Тема 13. Практическое занятие
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ: НОВАТОРСТВО, ДИАЛОГИЗМ, ЖАНР»

 

Цель занятия: рассмотреть роман «Герой нашего времени» как синтетический жанр социаль­но-психологического и нравственно-философского романа; определить структурные компоненты жанра и воплощение в них нравственно-философской позиции автора. Обратить внимание на изображение конфликта человека и судьбы как проявление формирующегося самосознания личности.

Методы работы над темой : работа с текстом произведения, использование законспектированной научной литературы, реферативные сообщения студентов.

 

Проблематика и план занятия

 

1. Художественное воплощение социального принципа в романе как один из жанровых аспектов, а также признак реализма:

а) проблема «человек и среда» – дифференцирующий  признак каждой части произведения;

б) разностороннее изображение среды, принцип социальной детерми­нированности, конфликт героя со средой;

в) причины социальной бесприютности главного героя, его одино­чества, его чуждости всякой человеческой среде (анализ по вариантам среды), стабильность среды и бесконечный поиск, рефлективность Печори­на.

г) развитие пушкинской традиции;

 

2. Нравственно-психологические аспекты как основа художественной структуры романа, как способ художественного исследования жизни:

а) понятие психологизма; психологизм как основа художественной системы «Героя нашего времени»;

б) соотношение рассудка и чувства;

в) формы «объективного» психологизма – раскрытие психических про­цессов и состояний в их внешнем проявлении (мимика, взгляды, интонации, жесты, позы, движения, поступки, поведение);

г) формы «открытого» психологизма: самоанализ героя, исповедь, дневник (записки), внутренний монолог, процесс рефлексии, соотношение внутренней речи и внутреннего действия, роль предчувствий, угадываний, предсказаний. Значение всех этих форм для познания и самопознания лич­ности, для решения вопроса о конфликте человека и обстоятельств, чело­века и общества, человека и мира;

д) синтетические формы психологизма: портрет, пейзаж;

е) психологические эксперименты Печорина, их характер и результа­ты (Печорин и Бэла, Грушницкий, Мэри, контрабандисты, Вулич);

ж) роль художественного времени, особенностей сюжета для понима­ния сущности личности.

 

3. Эстетические формы нравственно-философского содержания романа:

а) философские проблемы романа – соотношение родового и видового начал в личности; личность и общество, личность и мир, отношение «ес­тественного» и «цивилизованного» в жизни; индивидуальное сознание и его ценность; рефлексия; проблема «лишнего» человека, проблема фата­лизма;

б) развитие основного конфликта человека и судьбы как проявление формирующегося самосознания личности – найти все контексты слова «судьба» в разных главах романа и определить сущность эволюции указан­ного конфликта;

в) как возможно интерпретировать высказывание Печорина: «Только в таком состоянии высшего самопознания можно оценить правосудие Божие»?

в) найти элементы ролевой игры, театрализации жизни и объяснить их художественную функцию (игра как познание себя и познание мира, игровая имитация жизни по законам самой жизни);

в) споры по поводу фатализма в романе, точки зрения разных геро­ев, решение проблемы фатализма Печориным, авторская позиция, значение главы «Фаталист»;

 

Примечание. Каждый пункт плана в этой теме может стать предметом отдельного занятия по объему материала, а также по принципу системности, согласно которому каждый художественный компонент произведения функционирует во взаимодействии с остальными, и следовательно, обладает одновременно и собственными функциями, и дополнительными функциями других компонентов. Характеристика социального аспекта неизбежно коррелирует с нравственно-психологическим философским, и наоборот, философское содержание невозможно понять без обращения к нравственно-психологическим и социальным проблемам в их художественном выражении. Роман – это художественное единство.

 

Задания для контроля владения компетенциями:

1. Подвести итоги по теме: «Герой нашего времени» как емкий синтетический жанр социаль­но-психологического и нравственно-философского романа.

2. Определить значение романа М.Ю. Лермонтова для нашего времени.

3. Подготовить сообщения на внутривузовскую научную студенческую конференцию (для интересующихся творчеством Лермонтова студентов).

 

Основная терминология: социальная детерми­нированность, конфликт героя со средой, понятие психологизма, формы «объективного» психологизма, формы «открытого» психологизма, синтетические формы психологизма, эстетические формы нравственно-философского содержания, конфликт человека и судьбы, авторская позиция, точки зрения геро­ев, ролевая игра, театрализация жизни.

Литература:

1. Вацуро В.Э. О Лермонтове. Работы разных лет. М.: Новое издательство, 2008.

2. Виноградов И.И. Философский роман Лермонтова // И. Виноградов. По живому следу. Духовные искания русской классики. – М.: Сов. писатель, 1978.

3. Лермонтовская энциклопедия. Л., 1981.

4. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988.

5. Михаил Лермонтов. Pro et contra. СПб., 2002.

6. Удодов Б.Т. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». М., 1989.

7. Черная Т.К. Русская литература XIX века (Ч. 1). Поэтика художественно- индивидуальных систем в литературном процессе. Ставрополь, 2004.

 

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 389.