Литературно-критические реминисценции в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Поэтические оценки произведений мировой и русской литературы (и прошлого, и современной). Полемические высказывания, их аргументация, включенность в современную литературную жизнь. Эстетические категории, осмысленные на страницах романа. Полемическая сущность романа в целом.

 

17. «Руслан и Людмила» – традиции и новаторство. Полемическое со­держание произведения.

Романтические каноны к началу 1820-х гг.: жанры (элегия, поэма), герои (разочарованный мечтатель), ценностные ориентации. Их интерпре­тация в «Руслане и Людмиле». Новаторство Пушкина в жанровой структуре поэмы, в создании образов, в их речевой характеристике, в композиции, в стихе. Внутритекстовая полемика с Жуковским. Литературно-критические споры вокруг поэмы. Посвящение и пролог к поэме – их значение в систе­ме произведения. Перспективы и преемственность художественных открытий поэмы в более поздних произведениях Пушкина.

 

Тип лермонтовской личности в драме «Маскарад» и романе «Герой нашего времени».

Структура драматического образа – структура романного образа. Со­отношение героя с другими персонажами (система образов). Главный герой в системе конфликта произведений. Композиция произведений. «Демоничес­кая» сущность личности главных героев. Способы жанрового выражения личности. Философское содержание.

 

Тип лермонтовской личности в поэме «Демон» и романе «Герой нашего времени».

Система поэмного жанра и система романа. Приемы создания образа в поэме, его структура. Особенности типизации в жанре романа. Общее и различное в Демоне и Печорине. Художественные приемы эмоциональной вы­разительности в поэме. Система образов поэмы. Структура образа в рома­не, система образов. Философское содержание.

 

Восприятие лермонтовского героя в русской критике.

Эволюция восприятия образа демонической личности от социально-бы­тового к философскому. Национальная и общечеловеческая сущность личности лермонтовского героя. Идея нравственного содержания человека, ее полемические аспекты. Идея подражательности и самобытности героя. Оценка художественных особенностей  произведений   Лермонтова в восприятии критиков от современных Лермонтову до критиков серебряного века. Источники: статьи С. Шевырева, О. Сенковского, В. Белинского,    Бурачека, Ап. Григорьева,  В. Соловьева, Д. Мережковского, В. Набокова.

Проблема соотношения романтизма и реализма в повестях Гоголя.

Общие черты романтизма и новаторство гоголя в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Особенности структуры цикла, система рассказчиков. Ха­рактерные черты гоголевской индивидуальности: смех сквозь слезы. Проб­лема романтизма в «Миргороде» и петербургских повестях – состояние вопроса в современном литературоведении.

 

Лирические отступления в «Евгении Онегине» и «Мертвых душах».

Понятие лирических отступлений. Лири­ческие отступления как элемент жанровой структуры. Содержание и функ­ции лирических отступлений. Современное терминологическое обозначение данных художественных структур. Образ автора. (Все проблемы рассматривать в сопоставлении двух произведений).

 

Пушкин и Белинский.

Обусловленность обращения Белинского к творчеству Пушкина. Прин­ципы литературно-критического анализа в пушкинских статьях: историзм, научность, аргументированность, комплексное единство идейного и эсте­тического подхода. Понятие пафоса художественного творчества вообще и пафоса Пушкина. Общность нравственных позиций Белинского и Пушкина. Оценка Пушкина как поэта народного, национального. Народность как ка­тегория социальная, эстетическая и нравственная. Проблема типического в пушкинских статьях. Проблема нравственной личности поэта. Общая оценка поэзии Пушкина. Статьи Белинского – первый этап научного пушкиноведения.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 245.