ГЕРОЙ И АНТИГЕРОЙ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В. ГОГОЛЯ
Цель занятия: рассмотреть типологию героя-персонажа в разных произведениях Гоголя, его генезис, архетипы и органичную включенность в художественную концепцию жизни, его связь с центральным для творчества Гоголя мотивом души.
Методы работы над темой – системное рассмотрение образов персонажей в концепции произведений, опора на идею функциональности поэтики.
Проблематика и план занятия
1. Герой – его генезис, архетипическая и типическая сущность в повестях сборника «Миргород», «Невский проспект» и «Портрет». Мотив обесчеловеченной человечности: («Старосветские помещики», «Шинель»). Проблема антигероя: значение художественной биографии Чичикова; реминисценции сказочной морфологии в биографии героя; архетипы героя; смысл поступков и действий Чичикова в социальном мире и в области духовной жизни человечества;
2. Композиция образа-персонажа в произведении – основные принципы и конкретные формы художественного обобщения:
а) описание в системе повествования (портрет, пейзаж, интерьер, деталь);
б) роль гротеска;
в) заострение ведущей черты персонажа, пронизанность ею поведения и всего образа жизни;
3. Проблема антигероя в «Мертвых душах»:
а) значение художественной биографии Чичикова; реминисценции сказочной морфологии в биографии героя;
б) архетипы героя;
в) смысл поступков и действий Чичикова в социальном мире и в области духовной жизни человечества;
г) Чичиков – душа живая или мертвая?
2. Значение фамилии героя «Повести о капитане Копейкине», ее происхождение и включенность в художественную систему всего произведения. Взаимодействие мира и антимира в сюжете «Повести...».
3. Связь мотива денег с общей проблематикой произведения «Мертвые души» (деньги и новое «нашествие»; деньги и стоимость души в антимире – продажа души за копейки).
4. Мотив души – наиболее характерный для мироощущения автора; контексты мотива в изображении персонажей, в сюжетах повестей («Портрет», «Старосветские помещики», «Шинель»); значение мотива.
Задания для контроля владения компетенциями:
Охарактеризовать пьесы Гоголя «Ревизор», «Женитьба», «Игроки» с точки зрения оппозиции герой – антигерой.
Определить актуальность произведений Гоголя для нашего времени с точки зрения той же оппозиции.
Основная терминология: герой, антигерой, мотив, контексты мотива, мир и антимир как художественные категории, архетип, тип, художественная реминисценция, морфология сказки.
Литература:
1. Аксаков К.С. Несколько слов о поэме Н.В. Гоголя «Похождение Чичикова, или Мертвые души» // К.С. Аксаков, И.С. Аксаков. Литературная критика. М., 1981.
2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет. М., 1975.
3. Белинский В.Г. Похождение Чичикова, или Мертвые души. Несколько слов о поэме Н.В.Гоголя «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Объяснение на объяснение по поводу поэмы Н. Гоголя «Похождение Чичикова, или Мертвые души» // ПСС. Т.VI, 1955.
4. Гоголь Н.В. Четыре письма по поводу «Мертвых душ». Авторская исповедь // Избранные статьи. М.,1980.
5. Купреянова Е.Н. Н.В.Гоголь // История русской литературы. Т.II. Л., 1981.
6. Лотман Ю. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов, Гоголь.
7. Л.,1990.
8. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М., 1978.
9. Манн Ю.В. В поисках живой души. М., 1984.
10. Смирнова-Чичина Е.С. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Комментарий. Л., 1974.
11. Соллертинский Е.Е. О композиции «Мертвых душ» // Вопросы литературы. 1959, N 3.
12. Храпченко М.Б. Николай Гоголь: Литературный путь. Величие писателя. М.,1984.
13. Черная Т.К. Русская литература XIX века (Ч. 1). Поэтика художественно- индивидуальных систем в литературном процессе. Ставрополь, 2004.
14. Шевырев С.П. Похождения Чичикова, или Мертвые души. Поэма Н.Гоголя. Статья вторая // Русская эстетика и критика 40-50-х годов XIX века. М., 1982.
Тема 18. Практическое занятие.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 294.