Задачи и способы использования устного народного творчества в агитационных песнях Рылеева и А. Бестужева-Марлинского, народная песня в лирике тюрьмы и ссылки. «Думы» Рылеева Рылеева – трансформации народного жанра. Теоретическое решение проблемы народности в критике декабристов и попытки практической реализации теории.
4. Особенности использования устного народного творчества в романтическом творчестве А.С.Пушкина.
Устное народное творчество как одна из культурных традиций романтизма. Трансформация народного мироощущения в романтическом мире «Руслана и Людмилы», южных поэм. Приемы устного народного творчества и их разработка в произведениях Пушкина. Отзывы современной критики.
Чацкий – Онегин – Печорин. Эволюция типа.
Понятие художественной типизации. Изменение сущности типа в зависимости от исторической и литературной ситуации. Выражение в образах персонажей особенностей индивидуальной художественной философии автора. Изменение структуры образа, принципы типизации и приемы создания типического характера. Соотношение с жанром, художественной индивидуальностью. Романтическое и реалистическое содержание образов.
Мотив дороги в творчестве Пушкина.
Понятие мотива. Образное воплощение мотива дороги в произведениях разных жанров Пушкина, дорога как художественное выражение пространственно-временных категорий. Генетическое содержание, эстетическая и философская функция мотива в каждом из произведений, а также в творчестве Пушкина в целом. Мотив дороги и художественная индивидуальность Пушкина. Включение мотива в систему других (мотив памяти, метели...). Выражение в этих мотивах идеи «самостоянья человека»
Мотив дороги в творчестве Лермонтова. (Аналогично теме 4).
Мотив дороги в творчестве Гоголя. (Аналогично теме 4).
Мотив метели в творчестве Пушкина. (Аналогично теме 4).
Мотив коня и всадника в творчестве Пушкина. (Аналогично теме 4).
11. Мотив выставки в повестях Гоголя. (Аналогично теме 4). Многогранность мотива у Гоголя. Использование данного мотива как средства сатиры, эпического содержания, лирического выражения. Приемы словесной живописи (цвет, свет, форма, рисунок, линия, перспектива) – проблема интеграции искусств.
Два «Пророка» – Пушкин и Лермонтов.
Сравнительный анализ стихов по важнейшим параметрам эстетической системы: форма лирического высказывания, образная система, пространственно-временные отношения, субъектно-объектная сфера, тропы, стихосложение. Картина мира. Философские проблемы и их решение (человек – мир – пророк). Авторская позиция.
Пушкин и Байрон. «Байронический» герой в творчестве Пушкина.
«Бахчисарайский фонтан» и «восточные» поэмы Байрона. Тип современного героя у Пушкина, его типологические связи с аналогичным героем у Байрона – анализ историко-культурных связей России и Европы по этой проблеме. Современная Пушкину критика о его «байронизме» (декабристы, Н. Полевой, Н. Надеждин, Веневитинов, Белинский). Современные литературоведы об этой проблеме: их труды, методология, концепции.
Эволюция жанра поэмы в творчестве Пушкина.
От «Руслана и Людмилы» к «Медному всаднику». Герои, типы, проблематика, художественные задачи, метод, особенности формы, различия в жанровой системе. Характер связей и различий (генетические, структурные, связующие, отталкивающие, развивающие). Эволюция стиля. Связь данной проблемы с литературным процессом.
Пушкин – критик.
Философские основы литературно-критических взглядов Пушкина. Категория народности, романтизма, истинного романтизма, представления о реалистическом искусстве, шекспировский принцип, осмысление сущности и природы жанров (драмы, романа). Оценка собственных произведений. Полемика с современной критикой по поводу своих произведений. Оценка литературного процесса.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 243.