Цель занятия : закрепить теоретические понятия о структуре художественного произведения и о его системном характере, о сюжете и композиции, их единстве со всей жанровой системой произведения; уяснить и сопоставить разные точки зрения литературоведов по вопросу о композиции «Мертвых душ»; проанализировать сюжет и композицию произведения с точки зрения художественной системности, определить функцию основополагающих структурообразующих компонентов. Сделать вывод о внутренних законах движения эстетической жанровой системы гоголевского произведения.
Методы работы над темой аналогичны предыдущим – проблемный эстетический анализ, системный подход.
Проблематика и план занятия
1. Строение сюжета в «Мертвых душах»; проблема антисюжета:
а) путешествие как основа сюжетного действия; традиции и новаторство этой жанрово-сюжетной линии;
б) последовательность и повторяемость эпизодов в сюжетном действии (принцип кумуляции), ее значение;
в) сюжетная схема: тайный сговор разрозненных людей, их объединение в кульминации (бал) и крах, развязка – страх и смерть. Сравнить со схемой "Ревизора";
г) роль сценического эпизода в сюжете; ситуация гоголевских драматургических произведений в "Мертвых душах";
д) антисюжет как перевертыш романного сюжета поисков и обретения; антисюжет как перевертыш сюжета романтической поэмы с отчужденным героем.
2. Особенности построения отдельных глав:
а) принцип «кинематографического приближения» к сущности образа;
б) роль сценического эпизода;
в) ритмическая деталь в художественном пространстве и времени.
3. Сквозные, сюжетно-объединяющие мотивы и образы произведения:
а) дорога как тема, мотив и образ «Мертвых душ»; значение образа и мотива дороги в формировании романного хронотопа «Мертвых душ»;
б) мотив души как выражение национальной формы библейского архетипа; мотив души в системе романного времени (время конкретно-историческое и время духовное);
в) двойная семантика образа брички, его трансформация в образ Руси-тройки; параллелизм бричка – тройка / Чичиков – автор;
г) город как вместилище антимира (ср. с образом города в «Ревизоре»);
д) связь мотива денег с общей проблематикой произведения (деньги и новое «нашествие»; деньги и стоимость души в антимире – продажа души за копейки).
8. Синтез принципов кумуляции и цикличности в развитии сюжета «Мертвых душ». Значение этого синтеза.
9. Композиция «Мертвых душ» как осуществление авторского замысла:
· Понятие композиции как телеологически осмысленного автором замысла, осуществляющего основной эстетический закон произведения.
· Контрасты как организующее начало композиции: движение – неподвижность, душа – бездушие, миражный, кукольный мир – высоко духовный мир национальной субстанции (автор, народ, Россия, русский язык).
10. Автор в системе художественного повествования:
· роль лирических отступлений;
· соотношение эпического и лирического начал в художественной системе «Мертвых душ»;
· «смех» и «слезы», юмор и трагедия.
Задания для контроля владения компетенциями:
1. Осмыслить категорию «игры» и ее композиционную роль в эстетической системе «Мертвых душ». Проанализировать «игровые» эпизоды, определив их двойной смысл (игра и жизнь):
а) игра в карты, в шашки, как сюжетный эпизод;
б) игра-актерство как часть сущности характера героя;
в) игра масок – кукольный театр как выражение жизни «антимира», «миражной» жизни;
г) роль сценического эпизода в эстетической системе произведения;
д) мотивы драматургии Гоголя в поэме.
2. Письменный ответ на вопрос: «Закон движения эстетической структуры произведения. Точки зрения литературоведов на композиционный закон «Мертвых душ»: М.М. Бахтин, М.Б. Храпченко, Г.Н. Поспелов и др.; Е.Н. Купреянова, Е.Е. Соллертинский.
Основная терминология: игра как эстетическая категория, игра-актерство, игра масок, сценический эпизод, лирические отступления, автор, кумуляция, цикличность, антимир.
Литература:
1. Вайскопф М. Сюжет Гоголя. Морфология. Идеология. Контекст. М., 1993.
2. Манн Ю.В. В поисках живой души. М., 1984.
3. Манн Ю. Гоголь. Труды и дни: 1809 – 1845. М., 2004.
4. Никишов Ю.М. Святогор: Гоголь и его «Мертвые души». Тверь: Научная книга. 2006.
5. Н. В. Гоголь: загадка третьего тысячелетия. Первые гоголевские чтения / Сб. докладов. Под общей редакцией В. П. Викуловой. – М.: Кн. дом «Университет», 2002.
6. Смирнова-Чикина Е.С. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Комментарий. Л., 1974.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 462.