Тема 17. Практическое занятие
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

ГЕРОЙ И АНТИГЕРОЙ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В. ГОГОЛЯ

Цель занятия: рассмотреть типологию героя-персонажа в разных произведениях Гоголя, его генезис, архетипы и органичную включенность в художественную концепцию жизни, его связь с центральным для творчества Гоголя мотивом души.

 

Методы работы над темой – системное рассмотрение образов персонажей в концепции произведений, опора на идею функциональности поэтики.

Проблематика и план занятия

1. Герой – его генезис, архетипическая и типическая сущность в повестях сборника «Миргород», «Невский проспект» и «Портрет». Мотив обесчеловеченной человечности: («Старосветские помещики», «Шинель»). Проблема антигероя: значение художественной биографии Чичикова; реминисценции сказочной морфологии в биографии героя; архетипы героя; смысл поступков и действий Чичикова в социальном мире и в области духовной жизни человечества;

2. Композиция образа-персонажа в произведении – основные принципы и конкретные формы художественного обобщения:

а) описание в системе повествования (портрет, пейзаж, интерьер, деталь);

б) роль гротеска;

в) заострение ведущей черты персонажа, пронизанность ею поведения и всего образа жизни;

3. Проблема антигероя в «Мертвых душах»:

а) значение художественной биографии Чичикова; реминисценции сказочной морфологии в биографии героя;

б) архетипы героя;

в) смысл поступков и действий Чичикова в социальном мире и в области духовной жизни человечества;

г) Чичиков – душа живая или мертвая?

2. Значение фамилии героя «Повести о капитане Копейкине», ее происхождение и включенность в художественную систему всего произведения. Взаимодействие мира и антимира в сюжете «Повести...».

3. Связь мотива денег с общей проблематикой произведения «Мертвые души» (деньги и новое «нашествие»; деньги и стоимость души в антимире – продажа души за копейки).

4. Мотив души – наиболее характерный для мироощущения автора; контексты мотива в изображении персонажей, в сюжетах повестей («Портрет», «Старосветские помещики», «Шинель»); значение мотива.

 

Задания для контроля владения компетенциями:

Охарактеризовать пьесы Гоголя «Ревизор», «Женитьба», «Игроки» с точки зрения оппозиции герой – антигерой.

Определить актуальность произведений Гоголя для нашего времени с точки зрения той же оппозиции.

 

Основная терминология: герой, антигерой, мотив, контексты мотива, мир и антимир как художественные категории, архетип, тип, художественная реминисценция, морфология сказки.

 

Литература:

1. Аксаков К.С. Несколько слов о поэме Н.В. Гоголя «Похождение Чи­чикова, или Мертвые души» // К.С. Аксаков, И.С. Аксаков. Литературная критика. М., 1981.

2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет. М., 1975.

3. Белинский В.Г. Похождение Чичикова, или Мертвые души. Несколь­ко слов о поэме Н.В.Гоголя «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Объяснение на объяснение по поводу поэмы Н. Гоголя «Похождение Чичико­ва, или Мертвые души» // ПСС. Т.VI, 1955.

4. Гоголь Н.В. Четыре письма по поводу «Мертвых душ». Авторская исповедь // Избранные статьи. М.,1980.

5. Купреянова Е.Н. Н.В.Гоголь // История русской литературы. Т.II. Л., 1981.

6. Лотман Ю. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов, Гоголь.

7. Л.,1990.

8. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М., 1978.

9. Манн Ю.В. В поисках живой души. М., 1984.

10. Смирнова-Чичина Е.С. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Коммен­тарий. Л., 1974.

11. Соллертинский Е.Е. О композиции «Мертвых душ» // Вопросы лите­ратуры. 1959, N 3.

12. Храпченко М.Б. Николай Гоголь: Литературный путь. Величие пи­сателя. М.,1984.

13. Черная Т.К. Русская литература XIX века (Ч. 1). Поэтика художественно- индивидуальных систем в литературном процессе. Ставрополь, 2004.

14. Шевырев С.П. Похождения Чичикова, или Мертвые души. Поэма Н.Гоголя. Статья вторая // Русская эстетика и критика 40-50-х годов XIX века. М., 1982.

 

Тема 18. Практическое занятие.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 294.