Отзывы Булгарина, Греча, Сенковского. Причины неприятия произведения Гоголя этими критиками. Профессиональный отзыв Шевырева, его концепция. Мнение Н. Полевого, его особое место в системе отрицательных оценок произведения. Рецензия Плетнева. Спор Белинского с К. Аксаковым. Проблемы, выявляющиеся из литературно-критического восприятия поэмы, и их значение для последующего изучения произведения.
И.А. Крылов – новатор басни.
Зарождение и эволюция жанра басни в зарубежной и русской литературе – от античности (Эзоп, Федр) к новой и современной литературе (Лафонтен, Геллерт, Сумароков, Хемницер, Дмитриев, Измайлов, Крылов) – обзор. Жанровые особенности басни. Устойчивое и изменчивое в них. Сопоставительный анализ аналогичных по сюжету басен от Эзопа до Крылова. Своеобразие Крылова-баснописца. Реализм его басен.
Композиция романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Тип повествования. Система рассказчиков. Особенности принципа троичности по сравнению с романом «Евгений Онегин». Строение образа Пугачева. Значение эпиграфов. Кульминации в развитии образов-персонажей. Строение сюжета, сюжетообразующие факторы. Осуществление принципа «человек и народ, судьба человеческая – судьба народная» как внутренний эстетический закон произведения.
27. Историческое содержание романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Факты мировой и русской истории, вошедшие в повествование Пушкина. Их художественная функция. Исторические, социальные, нравственные, культурные проблемы русской жизни, составляющие основу романа. Время как категория историческая и категория художественная. Прошлое, настоящее и будущее в романе. Проблема Х главы. Автор как романное лицо и лицо историческое. Роман как «энциклопедия русской жизни».
Своеобразие жанра путешествия в произведении А.С. Пушкина «Путешествие в Арзрум».
Каноны и примеры традиционного жанра путешествия. Интертекстовая основа пушкинского произведения. Элементы литературных мистификаций. Публицистическое и полемическое содержание «Путешествия…». Особенности восприятия и изображения жизни и менталитета кавказских народов. Признаки дневникового жанра. Романные эпизоды. Лирическое, драматическое и эпическое начала в жанре пушкинского «Путешествия…».
Пиковая дама» как философская повесть.
Синтетичность жанровых традиций в «Пиковой даме»: авантюрная повесть, фантастическая повесть, социальная повесть, философская повесть. Архетипическое содержание произведения: архетипы персонажей, сюжета, образной системы. Проблемы личности и общества, личности и мира, нравственные проблемы. Наполеоновская тема. Национальный аспект понимания проблемы денег. Диалектика случайности и закономерности как закон жизни и закон сюжетного развития. Пушкинская концепция личности.
Историческое формирование категории романизма.
Происхождение термина. Понимание романтизма в работах европейских философов: Шеллинга, Гегеля. Трактаты о романтизме бр. Шлегелей, Шиллера. Русская критика о романтизме: А. Бестужев, О. Сомов, П. Вяземский, Н. Полевой, Н. Надеждин, В. Белинский. Основные работы отечественных ученых о романтизме: Н.Я. Берковский, В.М. Жирмунский, Г.А. Гуковский, Н. Гуляев, Ю. Манн и др.
Историческое формирование категории реализма.
Реалистическая парадигма в истории европейской эстетической мысли: античные мыслители, манифесты французских реалистов XIX века (Бальзак, бр. Гонкуры, Мопассан, Золя), русская критика XIX века (Надеждин, Белинский, Ап. Григорьев), писатели XIX века (Пушкин, Гончаров, Достоевский, Л. Толстой и др.). Развитие традиции в исследованиях советских литературоведов: М.Б. Храпченко, Г.Н. Поспелов, С.М. Петров, Г.М. Фридлендер. Разнообразие типов реализма. Современные полемики о реализме.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 246.