«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ: НОВАТОРСТВО, ДИАЛОГИЗМ, ЖАНР»
Цель занятия: рассмотреть роман «Герой нашего времени» как синтетический жанр социально-психологического и нравственно-философского романа; определить структурные компоненты жанра и воплощение в них нравственно-философской позиции автора. Обратить внимание на изображение конфликта человека и судьбы как проявление формирующегося самосознания личности.
Методы работы над темой : работа с текстом произведения, использование законспектированной научной литературы, реферативные сообщения студентов.
Проблематика и план занятия
1. Художественное воплощение социального принципа в романе как один из жанровых аспектов, а также признак реализма:
а) проблема «человек и среда» – дифференцирующий признак каждой части произведения;
б) разностороннее изображение среды, принцип социальной детерминированности, конфликт героя со средой;
в) причины социальной бесприютности главного героя, его одиночества, его чуждости всякой человеческой среде (анализ по вариантам среды), стабильность среды и бесконечный поиск, рефлективность Печорина.
г) развитие пушкинской традиции;
2. Нравственно-психологические аспекты как основа художественной структуры романа, как способ художественного исследования жизни:
а) понятие психологизма; психологизм как основа художественной системы «Героя нашего времени»;
б) соотношение рассудка и чувства;
в) формы «объективного» психологизма – раскрытие психических процессов и состояний в их внешнем проявлении (мимика, взгляды, интонации, жесты, позы, движения, поступки, поведение);
г) формы «открытого» психологизма: самоанализ героя, исповедь, дневник (записки), внутренний монолог, процесс рефлексии, соотношение внутренней речи и внутреннего действия, роль предчувствий, угадываний, предсказаний. Значение всех этих форм для познания и самопознания личности, для решения вопроса о конфликте человека и обстоятельств, человека и общества, человека и мира;
д) синтетические формы психологизма: портрет, пейзаж;
е) психологические эксперименты Печорина, их характер и результаты (Печорин и Бэла, Грушницкий, Мэри, контрабандисты, Вулич);
ж) роль художественного времени, особенностей сюжета для понимания сущности личности.
3. Эстетические формы нравственно-философского содержания романа:
а) философские проблемы романа – соотношение родового и видового начал в личности; личность и общество, личность и мир, отношение «естественного» и «цивилизованного» в жизни; индивидуальное сознание и его ценность; рефлексия; проблема «лишнего» человека, проблема фатализма;
б) развитие основного конфликта человека и судьбы как проявление формирующегося самосознания личности – найти все контексты слова «судьба» в разных главах романа и определить сущность эволюции указанного конфликта;
в) как возможно интерпретировать высказывание Печорина: «Только в таком состоянии высшего самопознания можно оценить правосудие Божие»?
в) найти элементы ролевой игры, театрализации жизни и объяснить их художественную функцию (игра как познание себя и познание мира, игровая имитация жизни по законам самой жизни);
в) споры по поводу фатализма в романе, точки зрения разных героев, решение проблемы фатализма Печориным, авторская позиция, значение главы «Фаталист»;
Примечание. Каждый пункт плана в этой теме может стать предметом отдельного занятия по объему материала, а также по принципу системности, согласно которому каждый художественный компонент произведения функционирует во взаимодействии с остальными, и следовательно, обладает одновременно и собственными функциями, и дополнительными функциями других компонентов. Характеристика социального аспекта неизбежно коррелирует с нравственно-психологическим философским, и наоборот, философское содержание невозможно понять без обращения к нравственно-психологическим и социальным проблемам в их художественном выражении. Роман – это художественное единство.
Задания для контроля владения компетенциями:
1. Подвести итоги по теме: «Герой нашего времени» как емкий синтетический жанр социально-психологического и нравственно-философского романа.
2. Определить значение романа М.Ю. Лермонтова для нашего времени.
3. Подготовить сообщения на внутривузовскую научную студенческую конференцию (для интересующихся творчеством Лермонтова студентов).
Основная терминология: социальная детерминированность, конфликт героя со средой, понятие психологизма, формы «объективного» психологизма, формы «открытого» психологизма, синтетические формы психологизма, эстетические формы нравственно-философского содержания, конфликт человека и судьбы, авторская позиция, точки зрения героев, ролевая игра, театрализация жизни.
Литература:
1. Вацуро В.Э. О Лермонтове. Работы разных лет. М.: Новое издательство, 2008.
2. Виноградов И.И. Философский роман Лермонтова // И. Виноградов. По живому следу. Духовные искания русской классики. – М.: Сов. писатель, 1978.
3. Лермонтовская энциклопедия. Л., 1981.
4. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988.
5. Михаил Лермонтов. Pro et contra. СПб., 2002.
6. Удодов Б.Т. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». М., 1989.
7. Черная Т.К. Русская литература XIX века (Ч. 1). Поэтика художественно- индивидуальных систем в литературном процессе. Ставрополь, 2004.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 389.