СЮЖЕТ И КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ Н.В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель занятия : закрепить теоретические понятия о структуре художественного произведения и о его системном характере, о сюжете и композиции, их единстве со всей жанровой системой произведения; уяснить и сопоставить разные точки зрения литературоведов по вопросу о композиции «Мертвых душ»; проанализировать сюжет и композицию произведения с точ­ки зрения художественной системности, опре­делить функцию основополагающих структурообразующих компонентов. Сде­лать вывод о внутренних законах движения эстетической жанровой системы гоголевского произведения.

Методы работы над темой аналогичны предыдущим – проблемный эсте­тический анализ, системный подход.

Проблематика и план занятия

 

1. Строение сюжета в «Мертвых душах»; проблема антисюжета:

а) путешествие как основа сюжетного действия; традиции и новаторство этой жанрово-сюжетной линии;

б) последовательность  и повторяемость эпизодов в сюжетном действии (принцип кумуляции), ее значение;

в) сюжетная схема: тайный сговор разрозненных людей, их объедине­ние в кульминации (бал) и крах, развязка – страх и смерть. Сравнить со схемой "Ревизора";

г) роль сценического эпизода в сюжете; ситуация гоголевских дра­матургических произведений в "Мертвых душах";

д) антисюжет как перевертыш романного сюжета поисков и обретения; антисюжет как перевертыш сюжета романтической поэмы с отчужденным героем.

 

2. Особенности построения отдельных глав:

а) принцип «кинематографического приближения» к сущности образа;

б) роль сценического эпизода;

в) ритмическая деталь в художественном пространстве и времени.

 

3. Сквозные, сюжетно-объединяющие мотивы и образы произведения:

а) дорога как тема, мотив и образ «Мертвых душ»; значение образа и мотива дороги в формировании романного хронотопа «Мертвых душ»;

б) мотив души как выражение национальной формы библейского архетипа; мотив души в системе романного времени (время конкретно-историческое и время духовное);

в) двойная семантика образа брички, его трансформация в образ Руси-тройки; параллелизм бричка – тройка / Чичиков – автор;

г) город как вместилище антимира (ср. с образом города в «Ревизоре»);

д) связь мотива денег с общей проблематикой произведения (деньги и новое «нашествие»; деньги и стоимость души в антимире – продажа души за копейки).

 

8. Синтез принципов кумуляции и цикличности в развитии сюжета «Мертвых душ». Значение этого синтеза.

9. Композиция «Мертвых душ» как осуществление авторского замысла:

· Понятие композиции как телеологически осмысленного автором замысла, осуществляющего основной эстетический закон произведения.

· Контрасты как организующее начало композиции: движение – неподвижность, душа – бездушие, миражный, кукольный мир – высоко духовный мир национальной субстанции (автор, народ, Россия, русский язык).

 

10. Автор в системе художественного повествования:

· роль лиричес­ких отступлений;

· соотношение эпического и лирического начал в художественной системе «Мертвых душ»;

· «смех» и «слезы», юмор и трагедия.

 

Задания для контроля владения компетенциями:

1. Осмыслить категорию «игры» и ее композиционную роль в эстетической сис­теме «Мертвых душ». Проанализировать «игровые» эпизоды, определив их двойной смысл (игра и жизнь):

а) игра в карты, в шашки, как сюжетный эпизод;

б) иг­ра-актерство как часть сущности характера героя;

в) игра масок – кукольный театр как выражение жизни «антимира», «миражной» жизни;

г) роль сценического эпизода в эстетической системе произведения;

д) мотивы драматургии Гоголя в поэме.

    2. Письменный ответ на вопрос: «Закон движения эстетической  структуры  произведения.  Точки   зрения   литературоведов  на  композиционный  закон «Мертвых душ»: М.М. Бахтин,  М.Б. Храпченко,   Г.Н. Поспелов и др.; Е.Н. Купреянова, Е.Е. Соллертинский.

 

Основная терминология: игра как эстетическая категория, иг­ра-актерство, игра масок, сценический эпизод, лирические отступления, автор, кумуляция, цикличность, антимир.

Литература:

1. Вайскопф М. Сюжет Гоголя. Морфология. Идеология. Контекст. М., 1993.

2. Манн Ю.В. В поисках живой души. М., 1984.

3. Манн Ю. Гоголь. Труды и дни: 1809 – 1845. М., 2004.

4. Никишов Ю.М. Святогор: Гоголь и его «Мертвые души». Тверь: Научная книга. 2006.

5. Н. В. Гоголь: загадка третьего тысячелетия. Первые гоголевские чтения / Сб. докладов. Под общей редакцией В. П. Викуловой. – М.: Кн. дом «Университет», 2002.

6. Смирнова-Чикина Е.С. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Коммен­тарий. Л., 1974.

 

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 462.