир», «Лейтенант Белозор», «Аммалат-Бек», «Фрегат «Надежда», «Вечер на Кавказских водах в 1824 году» и др.

Павлов Н.Ф. «Именины», «Аукцион», «Ятаган».

Одоевский В.Ф. «Русские ночи», «Княжна Зизи», «Княжна Мими», «Сильфида», «Орлахская крестьянка», сказки.

А также повести А. Погорельского, Н. Погодина, О. Сомова, В. Нарежного, М.Н. Загоскина, Н. Полевого (по выбору).

2. Законспектировать статью В.Г.Белинского «О русской повести и повестях г. Гоголя».

 

3. Охарактеризовать роль повести в литературном процессе 1-ой трети XIX века.

 

5. Проанализировать поэтику одной повести (по выбору) и охарактеризовать признаки литературного направления в ней.

 

 Литература:

1. История русской литературы. В 4-х тт. Т. 2. Л., Наука, 1980-83.

2. Русская повесть XIX века (История и проблематика жанра). Л., Наука,1973.

3. Общая литература.

 

                                                     

Задание 3

       «Русские ночи» В. Одоевского как художественное целое

 

1. Кружок любомудров (философские приоритеты, эстетическая кон­цепция, позиция по «русскому вопросу», отношение к текущей современ­ности) .

 

2. Цикл «Русские ночи»:

а) роль обрамления в цикле, особенности системы рассказчиков;

б) сквозные проблемы цикла;

в) символика образа ночи;

г) концепция будущего в цикле (утопия, антиутопия, их философские и эстетические корни).

3. Особенности художественного романтического мышления В. Одоевского в цикле «Русс­кие ночи».

Литература:

1. В. Одоевский. «Русские ночи». Л., 1976 или др. издания.

2. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1980.

3. Сакулин П.Н. Из истории русского идеализма. Князь В. Ф. Одоевский. Мыслитель и писатель. – Т. I, ч. 2. – М.: М. и С. Сабашниковы, 1913.

4. Сахаров В. По страницам русского романтизма. М.,1980 (гл.III).

5. Общая литература.

 

                                                Задание 4

                              Творчество А. Кольцова

 

1. Особенности биографии Кольцова, их отражение в творчестве поэта.     

2. Формирование народности в поэзии А. Кольцова.

3. Думы Кольцова, их философский смысл, художественные особеннос­ти.

3. Новаторство Кольцова-поэта. Образ лирического героя. Изображе­ние жизни крестьян, идея крестьянской красоты, народной души.

4. Мотивы воли и протеста в поэзии Кольцова.

5. Человек и природа в поэзии Кольцова.

6. Образ русской женщины и тема любви у Кольцова.

7. Художественная самобытность поэзии Кольцова, ее корни.

8. В.Г. Белинский о Кольцове.

 

Литература:

1. Белинский В.Г. О жизни и сочинениях Кольцова // ПСС. Т.IX. М., 1955.

2. Скатов Н. Поэзия Алексея Кольцова. Л., 1977.

3. Тонков. В.А., Ласунский О.В. А.В.Кольцов // История русской ли­тературы. В 4 т. Т. 2. Л., 1981.

                                                      

Задание 5

Библиографическая работа

Поработав со справочной литературой, а также с периодическими ли­тературными изданиями, составить список новых литературоведческих ра­бот за последние 5 лет по русской литературе XIX в. (ч. I).

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ВСЕМУ ИЗУЧЕННОМУ МАТЕРИАЛУ (КАРТОЧКИ)

 

Письменное выполнение этих заданий или собеседование по ним может приравниваться к реферату и при соблюдении общих требований заменить ответ на экзамене.

 

Карточка 1

1. Какие литературно-критические статьи о творчестве Лермонтова Вы знаете?

2. Определите сущность конфликта в романе Пушкина «Евгений Оне­гин».

3. В каких работах Гоголя он говорит о своей преемственности от Пушкина?

4. Кого из русских поэтов первой половины XIX века поразила сле­пота? В чем различие их литературных и жизненных позиций?

Карточка 2

1. Назовите известные Вам литературно-критические статьи о поэзии А.С. Пушкина.

2. Объясните, как воплощается реалистическая художественная философия в поэме Пушки­на «Полтава».

3. Назовите циклы повестей А.А. Бестужева-Марлинского, перечислите повести, принадлежащие к этим циклам. Назовите героев одной из повес­тей каждого цикла.

4. Что Гоголь называет душой Чичикова, как этот мотив развивается в поэме?

 

Карточка 3

1. Назовите фамилии и работы ученых, изучавших критику В.Г. Бе­линского.

2. Как Белинский характеризует процесс создания художественного типического характера в статьях «О русской повести...», «Герой нашего времени».

3. Назовите ряд произведений, по которым можно охаракеризовать становление А.С. Пушкина как русского национального поэта. Какие особенности поэтики свидетельствуют об этом?

4. В чем сказалось влияние философии Шеллинга на ранние произве­дения Лермонтова? Был ли поэт свободен от этого влияния позже?

Карточка 4

1. Назовите известные Вам работы ученых о творчестве Гоголя.

2. Перечислите основные черты художественного реалистического мышления. Какие разновидности реализма Вы знаете?

3. Приведите не менее 8 образцов разнообразных ритмов в поэзии В.А. Жуковского.

4. Чем отличается в изображении Пушкина Пугачев из «Истории пугачевского бунта» от Пу­гачева из «Капитанской дочки»?

 

Карточка 5

1. Назовите фамилии классиков-литературоведов, занимавшихся изучением биографии и творчества Лермонтова в рамках культурно-историчес­кой школы.

2. В чем заключается новаторство Лермонтова в создании типическо­го характера в романе «Герой нашего времени»?

3. Назовите имена казненных декабристов и причину их казни.

4. Какая женщина, по версии Ю. Тынянова, была любима Пушкиным всю жизнь от лицейских дней до кончины?

 

Карточка 6

1. Изложите теоретические идеи М.М. Бах­тина: понятие диалогизма, концепция карнавала.

2. Охарактеризуйте сущность процесса типизации в «Мертвых душах» Гоголя.

3. Продолжите ряды пушкинских стихов (по ассоциативности образов):

а) «Вольность», «Лицинию», «К Чаадаеву».......

б) «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» .......

в) «Черная шаль», «Торжество Вакха», «Казак», «Песни западных славян»......    

г) «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия (Безумных лет...)», «Стихи,  сочиненные ночью...» .......

4. Кто из героев басен И.А. Крылова позже обретет вторую жизнь в сказках блестящего русского сатирика?

Карточка 7

1. Назовите известные Вам работы ученых, исследовавших роман Пуш­кина «Евгений Онегин».

2. Назовите разновидности русского романтизма, их представителей и произведения, дайте им краткую характеристику.

3. Определите идейную и художественную функцию лирических отступ­лений в романе Пушкина «Евгений Онегин».

4. Какие архетипические значения можно обнаружить в образе Чичикова? Определите их идейные и художественные функции.

 

Карточка 8

1. Перечислите изестные Вам литературоведческие труды об А.С.Гри­боедове и его творчестве.

2. Какие формы лирического высказывания Вы знаете? Приведите при­меры.

3. Раскройте сущность приема «удвоения образов» в поэме Пушкина «Медный всадник».

4. Проследите за развитием образа Наполеона в творчестве Лермон­това и Гоголя. Специфика воплощения этого образа в системе художест­венных произведений.

Карточка 9

1. Какие труды литературоведов в жанре комментария (по произведе­ниям Пушкина, Лермонтова, Гоголя) Вам известны?

2. Определите, в чем сущность романтизма как метода и его основ­ные принципы.

3. Назовите темы и проблемы лирических отступлений в «Мертвых ду­шах» .

4. К кому, предположительно, обращены строки стихотворения «Я Вас любил...», какие еще пушкинские строки обращены к этой женщине?

 

Карточка 10

1. Назовите литературоведов, занимавшихся исследованием пушкинс­кой драматургии.

2. Перечислите поэтов «пушкинской плеяды» и определите основные отличия в их художественном восприятии и выражении мира.

3. Охарактеризуйте романтический идеал в балладах Жуковского (по циклам).

4. В чем состоит смысл незавершенности романа А.С. Пушкина «Евгения Онегина»? Как она характеризует жанр произведения? Как сам автор определяет этот жанр?

Карточка 11

1. Назовите фамилии русских критиков, чьи статьи, полемические высказывания, исследования участвовали в формировании литературного процесса первой половины XIX века?

2. Что такое художественная философия? Дайте характеристику художественной философии в лирике А.С. Пушкина.

3. Назовите жанры лирики Кольцова (с примерами).

4. В чем Д.Д. Благой видит сходство «Божественной комедии» и «Ев­гения Онегина»?

 

Карточка 12

1. Назовите противоположные точки зрения литературоведов о художественном методе романа Лермонтова «Герой нашего време­ни».

2. Определите сущность конфликта в произведении Гоголя «Мертвые души».

3. Назовите известные Вам сны в произведениях Пушкина и охаракте­ризуйте их функцию.

4. Кто из русских поэтов был обвенчан с собственной смертью и по­чему?

Карточка 13

1. Назовите основные труды советских литературоведов по проблеме романтизма.

2. Какова связь философских категорий познания и любви в лермон­товских произведениях?

3. Разъясните понятие "энциклопедия русской жизни" применительно к роману "Евгений Онегин".

4. Тема игры в произведениях русских писателей и поэтов первой трети XIX века. Ее гносеология, основные этапы развития, причины обра­щения к ней. (По произведениям Пушкина, Лермонтова, Гоголя).

Карточка 14

1. Назовите пушкиноведческие труды по изучению биографии и лич­ности поэта.

2. Определите сущность конфликта в романе Лермонтова «Герой наше­го времени».

3. Перечислите ассоциации с образом Чичикова, вошедшие в текст гоголевского произведения.

4. Как Пушкин оценивал «Думы» Рылеева? Причины таких оценок.

Карточка 15

1. Какие статьи Вы читали в современных литературных журналах о русской классической литературе?

2. В чем отличие романтического героя Лермонтова от его предшественников? («Песня про купца...», «Мцыри»).

3. Назовите фамилии поэтов-декабристов и их произведения.

4. Чем интерпретация кавказской темы у Марлинского принципиально отличается от лермонтовской?

Карточка 16

1. Какие работы о творчестве декабристов Вам известны?

2. Назовите произведения русской литературы первой половины XIX века циклической композиции, в которых создана «система рассказчиков». Какое значение имеет этот прием с точки зрения метода?

3. Приведите пушкинские высказывания о проблемах собственного творчества.

4. Определите заслуги В.А. Жуковского в приобщении русской культуры к литературному наследию Европы и Востока. Охарактеризуйте особенности перевода Жуковским подлинника с точки зрения поэтики.

 

Карточка 17

1. Назовите фамилии классиков-литературоведов, чьи труды состав­ляют пушкиниану.

2. Перечислите известные Вам современные литературоведческие методологии и назовите их главные принципы. (Сослаться на литературоведов).

3. Кому принадлежат стихи «Последняя смерть», «Последний поэт»? Какие еще стихи и поэмы этого поэта Вы знаете? К какому литературному направлению он принадлежит?

4. Сопоставьте два стихотворения, используя сравнительно-исторический метод и структурно-эстетический анализ: «Андрей Шенье» А.С. Пушкина и «Смерть поэта» М.Ю. Лермонтова.

Карточка 18

1. Назовите известные Вам работы ученых о романе Лермонтова «Ге­рой нашего времени».

2. В какой статье Белинский характеризует поэзию идеальную и поэ­зию реальную? Раскройте смысл этих понятий. Какое значение имеет тео­ретическая часть этой статьи?

3. В чем заключается народность романа Пушкина «Евгений Онегин»?

4. Найдите мотивы лирики Лермонтова в его романе «Герой нашего времени», определите их идейные и эстетические функции.

Карточка 19

1. Назовите известные Вам работы ученых о произведении Гоголя «Мертвые души».

2. Определите понятия архитектоники и композиции литературного произведения по концепции М. Бахтина. Покажите это на примере любого произведения русской литературы 1-й трети XIX века.

3. В чем заключается народность романа Лермонтова «Герой нашего времени»?

4. В каком произведении Пушкин вступает в полеми­ку с Руссо и Байроном? В чем сущность этой полемики?

Карточка 20

1. Охарактеризуйте особенности научно-исследовательской деятельности И. Андроникова.

2. Как можно определить авторскую позицию в изображении образа Пугачева в «Капитанской дочке»? Какие приемы художественного изображения этого образа использует Пушкин?

3. В чем заключается народность произведения Гоголя «Мертвые ду­ши»?

4. Как звучала в черновике предпоследняя строфа «Памятника» Пуш­кина и как изменились акценты в окончательной редакции?

Карточка 21

1. Какие литературоведческие работы по теме «Литература и Кавказ» Вы знаете?

2. Что значит понятие пафоса в критике Белинского? В какой статье развивается теория пафоса?

3. Какие высказывания Пушкина о своих произведениях Вам известны?

4. Сравните функции лирических оттуплений в романе Пушкина «Евгений Онегин» и в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Карточка 22

1. Какие Вам известны литературоведческие работы по проблемам изучения лирики?

2. Определите суть спора Белинского с К. Аксаковым по поводу «Мертвых душ» Гоголя.

3. Какая художественная концепция воплощена М.Ю. Лермонтовым в образе Печорина? Определите архетипы этого героя.

4. Определите художественную проблематику повести Гоголя «Порт­рет». (Сравните с «Моцартом и Сальери» Пушкина).

Карточка 23

1. Назовите наиболее значительные литературоведческие работы по проблемам анализа художественного произведения.

2. В чем заключаются принципы романтизма в поэме К.Ф. Рыле­ева «Войнаровский»?

3. Охарактеризуйте сущность полемических позиций критиков, высту­пивших по поводу I главы «Евгения Онегина».

4. Какова точка зрения Ю. Манна на заключительную сцену «Ревизо­ра»? Какие другие концепции Вам известны?

Карточка 24

1. Назовите основные исследования отечественных литературоведов по проблемам реализма.

2. Определите роль «Повести о капитане Копейкине» в художественной системе «Мертвых душ» Н.В. Гоголя.

3. В каких произведениях Пушкина поставлена проблема безумия? Что она значит в пушкинской концепции жизни? Как эта тема развивается дальше в русской литературе?

4. У кого из русских писателей-романтиков имеются произведения жанра антиутопии? Какие сказки этого писателя Вы знаете?

Карточка 25

1. Охарактеризуйте проблематику известных Вам работ В. Виноградова.

2. Какие стихи, сочиненные на смерть Пушкина, Вы знаете?

3. Назовите участников полемики вокруг комедии Грибоедова «Горе от ума» и объясните их позиции.

4. В каком направлении шли в русской литературе поиски положи­тельного героя и к чему они привели? (По произведениям Пушкина, Лер­монтова, Гоголя).

 

Карточка 26

1. Назовите известные Вам работы ученых школы формалистов. Их достоинства и развитие заложенных ими традиций.

2. Определите композиционные принципы «Повестей Белкина» Пушкина.

3. Перечислите известные Вам произведения А.С.Грибоедова.

4. Кем, как и когда была открыта в русской литературе тема ма­ленького человека в жестоком, равнодушном городе? Покажите градацию

этой темы.

Карточка 27

1. Перечислите известные вам литературоведческие труды о декаб­ристах. Назовите первых исследователей.

2. Охарактеризуйте отличия романтических героев Лермонтова в поэ­мах «Мцыри», «Песня про купца Калашникова...» от их предшественников в русской литературе.

3. Охарактеризуйте образ Наполеона в творчествве Пушкина. Особен­ности отношения поэта к этой истоической личности и ее романтическому инварианту.

4. Какой поэт, фактически неизвестный своему времени и ставший знаменитым позже, опубликовал несколько стихотворений в «Современнике» Пушкина под криптонимом? Какое направление в русской поэзии он разви­вает?

 

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 248.